Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рамадан, ибо почтительнее будет называть его شَهْرُ رَمَضَانَ месяц Рамадан.
Слово Аллаха: ﴿ ف َ م َ ن ش َ ه ِ د َ م ِ ن ك ُ م ُ ا ل ش ّ َ ه ْ ر َ ف َ ل ْ ي َ ص ُ م ْ ه ُ ﴾ Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. Этот аят обязывает всех заставших рождение этого месяца, тех, кто здоров и проживает у себя в стране, поститься этот месяц без исключения. Этот аят отменяет предыдущий аят, который дозволял не поститься здоровым людям, проживающим у себя в стране, взамен на выплату фидья (эквивалент кормления одного бедняка) за каждый день поста, о чём мы говорили ранее. После того, как пост стал обязательным, Аллах упомянул снисхождение к больным и путникам, которые должны восполнить пропущенный по этим уважительным причинам пост. Аллах сказал: ﴿ و َ م َ ن ك َ ا ن َ م َ ر ِ ي ض ً ا أ َ و ْ ع َ ل َ ى س َ ف َ ر ٍ ف َ ع ِ د ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ أ َ ي ّ َ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ ﴾ А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время – т.е. при наличии болезни в теле, при которой пост затруднителен и вызывает боль, или в путешествии дозволительно не поститься. Дни, которые человек не постился в пути, ему следует возместить их в другое время. Здесь нужно рассмотреть некоторые вопросы. Группа учёных считает, что тот, кто постился начало месяца Рамадан, будучи дома, а затем отправился в поездку во время Рамадана, то ему следует поститься, ибо Аллах сказал: ﴿ ف َ م َ ن ش َ ه ِ د َ م ِ ن ك ُ م ُ ا ل ش ّ َ ه ْ ر َ ف َ ل ْ ي َ ص ُ م ْ ه ُ ﴾ Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься - т.е. путнику дозволительно не поститься, так как он не застал начало месяца в своей стране. Это мнение не нашло поддержки среди других учёных. Это мнение приводит Мухаммад ибн Хазм в своей книге «аль-Махалли» от группы сподвижников и их последователей, хотя это спорный вопрос. Аллах знает лучше. Другая группа сподвижников и их последователей считает, что путнику обязательно не поститься в Рамадан, ибо Аллах сказал: ﴿ ف َ ع ِ د ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ْ أ َ ي ّ َ ا م ٍ أ ُ خ َ ر َ ﴾ То пусть постится столько же дней в другое время. Однако наиболее правильным здесь является мнение большинства о том, что в этом вопросе есть право выбора, а не категоричный приказ или запрет. Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда мы отправлялись в поход вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни те, которые постились, ни те, которые прерывали пост, не упрекали один другого» (аль-Бухари и Муслим).
А в хадисе Абу Саида аль-Худри говорится: «Мы считали, что хорошо поступает и тот, кто находит в себе силы и постится, и тот, кто прерывает пост, когда чувствует слабость» (Муслим).Здесь становится ямным дозволенность не поститься в пути, т.к. сподвижники обязательно бы сделали замечания друг другу. Однако сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в таких случаях всегда постился.
В двух сахихах приводится хадис от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах): «Мы отправились в поездку с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в месяц Рамадан, была такая жара, что кое-кто из нас клал руку на голову от жары. Никто из нас не постился кроме посланника Аллаха и Абдуллы ибн Раваха». Группа учёных, один из которых имам Шафии считает, что поститься в пути предпочтительнее, чем разговеться, ибо так поступал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Другие учёные считают, что не поститься предпочтительнее, т.к желательнее пользоваться льготами, предоставленными Аллахом.
Как-то у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) спросили по поводу поста в пути, и он ответил: «م َ ن ْ أ َ ف ْ ط َ ر َ ف َ ح َ س َ ن ٌ ، و َ م َ ن ْ ص َ ا م َ ف َ ل َ ا ج ُ ن َ ا ح َ ع َ ل َ ي ْ ه»
|