Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание в детях скромности и целомудрия
Примеры из Священного Писания и святых Отцов. Дети должны правильно различать, что добро и что зло. Охранители целомудрия — стыдливость и скромность. Здесь мы коснемся одной из труднейших задач христианского воспитания в современных условиях — воспитания в наших детях скромности и целомудрия. «Это удивительно, — пишет одна церковная писательница, — откуда белая водяная лилия, прекраснейший из цветков, заимствует свою красоту и запах, вырастая из грязи гнилого болота, из которого желтая лилия заимствует свой дурной запах» 612 . Да, это удивительно, но еще удивительнее, когда на гнилой почве людского болота, среди греха и зла, около злого товарищества и развращающей среды сохраняется чистым и целомудренным христианское дитя. Это чудо более удивительное, чем прекрасная лилия на болоте. Это — христианское чудо, Это чудодействие благодати Божией, сохраняющей наших детей среди окружающего греховного растления. В истории христианской Церкви известно множество примеров, когда в самых неблагоприятных нравственных условиях вырастают святые, а среди «святого и чистого» — нечистые развращенные люди. Многое здесь зависит от родителей. В Библии повествуется о жившем в древние времена пророке израильского народа Самуиле. Юным отроком он был передан родителями на воспитание при храме. Там же при храме жил первосвященник Илий с сыновьями. Совершенно в одних и тех же условиях жили они, Самуил и дети первосвященника, и однако у Самуила душа была чистая и целомудренная, как; светлый его льняной ефод, а сыновья Илия развратились ( 1Цар. 2). Может показаться странным такая разница между товарищами, выросшими в одних и тех же условиях, около святыни храма. Объяснение этого факта надо искать не только в склонности ко злу, но, главным образом, во влиянии родителей. Илий пренебрегал строгим воспитанием, сыновья его росли без отцовского исправления и бдительного родительского ока, наблюдающего за их нравственностью. Самуил же еще до рождения был посвящен Богу, окружен родительской молитвой, а первые три года жизни находился в таком же воздухе постоянной родительской молитвы, под благотворным нравственным влиянием и наставлением отца и матери. И ради своей чистоты он уже отроком удостаивается пророческих откровений от Бога. Здесь великое поучение для христианских родителей. С ранней юности они должны нравственно отвращать своих детей от тлетворных развращающих влияний; они должны обращать сугубое внимание на воспитание скромности, стыдливости, целомудрия. «Я обручила своих детей Богу Христу, чтобы сохранили они нетленной свою чистоту», — так говорила святая София, мать юных мучениц Веры, Надежды и Любови (память 17 сентября). Она воспитывала их в чистоте целомудрия, в любви ко Христу Богу. «Нет ничего приятнее добродетели, — говорит святой Златоуст, — нет ничего сладостнее благопристойности, нет ничего привлекательнее скромности». И «ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия» 613 . Обращаясь к родителям, святитель говорит: «Убеждаем любовь вашу позаботиться и о собственной вашей добродетели, и о целомудрии юношей». Юный возраст сильнее всего смущает сладострастие. «Отсюда-то рождается, можно сказать, всякое зло. Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшиеся разврату, уже не могут покориться никакому убеждению, и как пленники влекутся туда, куда направляет их диавол. Он, наконец, управляет ими и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея в виду только настоящее услаждение и не думая о скорбях в будущем. Итак, умоляю вас, подавайте руку (помощи) детям, чтобы за их поступки и нам самим не подвергнуться наказанию» 614 . Помните пример Илия, наказание, которое он потерпел за то, что не исправлял надлежащим образом недостатки своих детей, не вразумлял сыновей своих (1Цар. 3: 13). Вместо того, чтобы воздействовать на них сообразно их поступкам, он допускал излишнюю кротость, вразумлял их не строго и не с укоризною, — потому и сам вместе с ними подвергся наказанию 615 . «Будем удерживать порывы наших детей, — говорит святой Златоуст, — и то страхом, то убеждениями обуздывать юность. Будем заботиться об их целомудрии, все делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожел аний» 616 и развращения. «Будем воспитывать детей с большой заботливостью и удалять их от всякого зла. Искушения любострастия сильны в юном возрасте, и ничто так не волнует этот возраст, как данная страсть. Поэтому будем ограждать их отовсюду советами, увещаниями страхом и угрозами. Если они одолеют эту страсть, то не скоро поддадутся и другой — напротив, будут и выше страсти к деньгам, победят и пьянство, и всячески постараются избегать бесчинства и порочных обществ, будут и родителям любезнее, и приятнее всем людям. В самом деле, кто не будет уважать скромного юношу, целомудренную девушку? Кто не обнимет и с любовью не облобызает обуздавшего нечистые пожелания? Кто не согласится с великим удовольствием выдать свою дочь за скромного и целомудренного юношу, даже если он беден?.. Итак, чтобы дети наши были и у людей в уважении, — продолжает святитель, — и Богу любезны, будем украшать их душу и вводить их целомудренными... в жизнь. Тогда потекут к ним и все земные блага, как из источников, и от Бога получат они милость, так что насладятся и настоящею, и будущею славою» 617 . «Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний. Итак, пустим огнь Духа, попалим злые вожделения, обработаем нивы, приготовим их к принятию семян; потщимся, чтобы наши юноши были целомудреннее иных стариков» 618 . «Больше всего смотрите за дочерьми, — обращается святой Иоанн Златоуст к матерям, — попечение это для вас нетрудно. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома; а прежде всего, учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество отдавайте их. Если так образуете их, то спасете не только их, но и мужа, который возьмет ее, и не только мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться — и за все это вы получите награду. Поэтому все будем так делать, как (прилично) заботящимся о благе не одной души, но многих чрез одну. Дочь, при вступлении в брак, должна так выходить из отеческого дома, как борец из места состязаний, т.е. она должна знать в точности всю науку, помощию которой могла бы, подобно закваске, все смешение возвести к собственной красоте. И сыновья опять в такой степени должны быть скромны, чтобы скорее всего можно было узнавать их по благонравию и целомудрию и чтобы они заслужили великую похвалу и от людей, и от Бога. Пусть они научатся обуздывать чрево, воздерживаться от лишних издержек, быть расчетливыми, нежно любящими, пусть они научатся повиноваться власти. Таким образом они могут доставить родителям великую награду. Тогда все будет ко славе Божией и нашему спасению о Христе Иисусе, Господе нашем» 619 . «Оттого-то у нас города и развратились, что худы наставники юношества» — родители небрегут о своих обязанностях и своей жизнью показывают детям не образец добродетели, чистоты и целомудрия, а ведут себя неблагопристойно 620 . Что может удержать ребенка от развращения, если он не только в окружающей среде, но и дома, в лице родителей, не видит скромности и целомудрия? Писатель Немирович-Данченко написал рассказ о воспитании в подобных семьях. Маленькая девочка Саша — добрый, хороший ребенок из недурной, даже, пожалуй, с обычной точки зрения хорошей семьи. Мать не была порочным человеком. Отец тоже. Но нравственную чистоту ребенка берегли так же мало, как везде. Не боялись грязного, двусмысленного слова (конечно, не брани, а тонкого, почти неуловимого нарочитого намека). Не боялись в присутствии ребенка кокетства и игры «в любовь». «Игра в любовь», самая невинная вещь, как кажется взрослым, — а в детскую душу она бросила ростки будущей порчи. Дети — чуткий народ. Саша наблюдала, как смотрит отец на гувернантку, как беседует мать с человеком, который за ней ухаживает. И вот детская мысль комбинирует, перебирает, складывает взгляды и слова, движения и тон голоса, и незаметно в детском, жалком еще, слабеньком тельце растут неосознанные страсти, желания, стремления к чему-то непонятному. Это неясное, наверное, прекрасно, иначе большие и взрослые, которым ребенок верит, не радовались бы, не стремились так неистово к сближению, свиданию, двусмысленному разговору, прикосновению рук. И лица их не разгорались бы при этом, и голоса не звучали бы по-особенному. И обстановка понемногу разлагала нетленную чистоту детской души, вносила в нее гниль, смерть. И Саша погибла. Она поняла свой будущий путь как смену наслаждений, погоню за сладким опьянением страсти. Попала в темный омут порока. “Страшно, когда я наблюдаю что-нибудь вроде такого душегубства, — пишет автор повести, — мне всегда так и хочется крикнуть: «Что вы делаете, не убивайте душу, не омрачайте своей духовной тьмой молодого существования, не убивайте ребенка»”. Да, да! Не убивайте! Сколько теперь окружает наших детей таких нравственных убийц! Отцы, особенно матери! В вашей воле воспитать своих сыновей и дочерей нравственно стойкими последователями Христа Бога, воспитать в обычных будничных условиях семейной жизни, сохранить нетленную чистоту в ваших детях. Какие можно дать советы христианским родителям для достижения этой цели? Мышление ребенка начинает особенно интенсивно развиваться с появлением и усовершенствованием речи. Родителям надо обращать внимание на правильное воспитание ума и души. Для нашего времени характерно одностороннее развитие ума детей, подавление их психики огромной массой информации чрез посредство детских садиков, литературы, телевидения и кино и чрез постоянное пребывание среди взрослых вследствие создавшихся в нашей стране жилищных условий. Заботясь о развитии ума ребенка, христианским родителям надо прежде всего иметь в виду не то, чтобы сделать его как можно скорее маленьким всезнайкой, а то, чтобы воспитать, внедрить в него «здравые понятия и суждения на христианских началах обо всем встречающемся и подлежащем вниманию... Дети должны правильно различать, что добро и что зло, что хорошо и что худо. Это сравнительно легко сделать посредством обыкновенных разговоров и вопросов. Родители говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усвояют себе не только мысли, но даже обороты речи и манеры родителей. Пусть родители при детях высказывают свои христианские суждения о всех жизненно важных вопросах, о всем окружающем, например, что значит настоящая (земная) жизнь, чем она кончится; как правильно, по-христиански поступать в жизни или относиться к поступкам других; какое достоинство имеют те или иные обычаи; как смотреть на удовольствия, которыми теперь столь увлекаются, и т.п. Нужно говорить с детьми прямо или, лучше всего, посредством рассказов, хорошо ли, например, наряжаться, и как нужно скромно одеваться и вести себя, как нужно относиться к похвале и проч. Пусть родители спрашивают детей, как они думают о том или другом поступке или событии, и исправляют их ошибки. За непродолжительное время, пока дети доверчивы и не заразились современным духом своеумия и зазнайства, этим простым способом можно передать им здравые начала суждений, которые потом долго, а то и за всю жизнь, не изгладятся. Таким ранним воспитанием здравых христианских понятий будет в корне подавлено мирское мудрование и злая ненасытимая пытливость. Истинасвязывает ум тем, что насыщает его, мирское же мудрование не насыщает и тем разжигает пытливость... И это еще прежде, чем они возьмутся за книги» 621. Когда же дети научатся грамоте, надо всячески оберегать их от чтения книг, содержащих растленные безбожные понятия и суждения, с тем чтобы сохранить ум в христиански-здравом состоянии. «Истина доступна всякому возрасту. Что малое христианское дитя премудрее философов, показал опыт. Он и теперь повторяется, но прежде был повсюду. Например, во время мученичества, малые дети рассуждали о Господе Спасителе, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни и проч.; это оттого, что мать или отец научили их тому в простых беседах. Истины эти сроднились с сердцем, которое стало дорожить ими до готовности на смерть за них» 622 . Наряду с развитием ума и памяти в ребенке развиваются и чувства. Душа является в мир, возрастает, богатеет во внут реннем содержании и разнообразится в деятельности чрез посредство чувственного восприятия окружающего мира. Первую пищу для своего образования душа ребенка получает извне через чувства и воображение. Они же дают материал для памяти. Само собой очевидно, какого характера должны быть первые предметы чувств и воображения, чтобы не только не препятствовать, а еще более способствовать зарождению христианской жизни в ребенке. Необходимо первые начатки чувств освящать предметами из области веры, ибо первые впечатления детства остаются памятными на всю жизнь. Подобно тому, как первая пища имеет значительное влияние на темперамент человека, так и первые предметы, которыми бывает занята душа ребенка, имеют сильное влияние на ее характер, на тон ее жизни. Поэтому пусть христианские родители окружают свое малое дитя священными религиозными предметами всех видов и предметами изящными, благородными, а все, мо́ гущее развратить, — в изображениях, вещах, предметах — удалят. И в последующее время возрастания ребенка надо сохранять этот же порядок. «Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее! Как несчастно дитя, которое, закрыв глаза или оставшись одно и углубившись в себя, бывает подавляемо множеством непотребных образов, суетных, соблазнительных, дышащих страстями. Это то же для души, что чад для головы» 623 . Ребенка надо оберегать от беспорядочных чувств, вследствие которых образуется рассеянность, праздное любопытство и бесполезная пытливость. Неполезная пытливость состоит в том, что дети стараются все разузнать беспорядочно, бесцельно, не различая, нужно это или не нужно. И виною этому бывают родители, старающиеся как можно большим количеством впечатлений развлекать ребенка, загромождая, засоряя его чувства и память. При упражнении чувств ребенка следует соблюдать меру и порядок, обращать их на одно нужное и употреблять по сознанию нужды, т.е. родители должны приучать дитя узнавать только то, что для него необходимо. Причем здесь надо соблюдать постепенность, основательность и вдумчивость во всем, а не так, чтобы поверхностно перебегать от одного предмета или дела к другому. Ребенок, «не умеющий владеть чувствами и воображением, необходимо бывает рассеян и непостоянен, будучи томим пытливостью, которая будет гонять его от одного предмета к другому до расслабления сил, и все это без плода» 624 . С самого раннего детства надо оберегать чистоту целомудрия детей от вредного влияния различных растлевающих образов и примеров, от порнографических изображений в живописи, кино, журналах и книгах. Опасные в нравственном отношении, циничные, грязные книги, журналы и картины, могущие повредить целомудрию детей, вовсе не следует держать в христианском доме. Тем более не место антихристианской и кощунственной литературе там, где иконы, где наши дети. Иногда ребенку достаточно увидеть нечаянно один раз грязные картинки, чтобы нерастленность души погасла. В наше время страницы многих книг и журналов наполнены развращающим и безобразным содержанием. Рассказывают об одном ученом, что однажды он взял с полки книгу, и когда раскрыл ее, оттуда выскользнула маленькая змейка и ужалила его насмерть. Случайно или нет, книга была одной из самых кощунственных работ одного вольнодумца XVIII века. Этот случай в своем роде символичен. Зло и разврат имеют притягательную силу. Один писатель рассказывает: “У меня была «Увеселительная библия» Токвиля, безобразная и негодная (кощунственная) книга. Я видел, как ее рисунки гости рассматривали с отвращением, гадливостью, но через час возвращались к ней. Такова притягательная сила зла” 625 . Когда дети подрастут, родителям надо усугубить заботу о сохранении их целомудрия. «Ничто не требует такого старания и забот для юного возраста, как целомудрие и чистота... — говорит святой Иоанн Златоуст. — Когда служанка зажжет огонь, мы велим ей не подносить светильника туда, где лежит тростник, или сено, или что-нибудь подобное, чтобы незаметно для нас не упала в это вещество искра и не сожгла всего дома». Так же надо заботиться и о детях, охраняя их от неполезной дружбы и страстных увлечений в юном возрасте, чтобы случайно попавшая искра страсти не воспламенила всей души ребенка и не причинила безутешного горя 626 . Охранители целомудрия — стыдливость и скромность. Надо воспитывать наших детей скромными и целомудренно-стыдливыми с ранней юности. Целомудренная скромность должна быть присуща христианину во всем: в словах, делах, в одежде, положении тела, телодвижениях, походке, держании себя с другими и многом другом. Скромность не есть одно только внешнее приличие: она есть выявление вовне внутренней чистоты, смирения и целомудрия души. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия, чистоты нравственной, которые во взаимном своем соединении твердо охраняют нашу нравственность. Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты (целомудрия); последняя хотя бы и вдалась в первое представившееся ей искушение, но стыд удержит ее и не допустит до падения» 627 . Воспитание целомудренной стыдливости, как и скромности, требует особенных забот и особенного внимания со стороны родителей. Чувство стыда, так же как и чувство истины, прирождено каждому ребенку 628 . Задача родителей и воспитателей в данном случае состоит в том, чтобы не дать погаснуть этому чувству, но воспитывать его, развивать и укреплять. Для этого христианские родители должны соблюдать следующие правила. 1. Всячески предохранять своих детей от всего, что растлевает чувство стыдливости. Это правило весьма нелегко выполнить из-за того, что в настоящее время нас, христиан, окружает, можно сказать, массовое, чуть ли не узаконенное бесстыдство и пренебрежение стыдливостью и скромностью. Так, женщины, юноши, девушки и дети не только показывают себя обнаженными на общих пляжах, но и, последуя бесстыдной моде, носят одежды, которые едва прикрывают наготу; к бесстыдству приучают наших детей в школах совместного обучения девочек и мальчиков, где их заставляют полуобнаженными заниматься на уроках физической культуры и т.д. Но часто и сами христианские родители тяжко погрешают в этом отношении или по неблагоразумию, или по недостатку бдительности. Как часто можно наблюдать, что матери дозволяют своим малым детям на глазах подрастающих сестер и братьев оставаться в полуобнаженном или совершенно обнаженном виде, не воспрещают им бегать не только дома, но и на улице в нижних сорочках или в одних трусиках, дозволяют на глазах у других раздеваться во время купания, при отходе ко сну, лежать в обнаженном виде на постели и т.п. Многие родители в целях «закалки организма» или по иным причинам дозволяют своим детям, уже подросткам, ходить полуобнаженными или в крайне коротких платьицах. Допуская подобное, считая все это невинным, родители весьма согрешают против своих детей и вместо стыдливости развивают в них чувство бесстыдства. Нужно строго следить за детьми и не допускать в их поведении чего-либо бесстыдного. При этом нет, конечно, нужды входить в какие-либо многословные объяснения и наставления: это было бы совершенно излишне и могло бы принести скорее вред, чем пользу. В таких случаях довольно одного серьезного замечания, одного краткого предостережения. Если, например, малютка по глупости обнажит себя, то тотчас прикрой его, не говоря ни слова. Если более или менее взрослое дитя примет неприличное, противное чувству скромности положение, то надо сказать ему серьезно: «Ах, как это дурно! Кто из скромных деток так делает? Впредь чтобы этого не было! Подумай, хорошо ли это! Ведь на тебя в таком виде смотрит Бог и святой Ангел хранитель» или что-либо подобное. Если после неоднократных таковых замечаний не последует исправления, тогда необходимо построже наказать его. Если родители будут поступать таким образом, у детей очень рано созреет убеждение, что любое нарушение стыдливости есть тяжкий грех, хотя бы это происходило без всякой дурной мысли. Напротив, если родители оправдывают своих детей в тех случаях, когда они, хотя и несознательно, нарушают и оскорбляют чувство стыдливости, говоря, что дитя этого еще не понимает, то у ребенка скоро притупляется нежное нравственное чувство, а впоследствии он легко может подвергнуться искушению греха, совершить преступление, так как давно уже привык и к нечистым взглядам, и к обнажениям, и к прикосновениям. 2. Родителям и другим взрослым членам семьи надо остерегаться, чтобы самим не быть причиною потери стыдливости и скромности в своих детях. В чем это может проявляться? Очень мн огие родители уже при рождении передают своим детям страсть к чувственности, наклонность к беззастенчивости, как печальное и роковое наследство на целую жизнь. Чувственные родители рождают и детей чувственных. Только тщательным и осторожным религиозно-нравственным воспитанием можно преодолеть эти склонности в детях. Далее, родители бывают виноваты в порче детей и тем, что они слишком нежат их. Дети, которые спят на слишком мягких и теплых пуховиках и долго по пробуждении остаются в постели, которым дают слишком питательную и приправленную пряными веществами пищу или слишком рано приучают к употреблению спиртных горячительных напитков, наконец, дети, которые остаются в праздности без всяких занятий, пребывают в большой опасности потерять свою невинность и подпасть тайному греху юности. Праздность есть мать всех вообще пороков, но в особенности нецеломудрия. Вот почему, если христианские родители желают иметь детей скромных, целомудренных, здоровых телом и душой, то должны закалять их с самого раннего возраста, приучать переносить и жар, и холод, нужды и скорби, упражнять в труде, предохранять от изнеженности, ибо изнеженное и раскормленное отучневшее тело представляет из себя плодоносную почву для порока и нецеломудрия. Правильный домашний режим труда и отдыха ребенка в семье имеет немалое значение в сохранении его целомудрия. Развращение детей начинается с привычки к беспорядочной и безответственной жизни в условиях неконтролируемых встреч мальчиков и девочек, безделья, скуки, пустого времяпровождения. «Правильный режим, — пишет А. С. Макаренко, — способствует просто правильному физическому самочувствию ребенка, при котором никогда не возникает никакого слишком раннего полового переживания. Вовремя лечь спать и вовремя встать, не валяться в постели без нужды — это уже хорошая нравственная закалка. Очень важным условием успешного воспитания детей в целомудрии является нормальная загруженность ребенка заботой и работой. Некоторая нормальная приятная усталость к вечеру, представление об обязанностях и работах в течение дня по утрам — все это создает очень важные предпосылки для правильного развития воображения, для равномерного распределения сил ребенка в течение дня. При таком условии у ребенка не остается ни психического, ни физического стремления к пустому, ленивому бродяжничеству с сомнительной компанией, к излишней игре воображения, к случайным встречам и впечатлениям. Правильный и точный режим приучает ребенка с детства к самообладанию, владению своими чувствами, способствует воспитанию цельного характера» 629 . Многие родители бывают соблазнителями собственных детей своим неосторожным поведением, когда, например, на глазах своих детей совершенно свободно раздеваются и одеваются, спят на кровати, не отгороженной занавеской от кроваток своих детей; когда матери недостаточно скромно и аккуратно кормят своих малюток или оставляют четырех- или пятилетних и более взрослых детей на одной с собой постели; далее, когда родители между собой в присутствии детей ведут нескромные, двусмысленные разговоры, рассказывают соблазнительные истории, допускают нескромные, безнравственные шутки и остроты, открыто и в грубых выражениях говорят о половых отношениях, слишком свободно держат себя во взаимном обращении и т.п. Ко всем родителям, которые таким образом ведут себя на глазах своих детей, вдвойне, даже втройне приложимы слова Спасителя: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18: 6). «Бойтесь же, христианские родители, навлечь на себя этот страшный приговор: избегайте в ваших разговорах, в вашем взаимном обращении, во всем вашем поведении того, что для ваших детей может служить камнем соблазна и претыкания, что может обращать внимание их на такие вещи, которые им лучше не знать. Держите ваших детей до тех пор, пока это возможно, в совершенном неведении касательно половых отношений. Если же ваши дети сами спрашивают о такого рода предметах, то отвечайте осторожно, уклончиво, не открывая им всей истины и не прибегая к обману и сказочным выдумкам или говоря им, например, что детей родителям дал Сам Бог. Но при этом никогда не нужно внушать им, что очень грешно говорить о таких предметах с другими. Неблагоразумно наталкивать детей на такого рода вопросы, так как чрез это еще более разжигается любопытство и они могут искать удовлетворения ему у других, и скорее всего, у своих товарищей; но само собой понятно, что гораздо лучше, если подросшее дитя узнает об этих вещах из уст благочестивых родителей» 630 . Малые дети дошкольного возраста очень часто спрашивают родителей о своем происхождении и происхождении людей. Это не означает пробуждения в них полового чувства — это простое детское любопытство. Нередко бывает достаточно тактично отвести вопрос ребенка, переключить внимание его на другой предмет, чтобы он забыл о своем вопросе и занялся чем-либо другим. Если же ребенок под влиянием услышанного или увиденного по телевидению все чаще и чаще возвращается к этой теме, то родители должны ответить спокойно, с достоинством, без смущения и усмешки, чтобы ребенок воспринял ответ просто и естественно, не заподозрив каких-либо других обстоятельств, которые от него хотят скрыть. Родители, конечно, должны хорошо понимать, что они обязаны отвечать лишь в тех случаях, когда ребенок сам задал подобный вопрос, а наводить детей на него нет необходимости, тем более нельзя малым детям толковать об интимных сторонах зачатия и рождения детей, что весьма вредно отразится на ребенке, вызвав в нем любопытство к половой сфере и игру воображения. Многие родители затрудняются, как можно тактично ответить на подобные вопросы ребенка. Конечно, не серьезно, если христианские родители будут говорить о каких-то «аистах» или «капусте», в которой находят детей. Немецкий педагог Г. Фейстель приводит такой пример: отец показал сыну вначале размножение бабочек, затем высиживание птицами птенцов. Во время прогулки в лесу они увидели семейство кроликов. На вопрос малыша: «А что, кролики тоже из яиц вылупливаются?» — объяснил, что крольчата такие маленькие вначале, что живут в теле матери и потом только родятся. Тогда ребенок сам догадался, почему у его приятеля была такая толстая кошка, а после у нее появилось пять котят. Но все же малыша мучил вопрос: он не помнил, как он-то появился у своих родителей? Отец ответил, что когда он родился у матери, то был совсем маленьким и не мог помнить свое появление на свет, но его очень ждали и были ему рады. Малыш был полностью удовлетворен. Конечно, не всегда требуется такой длинный разговор для ответа ребенку. Можно сказать примерно так: ребенок развивается из маленького кусочка тела матери и отца. Вначале он так мал и беспомощен, что мама носит его в себе. Когда же он подрастет и сам сможет есть, дышать и кричать, он рождается 631 . 3. Укажем еще на одно важное правило для родителей: надо бдительно наблюдать за детьми, чтобы они не имели никакого повода соблазняться на нарушение целомудрия. Прежде всего, необходимо иметь бдительный глаз за спальней детей. Некоторые из детей портились и теряли свою невинность вследствие того, что имели одну постель со своими братьями и сестрами. Поэтому каждому из детей надо устраивать особую постель, если есть к этому малейшая возможность. Ни при каких обстоятельствах и ни под каким видом не дозволяйте детям различного пола спать на одной постели. Это зло, встречающееся еще в наше время в условиях скученности и тесноты жилья, было строго осуждаемо и святыми Отцами, и лучшими педагогами всех времен. «Ни бедность, ни теснота помещения, — говорит один святой Отец, — не может служить здесь извинением; ибо гораздо лучше было бы, если бы они спали на полу или даже под открытым небом». Надо обратить внимание на то, чтобы дети, особенно девочки, не ездили много на велосипедах, не одевали тесных штанишек и трусиков. Родители должны следить, как дети ведут себя в постели, не допускать злоупотребления осязанием (тайный грех юности очень распространен между детьми). Если есть в доме прислуга, то родители должны тщательно следить за тем, чтобы она сознательно или неосознанно не причиняла детям никакого нравственного вреда. В особенности не следует допускать, чтобы дети подвергались со стороны неразумных нянек щекотанию — то ли ради забавы, то ли с целью заставить дитя поскорее заснуть. Не следует держать в семье прислугу, которая ведет сомнительный или явно нецеломудренный образ жизни. Надо строго следить, чтобы в доме не было книг и картин, которые по своему содержанию и вредны, и могут, если попадутся детям на глаза, осквернить чистоту их чувств и воображения. Равным образом, родители не должны допускать, чтобы их дети, особенно подрастающее поколение, искали для себя развлечения в кино и книгах, в которых рассказываются какие-либо любовные интриги и похождения, соединенные с нарушением целомудрия, брачного союза и т.п., и представляются извинительными или чуть ли не доблестными человеческие слабости. Само собой разумеется, что на родителях лежит обязанность следить за детьми и тогда, когда они бывают на уличных играх, за временем их ухода из дому и возвращения. Следует знать, с кем и куда они отлучаются для развлечений, не дозволяя им иметь дружбы с детьми грубыми, невоспитанными и нравственно испорченными, от общения с которыми они могут развратиться и приобрести склонность к какому-нибудь пороку. Особенно бывает нужен строгий глаз за детьми в летнее время (отлучка в лес с компанией, на реку, всякие «походы» и т.п.) и зимой (при долгих вечерах), когда для них могут возрастать всякого рода опасности при недостатке бдительного надзора и внимания взрослых. Христианские родители не должны терпеть поздних ночных отлучек и похождений, гулянок и других опасных в нравственном отношении сборищ детей обоего пола, а тем более каких-либо отношений и знакомств с людьми сомнительной нравственности. Но, к сожалению, как часто и много погрешают иные родители, как беспечны бывают, не заботясь о поведении своих детей в доме и вне его, об их знакомствах и времяпровождении. 4. Родители должны насаждать в сердцах своих детей целомудренную скромность и стыдливость из религиозных побуждений, а не ради одного приличия и мнения людей. Если кто из родителей вознамерился воспитывать в детях стыдливость и скромность потому только, что вольное поведение может повредить им в глазах людей, то таким образом он не воспитал бы и не насадил в сердцах их той истинной чистоты, которая одна только угодна Богу. В этом случае дети могут быть по видимости чисты и невинны пред лицом мира, но сердце их может оказаться гнездом нечистых страстей. Чтобы они были поистине чисты и невинны, для этого родители должны научить их любить чистоту и невинность ради Бога, и ради Бога питать отвращение к нечистоте и нецеломудрию, так как насколько приятна Богу добродетель целомудрия, настолько же мерзок и отвратителен пред лицом Его порок нецеломудрия. Для этого необходимо постоянно напоминать о Всевидящем Оке Божием, которое видит все сокровенное, проникает в самые глубокие тайники сердца, пред которым, следовательно, ничто не может скрыться и пред которым не только нецеломудренное дело, но и каждый нецеломудренный помысл, каждое нечистое пожелание является грехом. При этом полезно напомнить детям и о святом Ангеле хранителе, который всегда присутствует при них и бдительно следит за ними; о том, что если он заметит в их мыслях нечто нечистое, то будет обвинителем их пред Богом. Страх пред вездеприсутствием и всеведением Бога и постоянное памятование об Ангеле хранителе будут лучшими стражами невинности и целомудрия детей. Всемощный охранитель целомудрия — церковность: частое посещение храма Божия, молитва домашняя и церковная, употребление святыни (святой воды и др.), особенно же частая исповедь и Причащение Святых Таин. Христианские родители! Все вы хотели бы видеть ваших детей счастливыми, все вы желали бы привить им радость христианской жизни. Поэтому блюдите, тщательно оберегайте их невинность и целомудрие. А для этого просите у Бога помощи и содействия, сами молитесь Богу о их ограждении от всех зол и соблазнов, предайте детей под покровительство Пресвятой Девы Марии — чтобы в лице ваших детей возрастало такое христианское поколение, которое среди греховного мира сияло бы целомудрием и другими добродетелями во славу Бога и к утешению нашему и Церкви 632 .
612 Воскресный благовест. 1909. № 33. С. 8.
613 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 789.
614 Иоанн Златоуст, свт. Там же. С. 643.
615 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 9. С. 83.
616 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 641.
617 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 800—801.
618 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 516.
619 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею. // Творения. Т. 11. С. 682.
620 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 812.
621 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 38—39 (неточ.).
622 Феофан (Говоров), еп. Там же. С. 35.
623 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 35.
624 Феофан (Говоров), еп. Там же. С. 36.
625 Не держите в доме дурных книг и картин // Воскресный благовест. 1909. № 39. С. 8.
626 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 788.
627 Амвросий Медиоланский, свт. О должностях, 1, 2. С. 5—6.
628 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. С. 332—333.
629 Макаренко А.С. О воспитании в семье. C. 121.
630 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 67—68.
631 Шибаева А.Н. Родителям о половой гигиене детей. С. 36—37. См. также: Макаренко А.С. О воспитании в семье. С. 113—122.
|