Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О воспитании правдивости






      От каких пороков происходит в ребенке лживость. Как привить детям любовь и глубокое благоговение к истине.
Среди добродетелей, которые с особой настойчивостью следует насаждать в сердцах детей, важное значение имеет правдивость или чувство любви к истине и отвращения от лжи. После послушания, этой добродетели нужно предоставить второе место. «Если ложь — корень всякого порока, то правда — начало и основание почти всех добродетелей»      583 .
      Злой порок в человеке — ложь, — говорит премудрый Сирах (Сир. 20: 24). Даже вор лучше, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель. Поведение лживого человека — бесчестно, и позор его всегда с ним (Сир. 20: 25—26). Ложь происходит от врага нашего спасения диавола. В Священном Писании он называется лжецом и отцом лжи (Ин. 8: 44). Диавол, сотворенный Богом Ангелом добрым, когда превознесся гордостью в своем сердце и сказал: взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис. 14: 14), то сделался лжецом, и в истине не устоял, но, из своей сокровищницы зла произнося ложь, сделался не только лжецом, но и отцом самой лжи, потому что, обещая человеку обожение и говоря: будете, как боги (Быт. 3: 5), заведомо говорил ложь с лукавой целью прельстить и погубить прародителей, сделался человекоубийцей, вверг Адама в состояние смертности и своим подстрекательством умертвил Авеля рукою брата. В этот порок лжи и лицемерия диавол стремится ввергнуть и каждого человека.
Ложь весьма пагубна для нравственности человека. «Ложь есть истребление любви»      584 . Человек лживый ненавистен Богу и людям. Лжец — это человек с нечистой совестью, ложь истребляет добрые отношения и доверие между людьми 585 . Ложь противоположна истине, правде, а лживость противоположна правдивости 586 .
В ребенке лживость происходит иногда от других пороков, которые начинают развиваться в его душе, например, от болезненного самолюбия и детского эгоизма, от тщеславия и хвастовства, от склонности к наушничеству, клевете и злоречию, от корыстолюбия и воровства.     
Приведем пример рождения лживости из тщеславия и хвастовства. В одной семье ученица пятого класса отличалась хвастливостью. Своим подругам, а иногда и взрослым — знакомым родителей — она рассказывала о необычайных приключениях, будто бы происшедших с ней во время летней поездки в деревню, о своей храбрости и находчивости, о мнимых подвигах, об успехах в учении и т.п. Родители девочки первое время не обращали внимания на выдумки дочери, а иногда даже поддерживали ее фантастические рассказы. Но скоро они убедились, что совершают серьезную ошибку. Девочка привыкла говорить неправду и стала обманывать учителей и родителей. Не приготовив уроков, она говорила учителям, что накануне ей пришлось помогать больной матери или выполнять другие неотложные поручения. Возвратившись из школы, девочка часто заявляла, что уроков на сегодня не задано, и ходила гулять. Много труда пришлось потом приложить родителям, чтобы приучить дочь говорить правду. Ведь известно, что воспитывать детей легче, чем перевоспитывать      587 .
Чаще всего дети лгут, чтобы оправдать свои проступки или чтобы скрыть и не признаться в них и не понести за них наказания.     
Воспитание правдивости надо начинать с самого раннего возраста. Педагог А.С. Макаренко в своих лекциях о воспитании говорит: «Если вы к пяти годам это дело запустили, будет очень трудно исправлять запущенное»      588 .
Каким же способом христианские родители должны и могут воспитывать в душах своих детей эту добродетель?       589
Чувство истины и стремление к ней прирождено всякому человеку, а следовательно, и ребенку. Правда, наследственным грехом оно ослаблено и помрачено, но отнюдь не погашено и не подавлено совершенно. Это стремление к истине обнаруживается в любознательности. Дитя спрашивает обо всем и все, что говорят ему взрослые, принимает за сущую правду, пока еще не было обмануто. Невинное, неиспорченное дитя ничего не знает о лжи и лицемерии; напротив, оно краснеет не только тогда, когда из-за поспешности сказало неправду, но и тогда, когда слышит ее из уст других. Чувство истины вложено в сердце ребенка Самим Богом. Человеку остается только соблюсти этот естественный залог, более развить его и укрепить. А это лежит, главным образом, на обязанности родителей.     
Как же они могут это сделать? Двояким образом.     
1. Тем, что с колыбели будут насаждать в своих детях глубокое благоговение и любовь к истине.     
2. Тем, что с этого же времени будут прививать им глубокое отвращение ко лжи.     
      Любовь и глубокое благоговение к истине. Можно указать три главных правила, которыми следует руководствоваться для воспитания этих нравственных качеств в детях.
Первое из них гласит: учите ваших детей любить истину на религиозном основании, из любви к Богу и повиновения Ему. Дитя должно потому любить      истину, правду, что Бог, Который есть вечная и неизменная Истина, хочет, чтобы и мы говорили истину, и потому, что ложью мы оскорбляем Духа Святого, Который есть Дух Истины. Только та любовь к истине выдерживает всякое испытание, которая основывается на вере в Бога, на глубоком благоговении к Нему. Ложь есть грех, лгать грешно — вот что должно помнить дитя и усвоить в своей совести.
Второе правило говорит: относитесь к вашим детям с полнейшей откровенностью и искренностью и показывайте, что вы имеете к ним полное доверие. Воспитывайте в ваших детях полное доверие к себе и откровенность. Последнее требует со стороны родителей большого такта и чуткости к детским переживаниям и стремлениям.     
Воспитывая правдивость, верьте детям на слово до тех пор, пока вы не заметили в них какой-либо лжи. Не требуйте от них для подтверждения сказанного ими клятвы или божбы, довольствуйтесь в обращении с ними Евангельскими «да, да», «нет, нет». Если же вы имеете достаточное основание сомневаться в их словах, то не давайте им на первый раз заметить, что вы им не верите, но постарайтесь с точностью убедиться, действительно ли они солгали. И если это случилось, то позовите к себе дитя, серьезно и строго, но вместе с любовью посмотрите ему в глаза и скажите ему приблизительно так: «      Бог запретил лгать, Он всеведущ и знает не только дела, но и все тайные наши мысли, лживые уста — мерзость пред Богом». И это вынудит его сознаться во лжи и послужит уроком на будущее время.
Современная педагогика для воспитания правдивости рекомендует обращаться только к врожденному чувству правды и привязанности к родителям. В педагогическом журнале «Семья и школа» О. Баян свои педагогические советы излагает в виде следующего рассказа:      
«Лена вернулась из школы вместо семи вечера в двенадцатом часу ночи.     
— Где ты была? — взволнованно спросил дедушка.     
— К своим ходила, — смущенно ответила девочка.     
— Как же ты могла, не спросясь, пойти на долгое время? Мы с бабушкой думали, что с тобой случилось несчастье.     
— Я у своих... делала уроки, — сказала Лена, опустив глаза и нервно теребя передник.     
Анастасий Григорьевич понял, что она говорит неправду и огорчился.     
— Ты у своих не была, — тихо, но твердо сказал он.     
От этих слов Леночка густо покраснела.     
— Покажи, как ты уроки сделала, — сказал Анастасий Григорьевич. Он заглянул в тетрадь по арифметике, зная, что этот предмет девочке дается труднее. — А задача-то ведь неправильно решена.     
— Это мне так Аллочка сказала...     
— Как же она могла решить неправильно такую легкую задачу? — Спросил дедушка. — Ты, кажется, совсем запуталась в своей лжи. Какой стыд! И у меня — старого честного человека — такая внучка. — Дедушка схватился руками за голову. Лена не выдержала, бросилась к дедушке и разрыдалась. Прижавшись к нему, она, всхлипывая и захлебываясь, рассказала, что после школы зашла к больной соученице, вместе с ней делала уроки, потом играли и не заметили, как надвинулся вечер.     
— Ты бы сразу и сказала, — облегченно вздохнул дедушка — Зачем же врать? Ведь это стыдно.     
В этот вечер Лена дала слово никогда больше не говорить неправду.     
Это слово девочка сдержала. Через несколько дней с ней произошел случай, который показал, что слова дедушки глубоко запали в ее душу. Однажды бабушка попросила Лену сходить в магазин за хлебом. Лена взяла деньги и пошла. По дороге она встретила подруг, начала с ними играть и... потеряла деньги. Девочка очень испугалась: что скажут дома? «Скажу, что деньги у меня в магазине вытащили из кармана», — придумала она. Но тотчас спохватилась — ведь это будет ложь. А ложь — это позор, трусость, — говорит дедушка. Я больше не хочу быть трусихой.     
