Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О детских играх, радостях и удовольствиях
Игра — это подражание жизни, как ее понимают дети. Религиозные праздники в восприятии детей. Радость общения с природой. Радость домашних будней и праздников. Читая о том, что детей надо приучать к умеренности и воздержанию, к самоограничению и выносливости, пусть не подумает кто, что мы слишком сурово смотрим на воспитание и желаем сделать из маленьких христиан угрюмых сидней и нелюдимых ханжей. Нет, мы от всей души желаем нашим детям радостей и очень далеки от мысли лишать их невинных удовольствий. Здоровое телесно и неиспорченное нравственно дитя естественно должно весело и благодушно смотреть на мир Божий. Если же у ребенка недостает веселого настроения и жизнерадостности, то это указывает на его ненормальное состояние; такое дитя или нездорово телесно, или же испорчено нравственно. Из нелюдимых, понурых тихонь большей частью выходят хитрые лицемеры и ханжи. Вот почему мы всегда с удовольствием смотрим на детей, которые веселы, благодушны и резвы. Можно вполне согласиться с древним греческим мудрецом Демокритом, который говорил, что если бы сердце малюток имело, подобно городу Фивам, сто ворот, то пусть входит радость во все эти ворота, чтобы они из сада юности как можно больше добра вынесли на поле будущей деятельности Кто захотел бы воспретить детям радости и невинные удовольствия, тот не только погрешил бы против детской природы, но и впал бы в противоречие со Словом Божиим. Апостол Павел пишет: радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4: 4). Несомненно, это относится не только ко взрослым, но и к детям, невинному возрасту которых особенно должно быть свойственно чувство радости. А в Ветхом Завете древний мудрец, обращаясь к юности, также убеждает радоваться: веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11: 9). Следовательно, дети должны быть веселыми и радостными, это вполне согласно с их природою, этого требует даже само Божественное Откровение. Но радость детей, как и всякого вообще христианина, должна быть, по Апостолу, радостью о Господе, и юноши при своих удовольствиях никогда не должны забывать, что Господь некогда приведет их за это на Суд, что они должны будут дать ответ Богу за свои утехи. А отсюда нельзя не усмотреть, что христианские родители столько же, сколько и их дети, должны блюсти, чтобы радость их была радостью о Господе чтобы и они, и их дети могли непостыдно предстать пред судом Божиим. Ибо родители должны будут дать строгий ответ на этом Суде за те удовольствия, которые они разрешают и доставляют своим детям. Поэтому христианские родители должны устранять из детских развлечений, игр и удовольствий все что составляет грех пред Богом или может вести ко греху. Такого рода радость была бы радостью не о Боге, а в угоду сатане. Поэтому родители должны всегда следить за тем, с кем дети играют, во что играют и где играют. Нельзя допускать, чтобы наши дети играли и дружили с детьми развращенными, избалованными, от которых они могут научиться худому. Мальчики должны играть и проводить время с мальчиками, а девочки с девочками. Из тех же соображений надо следить и за купаньем детей: дети не должны купаться в таком месте, где они доступны взорам мимо проходящих; во время купанья они должны надевать трусики. Не следует допускать игр вечером, в темноте. Во время игр не следует дозволять никакого крика, шума, беспокоящего окружающих, ничего грубого, непристойного, безнравственного. Во всех возрастах в игре проявляется характер ребенка. В играх вскрываются слабости и недостатки детей, которые надо исправлять. Каков ребенок в игре, таков он во многом будет и в жизни, когда вырастет. Здесь зарождается тщеславие, пустота будущей женщины; высокомерие, желание властвовать, деспотизм — у будущего мужчины. Игры — это подражание жизни, как ее понимают дети. Они отражают здесь то, что усвоили, заметили из окружающего. И значит, направляя их жизнь в играх, родители направляют линию их нравственной жизни. Честный в играх станет честным и в жизни. Лживый в игре и в жизнь перенесет ложь. Уступчивый, снисходительный в игре будет таким же и в жизни. Себялюбивый, с захватническими замашками ребенок и в жизни будет эгоистом и хищником. Так в играх нравственно воспитываются дети. Родителям надо хорошо это запомнить и, насколько это возможно, следить за играми детей, не упуская из виду их нравственно-воспитательного воздействия. В жизни маленьких детей игра имеет то же значение, что у взрослых деятельность, работа, служба. В каждой хорошей игре присутствует, прежде всего, рабочее усилие, работа мысли. Игра доставляет ребенку радость: радость или творчества, или победы, или радость эстетическая — по поводу чего-либо сделанного, построенного. Но игра отличается от работы. Труд имеет общеполезные цели, игра же не преследует таких целей, но все же она приучает маленького человека к тем психическим и физическим усилиям, которые будут необходимы ему для работы. В руководстве детской игрой родителям надо следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка, не отвлекала его целиком от полезного посильного труда. В этих целях необходимо приучать детей от простого самообслуживания, в которое малое дитя также еще вносит много игры, постепенно переходить к таким работам, которые имеют значение для всей семьи. Игра является своего рода подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. Известный педагог А. С. Макаренко в книге «О воспитании в семье» дает ряд полезных советов родителям о правильном руководстве детской игрой, о выборе игрушек, о поведении детей в игре и об отношении их к игрушкам, о выборе товарищей по играм, об увлечении играми 607 . Из детских развлечений и забав следует исключить все, что может быть вредным и опасным для их здоровья и жизни: не дозволять лазить по высоким заборам и домам, взбираться на высокие деревья, слишком быстро бегать или ездить, долго плавать в глубокой реке, заходить в опасные места, словом, охранять их от всего, что сопряжено с большим или меньшим риском. Христианские родители должны стараться глубже запечатлеть в душах детей убеждение, что если они иногда и могут ускользнуть от глаз родителей, то никогда не укроются от глаз Бога Вездесущего и что святой Ангел хранитель их наблюдает за ними во время игр. Наконец, родители должны ограничивать чрезмерное увлечение играми подрастающих детей, устанавливая для них надлежащую меру и ограничивая определенным временем. Сперва труд и занятие, а потом уже развлечения — вот что должно быть неизменным правилом. В чем еще кроме игр могут состоять детские радости и удовольствия? Прежде чем дать ответ на вопрос о видах детских удовольствий, скажем несколько слов о том, какие развлечения не должны быть позволительны детям. И здесь на первом месте должно быть поставлено следующее правило: дети не должны участвовать в тех увеселениях, которые приличны только взрослым. Поэтому надо стараться как можно дальше держать их от базарных зрелищ, от свадебных и других пиршеств и разного рода увеселительных скопищ людей, где они могут увидеть множество соблазнительных сцен и услышать нелепые разговоры и нескромные песни. Недобрый это обычай, если матери носят своих малюток в гости, если отцы своих четырех-пятилетних детей сажают с собой за гостиный стол и заставляют иногда при этом пить вино. Что хорошего почерпнут малые дети из разговоров подвыпивших разгулявшихся взрослых гостей? Не значит ли это искусственно засорять детские души и развивать в них с малолетства страсть к чревоугодию и чувственным удовольствиям? «Будем удалять детей не только от зрелищ — говорит святой Златоуст, — но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их. Не будем водить их в театры, на пиры и попойки. Но станем беречь их (от развращения)» 608 . Один наш отечественный проповедник, обращаясь к родителям, говорит: «Не расслабляйте детской природы искусственными удовольствиями, концертами, которые терзают юные нервы, приучают детей к ложным чувствованиям и фантазерству, неискренности и игранию ролей в жизни, и непременно к ненасытной жажде удовольствий. Если вы желаете истинного блага с воим детям, то не спешите с подобными удовольствиями, потому что кто рано все увидел и испытал, тот скоро и стареет, изнашивается и, что опаснее всего, рано топит в житейской грязи и сомнительных удовольствиях все лучшее — здоровье, идеалы (нравственность), а с ними и свое счастье» 609 . Укажем и на второе правило: не следует выдавать детям на руки деньги для самоличного употребления. Давать деньги на различные развлечения, на покупку лакомств и проч. надо весьма нечасто. Родители всегда должны знать, на что употреблены полученные деньги. Нельзя приучать детей к расточительству, но необходимо, чтобы они с раннего детства учились ценить родительские трудовые деньги и быть бережливыми. Сколько детей испортилось только потому, что неблагоразумный отец и недальновидная мать очень рано стали давать им деньги, дозволяя употреблять их по своему усмотрению 610 . Скажем теперь несколько слов о главных видах детских удовольствий, которые могут быть полезны и позволительны. Самые благородные и чистые радости, какие родители могут доставлять своим детям, — это радости религиозные, связанные с церковными праздниками и обрядами, например, пасхальные яйца и куличи, вербы на Вербное Воскресенье и цветы в «Маковей» и т.п. Но чтобы дети из этих символических предметов и обрядов могли извлекать для себя пользу и чтобы эти предметы облагораживающим образом действовали на их религиозные чувства, им необходимо объяснять высший смысл и значение их. Определенный религиозный смысл и значение имеет участие детей в паломничествах к святым местам, украшение могил своих дедушки или бабушки, собирание цветов для украшения икон дома и в храме и др. Религиозные радости самые чистые и светлые. Они близки тем радостям, которые доставляет детям природа. Если родители замечают, что их дитя радуется цветам, пению если оно с особенным любопытством наблюдает за жизнью птиц, зверьков и насекомых и вообще обнаруживает склонность находиться ближе к природе, то надо стараться не погасить этой любви ко всему живому, ибо чувство красоты природы есть признак неиспорченности сердца. В детских сердцах надо воспитывать жалость ко всему живому, как; премудрому творению Божию, бережное и любовное отношение к цветам, деревьям, ко всяким букашкам, собакам, птичкам и прочим живым тварям, которые всем своим существованием славят Творца и Господа, оживотворяющего их Своей живительной силой. Дети, жестокие к животным, когда вырастают, становятся такими же и к своим ближним 611 . Как на третий вид детских радостей следует указать на тихие радости семейного очага. Необходимо с самого раннего возраста возбуждать в детях чувство любви к родительскому дому. Крещение ребенка, именины родителей или кого-либо из членов семьи, продолжительные осенние и зимние вечера и т.п. суть благоприятные случаи делать для детей приятным провождение времени в родном семейном кругу и привязывать их к семье и дому. Если, к сожалению, в наше время многие из юношей и девушек, из мужей и жен, вместо того чтобы искать себе удовольствий в недрах семьи, ищут их вне ее, на зрелищах, танцплощадках, в клубах, кинотеатрах и других местах общественного развлечения, то причина этого чаще всего заключается в том, что в детстве в них было мало развито чувство любви и привязанности к семье и дому.
607 Макаренко А.С. О воспитании в семье. С. 81—91.
608 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. C. 788.
609 Прозоров Г.Я. Страшный и усиливающийся недуг нашего времени // Воскресное чтение. № 21—22. С. 336.
610 Детей этим настолько калечат, делая их всетребовательными эгоистами, что смотришь, иная великовозрастная деточка — настоящая соковыжималка для своих сердобольных родителей.
611 Журналистка Н. Околитенко в статье “Жестокость” рассказывает, как группа подростков играла “в инквизицию”: выбрав малолюдное местечко, они вершили суд над кошками — выкалывали им глаза и живьем жгли. Детская жестокость по отношению к беззащитным животным и ко всему живому стала в нашем обществе опасным безнравственным явлением. Автор статьи говорит о родителях, которые убеждены, что вешая кошек, их дети “закаляют нервную систему” и подготовляются к “жизненной борьбе”. Хочется спросить таких отцов и матерей, как они представляют дальнейшие развлечения своих воспитанников? Надоест их ребенку издеваться над четвероногими — захочется таких же “интересных”, но более сильных “развлечений” над людьми. Здесь зарождается жестокость к людям, с этого часто начинаются преступления (Правда Украины. 1969. 26 марта).
|