Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О воспитании самоограничения, трудолюбия, воздержания и умеренности






      Распространившаяся в наше время страсть к удовольствиям и наслаждениям. Этические и психические причины лени. Христианское учение о труде и трудолюбии.
Тяжкий недуг, которым страдает наше время, — это неудержимая, с каждым годом и днем все более распространяющаяся страсть к удовольствиям и наслаждениям. Все хотят хорошо жить и только наслаждаться. Многие из наших современников сделали для себя правилом слова древнего нечестивца:       жизнь наша — прохождение тени... Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий (Прем. 2: 5—9).
Это стремление к удобствам жизни и мирским наслаждениям порождает все растущее недовольство, неудовлетворенность, зависть и вражду между людьми.     
Если христианские родители желают, чтобы их дети были счастливы, то должны стараться подавлять в них эту неудержимую страсть к наслаждениям, удовольствиям и развлечениям, приучая их к непритязательности и довольству своим положением. Великое приобретшие — быть благочестивым и довольным...      Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1Тим. 6: 8). Наши дети будут счастливы, если мы разовьем в них то благодушие, которым был преисполнен апостол Павел, говоривший о себе: я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и недостатке (Флп. 4: 11—12). Довольными наши дети могут быть только тогда, когда с малолетства будут научены умеренности, воздержанию, трудолюбию и самоотвержению. Вот почему христианским родителям как можно раньше нужно приучать своих детей к самоограничению. Чтобы сделать детей способными к этой добродетели, необходимо, прежде всего, побеждать и подавлять в них чрезмерное развитие чувственности, укреплять и закалять благоразумным воспитанием их тело. Изнеженное неправильным воспитанием тело служит не только плодоносной почвой для нечистоты (нецеломудрия), но и для других грехов и пороков. Закаленное же при благоприятном воспитании в трудах и лишениях, оно представляет хорошее орудие для совершения различных подвигов и развития добродетелей.
«Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте. Душа в таком человеке является полностью владычицею тела, не отсрочивает, не изменяет, не оставляет дел, боясь неприятностей телесных; напротив, с некоторым желанием обращается к тому, чем может озлобляться тело. А это очень важно. Главное      зло в отношении к телу — телолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабою последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасениями со стороны слепого животолюбия. Как счастлив приученный к сему с детства! Сюда относятся медицинские советы касательно купаний, времени и места гуляний, платья; главное — содержать тело не так, чтобы оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлениями обеспокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на все готово и способно стоять в начатом терпеливо» 591 .
Такого рода обращение с телом предписывается здравой педагогикой. Поэтому мы здесь подробно этого вопроса не касаемся, а указываем только, как эти советы пригодны и к развитию нравственно-христианской жизни, именно тем, что благоразумное исполнение их «заграждает вход в душу непотребному зелью чувственных наслаждений, своеволия, телолюбия или саможаления и образует противоположные им расположения, приучает владеть телом... а не подчиняться ему. А это очень важно в жизни христианской, по самому существу своему отрешенной от чувственности и всякого рода угодия плоти. Итак, не до́ лжно оставлять на произвол развитие тела дитяти, а надо держать его под строгою дисциплиною с самого начала, чтобы потом придать его в руки воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей. Истинно любя детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям. Ибо иначе все последующие дела их любви и попечения будут или малоплодны, или даже бесплодны. Тело — седалище страстей, и большей частью самых свирепых, каковы похоть и гнев. Оно же и орган, чрез который демоны проникают в душу или приселяются к ней. Само собою разумеется, что при этом не до́ лжно упускать из вида церковности (т.е. освящающих тело благодатных средств)... ибо тем будет освящаться тело и усмиряться жадная животность»      592 .
Чтобы приучить детей к самоограничению и самоотвержению, надо с раннего возраста приучать их к трудолюбию, добросовестной исполнительности и правильной деятельности.     
«Трудолюбие — это тяготение к труду и ненависть к праздности... добросовестная исправность — расположение, не жалея себя, не щадя сил, выполнять по совести все, что требуется»      593 .
Труд умственный и физический представляет собой не только естественное условие приобретения средств к жизни, способ и средство творческого воздействия и господства человека над внешней природой, но вместе с тем, и средство самообладания, — осуществления господства человеческого духа над низшими силами своей природы. Так, при всяком труде требуются усилия и настойчивость в преодолении инертности и сопротивления обрабатываемых материалов, необходимы бывают терпение и постоянство в выполнении часто прозаической и черновой работы. Все это вырабатывает волевые качества, самообладание, без которых никакая работа успешно не совершается и которые так необходимы человеку в борьбе с греховными навыками.     
Труд служит нравственным целям и с другой стороны. Человек, сосредоточивая свое внимание на цели, предмете и технике исполнения известного труда и направляя жизненные силы и энергию на его осуществление, тем самым воспитывает в себе самособранность; мысли его не рассеиваются и не блуждают попусту туда и сюда, будучи сосредоточены на успешном выполнении труда. Вместе с этим в труде подрываются и физиологические основы страстей. И по Божественному определению, изреченному еще первым людям после грехопадения, труд является некоторым «внушением, вразумлением и врачевством против ран, происшедших от греха». Чрез занятие работою человек легко исторгает из души дурные помыслы. «Тот, кто занят работою, не скоро допустит что-нибудь излишнее ни в делах, ни в словах, ни в помышлениях; душа его совершенно предана трудолюбивой жизни»      594 .
Труд в нравственном отношении служит целесообразным средством к преодолению и искоренению эгоизма, к упражнению в терпении и послушании. Труд, смиряя тело человека, в какой-то мере смиряет и душу его.     
Труд укрепляет телесные силы и придает бодрость, сохраняет здоровье. Труд украшает человека (Пифагор). Здоровье и труд рядом идут (пословица). Труд побеждает не только болезнь, но и страсть (пословица). Напротив, лень и праздность ослабляют тело и портят душу      595 .
Праздность учит многому дурному, а по известной пословице, она есть мать всех пороков. Кто-то из мудрых сказал: «Ничего не делать — значит делать зло».     
«Первый внешний признак внутренней гнилости, — говорит английский писатель Чарльз Диккенс, — есть стремление отлынивать от работы и праздно шататься, торчать без цели на перекрестках, быть готовым идти куда угодно при встрече с кем-нибудь, толкаться по многим местам охотнее, чем оставаться в одном, не делать ничего особенного в данный момент, но собираться сделать массу важных вещей завтра или послезавтра»      596 .
Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт в письме к своему сыну в школу писал: «Я должен внушить тебе самым серьезным образом, что труд есть условие, которое      Бог предписал нам во всяком положении в жизни; нет ничего сколько-нибудь сто́ ящего, что можно было бы получить без него. Что касается знания, то его также невозможно насадить в ум человеческий без труда, как нельзя вырастить пшеничного поля, не вспахав его предварительно. Если мы пренебрежем нашей весною, то наше лето будет бесполезно и презренно, наша жатва будет одна мякина и зима нашей старости будет непочтенна и одинока» 597 .
Леность растет вместе с человеком: она начинается паутиной, а напоследок превращается в железные цепи.     
Человек, а следовательно, и дитя, в силу общей греховной порчи, которая распространена на всех нас наследственным грехом, от природы склонен к лености. Лень так рано проявляется в человеке, что сложилась даже известная поговорки, что «леность родилась прежде человека» или, другими словами, что человек от рождения вносит с собой в сознательную жизнь стремление к лени как прирожденную склонность. И это в нем проявляется наряду со стремлением к деятельности, на что еще в свое время, в XVIII веке, обратил внимание известный немецкий философ Иммануил Кант. Леность обнаруживается в человеке стремлением предаваться приятным или даже безразличным для него ощущениям, но не стоящим ему никаких усилий. Следовательно, «леность можно определить как отвращение человека от (трудовых) усилий»      598 . Лень — это распущенность воли 599 .
Кроме унаследованной склонности к лени могут быть и другие причины ее развития в ребенке, а именно, причины физические и психические.     
К физическим причинам относится усиленный рост и развитие физического организма — дети тучные и сильно растущие очень часто оказываются ленивыми и вместе с тем нередко склонными к шалостям. Вследствие увеличившихся, разросшихся органических (телесных) процессов человеку трудно извлечь душевные силы для деятельности.     
Но если особенно сильное развитие ребенка ведет за собою лень, то и особенная слабость его может привести к тому же. Дети, слабые здоровьем, могут оказаться ленивыми по своей физической слабости вследствие недостатка сил для необходимой деятельности. Конечно, в последнем случае родители и воспитатели с большой осторожностью должны требовать трудовой деятельности от слабого ребенка. Но при этом следует всегда опасаться, чтобы ребенок, и поправившись, не оказался уже привыкшим к лени. Продолжительные болезни детей часто имеют своим результатом леность и капризы. Вот почему с больным ребенком родители должны быть в воспитательном отношении очень осторожны, чтобы не повредить ни физическому, ни душевному здоровью.     
Есть еще одна распространенная причина лени: чрезмерно обильное кормление детей. Смотришь, у иных родителей ребенок жует почти целый день. От такого воспитываемого обжорства человек становится ленивым на всю жизнь. Раз      витию лени способствует обилие и разнообразие телесных ощущений, подавляющих в ребенке потребности душевной и телесной деятельности; к ним относятся: лакомства, всякая телесная нега и даже шалости и избыток игр и развлечений.
Психические причины лени. Здесь вина ложится, главным образом, на воспитательные ошибки родителей. В ребенке сызмала наблюдается желание самостоятельной деятельности. Он все хочет делать сам, и это стремление надо беречь в нем, как самое драгоценное, жертвуя иногда и временем, и нужными вещами (которые могут быть испорчены). Если ребенка останавливать или наказывать за все порывы к самостоятельности, то это может вообще оттолкнуть его от труда, и он станет смотреть лениво уже на всякую деятельность. К таким же результатам приводит и то, что воспитатели требуют от ребенка нечто непосильное: тогда от неудачных попыток выполнить непосильные требования также образуется отвращение к труду.     
Известный педагог К. Д. Ушинский указывал, что наклонность к лени может развиться и от совершенно противоположной причины, а именно, если дитя беспрерывно занимают и развлекают, так что одна пассивная деятельность наполняет жизнь его души и удовлетворяет ее требованиям деятельности.     
Работающие родители теперь сдают детей в детские сады.     
«Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, — пишет К.Д. Ушинский, — они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них бо́ льшую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научат дитя в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее»      600 . Это замечание не означает, что мы вообще вооружаемся против детских садов, но указывает на то, что не только пользу, но и вред они могут приносить, особенно при длительном ежедневном пребывании в них детей. «Даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно. Уединение по временам так же необходимо ребенку, как и взрослому. Для ребенка необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым. Подражание дает только материал для самостоятельной деятельности, зерно которой коренится в глубинах души, в свободной воле человека, рождающейся вместе с душой» 601 .
Еще больший вред наносят детям современные развлечения (кинотеатры, клубы, стадионы, телевизоры), образуя в них отвращение к серьезному терпеливому труду. Опыт последних лет подтверждает это.     
Слепая родительская любовь часто вершит злодейства. Ребенок еще не имеет устойчивых взглядов, не успел полюбить труд, но заботливые мамы, папы, бабушки уже учат его тратить деньги, не приучая ни к какому полезному труду. Его снабжают с детства все увеличивающимися суммами «карманных денег», покупают дорогие игрушки и вещи, чтобы сделать своему чаду (и своему родительскому самолюбию) приятное.     
«Мы выросли в нужде, пусть хотя бы наши дети поживут хорошо, — говорят такие родители, во всем себе отказывая, — да и пока дети учатся, некогда им трудиться на нас». И вот смотришь, как сын или дочь, привыкнув до шестнадцати, восемнадцати, а то и до двадцати лет брать из маминых рук деньги готовыми, не хотят расплачиваться за них помощью родителям. Так воспитывается в детях психология иждивенчества      602 , и из детей вырастают нахлебники и требовательные эгоисты. Придя в возраст, они, вместо того, чтобы трудом наполнить свою жизнь, становятся паразитами общества, а иногда и преступниками.
Трудовое воспитание должно начинаться с раннего детства. Здесь можно указать мудрое наставление народной педагогики: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку и нести пищу из тарелки в рот.     
Достигнуть этого родители могут не иначе, как чрез привлечение детей к домашним нетрудным занятиям и ремеслам. Ребенок только научился ходить, но когда он подает отцу книгу или приносит матери ключи, бабушке очки, пытается самостоятельно надевать платье, мыть руки и т.д., он уже учится труду. Дитя пяти-шести лет уже непременно должен иметь определенные обязанности, выполнять их систематически, например, помогать матери поливать цветы, принимать участие в уборке комнат и др. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные, неинтересные.     
Если дети уже ходят в школу, то родители должны строго следить, чтобы они исправно и аккуратно готовили свои уроки. Но это не значит, что дети при этом совершенно освобождаются от помощи родителям, особенно если отцу и матери трудно управляться в домашнем хозяйстве. Большое воспитательное значение имеет совместный труд детей и родителей. Конечно, характер этого труда, его содержание различно в зависимости от возраста детей, условий жизни, но важно приучать ребенка к этому с раннего детства. Вот отец колет дрова, а малыш подносит ему по одному, по два полена, или собирает в кучку наколотые. Здесь важна моральная сторона: ребенок участвует в каком-то общем полезном деле, дело это не надуманное, а жизненное. Эта маленькая работа закаляет его физически: он на воздухе, делает необходимые движения, что-то поднимает, наклоняется, выпрямляется, от него требуется определенное физическое усилие. Кроме того, он видит пример отца, его труд, умелые ловкие движения, это не проходит мимо ребенка, побуждает его делать «как папа». При этом ценно и общение ребенка со взрослым; работая, они разговаривают, попутно оценивается деятельность ребенка. Если родители понимают роль совместного труда в воспитании, всегда найдется возможность привлечь ребенка к посильному труду и на огороде, и в саду, и при приготовлении пищи, подготовке к обеду, разборке книг, вещей и т.д. Все это сближает взрослых и детей и вместе с тем воспитывает любовь к труду и уменье работать      603 .
В наше время многие родители не только не воспитывают у своих детей-школьников любовь и уважение к труду, но даже внушают пренебрежение к нему, освобождая их от каких бы то ни было домашних обязанностей. В результате дети растут эгоистами, белоручками, не испытывают потребности помочь матери или отцу в тяжелой физической работе, считая это унижением для себя. Например, мать несет ведра с водой или тяжелую сумку с покупками из магазина, а взрослый юноша-десятиклассник, как бы не замечая этого, продолжает гонять мяч. Часто по утрам можно наблюдать, как бабушка провожает внука в школу и несет его портфель, хотя это вполне под силу ему самому. Страдают от всего этого, прежде всего, сами родители, которые создавали им эти условия.     
Приучая детей к труду, нужно иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, не следует настолько заваливать детей работой, чтобы им не оставалось времени для учения и отдыха. Во-вторых, не нужно назначать им такие работы, которые превышают их силы, так как это препятствовало бы правильному телесному развитию и вредило здоровью. Такое чрезмерное обременение может отбить всякую охоту к труду и породить отвращение к нему.     
Важным средством трудового воспитания детей является уклад жизни в семье. Приучая ребенка к трудолюбию, родители должны вместе с тем приучать его и к аккуратности. Необходимо, чтобы дети с колыбели подчинялись известному порядку. Не следует предоставлять собственной воле и желанию ребенка выбор времени, когда ему вставать от сна и когда ложиться спать, когда учиться и отдыхать, работать и играть. Все это должно быть установлено в семье. Равным образом и все, что принадлежит ребенку, должно иметь определенное место: школьные книги и тетради, одежда, а также игрушки, все это должно всегда лежать на своем месте. Каждый, наверное, знает, что если ребенка с первых же дней его жизни приучить к определенному режиму: без необходимости не брать на руки, вовремя кормить и укладывать спать, то он привыкает к этому и мало беспокоит родителей в обычной обстановке, в одни и те же часы ест, засыпает, не плачет от того, что его не берут на руки, а когда просыпается, спокойно лежит. Если ребенка приучить днем спать, он засыпает без капризов и уговоров. Если же это нарушено, малыша очень трудно приучить спать днем.     
Как будто простая вещь — строгое соблюдение часов утреннего вставания, обеда, укладывания спать. А между тем, это благотворно влияет не только на здоровье ребенка, но и на его характер, и всегда является верным средством воспитания дисциплинированности, умения считаться с окружающими, уважения к их привычкам. Такое воздействие режима на жизнь ребенка родители часто недооценивают.     
Родители, например, знают, как трудно четырнадцати-пятнадцатилетнему подростку вовремя оторваться от интересной книги, от игры с товарищами. Но приобретенный с детства навык подчиняться определенному режиму дня и порядку в семье помогает ему преодолевать себя. Особенно важно приучить ребенка организованно начинать день (вставание в определенное время, уборка постели, умывание,       молитва, завтрак, у школьников — своевременный выход в школу и др.).
Дело, конечно, не только в том, чтобы установить часы для работы, обеда, отдыха и требовать их соблюдения (хотя и это очень важно): ценно еще и то, что члены семьи, собираюсь вместе, испытывают от этого радость общения, с интересом делятся своими впечатлениями и дневными заботами, духовно общаются, и если это действительно так, то установленные часы соблюдаются детьми очень охотно. Создать такую духовную атмосферу общения членов семьи — задача родителей, и прежде всего, матери      604 . Русская пословица гласит: «Порядок — душа всякого дела». Вот почему так важно приучать детей сызмальства к порядку и аккуратности. Сначала ребенок будет покоряться, потому что не может сделать иначе, потом будет все выполнять по привычке, позже из любви и по чувству долга.
Наконец, в трудовом воспитании необходимо помнить самим родителям и внушать детям учение христианской веры о труде и трудолюбии. Так, апостол Павел говорит:       кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес. 3: 10). Святые апостолы оставили нам пример самоотверженного, великого трудолюбия. Вы сами знаете, — писал апостол Павел, — как должны бы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас... чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (2Фес. 3: 7—9; см.: Деян. 20: 34). Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах... в трудах, в бдениях, в постах (2Кор. 6: 4—5). Чтобы сделать детей способными к добродетели самоотвержения и самоограничения, необходимо приучать их с самого младенчества к умеренности и воздержанию в пище, питии и других потребностях. При этом необходимо на многое обратить внимание. Прежде всего, нельзя допускать, чтобы дети слишком много ели. Не следует всегда давать есть столько, сколько они хотят. Надо постепенно приучать их к умению удерживать себя, отказывать себе в своих желаниях. Тем более не приучать их есть и после того, как они сами кончили еду, чувствуя сытость.
Следует наблюдать, чтобы дети не набрасывались на пищу с жадностью, чтобы не ели слишком скоро. Ибо, не говоря уже о том вреде, который может произойти отсюда для здоровья ребенка, это обнаруживает низкую, неблагородную, ничем не сдерживаемую жадность. Дети не должны есть безвременно, так как через это чрезмерно развивается в них чувственность и страсть к объедению. Если дети кроме обеда и ужина получают еще скромный завтрак и полдник, то этого вполне достаточно.     
Следует тщательно отучать детей от лакомства. Равным образом не допускать, чтобы они были слишком разборчивы в еде. Дитя должно есть любую здоровую и простую пищу. Обильная мясная пища вредна; чем меньше возраст детей, тем меньше нужно давать им мяса. Слишком пряные, острые кушанья и крепкие напитки, как то: кофе, крепкий чай, а тем более вино, для детей совсем не пригодны.     
Родителям следует остерегаться слишком много говорить при детях об изысканных яствах и питиях, потому что чрез это они очень легко приходят к мысли, что еда и питие — главное дело, и таким образом развивают в себе страсть к чревоугодию.     
Весьма важно приучать детей иногда кое в чем себе и отказывать и выходить из-за стола прежде чем вполне насытятся, особенно когда на стол подаются самые излюбленные их кушанья.     
Наконец, необходимо приучать детей любить умеренность и воздержание и питать отвращение к неумеренности и невоздержанию из религиозных побуждений, постоянно внушать им, что умеренность и воздержание есть угодная Богу добродетель, а неумеренность и невоздержание — один из главных грехов, порождающий много других грехов и пороков.     
Апостол Павел причисляет невоздержание к отличительным свойствам страшного отступления от Бога пред концом мира. «Человек отпадает от Бога чаще всего чрез невоздержание... От невоздержания происходит всякий      грех в людях» 605 . При этом святые Отцы под воздержанием понимают удержание себя не только от объядения и пьянства, но и от сластолюбия, и от гнева, зависти, корыстолюбия и других грехов и пороков.
По заповеди Апостола (      1Кор. 9: 25), всем христианам, намеревающимся жить благочестиво, необходимо воздержание. Воздержание он причисляет к плодам духовным (Гал. 5: 23) и приписывает этой добродетели успех в непорочном служении Богу и ближним (2Кор. 6: 5, 11: 27).
Воздержное употребление пищи и пития заповедано Самим Господом Иисусом Христом:       смотрите же за собою, — говорит Господь, — чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21: 34). Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17). Христиане рождены крещением в новую, духовную жизнь, которая Словом Божиим, молитвою и добродетелями укрепляется и растет, а всяким плотским излишеством (невоздержанием) подавляется и умерщвляется 606 .
Святитель      Василий Великий указывает, что воздержание особенно нужно для кипучей юности, которой свойственна неукротимость в стремлениях.
Воздержание является отличительной чертой истинного христианства. Оно усмиряет, обуздывает страсти, служит началом и основанием всех христианских добродетелей, духовно укрепляет христианина, сопровождается здравием и трезвенностью.     
Христианские родители! Ради вечного спасения и земного благополучия ваших детей воспитывайте в них трудолюбие, воздержание и навык к самоограничению и самоотвержению. С помощью Божией предохраняйте ваших детей от изнеженности и укрепляйте их организм благоразумным воспитанием и упражнением их телесных сил, приучайте их смалу к трудолюбию и аккуратности, к умеренности в пище и выносливости. Этим вы убьете в них яд чрезмерного самолюбия и чувственности, сделаете их способными к совершению всяких нравственных подвигов и добродетелей, и сильными против страстей и пороков. Каково бы впоследствии ни было их призвание и общественное положение, они везде будут нравственными и добродетельными, довольными, жизнерадостными и счастливыми людьми, любезными вам и Богу.     

591 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. C. 32—33.     

592 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. C. 33—34.     

593 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 496.     

594       Иоанн Златоуст, свт. Беседа 5-я на Первое послание к Коринфянам // Творения. Т. 11. С. 49.

595 Приведем еще народные пословицы о труде и лени: Без труда нет добра. Труд — соль жизни. Лень болезнь нагоняет, труд душу очищает (азерб.). От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется. Труд человека кормит, а лень портит. С ленью приходят не победы, а болезнь и беды. Лень — мать зла. Лень хуже болезни. Кто труда не боится, того и лень сторонится. Леность—могила живого человека. Леность идет не торопясь, и бедность скоро догоняет ее. Труд обогащает, бережливость охраняет. Мал телом, да велик делом. Смотри дерево в плодах, а человека в делах. Зеркало человека — его труд. Трудом не наказывают, а исправляют. Изречения Премудрого:       Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (Притч. 10: 4). Нерадивый в работе своей — брат расточителю (Притч. 18: 10). Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод (Притч. 19: 15). Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает (В. Франклин). Леность всему (злому) мать; что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится (Вел. кн.Владимир Мономах).

596 Цит. по: Менстров М., свящ. Леность — могила живого человека // Христианин. 1911. Апрель. С. 821—822.     

597 Цит. по: Менстров М., свящ. Там же.     

598 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. С. 455.     

599 Богословский Н. О христианском самовоспитании // Христианин. 1911. Август. С. 561.     

600 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. С. 461—462.     

601 Ушинский К.Д. Там же      (неточ.).

602 Такая же участь постигает и тех родителей, которые оплачивают труд учеников, заключают с ними своеобразные “договоры” на хорошие отметки и проч. Есть много случаев, когда мать или отец обещает сделать подарок, если сын или дочь получит хорошую отметку, чтобы перейти в следующий класс. Это глубоко непедагогично, так как прививает детям корыстолюбие. Учиться — обязанность ребенка, она не должна оплачиваться родителями. Подарком можно отметить (поощрить) труд ребенка, но не допускать, чтобы он хорошо учился или примерно вел себя лишь в расчете на то, что ему за это будет подарок. Покупка дорогих вещей для детей, в том числе и для учащихся старшего возраста должна определяться жизненной необходимостью и результатом длительного упорного труда ребенка. Надо помнить: все, что легко (без труда) дается — скоро надоедает и не ценится (Волкова Е.И. Отец и мать как воспитатели. С. 75).     

603 Волкова Е.И. Отец и мать как воспитатели. С. 49.     

604 Волкова Е.И. Отец и мать как воспитатели. С. 45—46.     

605 Сергиев Иоанн, прот. Моя жизнь во Христе. Ч. 2. С. 87.     

606       Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Творения. Т. 3. С. 224.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал