Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура. Общая структура главы:






Общая структура главы:

3-я глава – диптих на базе корреспонденса

Основной отрывок 3: 1-21 Интерпретирующий отрывок 3: 22-36

А. Введение в ситуацию - 3: 1 А. Введение в ситуацию – 3: 22-24

 

В. Диалог Иисуса с Никодимом – 3: 2-12 В. Диалог Иоанна Крестителя с

учениками – 3: 25-30

 

С. Монолог Иисуса о вере и суде 3: 13-21 С. Монолог Иоанна Духе, вере и суде

– 3: 31-36

 

Внутренняя структура отрывка 3: 1-21

3: 16\а Бог возлюбил мир,

так что отдал Сына Своего Единородного

 

3: 15 дабы всякий верующий в Него 3: 16\б дабы всякий верующий в Него

не погиб, но имел жизнь вечную. не погиб, но имел жизнь вечную

3: 14 Как Моисей вознес змею... 3: 17 Ибо не послал Бог Сына Своего

так должно быть вознесену чтобы судить мир, но чтобы Сыну Человеческому мир спасен был через Него.

 

3: 12-13 …как поверите? Сшедший с небес 3: 18 потому что не уверовал в имя

Сын Человеческий, сущий на небесах. Единородного Сына Божия

 

3: 3-11 Родиться от Духа и видеть Царствие. 3: 19-20 Свет пришел в мир, но люди

Рожденное от Духа есть Дух, возлюбили более тьму, нежели

а рожденное от плоти есть плоть. Свет, потому что дела их…

 

3: 1-2 Никодим приходит из тьмы к Иисусу. 3: 21 Поступающий по правде идет к

…никто не может творить, если не будет свету. Дела в Боге соделаны

с ним Бог.

 

Ключевые слова:

Один из начальников (3: 1) – вероятно Никодим был членом синедриона. Иисус ниже (3: 10) называет его также учителем. Вероятно, это был очень влиятельный фарисей, если ему принадлежат два этих титула. В раввинистической антологии H. Loewe говорится, что во времена осады Иерусалима известен благородный и весьма влиятельный человек под этим именем (70 г. н. э.), возможно за сорок лет до этого он знал Христа и беседовал с Ним. При этом автор ссылается на Gittin 56a; Ketuboth 66b; Taanim 19b-20a.[53]

 

Ночью (3: 2) – все комментаторы сходятся во мнении, что «ночь» важная деталь в повествовании, которая имеет символическое значение.[54] Во-первых, раввины имели обыкновение изучать свет Торы ночью.[55] Он выходит из тьмы к свету (о чем Иисус говорит в 3: 18-20). В контексте упомянутой выше Пасхи[56] это может воскрешать мотивы исхода, может быть именно в контексте недавней Пасхи Иисус упоминает змея, сделанного Моисеем (3: 14). Кроме того, Пасху вкушают ночью, и Никодим, вкусив символического агнца пасхальной ночью, теперь ночью приходит к истинному Агнцу.

 

Мы знаем (3: 2) – возможно, Никодим говорит от лица всех, уверовавших в Него на празднике Пасхи.[57] Христос тоже будет говорить ниже «мы знаем» во множественном лице. Есть мнения среди комментаторов, что Он говорит от лица Себя и учеников, но некоторые считают, что за этим стоит дискуссия между церковью и иудеями времен написания четвертого Евангелия. Это мнение было очень популярно в середине прошлого века не только в отношении данного отрывка, но и в отношении большинства дискуссий Иисуса с Иудеями. Эта мысль во всех комментариях приводится просто как гипотеза, без доказательств[58].

 

Ты учитель, пришедший от Бога (3: 2) – термин, синонимичный употребленному выше «равви». Никодим не просто признает Иисуса равным себе, что касается этого титула (сравните 7: 15), но и подразумевает, что Иисус более чем учитель, возможно пророк. При этом в данной фразе создается эмфаза перенесением сказуемого, выраженного в перфекте, в самый конец предложения.[59]

Если не будет с ним Бог (3: 2) - Исходя из Исх.3: 12,. Где Бог говорит Моисею «Я буду с тобою», можно заключить, что Никодим демонстрирует беспрецедентную веру.[60] (См. также Иер. 1: 19). Отталкиваясь от убеждения Никодима о Его статусе как пророка, Иисус помогает Ему сделать следующий шаг и говорит о Себе как о Единородном Сыне.

