![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическая культура и закаливание
5.1. Двигательная активность и здоровье человека Движение — это жизнь. Физическая культура тесно связана с двигательной активностью и закаливанием. Двигательная активность, как и питание, является важной биологической потребностью, основой здорового образа жизни и формирования здоровья человека. Мышечная нагрузка необходима человеку. Без работы мышц не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Наше главное богатство — здоровье, однако богатство не приходит само по себе. За здоровье нужно бороться и заботиться о его сохранении. В период активной мышечной деятельности организм находится в состоянии напряжения, мобилизации нервной системы, роста сил сопротивления. Известно, что праздный образ жизни ведет к возникновению болезней. Напомним, мышцы — это часть не только опорно-двигательного аппарата, но и всех сосудов и внутренних органов, более того, через мышечные движения в конечном счете осуществляется и вся психическая деятельность человека. Снижение физической активности заметно влияет на психоэмоциональное состояние, приводит к развитию депрессии. Человечество в своем эволюционном развитии всегда было ориентировано на физические нагрузки. Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что невозможно быть здоровым без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение целительной частью медицины; по словам русского врача П.Ф.Лесгафта, то, что не упражняется, умирает, а великий русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят на казнь за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным актом поведения является мышечное движение»1. Чтобы выжить, наш предок должен был быть сильным и выносливым. Функциональные возможности органов и систем были приспособлены к высокой физической активности. На разных этапах эволюции по мере развития и совершенствования интеллекта человек постепенно утрачивал двигательную инициативу, физическая нагрузка уменьшалась, что не могло не сказаться на функциональных возможностях систем жизнеобеспечения. Органы и системы утратили тот естественный катализатор, которым являлась физическая активность. Гиподинамия повлекла за собой многочисленные болезни, прежде всего опорно-двигательного аппарата и его основной части — позвоночника. Появились порочная осанка, сколиоз, остеохондроз и все проблемы, связанные с этой патологией. Наиболее резко двигательная активность человека снизилась за последние 150 лет. Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 % приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин в то время вырабатывали всего лишь 4% энергии. Благодаря созданию мощных генераторов энергии, машин и механизмов только 1 % энергии производится мускульной силой. Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд и создала комфорт, одновременно с этим лишила современного человека необходимой двигательной активности и тем самым привела к возникновению огромного нервно-психического напряжения. Хорошо известно, что постоянное психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности, развитие депрессии и наступление преждевременной старости. Под влиянием движений повышается устойчивость организма к различным заболеваниям. Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы крови, препятствующей образованию тромбов в сосудах, кровяное давление благодаря физическим упражнениям снижается в среднем на 10 мм. Двигательная активность нормализует сократительную функцию миокарда, а надпочечники начинают выделять в кровь «гормон хорошего настроения», это сказывается на улучшении психологического состояния (хорошее настроение, снижение депрессии и беспокойства). Известно, что физически активные люди имеют более высокий уровень самооценки. Длительная равномерная нагрузка в виде бега укрепляет иммунную систему, активизирует процесс кроветворения: увеличивается количество лейкоцитов и эритроцитов, содержание гемоглобина повышается. Медицинские наблюдения показали, что под влиянием регулярных занятий бегом может ускоряться обновление клеток пищеварительных желез, способствуя торможению процесса замещения мышечной ткани на жировую. В последнее время появилось модное движение фитнес, или общий фитнес, физический фитнес, т.е. стремление к оптимальному качеству жизни, которое включает достижение высоких уровней подготовленности и малый риск нарушения здоровья. По сути дела, физический фитнес — это движение за здоровый образ жизни. Приступая к физическим упражнениям, не следует стремиться к достижению высоких результатов за короткое время, необходимо также обезопасить себя от получения травм. Нужно поставить перед собой одну конкретную цель, которой может стать достижение лишь небольшого результата по сравнению с исходным уровнем. Физические упражнения даже с низкой нагрузкой могут принести больше пользы здоровью, нежели настойчивые рекомендации прибегать к усиленным занятиям физическими упражнениями. Быстрая ходьба, например, способствует улучшению состояния сердечно-сосудистой системы, при этом отсутствуют неудобства, дискомфорт и обеспечена безопасность. Добавление сильных взмахов руками, хотя это и сложно технически, позволяет простым способом увеличить аэробную активность ходьбы. Для начинающих рекомендуется больше внимания уделять регулярности занятий, нежели нагрузкам; в качестве первоочередной цели можно рекомендовать регулярно заниматься ходьбой, как минимум, в течение 30 мин хотя бы 3 раза в неделю. Само собой разумеется, что за месяц пациенту следует увеличить нагрузку до уровня, способствующего укреплению сердечно-сосудистой системы (30 мин быстрой ходьбы ежедневно). Для большинства здоровых людей максимальное улучшение состояния сердечно-сосудистой системы может быть достигнуто с помощью программы усиленных занятий аэробикой по 15 — 45 мин от 2 до 4 раз в неделю. Биологическую потребность в движении ребенок активно проявляет еще в утробе матери и сразу после рождения. Когда мать в силу устаревшей традиции пытается туго запеленать своего малыша, он отвечает на это протестом: тужится, кряхтит, морщится и даже плачет. Потребность в движении у детей не пропадает ни в дошкольном, ни в школьном возрасте и проявляется в древнем, как мир, инстинкте — в игре. С возрастом на смену детским играм приходят игры спортивные. Человек создан, чтобы постоянно двигаться, но на практике, вопреки природе, мы больше сидим. Физическая активность с годами еще больше уменьшается, а рекомендации о необходимости активного образа жизни проходят мимо сознания.
Мышечная работа непременно должна быть равноценной отдыху. Лишь тогда физические движения будут способствовать здоровью, когда они чередуются с покоем. Именно равновесие двух состояний человека обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. В связи с этим важно отметить, что возникновение некоторых болезней могут провоцировать излишне высокие физические нагрузки, а также характер производства и некоторые виды профессионального труда. Отсутствие прогресса в механизации и автоматизации производства не может способствовать укреплению здоровья и противоречит здоровому образу жизни. Правильный режим движений и отдыха сохраняет здоровье и является фактором его формирования. Основатель дела физического воспитания в России выдающийся врач и педагог П.Ф.Лесгафт неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности — «тела и духа* рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. Одним из эффективных и действенных средств воспитания духовно и физически здорового подрастающего поколения являются физическая культура и спорт. Сама природа спорта, спортивной деятельности обладает мощным фактором преобразования личности. В основе спорта лежат идеалы силы и мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать удары судьбы. Физическая культура и спорт выходят на первое место среди занятий, привлекающих подростков и учащуюся молодежь. От 60 до 80 % подростков в структуре интересов и потребностей отдают предпочтение соревнованию в спорте, спортивной деятельности. Спортивные объединения молодежи являются наиболее массовыми. Занятия спортом — эффективное средство социализации личности, преодоления негативных влияний, оказываемых на подростков в неблагополучных семьях. Спорт позволяет таким подросткам формировать систему нравственных позитивных ценностей, несмотря на негативное воздействие близкого окружения. Неуверенным в себе, слабым подросткам спорт дает почувствовать себя личностью человеком, способным постоять за себя, самоутвердиться. Спорт обладает жизнеутверждающей силой. По данным статистики, увеличение числа самоубийств наблюдается в возрасте 15 — 19 лет. Чаше всего это случается с молодыми людьми, потерявшими ориентиры в жизни и погруженными в одиночество. Занятия спортом разрывают круг одиночества, дают выход в простор человеческого общения, являются одним из факторов, формирующих социальное благополучие. Не следует упускать малейшей возможности «ощутить мышечную радость», как говорил И. П. Павлов. Надо стараться не пользоваться лифтом и транспортом, где это возможно. Ходьба пешком — прекрасный вид двигательной активности, не требующей материальных затрат. Так, подростки 14—15 лет должны делать в сутки около 10 — 20 тыс. шагов. Физический труд — летом велосипедная езда и плавание, зимой лыжная прогулка — хороший отдых после занятий умственным трудом, учебы. Лыжи вовлекают в работу чуть ли не все группы мышц, причем физическую нагрузку легко дозировать. Они прекрасно развивают дыхательную, укрепляют сердечно-сосудистую и нервную системы. Физическая культура в молодом возрасте. Физическая культура — часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного.использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается и в наше время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда,, ведущей к гипокинезии. Кроме того, физические упражнения изменяют внешний вид человека: улучшается цвет и состояние кожи, сохраняются гибкость мышц и суставов, красивая осанка и плавная походка. Для большинства людей физическая активность должна быть умеренной и заключаться не в установлении рекордов, а в поддержании здоровья. Выполнение значительных физических нагрузок требует медицинского контроля. В нашей стране существует государственная структура организации физической культуры и спорта, создана система врачебно-физкультурных диспансеров. Физической культурой занимаются в детских дошкольных учреждениях, школах, училищах, техникумах, институтах, на предприятиях в форме производственной гимнастики, а также в секциях общей физической подготовки по месту работы или жительства, физкультурно-оздоровительных учреждениях и спортивных обществах. Физическое воспитание, имеющее прикладную направленность на подготовку к определенной трудовой или иной деятельности, принято называть физической подготовкой. Результат физической
Со здоровым новорожденным физическими упражнениями начинают заниматься с 1, 5 месяцев, они способствуют правильному физическому развитию, при этом пассивная мышечная работа ребенка (движения рук и ног с помощью взрослых) может сопровождаться массажем. Дети, которым проводят такие процедуры, быстрее совершенствуются в приобретении правильных двигательных навыков (повороты, держание головы, сидение, стояние и начало ходьбы). В дальнейшем физические упражнения в детском и юношеском возрасте позволяют обеспечивать правильное развитие организма, в том числе формирование осанки, повышают иммунитет и способствуют адаптации к возрастающим школьным нагрузкам. На занятиях физической культурой и спортом обязательно применяются общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными и специальными, которые направлены на совершенствование физических качеств. Средствами физического воспитания являются гимнастика, разнообразные игры, туризм. Дозирование физических нагрузок у детей — одна из самых трудных задач. Ориентироваться только на возраст недостаточно, так как дети одного возраста могут отличаться не только по типам телосложения, но и по уровню биологического развития и психофизических особенностей. В нашей стране формами физического воспитания школьника являются: - урок физкультуры как предмет в учебном плане школы, ме - внешкольные формы физического воспитания, проводимые - физическое воспитание в семье (утренняя гимнастика, физ Родители нередко спрашивают, не могут ли физические усилия, неизбежные в спорте, причинить вред детскому организму и с какого возраста можно начинать заниматься спортом. Прежде всего необходимо соблюдение возрастных норм для начала занятий различными видами спорта и для начала каждого этапа многолетней спортивной подготовки, начального, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования и, наконец, высшего спортивного мастерства (табл. 8). Таблица 8. Возрастные нормы для начала занятий спортом
Окончание табл. 8
Эти нормативы обеспечивают обязательный минимум времени на предварительную подготовку к соревнованиям и соответствие характера и величины нагрузок возрастным особенностям юных спортсменов и их подготовке. В более раннем возрасте (в 7—10 лет) полезнее заниматься такими видами спорта, которые в первую очередь развивают координацию и технику движений. Это фигурное катание, гимнастика, акробатика, плавание, настольный и большой теннис, лыжный слалом, прыжки в воду, прыжки на батуте. Виды спорта, связанные с развитием силы и выносливости, а также единоборством с соперником, можно осваивать позже (в 9—12 лет). Это лыжи, коньки, легкая атлетика, волейбол, ручной мяч, баскетбол, борьба и др. Еще позже (в 12—15 лет) следует начинать заниматься видами спорта, требующими физической зрелости, большой силы и выносливости. Это тяжелая атлетика, велоспорт, гребля, бокс. Ссылки на возраст не означают, что заниматься спортом нельзя в более позднем возрасте, прийти в спортивную секцию никогда не поздно. Опасения родителей, что их дети на тренировках перегружаются, напрасны, здоровье таких детей находится под тщательным врачебным наблюдением. Иное отношение должно быть к спортивным занятиям и играм (соревнованиям), которые организуют сами дети. Там нет врачебного контроля, нет опытных тренеров, поэтому нередко случаются физические перегрузки, вредно отражающиеся на общем состоянии организма ребенка и на учебе в школе. Из спортивных развлечений школьникам рекомендуются плавание, катание на велосипеде, коньках, лыжные прогулки. В выходные дни и во время каникул полезны туристические походы (пешеходные и лыжные): однодневные — для детей младшего и двухдневные — для детей старшего школьного возраста. Важным средством физического воспитания являются движения в водной среде. Известно, что каждый родившийся уже умеет плавать, но боится. При обучении держаться на воде очень важ- но, чтобы ребенок не боялся воды, хотел в ней играть, чтобы видел рядом с собой сверстников, родителей, воспитателей. В этих условиях у него быстро проявляются врожденные движения, обеспечивающие возможность держаться на воде, и формируются навыки плавания тем или иным стилем. Основное средство физического воспитания детей — игра, с помощью игры они приобщаются к окружающей жизни, овладевают полезными навыками, преодолевают возникающие трудности. Очень важна для детей эмоциональная сторона занятий физическим воспитанием. Родители, воспитатели, преподаватели должны ставить перед ребенком те или иные задачи, формировать у него потребность достичь желаемого результата, а это несет детям радость и создает оптимистическое настроение. Решать эти непростые проблемы помогают светлые, просторные, чистые помещения, спортивные площадки и бассейны. На занятиях по физическому воспитанию полезно создавать музыкальный фон со знакомыми детям ритмами. Физическая культура в пожилом возрасте. Средства физической культуры способны предотвратить развитие своеобразного «порочного круга» многообразных нарушений в организме, пусковым фактором которых является гипокинезия (малая подвижность). Под влиянием двигательной активности повышаются адаптационные способности и увеличиваются резервные возможности организма, позволяющие выйти на новый, более высокий уровень жизнедеятельности, снизить (улучшить) показатели биологического возраста. Спортивная тренировка в молодости не гарантирует высокий уровень здоровья, сопротивляемость заболеваниям, надежность жизнедеятельности на склоне лет. Ни в коем случае не следует полностью прекращать занятия физическими упражнениями: ставший привычным для организма, более высокий уровень жизнедеятельности требует дальнейшей стимуляции. Занятия, начатые в молодости и продолжающиеся всю жизнь, разумеется, в соответствии со снижающимися возможностями организма, становятся одним из важнейших условий активного долголетия и позволяют поднять биологический «потолок» продолжительности жизни. Наиболее эффективны при старении элементы тех видов спорта, которые проявляются в наиболее выраженной экономизации функций. Это так называемые циклические виды спорта с нагрузкой на выносливость: бег и плавание на длинные дистанции, ходьба на лыжах, гребля и др. Очень полезны также гимнастические упражнения, позволяющие «прорабатывать» все суставы, чтобы исключить развивающиеся в них с возрастом ограничения подвижности. Для людей старшего возраста необходимо разнообразие средств физической культуры. Особенно ценны для стареющего организма упражнения, адаптация к которым с возрастом более всего ухудшается. При помощи таких (наклоны туловища, приседание, прыжки, бег и т.п.) упражнений удается эффективно стимулировать восстановительные процессы и тем самым устранить формирующиеся при старении «слабые звенья» регуляции функций организма. При выполнении физических упражнений не следует перенапрягаться, а при возникновении чувства усталости нужно видоизменять движения, разнообразить форму мышечной деятельности или, если это уже не приносит облегчения, прекращать ее. «Не преодолевать утомление» — таким правилом следует руководствоваться пожилым людям и особенно лицам старческого возраста. Начинать день нужно с проведения утренней гигиенической гимнастики в течение 12—15 мин в проветренной комнате, а лучше на балконе, во дворе или в саду. В комплекс обычно включают 12— 17 упражнений для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса и других и повторяют 6 — 8 раз. Завершают занятие медленной и быстрой ходьбой, дыхательными упражнениями и самомассажем. Комплекс гигиенической гимнастики (или отдельные движения) можно повторить во второй половине дня или вечером, однако не позже чем за 2 ч до сна. Особенно полезны для людей старшего возраста те виды занятий, которые позволяют сочетать тренирующий эффект физических упражнений с действием естественных сил природы (летом — купание, зимой — прогулки на лыжах и катание на коньках). Большое значение имеют оздоровительные виды труда, стимулирующие деятельность крупных групп мышц и связанные с ритмичностью движений. Наиболее эффективны работы на свежем воздухе (садовые, полевые), а также несложная слесарная или столярная работа в благоприятных санитарно-гигиенических условиях. Гимнастика продолжается 6 — 8 мин, как и в более молодом возрасте, однако темп упражнений значительно снижен. Число физкультминуток достигает 5 — 8 на протяжении дня. В занятиях следует избегать резких движений (прыжков, бега и т.п.). Упражнения выполняют, как правило, в среднем и медленном темпе.
|