Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическая культура и закаливание
5.1. Двигательная активность и здоровье человека Движение — это жизнь. Физическая культура тесно связана с двигательной активностью и закаливанием. Двигательная активность, как и питание, является важной биологической потребностью, основой здорового образа жизни и формирования здоровья человека. Мышечная нагрузка необходима человеку. Без работы мышц не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Наше главное богатство — здоровье, однако богатство не приходит само по себе. За здоровье нужно бороться и заботиться о его сохранении. В период активной мышечной деятельности организм находится в состоянии напряжения, мобилизации нервной системы, роста сил сопротивления. Известно, что праздный образ жизни ведет к возникновению болезней. Напомним, мышцы — это часть не только опорно-двигательного аппарата, но и всех сосудов и внутренних органов, более того, через мышечные движения в конечном счете осуществляется и вся психическая деятельность человека. Снижение физической активности заметно влияет на психоэмоциональное состояние, приводит к развитию депрессии. Человечество в своем эволюционном развитии всегда было ориентировано на физические нагрузки. Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что невозможно быть здоровым без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение целительной частью медицины; по словам русского врача П.Ф.Лесгафта, то, что не упражняется, умирает, а великий русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят на казнь за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным актом поведения является мышечное движение»1. Чтобы выжить, наш предок должен был быть сильным и выносливым. Функциональные возможности органов и систем были приспособлены к высокой физической активности. На разных этапах эволюции по мере развития и совершенствования интеллекта человек постепенно утрачивал двигательную инициативу, физическая нагрузка уменьшалась, что не могло не сказаться на функциональных возможностях систем жизнеобеспечения. Органы и системы утратили тот естественный катализатор, которым являлась физическая активность. Гиподинамия повлекла за собой многочисленные болезни, прежде всего опорно-двигательного аппарата и его основной части — позвоночника. Появились порочная осанка, сколиоз, остеохондроз и все проблемы, связанные с этой патологией. Наиболее резко двигательная активность человека снизилась за последние 150 лет. Ученые подсчитали, что еще в середине XIX столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 96 % приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Водяные колеса, ветряные мельницы и небольшое количество паровых машин в то время вырабатывали всего лишь 4% энергии. Благодаря созданию мощных генераторов энергии, машин и механизмов только 1 % энергии производится мускульной силой. Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд и создала комфорт, одновременно с этим лишила современного человека необходимой двигательной активности и тем самым привела к возникновению огромного нервно-психического напряжения. Хорошо известно, что постоянное психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности, развитие депрессии и наступление преждевременной старости. Под влиянием движений повышается устойчивость организма к различным заболеваниям. Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы крови, препятствующей образованию тромбов в сосудах, кровяное давление благодаря физическим упражнениям снижается в среднем на 10 мм. Двигательная активность нормализует сократительную функцию миокарда, а надпочечники начинают выделять в кровь «гормон хорошего настроения», это сказывается на улучшении психологического состояния (хорошее настроение, снижение депрессии и беспокойства). Известно, что физически активные люди имеют более высокий уровень самооценки. Длительная равномерная нагрузка в виде бега укрепляет иммунную систему, активизирует процесс кроветворения: увеличивается количество лейкоцитов и эритроцитов, содержание гемоглобина повышается. Медицинские наблюдения показали, что под влиянием регулярных занятий бегом может ускоряться обновление клеток пищеварительных желез, способствуя торможению процесса замещения мышечной ткани на жировую. В последнее время появилось модное движение фитнес, или общий фитнес, физический фитнес, т.е. стремление к оптимальному качеству жизни, которое включает достижение высоких уровней подготовленности и малый риск нарушения здоровья. По сути дела, физический фитнес — это движение за здоровый образ жизни. Приступая к физическим упражнениям, не следует стремиться к достижению высоких результатов за короткое время, необходимо также обезопасить себя от получения травм. Нужно поставить перед собой одну конкретную цель, которой может стать достижение лишь небольшого результата по сравнению с исходным уровнем. Физические упражнения даже с низкой нагрузкой могут принести больше пользы здоровью, нежели настойчивые рекомендации прибегать к усиленным занятиям физическими упражнениями. Быстрая ходьба, например, способствует улучшению состояния сердечно-сосудистой системы, при этом отсутствуют неудобства, дискомфорт и обеспечена безопасность. Добавление сильных взмахов руками, хотя это и сложно технически, позволяет простым способом увеличить аэробную активность ходьбы. Для начинающих рекомендуется больше внимания уделять регулярности занятий, нежели нагрузкам; в качестве первоочередной цели можно рекомендовать регулярно заниматься ходьбой, как минимум, в течение 30 мин хотя бы 3 раза в неделю. Само собой разумеется, что за месяц пациенту следует увеличить нагрузку до уровня, способствующего укреплению сердечно-сосудистой системы (30 мин быстрой ходьбы ежедневно). Для большинства здоровых людей максимальное улучшение состояния сердечно-сосудистой системы может быть достигнуто с помощью программы усиленных занятий аэробикой по 15 — 45 мин от 2 до 4 раз в неделю. Биологическую потребность в движении ребенок активно проявляет еще в утробе матери и сразу после рождения. Когда мать в силу устаревшей традиции пытается туго запеленать своего малыша, он отвечает на это протестом: тужится, кряхтит, морщится и даже плачет. Потребность в движении у детей не пропадает ни в дошкольном, ни в школьном возрасте и проявляется в древнем, как мир, инстинкте — в игре. С возрастом на смену детским играм приходят игры спортивные. Человек создан, чтобы постоянно двигаться, но на практике, вопреки природе, мы больше сидим. Физическая активность с годами еще больше уменьшается, а рекомендации о необходимости активного образа жизни проходят мимо сознания. Современному человеку нужно ежедневно проходить 5 — 7 тыс. м (10 тыс. шагов), т.е. не менее 1 ч в день находиться в повышенной физической активности. Есть упоминание о высеченном на скале в Элладе 2500 лет тому назад изречении: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным --бегай». С этим следует согласиться, чтобы привлечь внимание к необходимости физической активности для поддержания здоровья, не забывая, однако, что во всем надо знать меру. Мышечная работа непременно должна быть равноценной отдыху. Лишь тогда физические движения будут способствовать здоровью, когда они чередуются с покоем. Именно равновесие двух состояний человека обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. В связи с этим важно отметить, что возникновение некоторых болезней могут провоцировать излишне высокие физические нагрузки, а также характер производства и некоторые виды профессионального труда. Отсутствие прогресса в механизации и автоматизации производства не может способствовать укреплению здоровья и противоречит здоровому образу жизни. Правильный режим движений и отдыха сохраняет здоровье и является фактором его формирования. Основатель дела физического воспитания в России выдающийся врач и педагог П.Ф.Лесгафт неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности — «тела и духа* рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. Одним из эффективных и действенных средств воспитания духовно и физически здорового подрастающего поколения являются физическая культура и спорт. Сама природа спорта, спортивной деятельности обладает мощным фактором преобразования личности. В основе спорта лежат идеалы силы и мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать удары судьбы. Физическая культура и спорт выходят на первое место среди занятий, привлекающих подростков и учащуюся молодежь. От 60 до 80 % подростков в структуре интересов и потребностей отдают предпочтение соревнованию в спорте, спортивной деятельности. Спортивные объединения молодежи являются наиболее массовыми. Занятия спортом — эффективное средство социализации личности, преодоления негативных влияний, оказываемых на подростков в неблагополучных семьях. Спорт позволяет таким подросткам формировать систему нравственных позитивных ценностей, несмотря на негативное воздействие близкого окружения. Неуверенным в себе, слабым подросткам спорт дает почувствовать себя личностью человеком, способным постоять за себя, самоутвердиться. Спорт обладает жизнеутверждающей силой. По данным статистики, увеличение числа самоубийств наблюдается в возрасте 15 — 19 лет. Чаше всего это случается с молодыми людьми, потерявшими ориентиры в жизни и погруженными в одиночество. Занятия спортом разрывают круг одиночества, дают выход в простор человеческого общения, являются одним из факторов, формирующих социальное благополучие. Не следует упускать малейшей возможности «ощутить мышечную радость», как говорил И. П. Павлов. Надо стараться не пользоваться лифтом и транспортом, где это возможно. Ходьба пешком — прекрасный вид двигательной активности, не требующей материальных затрат. Так, подростки 14—15 лет должны делать в сутки около 10 — 20 тыс. шагов. Физический труд — летом велосипедная езда и плавание, зимой лыжная прогулка — хороший отдых после занятий умственным трудом, учебы. Лыжи вовлекают в работу чуть ли не все группы мышц, причем физическую нагрузку легко дозировать. Они прекрасно развивают дыхательную, укрепляют сердечно-сосудистую и нервную системы. Физическая культура в молодом возрасте. Физическая культура — часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного.использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается и в наше время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда,, ведущей к гипокинезии. Кроме того, физические упражнения изменяют внешний вид человека: улучшается цвет и состояние кожи, сохраняются гибкость мышц и суставов, красивая осанка и плавная походка. Для большинства людей физическая активность должна быть умеренной и заключаться не в установлении рекордов, а в поддержании здоровья. Выполнение значительных физических нагрузок требует медицинского контроля. В нашей стране существует государственная структура организации физической культуры и спорта, создана система врачебно-физкультурных диспансеров. Физической культурой занимаются в детских дошкольных учреждениях, школах, училищах, техникумах, институтах, на предприятиях в форме производственной гимнастики, а также в секциях общей физической подготовки по месту работы или жительства, физкультурно-оздоровительных учреждениях и спортивных обществах. Физическое воспитание, имеющее прикладную направленность на подготовку к определенной трудовой или иной деятельности, принято называть физической подготовкой. Результат физической подготовки носит как общий характер (общая физическая подготовка — ОФП), так и специализированный, обусловливающий процесс определенной деятельности (например, физическая подготовка геолога, монтажника, космонавта). Физическая культура должна быть органическим компонентом здорового образа жизни каждого человека с рождения и до глубокой старости. Со здоровым новорожденным физическими упражнениями начинают заниматься с 1, 5 месяцев, они способствуют правильному физическому развитию, при этом пассивная мышечная работа ребенка (движения рук и ног с помощью взрослых) может сопровождаться массажем. Дети, которым проводят такие процедуры, быстрее совершенствуются в приобретении правильных двигательных навыков (повороты, держание головы, сидение, стояние и начало ходьбы). В дальнейшем физические упражнения в детском и юношеском возрасте позволяют обеспечивать правильное развитие организма, в том числе формирование осанки, повышают иммунитет и способствуют адаптации к возрастающим школьным нагрузкам. На занятиях физической культурой и спортом обязательно применяются общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными и специальными, которые направлены на совершенствование физических качеств. Средствами физического воспитания являются гимнастика, разнообразные игры, туризм. Дозирование физических нагрузок у детей — одна из самых трудных задач. Ориентироваться только на возраст недостаточно, так как дети одного возраста могут отличаться не только по типам телосложения, но и по уровню биологического развития и психофизических особенностей. В нашей стране формами физического воспитания школьника являются: - урок физкультуры как предмет в учебном плане школы, ме - внешкольные формы физического воспитания, проводимые - физическое воспитание в семье (утренняя гимнастика, физ Родители нередко спрашивают, не могут ли физические усилия, неизбежные в спорте, причинить вред детскому организму и с какого возраста можно начинать заниматься спортом. Прежде всего необходимо соблюдение возрастных норм для начала занятий различными видами спорта и для начала каждого этапа многолетней спортивной подготовки, начального, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования и, наконец, высшего спортивного мастерства (табл. 8). Таблица 8. Возрастные нормы для начала занятий спортом
Окончание табл. 8
Эти нормативы обеспечивают обязательный минимум времени на предварительную подготовку к соревнованиям и соответствие характера и величины нагрузок возрастным особенностям юных спортсменов и их подготовке. В более раннем возрасте (в 7—10 лет) полезнее заниматься такими видами спорта, которые в первую очередь развивают координацию и технику движений. Это фигурное катание, гимнастика, акробатика, плавание, настольный и большой теннис, лыжный слалом, прыжки в воду, прыжки на батуте. Виды спорта, связанные с развитием силы и выносливости, а также единоборством с соперником, можно осваивать позже (в 9—12 лет). Это лыжи, коньки, легкая атлетика, волейбол, ручной мяч, баскетбол, борьба и др. Еще позже (в 12—15 лет) следует начинать заниматься видами спорта, требующими физической зрелости, большой силы и выносливости. Это тяжелая атлетика, велоспорт, гребля, бокс. Ссылки на возраст не означают, что заниматься спортом нельзя в более позднем возрасте, прийти в спортивную секцию никогда не поздно. Опасения родителей, что их дети на тренировках перегружаются, напрасны, здоровье таких детей находится под тщательным врачебным наблюдением. Иное отношение должно быть к спортивным занятиям и играм (соревнованиям), которые организуют сами дети. Там нет врачебного контроля, нет опытных тренеров, поэтому нередко случаются физические перегрузки, вредно отражающиеся на общем состоянии организма ребенка и на учебе в школе. Из спортивных развлечений школьникам рекомендуются плавание, катание на велосипеде, коньках, лыжные прогулки. В выходные дни и во время каникул полезны туристические походы (пешеходные и лыжные): однодневные — для детей младшего и двухдневные — для детей старшего школьного возраста. Важным средством физического воспитания являются движения в водной среде. Известно, что каждый родившийся уже умеет плавать, но боится. При обучении держаться на воде очень важ- но, чтобы ребенок не боялся воды, хотел в ней играть, чтобы видел рядом с собой сверстников, родителей, воспитателей. В этих условиях у него быстро проявляются врожденные движения, обеспечивающие возможность держаться на воде, и формируются навыки плавания тем или иным стилем. Основное средство физического воспитания детей — игра, с помощью игры они приобщаются к окружающей жизни, овладевают полезными навыками, преодолевают возникающие трудности. Очень важна для детей эмоциональная сторона занятий физическим воспитанием. Родители, воспитатели, преподаватели должны ставить перед ребенком те или иные задачи, формировать у него потребность достичь желаемого результата, а это несет детям радость и создает оптимистическое настроение. Решать эти непростые проблемы помогают светлые, просторные, чистые помещения, спортивные площадки и бассейны. На занятиях по физическому воспитанию полезно создавать музыкальный фон со знакомыми детям ритмами. Физическая культура в пожилом возрасте. Средства физической культуры способны предотвратить развитие своеобразного «порочного круга» многообразных нарушений в организме, пусковым фактором которых является гипокинезия (малая подвижность). Под влиянием двигательной активности повышаются адаптационные способности и увеличиваются резервные возможности организма, позволяющие выйти на новый, более высокий уровень жизнедеятельности, снизить (улучшить) показатели биологического возраста. Спортивная тренировка в молодости не гарантирует высокий уровень здоровья, сопротивляемость заболеваниям, надежность жизнедеятельности на склоне лет. Ни в коем случае не следует полностью прекращать занятия физическими упражнениями: ставший привычным для организма, более высокий уровень жизнедеятельности требует дальнейшей стимуляции. Занятия, начатые в молодости и продолжающиеся всю жизнь, разумеется, в соответствии со снижающимися возможностями организма, становятся одним из важнейших условий активного долголетия и позволяют поднять биологический «потолок» продолжительности жизни. Наиболее эффективны при старении элементы тех видов спорта, которые проявляются в наиболее выраженной экономизации функций. Это так называемые циклические виды спорта с нагрузкой на выносливость: бег и плавание на длинные дистанции, ходьба на лыжах, гребля и др. Очень полезны также гимнастические упражнения, позволяющие «прорабатывать» все суставы, чтобы исключить развивающиеся в них с возрастом ограничения подвижности. Для людей старшего возраста необходимо разнообразие средств физической культуры. Особенно ценны для стареющего организма упражнения, адаптация к которым с возрастом более всего ухудшается. При помощи таких (наклоны туловища, приседание, прыжки, бег и т.п.) упражнений удается эффективно стимулировать восстановительные процессы и тем самым устранить формирующиеся при старении «слабые звенья» регуляции функций организма. При выполнении физических упражнений не следует перенапрягаться, а при возникновении чувства усталости нужно видоизменять движения, разнообразить форму мышечной деятельности или, если это уже не приносит облегчения, прекращать ее. «Не преодолевать утомление» — таким правилом следует руководствоваться пожилым людям и особенно лицам старческого возраста. Начинать день нужно с проведения утренней гигиенической гимнастики в течение 12—15 мин в проветренной комнате, а лучше на балконе, во дворе или в саду. В комплекс обычно включают 12— 17 упражнений для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса и других и повторяют 6 — 8 раз. Завершают занятие медленной и быстрой ходьбой, дыхательными упражнениями и самомассажем. Комплекс гигиенической гимнастики (или отдельные движения) можно повторить во второй половине дня или вечером, однако не позже чем за 2 ч до сна. Особенно полезны для людей старшего возраста те виды занятий, которые позволяют сочетать тренирующий эффект физических упражнений с действием естественных сил природы (летом — купание, зимой — прогулки на лыжах и катание на коньках). Большое значение имеют оздоровительные виды труда, стимулирующие деятельность крупных групп мышц и связанные с ритмичностью движений. Наиболее эффективны работы на свежем воздухе (садовые, полевые), а также несложная слесарная или столярная работа в благоприятных санитарно-гигиенических условиях. Гимнастика продолжается 6 — 8 мин, как и в более молодом возрасте, однако темп упражнений значительно снижен. Число физкультминуток достигает 5 — 8 на протяжении дня. В занятиях следует избегать резких движений (прыжков, бега и т.п.). Упражнения выполняют, как правило, в среднем и медленном темпе.
|