 

Кто не будет рожден свыше (3: 3) – русское слово «свыше» несколько уже по значению, чемупотребленный Иоанном греческий термин. a)/nwqen имеет два значения – «снова» и «сверху». Барретт считает, что оба значения здесь имеются ввиду. Рождение свыше – второе рождение, но это не повторение первого рождения, оно означает «быть зачатым от Бога». Слово, которое переводится как «рожден», тоже заслуживает внимания. Глагол genna/w обычно используется, чтобы описать участие отца в создании новой жизни, и возможно, это как раз то, что Иисус имеет виду, в редких случаях этот глагол используется также для описания рождения ребенка матерью. Однако, роль этого слова здесь весьма значительна, поскольку то же самое слово используется в прологе в 1: 13 («от Бога рождены»). Таким образом, то что описывается в 3: 3-8, связано с 1: 12-13. Это не является параллелью представлениям иудеев о том, что крещенный прозелит подобен новорожденному дитя, крещением прозелита достигается статус, дающий ему доступ к завету. Говоря же о рождении свыше, Иисус, а также Иоанн в многочисленных текстах в своих посланиях (1Иоан.2: 29; 3: 9; 4: 7; 5: 1; 4: 18), имеют в виду - «стать одной природы с Богом». Очевидно, Иоанн намеренно упоминает о недоумении Никодима и его словах об утробе матери и о физическом рождении, поскольку хочет подчеркнуть что то, что Иисус имеет в виду, не имеет отношения к национальной принадлежности, любой человек, даже израильтянин не может получить небесное гражданство, если не родится свыше[61].

Не может увидеть царствия Божия (3: 3) – когда Иисус использует два глагола «увидеть» и «войти», он говорит практически об одном и том же, поскольку это означает «пережить» (3: 36; Мрк. 9: 1). Иоанн часто использует синонимические пары слов, такие как «знать» - «увидеть», «любить» - «испытывать расположение». Царствие Божие упомянуто только здесь и в 5-м тексте в Ев. От Иоанна. В 18: 36 мы слышим о царстве Иисуса и о царе и слово «царь» встречается в повествовании о страстях, где одна из основных тем – царствование Иисуса. Царство Божие должно напомнить, что Иоанн стремится избежать традиционной иудейской апокалиптической трактовки этого выражения, поскольку он описывает эсхатологию как уже реализованный опыт. Для описания царства Иоанн использует свои термины, такие как: человек (19: 5), свыше (3: 3-7), умирать за (10: 50, 18: 14), Царь (19: 14, 19: 21), благодарить (6: 11-23), получать (1: 5), вода (4: 10), уходить (8: 21, 13: 33), вознести (3: 14, 8: 28, 12: 32-34).[62]

Будучи стар (3: 4) – наиболее естественное заключение из того то, что Никодим сам был пожилым человеком. Это соответствует его статусу начальника. Но если мы принимаем это допущение, то отпадает возможность отождествить его с богатым юношей, как это предполагалось и с Никодимом, который был известен в 70-м г. н.э. Но может быть, Никодим говорил о ситуации вообще без ссылки на себя. [63]

Быть рожденным от воды и Духа (3: 5) – подразумевает интерпретацию того, что было сказано выше в 3-м тексте. Здесь содержатся аллюзии на сотворение, так как когда земля идет по голосу Бога из воды к свету и переживает «крещение светом» (свет и голос – атрибуты Духа, который носился над водою), она становится новым творением. Здесь также содержатся аллюзии на новый завет Духа, обещанный в Иез.36: 25-27 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять…», и в Иоиль 2: 28-29 «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». Излитие Духа Божьего в ВЗ всегда относилось к «последним дням», о наступлении которых и повествует Иоанн. Это эсхатологическое излитие Духа должно было приготовить людей к вхождению в царствие Божие.[64]

С древних времен жив ли человек, определяли по наличию дыхания. Таким образом, идея духа» и «жизни» всегда прочно связаны между собою.

По-еврейски «Дух» - «руах» и «ветер» - тоже «руах». В Еккл. 11: 5 «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» терминология «Духа» - «ветра» соседствует с терминологией рождения, с описанием зарождения новой жизни. Но у Иоанна нет двузначности, которая присутствует в Еккл. Относительно термина «Дух», Иоанн конкретно подразумевает Дух Божий.[65] Таким образом, идея созидания новой жизни всегда считалась прерогативой Бога. («Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» Иов 10: 9-12). В апокалиптике же используется идея крещения огненным потоком (Кн. Юбилеев 1: 23; Пс. Сол. 18: 6; Завет Иуды 24: 3). Это согласуется с указанием Крестителя Иоанна о том, что Иисус будет крестить «Духом». См. также кумранские свитки, где очищение, покаяние и надежда получить излитие Духа связаны между собой. Это необходимо, чтобы «увидеть» Царствие Божие 1QS 3: 6-9, 4: 20, 1QH 7: 21; 9: 32; 11: 12-14; CD 19: 9.[66]

То, что сразу за описанием беседы с Никодимом идет отрывок, где повествуется о крещении Иисусом и Иоанном Крестителем, говорит о том, что «рождение от воды и Духа» нужно понимать как крещение в результате уверования.[67]

Вода как символ не указывает на нечто, кроме Духа, отмечает Браун, «вода» означает то же, что и Дух, поскольку символизирует очищающее действие Духа.[68] Следует помнить, что как символика термина «вода» может быть аллюзией на такие события, как сотворение мира, потоп (очищение и пересотворение), исход (воды Чермного моря), но во всех этих случаях над водами упоминается «Руах».

Рожденное от плоти (3: 6) – Природа нового рождения иллюстрируется контрастом между Духом и плотью. Зачатое от плоти противоположно зачатому от Духа – это не противопоставление материального духовному, но это контраст между смертным человеком и тем, каким может сделать его Иисус, благодаря силе Святого Духа. [69] «Плоть» означает немощь человеческого существа и его смертность, «Дух» – силу Бога, проявляемую в работе над пересотворением обитателей мира[70]. Здесь Иоанн не имеет ввиду дуалистическую теорию Платона, поскольку он говорит не о противопоставлении двух начал в человеке, но о необходимости уподобления Богу. Он акцентирует Божественное действие над человеческой природой. [71]

Дух дышит, где хочет (3: 8) – Это выражение объясняет природу Духа, как вечную и невидимую. Ветер на Востоке понимался мистически как «дыхание Бога». Бог не видим, но действия Его зримы, как это бывает с ветром. Дыхание всегда считалось основным признаком жизни в буквальном смысле. В духовном значении посредством Духа человек получает возможность жить не только в этом, но и в грядущем веке, хотя человек живет и действует в этом мире, источник его существования – невидимый Бог.[72]

Не знаешь, куда уходит и откуда приходит (3: 8) – «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19). Вот известный путь человека. «Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. … а после того они отходят к умершим». (Еккл. 9: 2-4). Это известно о человеке. Но невозможно проследить начало и конец Духа, потому что Он вечен.

Так бывает со всяким, рожденным от Духа (3: 8) – рожденный от Духа становится чутким к Его голосу, он видит свет (3: 21) и идет к нему. Но он еще становится подобен Духу в том, что обретает жизнь вечную.

Сшедший (3: 13) – этот термин связывает повествование с прологом (1: 14, 1: 18, 1: 51).

Кроме Сына Человеческого (3: 13) – Как утверждает Beasley-Murray, этот титул предшествует текстам 3: 14-17, которые излагают миссию и цель пришествия Сына Человеческого.[73] Заметим, в данном контексте этот титул радикально отличается от его употребления в Дан. 7. Это еще один элемент, наглядно иллюстрирующий реализованную эсхатологию Иоанна.

Как Моисей вознес змею (3: 14) – Аллюзия на Дан. 7, где Сын человеческий окружен облаком славы, драматически оттеняет значение 14-го текста. Поскольку вознесен он будет через распятие и отвержение, сначала на крест, и только затем на небо.[74] Термин «вознесен» представляет огромный интерес, поскольку он в греческом звучании ассоциируется с выражением «быть прославленным» («Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому». -12: 23; «Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем». - 13; 31). Слово «вознести» используется в LXX в Ис. 52: 13-14 «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесетс я, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его…». Интересно заметить, что три арамейских термина, означающих «возвысить, поднять», тоже отличаются подобной амбивалентностью значений. («Эздеквеф» - «поднять, поднять нечто снизу вверх» – основное значение, а переносное – «поднять на крест, распять». Второе слово «иштелакв» в прямом значении означает «быть поднятым», а в переносном «уйти из жизни, умереть». Третий термин «арим» переводится как «поднять» и «удалить». В Быт 40 LXX использует то же слово, что и Иоанн в 3: 14. когда Иосиф говорит узникам о «вознесении головы» одного из них.[75]

Возлюбил (3: 16) – только в четвертом Евангелии указана причина смерти единородного Сына Божьего. Она заключается в том, что Бог «возлюбил» этот мир. Этот текст воскрешает историю Быт 22, где повествуется о том, как Авраам возложил Исаака на жертвенник.[76]

 

Верующий (3: 16) – это слово объясняет термин «рожденный свыше».

Не послал судить (3: 17) – здесь «суд» подразумевает «возмездие». Далее в 19-м тексте суд описан как приближение Шехины[77], и то, как реагировать на это приближение, человек выбирает сам. Тот, кто любит тьму, обречен сгореть в ее лучах, тот, кто вышел ей навстречу, послушавшись зова Духа, становится новым творением в ее животворящих лучах и перешел от смерти в вечную жизнь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал