Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искоренение скупости
Проявления этого порока у детей. Приучайте детей к труду и бережливости и насаждайте в них щедрость. Примеры тяжких наказаний Божиих за скупость и воровство. Едва ли есть такой порок, который был бы столь же распространен в наши дни и греховность которого так же мало сознавалась, как любостяжание или корыстолюбие и скупость; а между тем, с этим пороком особенно нужно бороться при воспитании детей. Страсть корыстолюбия (любостяжания) есть алчность ко всякого рода стяжательству, ненасытное желание приобретения богатства, имущества, денег и всякого рода «земного имения». Эта страсть происходит обычно от себялюбия и плотоугодия, от неверия в благой Промысел Божий и отсутствия любви к Богу и людям. У детей этот порок чаще всего проявляется в скупости, скряжничестве, жадности, в любви к деньгам, в «потребительской психологии», в других видах эгоизма и в своекорыстии. От порока корыстолюбия обычно происходят лживость, воровство, гневливость, зависть, убийства, вражда, жестокосердие, неблагодарность, праздность, лень, роскошь, разгул, распутство и многое другое. Премудрый Сирах о чрезмерной любви к деньгам говорит: любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им (Сир. 31: 5). По словам святителя Тихона Задонского, сребролюбец — «враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе» 545 . Святой апостол Павел говорит, что сребролюбие есть корень всех зол (1Тим. 6: 10), и о тех, которые хотят быть богатыми, — что впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1Тим. 6: 9). Многие, предавшись этому пороку, уклонились от веры (1Тим. 6: 10). Апостол причисляет любостяжание (лихоимство) к грехам, которые лишают человека Царства Небесного: блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас (христиан), как прилично святым... Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5: 3—6). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители... ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1Кор. 6: 9—10). Смотрите, — говорит Господь, — берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12: 15). Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам Бог сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр. 13: 5). В Священном Писании и у святых Отцов Церкви много говорится о том, насколько пагубна страсть корыстолюбия (любостяжания). Христианские родители должны неизменно и постоянно помнить об этом и всячески охранять от этого порока как самих себя, так и своих детей. Очень многие родители, сознательно или несознательно, но сами развивают в своих детях любостяжательность и скупость. В большинстве семейств детям ничего почти не приходится слышать, кроме толков о выгодной работе, высоком заработке, об имуществе, деньгах и богатстве. С завистью говорится о людях благоустроенных, зажиточных, богатых, живущих в свое удовольствие. Дети слышат эти разговоры в семье, наблюдают жизнь преобладающего числа окружающих людей, погруженных в заботы только о материальном. Отсюда у них, естественно, слагается убеждение, что человек существует в мире для того, чтобы только работать и зарабатывать деньги, что деньги и материальные блага — самое главное в мире. Что же после этого удивительного в том, если алчность, любостяжание и скупость глубоко пускают корни уже в самые юные и нежные детские сердца? Христианские родители должны, конечно, побуждать и приучать своих детей к труду и прилежанию. При этом всегда надо приучать их трудиться не из-за денег и наживы, а потому, что трудолюбие угодно Богу, и человек своим трудом не только себя кормит ( 2Фес. 3: 10), но и ближних; он может помогать из своих трудов и нуждающимся, слабым и больным. Сам Господь заповедал человеку труд (Быт. 2: 15); человек рождается для труда и полезной работы так же, как птица для того, чтобы летать (срав: Иов. 5: 7). Нужно приучать детей избегать праздности, потому что праздность — грех пред Богом, потому что праздно живущий есть вор, который крадет дни своей жизни, данные Господом Богом для полезной работы; наконец, надо показывать детям, что праздность научает многому худому (Сир. 33: 28) и есть начало и мать всех пороков. Равным образом нужно приучать детей к благоразумной бережливости, ибо кто не бережет малое мало-помалу придет в упадок ( Сир. 19: 1). И Сам Спаситель преподал нам пример бережливости, когда приказал собрать в корзины те куски хлеба, которые остались по насыщении Им пяти тысяч человек (Ин. 6: 12). Однако, бережливость не должна переходить в скупость и жадность. С бережливостью должны соединяться и щедрость, и отзывчивость, к которым следует приучать и детей. Скупость и жадность могут быть обнаружены у ребенка в различных видах. Большей частью жадность проявляется в том, что дети хотят завладеть всем, что им дают, не хотят из этого ничего уделить своим братьям и сестрам, своим сверстникам. Чтобы дети не впадали в эту страсть, необходимо прививать им противоположную добродетель, а именно — щедрость. Этого легко достигают тогда, когда их приучают делиться с другими всем, что им дается, подавать своими руками милостыню, участвовать со старшими в помощи больным и немощным, сострадательно помогать старым и больным. Но недостаточно учить детей быть щедрыми из одного только чувства сострадания; при этом необходимо указывать на религиозные побуждения, внушая им, что Спаситель на все, что подается бедным, смотрит так, как бы это давали Ему Самому ( Мф. 25: 40). Господь заповедал отзываться на всякую действительную нужду и просьбу ближних: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5: 42). И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6: 31). Далее, алчность обнаруживается у детей нередко в форме недовольства. Чтобы предохранить ребенка от подобного проявления любостяжания и жадности, надо приучать его довольствоваться тем, что у него есть. Дети должны быть довольны пищею, одеждою, своими играми и развлечениями, довольны всем своим существованием. Здесь по отношению к детям следует всегда соблюдать следующие правила: кто недоволен тем, что ему дали, тот впредь не получит ничего. Если дитя недовольно хлебом, который ему дали, кушаньем, которое ему предложили, одеждою или игрушками, которые ему купили, если все это для него не довольно хорошо, недостаточно красиво, то пусть все это будет отнято у него. Это послужит ему уроком на будущее. Нередко случается, что дети из любостяжания решаются на воровство. В этом отношении родителям нужно быть строгими, ибо нигде как здесь приложима пословица: «С малого начинают, а большим кончают». Когда родители заметят у детей какие-нибудь предметы, как, например, что-либо съестное, игрушки, школьные принадлежности и т.п., которых им не давали, обязательно должны спросить, откуда их взяли, и если откроется, что эти вещи взяты тайком и без спросу, то надо настойчиво требовать, чтобы их вернули. Дети обычно говорят: «Я не украл, я так взял», — на что им следует внушать: «Без спросу взял, да не сказал, так (значит) украл» (пословица). По временам надо осматривать их личные и школьные вещи, нет ли между ними чужих ручек, карандашей, тетрадей, книг и др. Если дети приносят домой какую-нибудь найденную вещь, то надо, чтобы они спросили в школе, не потерял ли кто этой вещи. Родители должны строго следить, чтобы их дети не рвали плоды с чужих деревьев. Не следует с самого раннего детства приучать ребенка к лакомству, потому что это способствует приобретению наклонности к воровству. Из этих же соображений не следует допускать и того, чтобы дети между собой торговали и барышничали, потому что при этом они слишком легко выучиваются лгать. В Прологе (13 сентября) повествуется об одном иноке, Филагрии, который жил в Иерусалиме и питался от продажи своих рукоделий. Однажды на торжище, куда он пришел, чтобы продать сработанное им, он увидел лежащую на земле сумку, в которой была тысяча золотых монет. Филагрий поднял эту сумку, в которой было золото, и сказал самому себе: «Не следует мне уходить отсюда, ибо потерявший золото непременно сюда же должен и придти». И предположение старца-инока оправдалось. Человек, потерявший деньги, вскоре пришел к месту, где Филагрий поднял их, и плакал о своей потере. Филагрий остановил его и сейчас же в целости возвратил ему тысячу златниц. Получивший потерю удержал Филагрия и стал предлагать ему денежную награду, но старец не хотел и слышать о таковой. Тогда человек этот стал громко кричать к народу: «Придите скорее и посмотрите на этого человека! Придите и посмотрите, какие есть люди у Бога!» Филагрий же, не желая слышать похвалы себе, не желая быть узнанным и не терпя вообще славы человеческой, тотчас же скрылся в народе и затем вышел из города. Как можно чаще надо внушать в семье, что прочно и полезно только то, что приобретено чистым и праведным путем и воспитывать глубокое отвращение ко всем видам бесчестности. Надо учить детей презирать воровство и всякую недобросовестность из религиозных оснований, обращая их внимание на Бога, на Божии заповеди. Слово Божие весьма строго осуждает воровство и указывает на него, как на тяжкий смертный грех: ни воры, ни лихоимцы... ни хищники — Царства Божия не наследуют (1Кор. 6: 10). У русского народа пагубность воровства выражена пословицей: «Вор ворует не для прибыли, а для своей гибели». Как тяжек грех воровства и лжи показывает следующий случай из жизни святителя Ионы, митрополита Московского. Святой Иона однажды дал одному из своих послушников много денег для раздачи бедным, но тот вскоре после того часть денег раздал, а часть утаил. Случилось, что пришла вскоре к Святому бедная вдова с жалобою на послушника: — Святитель Божий! Твой послушник ничего не дал мне из завещанных тобою денег. Митрополит, призвав послушника, спросил его: — Зачем ты оскорбил эту вдову и не дал ей ничего? Тот отвечал: — Я дал ей много, но она бесстыдно просит большего. Вдова отрицала это и настойчиво утверждала, что не получала от него ничего. Послушник воскликнул с гневом: — Уходи, ты умрешь, потому что ты лжешь! Тогда святитель Иона сказал: — Не будет так, вдова эта говорит правду, а ты крадешь и лжешь; она будет жива, а умрешь ты! Послушник в тот же день заболел и умер. А вот рассказ из жизни преподобного Исаака Сириянина (память 12 апреля). Один благочестивый человек послал святому две корзины с яствами. Слуга спрятал по дороге одну корзину, а другую от имени своего хозяина принес. Принимая корзину, святой Исаак сказал слуге: — Я принимаю дары, но смотри, не касайся корзины, которую ты оставил на дороге. В ней — змея, и если ты протянешь руку, она ужалит тебя. Слуга был смущен и раскаялся в своем грехе. Стыд и страх овладели им вместе с радостью, что он ушел от действительной опасности. А опасность была не только от живой змеи. В корзине была еще и другая змея. Краденое отравило бы душу слуги. Может быть, в первый раз он присвоил чужое, и если бы его не остановил святой, ржавчина порока воровства внедрилась бы в душу и растлила бы ее навсегда. Когда искушает мысль украсть, то и маленькому, и большому христианину надо беречься: не ужалила бы змея корыстолюбия и воровства. В наше время в сознании людей появились новые понятия о собственности, образовавшиеся вследствие коренных социальных изменений. Отношение многих людей к собственности ближних можно выразить словами: твое — мое. Такое ослабление права и уважения к чужой собственности способствует распространению воровства. Родителям необходимо заботиться, чтобы их дети с самого раннего возраста знали разницу между «моим» и «твоим». Поэтому, имея по нескольку детей, не следует позволять им, чтобы один брал без спроса одежду или какие-нибудь вещи, принадлежащие другому; в то же время надо приучать каждого быть готовым помочь другому и делиться своими вещами, когда это необходимо. Если вы, христианские родители, хотите предохранить ваших детей от всех указанных видов алчности и любостяжания, если не хотите сделать их рабами маммоны, то учите их и словом, и делом, и собственным примером узнавать истинную цену земных благ. Учите вашим словом, внушая им, что деньги и имущество — не самое главное на земле, что есть высшие духовные блага, а именно — добродетели, которые одни только имеют цену перед Богом, и что человеку никакой нет пользы в том, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф. 16: 26). Приучайте детей ваших к щедрости и благотворительности. “Учите их вашим примером, направляя всю свою деятельность на приобретение Царствия Божия и правды его (Мф. 6: 33), не пропуская из любостяжания своих религиозных обязанностей, как, например, молитвы, богослужения, Причащения Святых Таин, — словом, показывая всем образом своей жизни, что самое главное и “единое на потребу” для человека — вовсе не деньги и имение, а вечное блаженство души» 546 . Помните, что ваши дела говорят сильнее ваших слов.
545 Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Творения. Т. 2. С. 181.
546 С.С. Беседы о воспитании детей. C. 111. См. также: С. 105—112.
|