Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые слова. Праздник (5:1) –употребление данного слова без артикля (в многочисленных манускриптах) может быть свидетельством в пользу того
Праздник (5: 1) – употребление данного слова без артикля (в многочисленных манускриптах) может быть свидетельством в пользу того, что речь идет не о великих храмовых праздниках, на которые должен был являться весь мужской пол (Пасха Кущи), поскольку слово «праздник» в НЗ в этих случаях предваряется артиклем.[172] Если же пятая глава переносится и помещается после шестой, что многие комментаторы считают более оправданным, то этот праздник отождествляется либо с Пасхой, о приближении которой речь идет в начале 6-й гл., либо с праздником Пятидесятницы (Шевуот), поскольку он следует через семь недель после Пасхи.[173] Пришел (5: 1) – буквально «взошел в Иерусалим», поскольку путешествие в Иерусалим на ритуальный праздник назывался «восхождением». У овечьих (ворот) (5: 2) – В оригинале после слова «овечьих» нет существительного. В соответствии с Неем.3: 1 логично предположить, что речь идет о воротах, хотя была также купальня, называемая «овечья», но в тексте два этих слова стоят рядом, но имеют разные падежи, кроме того, исключается, чтобы Иоанн говорил о двух купальнях сразу. Овечьи ворота находятся к северу от храма. Именно через них вели в Иерусалим жертвенный скот. Эти ворота находятся в районе, называемом Вифезда. Там же поблизости расположена купальня, напоминающая по описанию ту, о которой идет речь в 5-й гл. В настоящее время она именуется купальней святой Анны, именно с этой купальней Beasley-Murray и Barrett отождествляют Вифезду.[174] Вифезда (5: 2) – существует несколько вариантов транскрипции данного слова в манускриптах и у ранних отцов. Barrett останавливается на варианте, который означает «дом двух источников». Поскольку четыре портика окаймляют бассейн по периметру, а пятый делит его поперек на два отдельных водоема. По крайней мере, так устроена купальня святой Анны. Возможно, каждый из этих водоемов питался отдельным родником. В кумранских свитках говорится о двух источниках. В традиции ранних отцов было популярно толковать термин как «дом милости», это толкование носило аллегорически-иронический характер, поскольку в доме милости не оказалось милосердного человека, чтобы опустить в воду страдающего столько лет человека, а Иисус приходит и возвращает этому названию его значение.[175] Великое множество больных…(5: 3) - Кроме слепых, хромых, иссохших кодекс Безе содержит слово paralutikw=n, то есть парализованных. Движения воды (5: 3) – ряд рукописей не содержит данной фразы, а четвертый текст, описывающий причину движения воды, отсутствует в ранних манускриптах. Brown отмечает, что данная вставка содержит популярное для тех времен предание.[176] Тридцать восемь лет (5: 5) – Данная деталь существенна для теологии Иоанна, который использует героев повествования как олицетворение группы людей или даже нации, как в случае с самарянкой. Тридцать восемь лет упоминаются во Втор. 2: 14 «С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну, как клялся им Господь [Бог]». Таким образом, этот расслабленный символизирует собой Израильский народ, который был выведен Богом из Египта, но не оценил преимущества духовной свободы. [177] Не имею человека (5: 7) – C. H. Dodd сравнивает купальню с законописанием, которое «могло показать путь жизни, но было бессильно исцелить волю и дух человека»[178]. Очевидно, человек этот не обладал друзьями, которые могли помочь ему. Возможно, в результате греховного образа жизни, который он вел, он снискал себе всеобщее презрение (Ср. 5: 14). Когда возмутится вода (5: 7) – И. Флавий описывает наличие в Палестине источников, которые периодически возобновляли свое течение. Возможно, к таким относился и родник, питающий Вифезду. Не сказано, с какой периодичностью это происходило. Очень возможно, что в общей спешке успевал прыгнуть в прибывающую воду самый сильный из всех больных и наиболее «здоровый» из них. В этом случае не удивительно, что он исцелялся. Встань, возьми постель твою и ходи (5: 8) – Слово «встань» e)/geire имеет еще одно значение – «воскресни». Существование, которое вел этот человек в течение тридцати восьми лет вряд ли можно назвать жизнью. Возможно, именно поэтому Иисус исцеляет его и этот пример использует для дискуссии о животворении и воскрешении мертвых. Повеление взять постель и нести ее (хотя была суббота) было сделано с целью подтвердить полное и окончательное исцеление.[179] Не должно (5: 10) – раздел законов, касающихся соблюдения субботы, содержит Мишна (см. трактат Шаббат, 7: 2). Сорок разделов без одного содержат классификацию видов работ. Пункт 10: 5 запрещает переносить что-либо из одного дома в другой. Там говорится, в частности, если человек выносит живого человека на кушетке, то он не грешит, благодаря тому, что кушетка имеет второстепенное значение, а человек главное. Если же на кушетке нет человека, то несущему вменяется вина. В данном случае иудеи обвиняют человека, который взял постель, а не Иисуса, который дал ему это повеление, чем, по их пониманию, ввел того в грех.[180] Удивительно, что иудеев не радует факт исцеления человека, который почти всю жизнь провел как паралитик, их заботит только вопрос нарушения предания о субботе. Не греши больше (5: 14) – Не исключено, что причиной болезни человека были его конкретные поступки. Хотя ничего не сказано относительно прощения их.[181] Чего хуже (5: 14) – в контексте последующей дискуссии можно заключить, что Иисус имеет в виду эсхатологический суд и «гиену огненную».[182] За то, что Он делал такие дела в субботу (5: 16) – Это может означать то, что иудеи были смущены либо исцелением, либо повелением, которое Иисус дал больному относительно постели. Если опираться на последующий контекст (7: 23), то возможно исцеление было действием, вызвавшем подобную реакцию. Отец Мой доныне делает, и Я делаю (5: 17) – В раввинистической литературе имеется следующее заключение относительно субботних трудов Бога, который «успокоился», когда сотворил землю и небо Быт. 2: 2: если Бог делает что-либо в субботу, он не нарушает ее, поскольку весь мир есть не более чем Его дом, который Вездесущий наполняет Собою. (Ис. 6: 3; Иер. 23: 24). Посему, когда Иисус делает это заявление, Он приравнивает Себя к Богу.[183] Сын оживляет, кого хочет (5: 21) – «Сын» в Евангелии от Иоанна – христологический титул. Говоря о Своих взаимоотношениях с Отцом и о том, что Сын делает то, что видит у Отца, опирается на раввинистические притчи о том, как любой отец учит сына. Иисус подразумевает откровение Отца и то, что Он никогда не действует независимо от Него.[184] Животворение – прерогатива Бога. Это широко освещается в Талмуде. Воскрешение же усопших всегда было частью эсхатологических ожиданий (Иез. 37: 13 «И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших»). Иисус подтвердит право разделять эту прерогативу с Отцом, воскресив Лазаря (Ин.11 гл.). На суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (5: 24) – Суд в данном контексте понимается как возмездие, как элемент дальней эсхатологии. «Верующий», термин, широко используемый Иисусом, означает, что окончательная участь человека зависит от решения, которое он принимает в настоящем о принятии или не принятии Иисуса как Сына Божия, разделяющего с Ним Его природу и власть. Наступает время, и настало уже (5: 25) – Выражение «истинно, истинно» (аминь, аминь), предваряющее данную фразу говорит о суммирующем занчении этого фрагментта. Мертвые (5: 25) – Определенно, здесь говорится о воскресении почивших, но это не исключает, что, Иисус имеет в виду не только буквально умерших, но и мертвых духовно, какими были прежде самарянка, Никодим, царедворец, слепорожденный. Рождение от Духа, уверование является обретением вечной жизни. Воскресение через услышание относится и к физически и к духовно мертвым.[185] В воскресение жизни (5: 29) – воскресение праведных – древняя эсхатологическая надежда, один из важнейших элементов наступления царствия Божьего. Доктрина о воскресении получает особое развитие в межзаветный период. Дан. 12: 2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». 2Мкв.7: 13-14 «Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь». 2 Макв.7: 43 «Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». 3 Ездр.2: 3 «мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моем воскресении». Лук. 14: 13-14 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Это эсхатологическое чудо возможно по причине того, что «Отец дал Сыну иметь жизнь в Самом Себе» (т. 26). Кто в какое воскресение воскреснет, определяется в 29-м тексте согласно дел.[186] Воскресение осуждения понималось как эсхатологический суд над нечестивыми. Об этом рабби Акиба[187] говорил «при потопе суд над нечестивым поколением длился двенадцать месяцев, суд над Иовом длился двенадцать месяцев, суд над египтянами длился двенадцать месяцев…. И суд над неправедными в гиене будет длится двенадцать месяцев» (Eduyoth 2: 10). [188]
Свидетельствую (5: 31) – Раздел с 30-47-й тексты изобилует юридической терминологией. Монолог Иисуса напоминает защиту обвиняемого на суде. Согласно положения Втор.19: 15 «Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело». Иисус перечисляет трех свидетелей, подтверждающих истинность Его миссии. В 3-м тексте, говоря об Иоанне, евангелист использует перфект, что означает акцент на результате совершенного действия. Отец, Иоанн и Писания Моисея – свидетели и участники суда, которому иудеи подвергли Иисуса. Причем, как предупреждает Иисус, свидетельства Моисея обернутся против них как против нечестных судей. (5: 45). [189] Слова, пребывающего в вас (5: 38) – здесь используется терминология завета и святилища. Человек аллегорически мыслится как скиния, а Слово Божие, выражающее Его волю, Его завет – как скрижали закона в ковчеге завета, на котором воседает Шехина. То есть фактически, Иисус обвиняет их в том, что они «беззаконники», расторгли завет, и храм их души пуст. Суд их превратен. А претензии, которые они выдают за принадлежность к завету – ложь и лицемерие. Тем более что выше в 37-м тексте Он говорит об отсутствии отношений познания между ними и Отцом: «ни гласа Его не слышали, ни Его не видели», иначе, свидетельствовали бы о подобии Сына Отцу, и узнали бы в Нем Мессию. Следующее предложение говорит о том, что Иоанн воспринимает Иисуса как истинное Слово, которое должно воцарится в сердцах.[190] Исследуете/ исследуйте Писания (5: 39) – Раввинистической литературе действительно присуще понимание, что Тора дает жизнь вечную. Исследование закона – способ обрести вечную жизнь.[191] Гиллель говорил: «Кто стяжает слова Закона, то стяжает себе жизнь в грядущем мире». Данный текст является решающим для данной главы, поскольку в этом отрывке Иисус заявляет, не следует из Писаний делать икону, что животворение совершается не Писаниями, а Им Самим.[192] Обвинитель Моисей (5: 45) – Согласно иудейских верований, Моисей был ходатаем и заступником за народ пред Богом, когда народ в пустыне начал поклоняться тельцу (Исх. 32: 30-32), и продолжает быть ходатаем, вознесшись на небеса. Моисей, как были убеждены иудеи, будет заступником на последнем суде (Meeks, Царь-пророк, 161). Но Иисус утверждает, что Моисей будет не заступником, а обвинителем против них, поскольку они не приняли его свидетельства об Иисусе.[193]
|