Дома Лена подошла к бабушке и с волнением сказала:      
— Бабушка, я заигралась с девочками и потеряла деньги. Накажи меня за это.     
Бабушка взглянула на дедушку, только что пришедшего с работы, и оба чуть заметно улыбнулись. За тридцать восемь лет совместной жизни они без слов понимали друг друга. Лена мужественно созналась в своем поступке. Это было большой наградой для стариков за их труды по воспитанию внучки.     
— Ты сказала правду, и этим искупила свою вину. Впредь будь внимательнее к порученному тебе делу, — спокойно произнес дедушка»      590 .
«Ложь — это позор, трусость, я не хочу быть трусихой», — говорит девочка в этом рассказе. Автор, по-видимому, считает такой довод весьма сильным и действенным. Но у нас возникает опасение, что такого рода внушения ребенку могут воспитать в нем самодовольство маленького фарисея.     
Третье правило гласит: показывайте сами пред вашими детьми любовь к истине и благоговение пред нею и будьте во всех ваших словах и делах правдивы и нелицемерны.     
Прежде всего, христианские родители, будьте сами горячо привержены к Божественной истине, будьте истинными последователями своей отеческой веры — православной христианской веры. Не безразлично, какой      религиипридерживается человек. Не может быть одинаково угоден Богу тот, кто увлекается ложным вероисповеданием или совсем отвергает откровение истинного Бога, и тот, кто исповедует истинную веру. Если вы по легкомыслию высказываетесь при детях, например, о том, что добродетельная жизнь нисколько не зависит от того, какой веры человек, то вы не только исторгаете из сердец их любовь и благоговение пред религиозной истиной, но и убиваете вообще всякое чувство истины. Если нет богооткровенной религии, если Сам Бог истинный не открыл нам истину о вере и жизни, то каким образом можно тогда требовать от человека, а следовательно, и от ребенка, чтобы они жили по правде и говорили правду, избегая лжи.
Вот почему, если хотите, чтобы ваши дети любили правду, то внушайте им, прежде всего, любовь и благоговение к Божественной истине. Бойтесь равнодушия к религии. Если дети заметят, что вы легко относитесь к религиозным истинам, что не веруете Слову Божию, то можете ли вы надеяться, что они станут верить вашему слову и что они сами не станут точно так же относиться к истине? Проявляйте же поэтому любовь к православной вере сами, развивайте ее и в сердцах ваших детей.     
Вместе с этим будьте всегда искренни и справедливы, избегайте всякой неправды, притворства и лицемерия по отношению к ближним. Если ваши дети видят, что вы допускаете ложь и притворство в обращении с другими, употребляя при этом всякую хитрость и уловки, лицемерие и коварство, если они замечают, что вы в отношении известных лиц прикидываетесь друзьями, но в душе презираете их и заочно насмехаетесь над ними, то скоро дети ваши сделаются не лучше вас. Если же, наоборот, во всех обстоятельствах своей жизни будете показывать отвращение ко лжи и лицемерию, к лести и угодничеству, тогда и дети ваши будут носить истину в сердцах, не имея лжи и коварства на языке (      Пс. 14: 2—3).
Воспитывая в детях любовь и благоговение к истине, христианские родители должны и непосредственно бороться против проявления лживости и неправды в детях. Для достижения этой цели могут быть полезны следующие четыре правила.     
Первое правило: приучайте детей ненавидеть ложь из религиозных оснований. Дети должны избегать лжи не из боязни подвергнуться наказанию в случае уличения в ней, но из сознания того, что Бог запретил лгать, что каждая ложь пред Богом — грех. Как отвратительна ложь пред всеправедным Богом, доказывайте детям словами      Священного Писания. Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12: 22). Внушайте детям, что ложь изобретена диаволом, когда он впервые обманул Адама и Еву в раю, почему Сам Спаситель сказал о нем: он лжец и отец лжи (Ин. 8: 44), и что, следовательно, те дети, которые лгут, подражают сатане.
Второе правило говорит: не допускайте в ваших детях ни малейшей лжи. Если ребенок совершил проступок и сейчас же добровольно и чистосердечно сознался в нем, то следует простить ему на первый раз или, если проступок значительный, смягчить наказание, но при этом надо сказать, что ему сделано снисхождение за то, что он сам сознался. Впрочем, не следует заходить слишком далеко в таком снисхождении, чтобы не дать ребенку возможности при наклонности ко лжи пользоваться этой снисходительностью. Напротив, если дитя сделало что-либо дурное и отвергает это, то за такой проступок следует удвоить наказание, сказав при этом, что это-де за проступок, а это еще за ложь. Если дитя из мести или злости скажет дурное о другом и, следовательно, оклевещет его, то за это оно должно быть не только подвергнуто соответствующему наказанию, но его необходимо заставить сознаться в этой лжи при всех, кто слышал ее. Этого требует и нравственный христианский закон.     
Третье правило гласит: никогда не лгите, не обманывайте сами и не терпите, чтобы малютки были обманываемы старшими братьями, сестрами и другими домашними. Как часто случается, что для того, чтобы заставить замолчать плачущего ребенка или успокоить его, прибегают к обману: или запугивают его, или дают разные обещания, которые никогда не исполняются. Какой великий вред получается отсюда! Дитя скоро замечает, что его обманывают, и его вера в слова родителей, его чувство истины чрез это сильно страдает и колеблется.     
Наконец, четвертое правило: не вынуждайте сами ваших детей намеренно или ненамеренно ко лжи. Намеренно это может делаться, когда отец или мать в известных случаях строго и сердито, а то и с розгой в руках, подступают к ребенку, говоря: «Скажи, кто это сделал, ты? Ну, если это сделал ты, я изобью тебя!» и т.п. Удивительно ли, если оробевшее дитя солжет?      
Но что сказать о таких методах воспитания, когда родители еще и хохочут над ложью своих детей, когда они даже похваливают их за то, что те так остроумно и хитро умеют лгать? Или что можно подумать о тех родителях, которые далее подучивают детей лгать, помогая им в обмане, например, начальствующих или учителей, чтобы выпутаться из затруднительного положения и избежать взыскания? Такие родители, если они еще заслуживают этого названия, суть соблазнители своих собственных детей. Что удивительного, если их дети впоследствии будут и клеветать, и обманывать, и воровать? Ибо опыт показывает, что кто ни во что не ставит ложь, тот не задумывается украсть и обмануть.     
Итак, христианские родители, учите ваших детей любить правду и отвращаться лжи преимущественно из любви к Богу и людям. Относитесь к ним всегда с откровенностью и доверием. Показывайте пример вашей собственной любви к истине во всех делах и словах ваших. Внушайте им, как мерзка и отвратительна всякая ложь в глазах Бога. Не терпите самой малейшей неправды из уст ваших детей, но и не обманывайте их сами, и не допускайте, чтобы обманывали их другие. Остерегайтесь, наконец, намеренно или ненамеренно склонять их ко лжи.     

583 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 53.     

584       Иоанн Лествичник, прп. Слово 12, 2 // Лествица. С. 10.

585       Ефрем Сирин, прп. Творения. Ч. 1. C. 13—14.

586 Наш народ, воспитанный на началах христианской нравственности, высоко ценил такие добродетели, как правдивость и честность, и выразил это в своих пословицах: “Правда светлее солнца”; “Все меняется, одна правда остается”; “За правого Бог и все люди”; “Всякая неправда — грех”; “В правде Бог помогает, в неправде запинает”; “Правда на огне не горит и в воде не тонет”; “Делай не ложью, все выйдет по-Божьи”; “Живи не ложью, будет по-Божьи”; “Горе от Бога, а неправда — от диавола”; “Неправдою жить — Бога прогневить”; “Дело знай, а неправду помни”; “Что лживо, то и гнило”; “Кто лжет, тот и крадет”.     

587 Беседы с родителями о воспитании детей в семье. С. 60.     

588 Макаренко A.C. Сочинения. Т. 4. С. 389.     

589 Далее излагается по кн.: С.С. Беседы о воспитании детей. С. 58—64.     

590 Баян О. Дедушка // Семья и школа. 1951. № 8. С. 24—25.     

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал