Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О воспитании послушания в детях






      Священное Писание о повиновении детей родителям. О правильном отношении родителей к физическим потребностям ребенка. Воспитание воли. О родительской любви как важнейшем средстве воспитания послушания и любви в детях.
      Вера без дел мертва, — говорит Апостол (Иак. 2: 20). Наши христианские дети должны быть не только набожными, но и благочестивыми и нравственными. Достигается это искоренением пороков и страстей и приучением детей ко всему хорошему, насаждением в их сердцах различных христианских добродетелей.
Основанием или фундаментом нравственного воспитания и первейшей добродетелью каждого ребенка, без сомнения, должно быть послушание. В послушании объединяются и другие важные качества, такие, как доверие, почитание родителей и уважение к старшим, совестливость, правдивость, добрая услужливость и др.     
Без послушания не осуществимо нравственное воспитание детей. Сущность воспитания состоит, прежде всего, в приучении к христианскому послушанию, которое есть путь к самообладанию и истинной свободе. «Все обязанности ребенка сосредоточиваются в обязанности повиновения, и самый отличительный      грех юности есть непослушание» 556 .
Христианское послушание есть проявление смирения и кротости. Смирение и послушание неотделимы друг от друга      557 .
Гордое, своенравное дитя не способно к послушанию. Смиренное дитя кротко, терпеливо, не дерзко на словах и в обращении с другими, не своевольно, довольно всем, что ему дают, не раздражается, не враждует, не прекословит и не противоречит, если ему что повелят, исполняет родительскую волю с покорностью и без ропота.     
«Покорность и есть послушание», — говорит преподобный Варсонофий Великий      558 . «Послушание есть отвержение... собственного желания» 559 . Послушание есть подчинение воле родителей и наставников, которым послушное дитя во всем доверяет и не проявляет по отношению к ним самочиния и своеволия. «Послушание есть неверование себе самому во всем добром» 560 .
Дитя, не имеющее послушания и смирения, скрывает свои поступки, прикрывает их ложью или самооправданием.     
Нет сомнения, что все родители желали бы иметь послушных и почтительных детей, и однако в наше время от очень многих слышатся жалобы на непослушание и непочтительность ребенка. Откуда происходит это      зло? Где причины этого печального явления? В большинстве случаев — в безразличном воспитании и в дурном примере окружающих людей и самих родителей.
Послушание в детях прочно только тогда, когда оно имеет под собой религиозное основание.      Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3: 7). Без веры и благочестия не может быть ни истинного смирения и кротости в детях, ни связанного с этими добродетелями доброго послушания и почитания родителей 561 .
«Если родители желают иметь поистине послушных детей, которые не выходили бы из послушания и тогда, когда они бывают вне непосредственного родительского надзора, когда они не ожидают никакой награды за свое послушание и не боятся никакого наказания за непослушание, то они с самых ранних пор должны приучать своих детей повиноваться родителям ради Бога. Они должны с самого младенчества внушать детям, что не повинуясь родителям, они грешат против Самого Бога и навлекают этим на себя Его неблаговоление, временное и вечное»      562 .
Еще в Ветхом Завете премудрый Сирах писал:       Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями (Сир. 3: 2). Из глубины веков слышим голос этого великого мудреца, обращающегося к детям: делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (Сир. 3: 8—9).
Апостол Павел полагает религиозные законы послушания детей своим родителям во всем,       ибо это благоугодно Господу (Кол. 3: 20). И в другом Послании говорит: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6: 1). Послушание и покорность детей есть заповедь Божия, данная с особыми обетованиями (Мф. 15: 4; Мк. 7: 10; Еф. 6: 2—3).
Апостол указывает на одно из главных оснований и побуждений к искреннему послушанию (повиновению) родителям — внутреннее чувство почитания родителей. Послушание служит обнаружением этого внутреннего чувства почитания и любви. Возможно послушание и не из почитания, а или по страху, или по каким-либо расчетам, например, материальным. Апостол Павел указывает, как на основание почитания родителей, на заповедь Божию, данную с обетованием:       чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая в обетовании: да благо ти будет, и будеши долголетен на земли (Еф. 6: 2—3).
Что может быть справедливее, как повиноваться тем, от которых мы получаем бытие, воспитание и направление жизни? Слово Божие указывает, что дети должны видеть в родителях представителей Творца и Промыслителя, чрез них изрекающего Свою волю ребенку, — это главное основание послушания и почитания родителей      563 .
«Заметь, — говорит святой      Иоанн Златоуст, — какое удивительное основание для добродетели (послушания) полагает Апостол — и справедливо — в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить (к учению) о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых (плодов), а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?» 564
Послушание и покорность детей есть заповедь Божия. Сам Господь      Иисус Христос показал пример благопокорного послушания Своим родителям. Необходимо внушать детям, что чрез послушание родителям они уподобляются Отроку Иисусу, о Котором евангелист Лука говорит, что Он был в повиновении у Своих родителей (Лк. 2: 51). На пример Божественного Отрока Иисуса нужно всегда указывать детям как на светлый образец, которому они должны подражать. Все это родители должны как можно чаще внушать детям, с самого раннего их возраста, полагая тем религиозное основание детского послушания.
Епископ      Феофан Затворник указывает два важных спутника и охранителя доброго послушания: страх Божий и совестливость. Страх Божий просвещает совесть, предохраняет от худых поступков. Чем раньше в ребенке напечатлевается страх Божий, тем прочнее будет во все последующее время благочестие и основанное на нем послушание. Весьма важно «образовать в душе дитяти настроение совестливости и христианской сознательности. Воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли; а если уже сделались такими — сколько можно располагать их к раскаянию. Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти; (совестливое дитя) не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем (если оно не придет к матери или отцу и не признается в своем поступке, и так не один раз), душа грубеет, дитя начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаянию, сделать, чтобы без боязни, с доверием и со слезами пришло и сказало: вот я то и то сделал худо. Само собою, что все это будет касаться одних обыкновенных предметов; но хорошо и то, что здесь положится основание будущему постоянному истинно-религиозному характеру — тотчас восставать по падении, образуется умение скорого покаяния и очищения себя или обновления слезами» 565 .
Если родители хотят иметь послушных детей, то с самого младенчества они      должны подавлять их самолюбие и своеволие. Об этом учил еще премудрый Сирах: необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким... Не давай ему (дитяти) воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир. 30: 8, 11—12). То же говорит и царь Соломон: отрок, оставленный в небрежении (т.е. предоставленный собственной воле), делает стыд своей матери (Притч. 29: 15).
Своеволие, своенравие, неудержимость желаний образуются, прежде всего, от неправильного отношения к телесным потребностям ребенка. С первых же лет жизни надо приучать дитя к владению своим телом, обладанию своими желаниями, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и в последующую жизнь легко и свободно можно было владеть его потребностями. Так, с младенчества надо подчинять известным правилам принятие пищи, сообразно возрасту определить время, количество и способ питания и потом от этого порядка без нужды уже не отступать. «Этим приучится дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа; здесь же первые опыты упражнения в отказывании себе в своих желаниях. Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как запросит есть, там до того расслабляют его, что после оно уже не иначе как с болезнию может отказываться от пищи. Вместе с сим оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать или выплакивать все желаемое. Таким же правилам должно подчинить и сон, и теплоту с холодом, и другие удобства (естественно необходимые для тела), имея неопустительно в виду — не разжечь страсти к чувственным наслаждениям и приучить отказывать себе. Это до́ лжно соблюдать во все время воспитания, изменяя, как само собой разумеется, правила в применениях, а не в существе, — до тех пор, пока воспитываемый, утвердившись в них, возьмет сам себя в руки»      566 .
Укрепление самообладания еще более связано с воспитательным воздействием на весьма важную потребность детского организма — потребность движения, деятельности. «В отношении к душе оно (движение) — седалище воли, — пишет епископ Феофан, — и очень способно развивать своеволие... Развитие его, оставленное на произвол, в одних развивает непомерную резвость и рассеянность, в других — вялость, безжизненность, леность. Первое укрепляет и обращает в закон своенравие и непокорность, в связи с которыми находятся задорность, гневливость, неудержимость в желаниях. Последнее способствует развитию чувственных наслаждений.     
Итак, до́ лжно иметь в виду, чтобы, укрепляя силы тела, не раздуть чрез то своеволия и, заботясь о теле, не повредить душе. Для этого главное — умеренность, предписание, надзор»      567 . Особенно важен надзор за играми, развлечениями, товариществом детей. «Пусть дитя резвится, — продолжает епископ Феофан, — но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти. Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается вовсе без готовности слушаться даже в каких-нибудь малостях. И это — с одного раза; что же сказать, если это совсем в небрежении? Как трудно после истребить своенравие, коль скоро оно осядет в теле, как в крепости. Не гнется шея, не движится рука и нога, и глаз даже не хочет смотреть, как приказывают. Напротив, дитя выходит преподвижное на всякое послушание, где с самого начала не дают воли его движениям» 568 .
Еще больше внимания нужно обращать на воспитание воли. Епископ Феофан так пишет о воспитании воли: «Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго до́ лжно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и опрашивают: можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое легкое для напечатления, ибо дети и так большею частию обращаются с расспросами к взрослым, сознавая свое неведение и слабость; стоит только возвысить это де      ло и поставить это им в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность во всем воле родителей, наперекор своей, расположение во многом отказывать себе и навык к этому или уменье; а главное, опытное убеждение в том, что не должно слушать во всем себя. Это всего понятнее для детей из их же опытов, потому что они многое желают, а между тем это желаемое вредно для их тела и души. Отлучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души. Дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца! Здесь происходит нечто похожее на то, что бывает с одинаково настроенными инструментами. Вместе с тем, и самих детей надо вызывать на добрые дела и сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делали» 569 .
«Таким образом, христианские родители не должны давать воли своим детям еще с младенчества, но подавлять их своеволие. Уже в колыбели дитя заявляет о своей воле криком. Если ребенок кричит по уважительной причине, например, потому что он голоден, или пить хочет, или чувствует боль, или потому, что ему душно, или потому, что он нечист, то было бы жестокостью оставлять его надолго в таком положении. В этом случае следует поспешить на крик его и удовлетворить его требованию. Если же крик его проистекает из каприза или самолюбия, то уступчивость при этом была бы очень вредна. В таком случае пусть кричит маленький крикун, не беспокойтесь о нем. Накричавшись, он сам перестает, когда увидит, что он ничего не достигает своим криком. Напротив, если ребенок заметит, что вы с поспешностью всегда являетесь на его крик, то капризы будут повторяться все чаще и чаще и ребенок будет настаивать на своем»      570 .
Некоторые дети растут вспыльчивыми, нервными и проявляют это в капризах, плаче, истерических выходках. Нервных детей очень трудно приучать к послушанию. Чтобы предотвратить развитие нервности ребенка, важно отучить его от плача и капризов. Для грудного ребенка плач — это обычный сигнал о помощи. Но как только малыш научился говорить, необходимость плача отпадает. Чтобы отучить ребенка от плача, надо всегда внимательно выслушивать его просьбу и по возможности выполнять его желание, если оно не во вред ему и высказано в спокойной форме. Если же ребенок требует своего с ревом и криком, то надо ему твердо заявить, что вы поможете ему только после того, как он перестанет плакать.     
Важная деталь: если мы хотим отучить ребенка добиваться желаемого криком, то и сами не должны кричать на него. Пусть малыш слушается спокойного слова и убеждения, а не повышенного тона и окрика. Ни в коем случае нельзя обещать что-либо ребенку или грозить ему, если у вас нет твердой уверенности, что обещанное будет выполнено. Никак недопустимо обращать к малым детям такие угрозы, как: «сейчас тебя дядя заберет», «собака укусит», «собаке отдам» и т.д. Плохо, если в результате такой угрозы малыш испугается. Плохо и другое: если он все-таки совершит запрещаемый поступок, а «дядя» не заберет его и никакая «собака» не укусит — ребенок сразу убедится, что ваши слова не всегда соответствуют действительности.     
Не все, о чем просят дети, следует исполнять. Напротив, их надо приучать кое в чем себе и отказывать. На просьбу или требование со стороны дитяти иногда необходимо отвечать словом «нет», и раз сказано это слово, непременно нужно при нем и остаться, и пусть не колеблют отца или мать ни ласковые просьбы, ни капризы настойчивого дитяти. Особенно не следует терпеть в ребенке упорства. И нет сомнения, что детям полезно отказывать не тогда только, когда они просят чего-нибудь вредного, невозможного, но и тогда, когда они просят чего-либо позволительного. Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению.     
Наконец, христианские родители должны приучать своих детей к скорому и неотложному послушанию. Доброе дитя повинуется быстро — это золотое изречение должно быть постоянным правилом для детей. В связи с этим можно дать несколько полезных советов отцу и матери.     
«Не отменяйте того, что раз приказали, но со всей строгостью настаивайте на том, чтобы это с возможной скоростью приведено было в исполнение. Но для этого все ваши приказания и распоряжения должны быть хорошо обдуманы и благоразумны. Вы не должны требовать от своих детей ничего невозможного, несправедливого или слишком трудного и непосильного. Не должны ваши приказания проистекать также из каприза и грубого произвола, так как этим вы можете вызвать в детях скорее отпор и озлобление, чем послушание и покорность. Обращаться к детям надо спокойно и благожелательно. Не должен ты, христианский родитель, или ты, христианская мать, сегодня дозволять детям то, что вчера тобою было строго воспрещено, потому только, что сегодня ты лучше, благодушнее настроен, чем вчера. Не давайте слишком много и слишком часто приказаний, особенно с грубостью, криком и раздражением. Чрез постоянное и вечное командование дети делаются мало внимательными, а иногда совсем равнодушными к вашим распоряжениям, а где родители применяют крики и угрозы и приказывают с раздражением, там дети вскоре перестают слушаться, а если и бывает еще послушание, то, как говорят, из-под палки... Будьте, наконец, кратки, ясны и точны в своих приказаниях и не употребляйте для этого слишком много слов. При этом вам совсем нет надобности, особенно по отношению к маленьким детям, много говорить и выяснять основание, почему они то или это должны делать. Дитя достаточно знает: родители хотят, чтобы я сделал это или то, следовательно, я должен послушаться»      571 .
Но чтобы подавить в ребенке своеволие и приучить к беспрекословному послушанию, для этого отец и мать должны быть в своих приказаниях и запрещениях совершенно согласны. Мать не должна дозволять того, что запрещено отцом, и наоборот, отец не должен, хотя бы только в шутку, бранить мать за то, что она отказала в чем-нибудь ребенку. В противном случае на них исполнятся слова Писания:       когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления? (Сир. 34: 23).
Если христианские родители желают, чтобы их дети оказывали послушание, то следует внушать им уважение и должное почтение к себе. А для этого отец и мать должны так держать себя во всех словах и делах своих пред детьми, чтобы они, по заповеди Божией, питали к родившим и воспитывающим их глубокое почтение и благоговение.     
Этого, конечно, нельзя достичь путем вспышек и резкого проявления гнева, путем шума, брани и проклятий. Этим можно поселить в детях только страх, а не уважение, добиться только временного, а не постоянного послушания. Сын или дочь — они уже знают, что когда пройдет гнев отца, минует раздражение матери, тогда они уже не будут строго настаивать на исполнении своих приказаний.     
Но так же мало, как и чрез вспышки гнева, родители могут внушать надлежащее уважение к себе, если они слишком много шутят с детьми и редко бывают серьезны с ними, если отец, например, дозволяет малютке трепать себя за волосы, бранить или бить себя, говорить в шутку дерзкие и непристойные слова и т.п. Не напрасно мудрый Сирах делает в своей книге такое предостережение:       есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их, и не показывай им веселого лица твоего (Сир. 7: 26), и в другом месте: лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими (Сир. 30: 9—10).
Сказанное отнюдь не означает того, что родителям не нужно быть ласковыми и любезными к детям, что нельзя время от времени дозволять даже и невинных с ними шуток; нет, мы желаем только предостеречь родителей от чрезмерной фамильярности, панибратства и излишних шуток со своими детьми. Строгость и серьезное обращение, при всей нежности не допускающие чрезмерной вольности в обращении детей с родителями, безусловно необходимы для доброго воспитания. Родители должны ожидать от своих детей почитания и уважения.     
Между недостатками, вследствие которых родители теряют уважение детей, отметим следующие:      
1. Грубое и жестокое обращение со своими родителями. Где дедушка и бабушка сидят, как говорят, за печкой и не смеют пошевельнуться, чтобы не вызвать брани и оскорблений, где в присутствии детей говорят о них непристойные, насмешливые слова, там наверняка и дети потеряют уважение к своим родителям, и таким родителям, как правило, придется терпеть от своих детей. Чем кто согрешает, тем, по большей части, и наказывается: каков ты к своим родителям, таковы и дети твои к тебе будут.     
2. Дети теряют уважение к родителям, когда эти последние живут между собой не в мире и согласии и, враждебно настроенные, открывают в присутствии детей недостатки друг друга, ссорятся и даже дерутся. Если такие сцены часто повторяются пред глазами детей, если мать при детях бранит отца или, наоборот, отец при детях унижает мать, если мать и отец по отношению к детям употребляют такие, например, выражения, как «ты такой же негодяй, как твой отец» или «ты такая же беспутная, как твоя мать», — то, естественно, не может быть и речи об уважении и покорности детей таким родителям.     
3. То же самое бывает и тогда, когда родители слишком болтливы и словоохотливы в присутствии детей и дозволяют себе рассказывать при них о шалостях и глупостях своей молодости или же ведут себя в их присутствии нескромно и одеваются, не соблюдая благоприличия.     
4. Наконец, само собою понятно, что нельзя ожидать почтения к родителям, которые преданы каким-нибудь явным порокам, например, пьянству, воровству, кощунству, богохульству, разврату и т.д.     
Чтобы воспитать своих детей в послушании, христианские родители должны внушать им не только почитание и уважение к себе, но и страх. Впрочем, этот страх не должен быть рабским, он должен соединяться с христианской любовью. Тогда дети привыкают не к принужденному только послушанию, но и к совершенно добровольному. Их нужно научить оказывать полное послушание не из страха перед наказанием, но из любви к отцу и матери; они должны избегать своеволия единственно потому только, чтобы не оскорбить этим своих родителей.      Любовь порождает взаимную любовь.
Апостол Павел писал:       во всем показывай в себе образец добрых дел (Тит. 2: 7). В этих словах Апостола намечается одно из важнейших средств к воспитанию детей в послушании: родители должны во всем предшествовать своим детям добрым примером, должны во всех мыслях и действиях показывать себя самих и послушными чадами Православной Церкви, и истинными сынами Отечества, показывать собой пример честного исполнения своих церковных и гражданских обязанностей. Если же отец или мать осуждают и пренебрежительно относятся к школьным учителям, к своим начальникам по службе, если нападают на уставы и постановления Церкви, если сами не исполняют ни предписаний начальства, ни заповедей церковных, — то каким образом они могут надеяться, что дети будут почитать их и уважать их родительскую власть над собой?
Итак, христианские родители, мы указали ряд условий и правил воспитания доброго послушания. Не оставьте их без внимания!      
Вот эти правила вкратце: «Приучайте ваших детей повиноваться вам ради Бога. Подавляйте с самых ранних лет в них своеволие. Не давайте им всего того, чего они от вас требуют, напротив, приучайте их к самоограничению и воздержности. Требуйте от них самого скорого и точного послушания: приучайте их исполнять вашу волю по первому же вашему слову. Строго настаивайте всегда на исполнении того, что вы раз приказали или запретили. А чтобы можно было вам так действовать, не приказывайте ничего невозможного, ничего чрезмерно трудного, не будьте в ваших требованиях капризны, несправедливы и грубо произвольны, не дозволяйте сегодня того, что вчера запретили. Будьте, наконец, согласны в ваших требованиях и запрещениях. Умейте приобретать у своих детей необходимое уважение. Вселяйте в них истинную любовь к вам. Но особенно показывайте в себе самих образец для них»      572 .
Кто не любит своих детей? А между тем, о всех ли родителях можно сказать, что они любят так, как следует, и стремятся к тому, чего требует истинное благо и польза для их детей? Не бывает ли, что в этой иногда горячей любви родителей кроется вред и опасность для их детей, которые благодаря именно слепой и неблагоразумной родительской любви делаются порочными и несчастными на всю жизнь? Рассмотрим, какой должна быть родительская любовь, как самое главное и необходимейшее условие успешного и доброго воспитания.     
Если родители питают горячую любовь к своим детям, то это есть нечто вполне естественное и Богу нисколько не противное. Чувство любви к детям так глубоко вложено Самим Творцом в сердца родителей, что отцы и матери, не любящие детей, встречаются только как редкое исключение. Поэтому у пророка Исаии говорится:       забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? (Ис. 49: 15). Эту любовь родители не должны скрывать от своих маленьких детей. Напротив, всеми своими действиями и ласковым обращением они ясно должны давать чувствовать ребенку, как они его любят и как желают ему одного только добра. Ибо от любви родителей к детям зажигается и любовь детей к родителям, и эта взаимная любовь есть самое лучшее, самое возвышенное и благородное воспитательное средство. Это то самое воспитательное средство, которое Сам Бог, Небесный Отец, чаще всего употребляет по отношению к нам, Своим детям, ибо Он Сам старается привлечь нас к Себе и расположить к исполнению Своих заповедей, главным образом, любовью и благодеяниями. Этому должны подражать и родители: благоразумной любовью они должны приводить своих детей к тому, чтобы те добровольно повиновались им из одной только любви, а не из страха подвергнуться наказанию. До тех пор, пока все делается из любви и по любви, нет нужды употреблять какие-либо насильственные меры, прибегать к принуждению и строгости.
Итак, у большинства родителей не бывает, как мы уже указывали, недостатка любви к детям, но в весьма многих случаях эта любовь бывает ложная и превратная. И если мы отметили истинную, разумную родительскую любовь как самое лучшее воспитательное средство, то об этой — к несчастью, очень распространенной — превратной и неразумной родительской любви нужно сказать, что она весьма пагубна и для родителей, и для детей. Вредна и особенно неугодна Богу та любовь родителей, при которо      й заботятся только о телесном и материальном благополучии детей, но нисколько не заботятся об их бессмертных душах и вечном спасении. Кто знаком с жизнью матери братьев Маккавеев, с жизнью святой Филицаты (память 25 января) и блаженной Моники, тот ясно может представить себе образцы истинной любви, которая, прежде всего, заботится о спасении детских душ.
Неправильна и вредна та любовь к детям, которая ослепляет родителей до того, что они не видят даже весьма серьезных пороков и проступков детей, а иногда в несчастном самообмане считают их даже за добрые качества. В такой слепой любви родители во всем потворствуют детям и все дозволяют, чего только они ни захотят, — воспитывают из них эгоистов и нахлебников. Дети вырастают своевольными и порочными, ибо родители не обращают внимания на их ежедневные неблаговидные поступки и проявления распущенности, не хотят ни сами наказывать их, ни другим не дозволяют этого, считая, что детей не следует лишать своей воли, так как с годами все это пройдет, и они будут разумнее.     
За такую слепую и неразумную родительскую любовь дети в большинстве случаев платят неблагодарностью. Об этом древний мудрец говорит: своевольное дитя причиняет скорбь своей матери (      Притч. 29: 15). Современный опыт вполне подтверждает эту истину, засвидетельствованную Священным Писанием. В самом деле, не показывает ли он в тысячах случаев, что те именно дети, которые сызмала были избалованы, которым ничего не запрещалось, но все дозволялось, впоследствии делаются грубыми, неблагодарными и нередко дерзкими с родителями.
Святой Иероним рассказывает, что в древние времена существовал обычай обмывать новорожденных младенцев холодной водой и посыпать их тело солью, чтобы закалять их тела. А в наше время многие родители посыпают детей сахаром, т.е. балуют и изнеживают их; но в благодарность за это такие дети нередко посыпают сердца своих родителей солью, т.е. причиняют им впоследствии много скорбей и отравляют их жизнь      573 .
Любовь родителей тогда только будет трезвой и благоразумной, когда они будут любить, прежде всего, бессмертные души своих детей, и заботиться, прежде всего, об их вечном спасении, а не исключительно о теле и временной жизни.     
Более ста лет назад один христианский педагог писал: «Этот взгляд на дитя как на зародыш человека-христианина предохранит нас и от суровости воспитания, и от небрежения о нем; он даст нам именно ту умеренность в заботах о воспитании, которой чаще всего недостает при воспитании. В самом деле, без этого взгляда мы можем желать добра для дитяти всей душой, но мы или не будем иметь пощады к дитяти за всякое отступление от принятых нами правил воспитания — мы будем тиранить его на каждом шагу; или, любя дитя всем сердцем, будем позволять ему самые непростительные шалости — ибо дитя будет для нас не более чем живая кукла. Или, с другой стороны, без этого взгляда на дитя как на человека-христианина, мы будем или пренебрегать всяким воспитанием дитяти, как существа, будто не заслуживающего серьезных забот о нем, или обращать внимание на одно внешнее воспитание, касающееся правил приличия, тогда как важнейшее дело — развитие души дитяти — будет забыто нами. Этот высокий взгляд на дитя не исключает мер воспитания, сообразных с возрастом дитяти, — и ласки, и принуждения, но сообщает родителям или воспитателям благоразумие употреблять эта меры так, чтобы ни дитя не унижалось перед воспитателем, ни воспитатель перед ребенком»      574 . Этот взгляд сообщит отношениям их характер взаимного уважения: дитя искренне любит и почитает своего воспитателя, а воспитатель относится с уважением к христианской личности воспитываемого.

556 Лютардт Х.Э. Апология христианства. С. 458.     

557 Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Ответы 579 и 582. // Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.     

558 Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Ответ 61 // Там же. См. также: Ответы 246, 250, 275.     

559       Иоанн Лествичник, прп. Слово 4, 107 // Лествица. С. 51.

560 Иоанн Лествичник, прп. Слово 4, 5 // Там же. С. 21.     

561 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 21-я на Послание к Ефесянам // Творения. Т. 11. С. 184—185.     

562 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 43—44.     

563 Феофан (Говоров), еп. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. С. 392.     

564 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 14-я на послание к Ефесянам // Творения. Т. 11. С. 124.     

565 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 42—43.     

566 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 30—31.     

567 Феофан (Говоров), еп. Там же.     

568 Феофан (Говоров), еп. Там же. С. 31—32.     

569 Феофан (Говоров), еп. Там же. С. 39—40.     

570 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 44—45.     

571 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 46—47.     

572 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 51—52.     

573 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 132—138.     

574 Афанасий, иером. Человек-христианин в разных возрастах своей жизни // Странник. 1862. Май, отд. 2. С. 215.

     


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал