Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профилактика заболеваний учащихся в школе
Воспитание здорового поколения. Качественное обновление содержания педагогического образования, предусмотренное Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации. Одной из задач педагогического образования является воспитание здорового поколения: привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом : образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека — в быту и в меняющейся экологической природной) среде. Требования Государственного стандарта к уровню знаний педагогов включают: - осознание педагогом здоровья как ценности; - владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средой; - усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (умение управлять здоровьем детей), а также правильное поведение в опасных для жизни ситуациях; - приобретение навыков по оказанию первой медицинскойпомощи. В Государственном образовательном стандарте содержатся обязательные общепрофессиональные дисциплины, призванные расши-у рить мышление будущих педагогов и сформировать у них правильные понятия и навыки охраны здоровья детей и подростков: s у - возрастная анатомия и физиология; * - основы медицинских знаний и здорового образа жизни; - безопасность жизнедеятельности. Знание педагогом возрастных особенностей строения, функционирования и регуляции процессов жизнедеятельности отдельных органов и систем, а также организма в целом позволяет ему эффективно использовать профилактические гигиенические мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка. Организовать игры, занятия физкультурой, труд, питание, составить расписание, провести уроки, оснастить классы светильниками, мебелью учителю помогут знания о функциональных возможностях организма, т. е. уровне его здоровья на данном воз- растном этапе и характере влияния на него факторов экологической среды. Это позволит предупредить переутомление учащихся, которое лежит в основе развития той или иной хронической патологии, часто возникающей уже в школьные годы. Знание закономерностей физического и психического развития ребенка необходимо педагогам для правильной организации режимов труда и отдыха школьников. Детскому организму присущи две основные характеристики: рост и развитие. Рост всех тканей и органов протекает с неодинаковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20 — 22 года, у мужчин в 23 — 25 лет. Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок. Первоначальный рост (рост при рождении) удваивается к 5 годам и утраивается к 15. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4—5 см, а в период полового созревания — на 6 —8 см в год. Количественные и качественные показатели роста и развития детей зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ, условия жизни, характер питания и т.д.) факторов. Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков позволило медикам разделить все детство на несколько периодов (см. 2.1). На практике этапы зрелости индивида можно подразделить на три периода: - до 7 лет (до поступления в школу); - до 14 лет (половое созревание, получение паспорта); - до 18 — 21 года (окончание процессов роста, социальная зре В ходе индивидуального развития организма непрерывно изменяются морфологические, физиологические и биохимические показатели. Они определяют его функциональную готовность к той или иной деятельности и условиям существования, а также биологическую зрелость. Физическое развитие. Одним из показателей здоровья человека и его физической работоспособности является физическое развитие — процесс изменения морфологических и функциональных признаков, присущих данному человеку, формирующихся под влиянием наследственности (генотип) и экологической среды (фенотип). Особое значение показатели физического развития имеют при оценке состояния здоровья детей. Физическое развитие характеризуют следующие показатели: 1) соматометрические: рост, масса, окружность грудной клет соматоскопические: развитие скелета, форма позвоночника, 3) физиометрические, или функциональные: жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания и сердечных сокращений, артериальное давление и др. Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления данных обследуемого со средними величина-jSlH (стандартами физического развития) для каждой возрастно-половой группы региона проживания. Стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона проживания ложатся в основу гигиенического нормирования (гигиенические требования к световой среде класса, размерам мебели для дошкольных учреждений и школ, одежде, обуви и всем другим предметам жизни, быта и труда детей и взрослых). Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его обмен веществ, т.е. тем больше требуется ему энергии и белка, которые затрачиваются на процессы роста и развития. Эти особенности детей в неблагоприятных условиях экологической среды (недостаток кислорода, питания, двигательной активности и т.д.) значительно быстрее и #езче сказываются на состоянии здоровья, что в целом приводит к остановке их роста и развития. Кроме того, в детском и подростковом возрасте не совершенны нервная и эндокринная (гормональная) системы, это снижает возможности растущего организма адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Интенсивный обмен веществ, процессы роста и дифференци-ровки тканей у детей и подростков до 14 лет определяют возрастные особенности состава крови, низкую мышечную выносливость. G возрастом повышается выносливость при регулярной мышечной тренировке. Утомление мышц — это временное понижение их работоспособности после относительно большой физической нагрузки. Оно обусловлено процессами, происходящими в центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. После отдыха утомление исчезает. Мышечное утомление — нормальный физиологический процесс. Однако чрезмерное мышечное напряжение вредно сказывается на состоянии организма (особенно сердечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых патологических нарушений. С состоянием и развитием мышц связаны нормальная осанка и форма стопы. Под осанкой понимается привычное положение тела человека в покое и при движении (ходьба, стояние, сидение, работа). Формирование осанки связано с образованием и закреплением условных рефлексов (навыков) позы и начинается в раннем детстве под влиянием окружающих (если родители и учителя обращают внимание на осанку и поправляют позу учащихся). Нормальной считается осанка, наиболее благоприятная для функ- ционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Чтобы исключить вероятность смещения центра тяжести, приводящего к изменению правильного положения таза и его размеров, девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках. Следует помнить, что искривление позвоночника не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), что приводит к большой затрате сил и быстрому переутомлению как в покое, так и при движении. Для формирования нормальной осанки большое значение имеет мебель, которой пользуются ребенок и подросток. Кровать ребенка должна быть достаточно жесткой, а рабочее место (стол и стул) — соответствовать его росту. Большое значение имеют систематические физические упражнения, они способствуют развитию двигательного аппарата детей, повышают силу и выносливость мышц. Интенсивные умственные и физические занятия в школе (уроки труда, физкультуры и спортивные тренировки) могут приводить к повышению кровяного давления в конце учебного дня. Во время мышечной нагрузки у подростков и юношей величина максимального кровяного давления может возрастать до 180 — 200 мм рт. ст. Восстановление величины систолического давления после физической нагрузки до исходной величины осуществляется тем быстрее, чем старше ребенок. Работа сердца зависит не только от возраста, но и от общего физического развития, что, в свою очередь, зависит от образа жизни и места в нем двигательной активности. В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. В этот период поступление половых гормонов в кровь ведет к дополнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов головного мозга и сердца. Все это может стать причиной появления у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузках обморочных состояний, нарушения сердечных ритмов и других функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы. Нормальному росту и развитию организма способствуют физические нагрузки в разумных объемах, улучшающие кровообращение, снабжение органов и тканей кислородом и усиливающие обмен веществ. И наоборот, табакокурение, употребление наркотиков и алкоголя в этом возрасте усиливают имеющиеся функциональные расстройства и нарушают нормальные процессы роста и развития. Дыхание — жизненно важная вегетативная функция, которая имеет произвольную регуляцию. Человек может произвольно изменять ритм и глубину дыхания, задержать его на определенное время, что говорит о влиянии сознания на данную функцию и^обеспечивает тонкое приспособление дыхания к текущим потреб-(||И> стям организма. Такая осознанная (условно-рефлекторная) рефляция дыхания у человека развивается в процессе выработки двигательных навыков, особенно совершенствуется она у спортсменов в процессе тренировок и проявляется в предстартовом " зменении глубины и частоты дыхания, имеющего приспособи-•льное значение к повышенной физической нагрузке. Грудная клетка в период полового созревания приобретает врму грудной клетки взрослого человека, хотя остается еще мень-ей по размеру. Формирование грудной клетки и типа дыхания канчиваются к 21 году, однако развитие органов дыхания и со-ершенствование его регуляции продолжается и у взрослых лю-ей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные раз-ичия в зависимости от того, занимается ли человек физическим ^Трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, Р-употребляет алкоголь. %. Заболеваемость. Заболевания органов дыхания занимают по ча-4'" стоте первое место во всех возрастных группах. Их возникнове-, *кяие не только связано с наличием соответствующего возбудителя, %$ю и зависит от состояния здоровья человека. В случае ослабле-я защитных сил организма (переохлаждение, переутомление, \|ютощение, травма, курение, алкоголь и т.д.) возникают так называемые простудные заболевания. К их числу относят воспале-Шие носоглотки, гортани и бронхит, которые труднее лечить, чем f предупредить. Закаливание, занятия спортом, предупреждение ох-Ш'Лаждений, индивидуальная профилактика, т.е. ведение здорового Ц. образа жизни, — это эффективные меры предупреждения заболева-* ний органов дыхания. Органы пищеварения ребенка имеют нежную слизистую оболочку, которая обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами; этим обусловлены легкость возникновения раз-£ дичных воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта более тяжелое их протекание. Определенную роль в возникновении этих заболеваний играют малая кислотность желудочного Гсока и небольшая переваривающая сила ферментов, а также не- ' достаточно развитая функция печени. Это задерживает обработку " пищи и приводит к тому, что ферментативное разложение пищи заменяется бактериальным с образованием вредных продуктов. Все 1 эти особенности требуют внимания к качеству и гигиеническим условиям питания детей в школе, а также выработки у них правил застольного этикета. Особенно большое значение в жизнедеятельности организма на любом возрастном этапе имеет взаимосвязанная регуляторная деятельность нервной и эндокринной систем. Среди желез внутренней секреции (эндокринных) особое место занимают гипоталамус, гипофиз и надпочечники, образующие единую гипота-ламо-гипофизарно-надпочечниковую функциональную систему. Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов зависит от функционального состояния этой системы, способствующей мобилизации защитных сил организма, что обеспечивается ведением здорового образа жизни. Функциональное становление гипоталамо-гипофизарно-надпо-чечниковой системы в процессе онтогенеза в значительной степени зависит от двигательной активности детей и подростков, поэтому занятия физической культурой и спортом способствуют развитию адаптационных возможностей детского организма и являются важным фактором его сохранения и укрепления. Гормональный баланс в организме человека оказывает существенное влияние на характер его высшей нервной деятельности. В организме нет ни одной функции, которая не находилась бы под влиянием эндокринной системы, в то же время сами эндокринные железы испытывают влияние нервной системы, что обеспечивает единую нервно-гуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности. Большинство гормонов способно изменять функциональное состояние процессов возбуждения и торможения во всех отделах нервной системы, что может приводить к глубоким нарушениям всей высшей нервной деятельности. Повреждение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и нарушение ее функций чаще всего встречаются в подростковом возрасте и характеризуются расстройствами эмоционально-волевой сферы и морально-этическими проблемами. Подростки становятся грубыми, возможна наклонность к воровству и бродяжничеству, нередко наблюдается повышенная сексуальность. Значительное влияние на процессы возбуждения и торможения и работоспособность нервных клеток оказывают половые гормоны. Недоразвитие половых желез вызывает ослабление нервных процессов и значительные нарушения психики с развитием умственной неполноценности. Все это свидетельствует об огромной роли гормонов в жизни человека, и даже ничтожное их количество в состоянии изменить наше настроение, память, работоспособность и пр. Союз нервной и эндокринной регуляторных систем, их гармоничное единство являются необходимым условием нормального физического и психического развития детей и подростков и связаны с ведением здорового образа жизни. Ускорение темпов роста в подростковом периоде также связано с усилением функций половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «физическое развитие» тесно связано с половым созреванием, и его оценка должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания. Половые гормоны способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. В подростковом возрасте на щитовидную железу и инсуляр-ный аппарат поджелудочной железы ложится основная нагрузка по перестройке обменных процессов в соответствии с новым качеством — переходом от ребенка к взрослому, зрелому человеку. Наследственные и индивидуальные факторы в развитии ребенка определяют, справятся ли эти железы с предъявляемыми к ним повышенными требованиями или же возникнут заболевания эндокринной железы, проявляющиеся в нарушении обмена веществ. Чаще всего у подростков можно наблюдать: снижение функций половых желез (гипогонадизм), увеличение (тиреотоксикоз) или понижение (гипотиреоз) функции щитовидной железы и недостаточность инсулярного аппарата поджелудочной железы, которая сопровождается заболеванием сахарным диабетом. Предрасполагающими моментами в развитии этих заболеваний может стать нарушение рекомендаций здорового образа жизни. Из болезней обмена веществ, не связанных конкретно с той или иной железой внутренней секреции, следует отметить ожирение. У подростков оно встречается довольно часто, однако в подавляющем большинстве случаев связано не с нарушением функций эндокринных желез, а с обыкновенным алиментарным ожирением. В период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек жир откладывается с большей интенсивностью, чем в предыдущие годы, и у некоторых подростков в силу их конституциональных особенностей в организме накапливается больше жира, чем требуется. Пониженный расход энергии наблюдается у детей, предпочитающих занятия сидя и пренебрегающих подвижными играми. Ожирение — далеко не безобидное состояние: избыточная масса тела и отложения жира в клетках внутренних органов затрудняют деятельность сердца, нарушают газообмен в легких и тканях, ухудшают работу кишечника и почек. Важно учитывать, что ожирение легче предупредить, чем лечить. Как сохранить здоровье ребенка. Взрослым, имеющим отношение к воспитанию и образованию детей, нужно помнить, что ребенок рождается с далеко не совершенной нервно-эндокринной регуляцией и координацией рефлекторных реакций. Для детей характерны обилие ненужных движений и неэкономные вегетативные реакции, так как ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга. Нормальное протекание процессов роста и развития ребенка, исключающее возможность возникновения срывов процессов адаптации вегетативных и психических функций, возможно при создании условий здорового образа жизни, таких, как рациональное питание, достаточная двигательная активность, рациональные режимы труда и отдыха, активная познавательная деятельность. Деятельность вегетативной нервной системы происходит вне сферы нашего сознания, однако нарушение ее функционального состояния существенно сказывается на общем самочувствии и эмоциональной реактивности человека: наблюдаются раздражительность, расстройство сна, неадекватность поведения, растор-моженность инстинктивных форм поведения (повышенный аппетит, агрессивность, гиперсексуальность). Координация движений ребенка должна развиваться и совершенствоваться постепенно и планомерно. Произвольные движения человека приобретаются в процессе обучения и регулируются корой головного мозга, отдельные участки которой отвечают за деятельность различных частей тела (ноги, руки, голова, лицо, туловище и т.д.). Наиболее широко вовлекаются в совместную деятельность различные отделы головного мозга при протекании психических процессов, связанных с образованием сложных функциональных. систем, состоящих из большого числа нервных структур, расположенных в различных зонах коры головного мозга и подкорковых структурах. Поэтому негативное влияние табака, алкоголя, наркотиков в той или иной степени сказывается на высших психических функциях человека, особенно растущего и находящегося в состоянии развития. Адаптация организма к природным, техногенным и социальным факторам среды обусловлена возможностью формирования у него в процессе жизни индивидуальных условных рефлексов, их многообразием, прочностью и подвижностью, т.е. способностью к изменению, что и составляет приобретенный жизненный опыт человека — его знания, умения, навыки, привычки, вкусы, манеры, характер и т.д. Кора головного мозга — наиболее позднее образование центральной нервной системы, она отвечает за высшие психические функции (память, мышление, речь, воля и др.) и особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Вот почему факторы, разрушающие здоровье, в первую очередь оказывают повреждающее действие на кору головного мозга, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма и даже к потере уже имевшихся навыков. Наше время характеризуется тем, что скорость изменения как природной, так и социальной среды в несколько раз превышает скорость адаптации к ним человеческого организма, это зачастую приводит к срывам адаптационных процессов и возникновению ряда болезней, прежде всего сердечно-сосудистой и иммунно-эн-докринной систем. Чтобы защитить свой организм от неблагоприятных влияний окружающей среды, поведение человека (и населения в целом) должно быть направлено на сохранение своего здоровья. Так, для сохранения здоровья (жизни) человек должен питаться, т.е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения себя как вида должен размножаться, т. е. удовлетворять врожденную половую потребность и потребность воспитать ребенка; для ориентирования во времени и в пространстве — учиться, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потребность; для создания условий обитания и жизни (дом, одежда, обработка земли и т.д.) — работать, т.е. удовлетворять социальную потребность, сочетающуюся с потребностью в мышечном движении, и т.д. Учитель должен знать, что ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. Организм ребенка по сравнению с организмом взрослого имеет существенные различия, делающие его более чувствительным и ранимым к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Большинство болезней соматической и психической природы закладываются в детстве и отрочестве. Поэтому от того, в каких условиях происходит рост и развитие ребенка, какие факторы природной, социальной среды воздействуют на него, какой образ жизни он ведет, таким будет его здоровье. Создание благоприятной среды обитания учащихся в условиях школы — условий для труда и отдыха, питания и физической активности — находится в руках педагогов и во многом зависит от их инициативы, основанной на понимании приоритетной роли здоровья для молодого поколения. Особенно следует подчеркнуть, что психические функции и социальная зрелость существенно отстают от анатомической и физиологической зрелости, что проявляется в незрелости мышления, неспособности самостоятельно принимать решения, когда поведение детей и подростков подражательно и они склонны к внушению. Психика детей впитывает как губка все то, что их окружает: поступки, привычки, вкусы других людей становятся предметом для подражания. Именно поэтому так важно правильно формировать у них понимание здорового образа жизни, когда самой большой ценностью является здоровье — свое и окружающих. Поскольку любое поведение находится под влиянием окружающей среды, то и поведение здорового образа жизни можно прививать и воспитывать. Но это требует усилий со стороны всех окружающих взрослых. Только тогда, когда родители, учителя, друзья, родственники своим примером будут утверждать здоровый образ жизни как норму, можно будет существенно изменить в лучшую сторону здоровье наших детей, а значит, и будущее страны. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям. Поэтому система его жизненных установок и пути их реализации также индивидуальны. Чтобы быть здоровым и успешным, нужны собственные постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, что, как и другие знания, должно закладываться в школе. Роль учителя здесь огромна. Именно родители и учителя являются главными примерами для подражания, их поступки и действия порой запоминаются на всю жизнь. Вопросы и задания 1. Какой физиологический механизм лежит в основе определения 2. Дайте определение понятия «здоровье», принятого Всемирной орга 3. Перечислите, какие показатели характеризуют индивидуальное и 4. Какие факторы влияют на индивидуальное и коллективное здоровье? 5. Как называется форма поведения, позволяющая использовать про 6. Дайте характеристику условным рефлексам и укажите условия, в 7. Что является результатом деятельности функциональной системы 8. Дайте определение понятиям «функциональная система саморегу 9. Назовите врожденные биологические потребности и врожденные
10.Определите роль потребности и мотивации в формировании при 11.Дайте определение здорового образа жизни с позиций теории 12.Определите роль памяти в формировании индивидуального пове 13.Сформулируйте основные принципы поведения с целью обеспе 14.Перечислите основные периоды роста и развития детей и под 15.Какие закономерности роста и развития организма детей и под 16.Какие факторы наследственности и окружающей среды влияют 17.Перечислите факторы экологической среды человека и их роль в
ЧАСТЬ ФАКТОРЫ СРЕДЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В этой части мы знакомим читателя с принципами формирования здорового образа жизни — ведущими факторами, формирующими здоровье человека. Напомним, что здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворение биологических (пищевая, двигательная, познавательная, половая и т.д.) и социальных (профессионализм, уровень образования, уровень жизни, наличие работы, семьи и т.д.) потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев. Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимущественно от образа жизни семьи, в которой он воспитывается, то в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды. Поведение подростков мотивировано уже не только биологическими, но и социальными потребностями, к которым можно отнести моду на какие-то пищевые предпочтения или диеты, пренебрежение правилами безопасного репродуктивного поведения, чрезмерное увлечение каким-либо одним видом деятельности (например, работой на компьютере), нерациональное построение режимов труда и отдыха и т.д. Все эти формы неправильного с точки зрения сохранения здоровья поведения приводят к возникновению самых разных заболеваний, избавиться от которых очень сложно, а порой просто невозможно. Здоровье дается человеку от рождения, но, чтобы сохранить его на всю жизнь, он должен с раннего детства и до глубокой старости постоянно заботиться о его укреплении. Однако у человека много соблазнов и велико стремление к приятным ощущениям, для многих это связано с тем, что не требует напряжения и усилий. Вместе с тем приятное для человека часто является неприятным для его собственного организма. Основа здорового образа жизни — выбор полезного приспособительного поведения: закрепление привычки сделать полезное приятным, уметь отказаться от моды и собственных желаний во имя нужного для организма вида деятельности. Следует с детства формировать у ребенка и подростка понятия о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный — всегда влечет за собой ухудшение здоровья. ГЛАВА 4 ПИТАНИЕ
|