![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимоотношения полов 2 страница
Безусловным и неоспоримым интересом ребенка является его здоровье. Следует помнить, что фундамент здоровья закладывается на самых ранних этапах роста и развития организма, включая внутриутробный. Поэтому образ жизни будущих родителей, их взаимоотношения, образованность по вопросам беременности, родов и ухода за ребенком первого года жизни, осуществление заботы о потомстве на основании знаний особенностей роста и развития детей и подростков, требований к условиям и режиму их жизни, а также внимание к их потребностям на различных этапах их воспитания играют ведущую роль в формировании здоровья нового поколения. 6.3. Репродуктивное поведение и его безопасность Половое воспитание молодежи. Актуальность проблемы полового воспитания молодежи в России подтверждается высокой распространенностью заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) в возрастной группе 12—19 лет, реальной угрозой эпидемии СПИДа и тем, что каждый десятый аборт в России делают молодые женщины до 19 лет. Уже сейчас число бесплодных супружеских пар достигает 20%, причем в половине семей по причине мужского бесплодия. Так наша молодежь расплачивается за «сексуальную» революцию, а также за неподготовленность и нежелание общества помочь ей найти правильные ориентиры. Здоровый образ жизни человека тесно связан с характером и уровнем полового воспитания молодежи в семье и учебном учреждении. Половое воспитание предполагает подготовку ребенка и подростка к семейной жизни, формирование репродуктивного поведения и обеспечение его безопасности. Необходимость полового воспитания молодежи не вызывает сомнений. Дети и подростки нуждаются в знаниях о своем организме и происходящих с ним изменениях в связи с половым созреванием, что подтверждают результаты проведенных исследований. Но педагоги, родители и воспитатели не подготовлены к проведению просветительской и воспитательной работы по половому воспитанию, а на уровне государства отсутствует согласованная политика по этому вопросу. После периода абсолютной закрытости проблем, касающихся взаимоотношений между полами, наступила эпоха вседозволенности, потеряны нравственные ориентиры. При этом наблюдается диссонанс между постоянной пропагандой в средствах массовой информации свободных сексуальных отношений и отсутствием программ по пропаганде предупредительных мер по снижению ЗППП и абортов, что увеличивает их распространение. Очень важно, чтобы в семье была благоприятная атмосфера, в которой дети смогут задавать возникающие у них вопросы и обсуждать свои тревоги. Однако многие родители не располагают достаточными знаниями и не могут дать правильные ответы на вопросы своих взрослеющих детей, кроме того, часто молодые люди хотят обсуждать интимные вопросы со взрослыми, с которыми их не связывают родственные отношения. Именно поэтому должна действовать система школьного и внешкольного полового
образования подростков и молодежи не вместо семейного воспитания, а наряду с ним. При этом о проводимых занятиях как в школе, так и вне школы обязательно должны быть поставлены в известность родители. Занятия по некоторым вопросам гигиены, анатомии, физиологии и возрастных изменений в организме мальчиков и девочек, по нашему мнению, нужно проводить в раздельных группах. Половое влечение, забота о потомстве — одна из основных биологических потребностей человека. Однако ускоренное физическое, умственное, половое развитие современных детей не повлекло за собой полного социального созревания личности. Произошло некоторое несоответствие между индивидуальным анато-мо-физиологическим и социальным развитием личности. Возраст половой зрелости все более опережает возра, ст социальной зрелости, т.е. возраст, позволяющий иметь свою семью. Последнее связано с научно-техническим прогрессом, ростом уровня образования, что все дальше отодвигает начало самостоятельной жизни. В связи с этим актуальной проблемой полового воспитания стало планирование семьи. Молодежь должна быть образована в вопросах гигиены половой жизни, контрацепции, беременности и ухода за ребенком. Юношам и девушкам необходимо сознавать всю меру своей ответственности в случае беременности и тем более рождения ребенка. Половое воспитание приобретает общегосударственное значение, ибо в мире Россия занимает одно из первых мест по количеству абортов и детской смертности. Половое воспитание молодежи должно быть постепенным и последовательным, целенаправленным и непрерывным. В процессе полового воспитания дети и подростки по мере своего роста и развития должны получить следующие знания: - о гигиене тела и одежды; - изменениях в организме в период полового созревания; - предупреждении нежелательной беременности; - основах половой жизни и правильном половом поведении; - заболеваниях, передающихся половым путем; - семейной жизни: взаимоотношениях супругов и осуществле Гигиеническое воспитание и привитие навыков ежедневной личной гигиены тела, одежды, половых органов начинается с самого раннего детства, как только ребенок может самостоятельно осваивать и выполнять соответствующие действия. Поддержание чистоты кожи, уход за ногтями — составляющий элемент здорового образа жизни. Чистая кожа обладает бактерицидными свойствами, а грязная, на поверхности которой скопились пот, кожное сало, а также попавшие на кожу вещества, подвергается раздражению и расчесам, что приводит к развитию кожных болезней, экземы и гнойничков.
В подростковом возрасте этим вопросам следует уделять особое внимание, поскольку неустойчивость вегетативной нервной системы проявляется в повышенной потливости, неадекватных покраснениях кожи, обмороках, сердцебиениях. А повышенная деятельность сальных желез кожи приводит к образованию угрей на лице и других частях тела, однако никакого особого лечения, кроме гигиенического ухода за кожей лица и тела, это не требует. Такие заболевания кожи, как чесотка и педикулез, стригучий лишай и эпидермофития, требуют изоляции больного и обязательного лечения. С целью предупреждения этих кожных заболеваний необходимо соблюдать гигиену кожи, белья и одежды (не пользоваться чужими головными уборами, расческами, мочалками и т.д.), а также не следует трогать чужих и бездомных домашних животных. Вопросы гигиены кожи и профилактика различных кожных заболеваний тесно связаны с гигиеническими требованиями к одежде и обуви. Одежда защищает тело человека от воздействий факторов окружающей среды, способствует поддержанию его температуры и влажности на определенном постоянном уровне (28 — 32 °С; 20 — 40%), а также экономит его энергетические ресурсы и защищает кожу от механических и химических повреждений. Появившись на определенном историческом этапе, одежда, так же как и жилище, значительно расширила возможности адаптации человека к окружающей среде и уменьшила его зависимость от климатических условий. Вместе с тем материал, конструкция, покрой одежды должны изменяться в зависимости от интенсивности мышечной работы, особенностей пола, возраста, состояния здоровья и т.д., обеспечивая регуляцию теплозащитных свойств и воздухопроницаемости, свободное дыхание, крово-, лимфообращение и максимальную свободу движений. К одежде предъявляются следующие требования: она должна защищать от излишней потери тепла, не препятствовать теплоотдаче, соответствовать росту и размеру, быть удобной, прочной и легко очищаться от грязи. Ткань, из которой шьют одежду для детей и подростков, должна обладать теплопроводностью, возду-хо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью. Эти свойства ткани зависят от ее материала, строения и толщины, а также покроя и размера одежды. Хорошими теплозащитными свойствами и большой гигроскопичностью обладают шерсть и шелк, высокая влагоемкость у льна и хлопка. У синтетических волокон высокая теплопроводность и низкая гигроскопичность, поэтому они плохо греют и плохо удаляют влагу. Одежда для мальчиков и юношей не должна вызывать нежелательное перегревание и оказывать излишнее давление на по- ловые железы (яички), что может привести к нарушению процесса сперматогенеза, снижению подвижности сперматозоидов и способности к оплодотворению. Одежда для девочек и девушек должна, наоборох, исключать возможность переохлаждения женских половых желез (яичников) и развития воспалительных процессов. Обувь для детей и подростков должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размеру стопы, каблук для девочек не должен быть более 3 см. Тесная обувь нарушает кровообращение, вызывает деформацию пальцев, врастание ногтей, появление язв, мозолей, отморожений и плоскостопие. Привитие гигиенических навыков по уходу за чистотой лица, тела, половых органов и одежды важно не только в целях предупреждения нежелательных заболеваний самого подростка. В последующем отношение подростка к вопросам личной гигиены сказывается и на выборе партнера (партнерши) и в целом на его половой и семейной жизни. Известно, что подростки из неблагополучных семей, где им не прививались соответствующие правила поведения, легче вступают в случайные половые связи в антисанитарных условиях и чаще болеют заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря о гигиене половой близости, следует воспитывать у подростков привычку содержания в чистоте не только половых органов, но и всего тела, что не менее важно для интимных отношений, так как посторонние запахи могут погасить любые чувства и желания. Изменения в организме в период полового созревания. Половое развитие мальчиков до 9 лет и девочек до 8 лет происходит под влиянием гормонов желез внутренней секреции, но без участия половых желез. В психологическом плане у детей данного возраста наблюдается тяга к общению друг с другом и взрослыми независимо от половой принадлежности. Препубертатный период продолжается у девочек с 9 до 11 лет и у мальчиков с 10 до 12 лет, когда гипофиз начинает выделять гонадотропный гормон, стимулирующий функции половых желез: выработку половых гормонов и развитие половых клеток. В этот период изменяются обмен веществ, внешний облик, физическое развитие детей, и они меняются психологически: заметно обосабливаются от противоположного пола, у них появляются разные интересы и увлечения. Пубертатный период, или время наступления половой зрелости, у подростков подвержен значительным колебаниям в зависимости от пола, условий жизни, региона проживания, национальной принадлежности, состояния здоровья и индивидуальных наследственных особенностей каждого ребенка. У девочек он обычно начинается с 11 — 12 лет и заканчивается к 18 годам, а у мальчиков это происходит на 1 — 2 года позднее и заканчивается к 19 — 20 годам. Важнейшее влияние на развитие подростка в период взросления оказывают гормоны половых желез. Яички у мужчин продуцируют половые гормоны — андрогены (преимущественно тестостерон), а яичники у женщин — эстроген и прогестерон. Значительное выделение в кровь половых гормонов стимулирует развитие тех признаков, которые столь явно отличают мужчину от женщины в физиологическом и психологическом плане. В организме вырабатываются гормоны как своего, так и противоположного пола в соотношении примерно 10: 1. Кроме того, в половых железах идет формирование половых клеток — сперматозоидов и яйцеклеток с соответствующим набором генетического аппарата. О наступлении полового созревания свидетельствует появление так называемых вторичных половых признаков. У девочек это: рост волос на лобке (по женскому типу) и в подмышечных впадинах, увеличение и уплотнение молочных желез. У мальчиков: рост волос на лобке (по мужскому типу) и в подмышечных впадинах, незначительное увеличение и уплотнение молочных желез с небольшой болезненностью при их сдавливании, изменение формы гортани, ломка голоса, рост мышц и скелета. О наступившей половой зрелости свидетельствует появление менструации у девочек и поллюций (непроизвольное извержение семенной жидкости) у мальчиков. Необходимо подчеркнуть, что интенсивность полового созревания детей не всегда одинакова, и ускорять эти процессы не надо. Преждевременное появление вторичных половых признаков — тревожный сигнал, требующий тщательного обследования ребенка. Половое созревание девочек и мальчиков протекает по-разному. У девочек в нем можно выделить два периода. Половое созревание девочек. Первый пубертатный период (12 — 14 лет) — быстрое развитие молочных желез и половых органов с одновременным ускоренным ростом тела. Этот период заканчивается началом менструации. У девочек иногда одна молочная железа растет быстрее другой. Обычно это продолжается недолго и проходит без лечения. У большинства девочек первая менструация — менархе отмечается в 12—13 лет. В зависимости от физического развития организма, наследственности, конституции, питания, перенесенных заболеваний, социально-бытовых условий менархе появляется несколько раньше или позже. Предвестниками менархе могут быть немотивированные изменения самочувствия, головные боли, головокружение, боли внизу живота, тошнота и др. В психологическом плане это время смятения и потери душевного равновесия, когда девочке стоит большого труда привести в порядок и выразить свои мысли. Первую менструацию девочки-подростка необходимо рассматривать как главный признак полового созревания женского организма, указывающий на способность его к беременности. Регулярный менструальный цикл устанавливается не сразу, а иногда в течение 1, 5 — 2 лет. После этого мышление у девушки становится лучше организованным, она меньше испытывает коммуникативные трудности, чувствует себя более женственной и начинает задумываться над своей будущей ролью жены и матери. Сильное похудание в подростковом возрасте у девушек может вызвать стойкое нарушение менструального цикла, а иногда и полное отсутствие менструаций, которое очень трудно восстанавливается. У зрелой и здоровой женщины менструации прекращаются лишь во время беременности и в период кормления грудью (не всегда). Нормальная продолжительность менструации 3 — 5 дней, однако и здесь значительные физиологические колебания наблюдаются не только у разных женщин, но и даже у одной и той же. В общем, можно сказать, что 1 — 2-дневная менструация — слишком короткая, а более 7 дней — слишком длинная, и в обоих случаях следует обратиться к врачу. В начале менструации могут возникать незначительные боли, вызванные сокращениями матки. Если болевые ощущения сильно беспокоят, нужно идти к врачу. Строго соблюдать правила личной гигиены во время менструации важно в связи с повышенной опасностью возникновения воспалительных процессов. Иногда некоторые женщины жалуются на так называемое предменструальное напряжение, которое сопровождается раздражительностью, рассеянным вниманием, неловкостью в движениях, бессонницей, плохим настроением или склонностью к слезам, отекам, а также целым комплексом таких симптомов, как головная боль, боль в суставах, аллергические проявления. Все это бывает и у девочек-подростков. Им необходимо объяснить причину их возможного немотивированного поведения и посоветовать спокойно переждать 2 — 3 дня. Основная причина предменструального напряжения связана с повышением содержания в организме гормона, удерживающего воду. Расстройства менструального цикла проявляются в виде аменореи (отсутствие менструаций) и дисфункциональных маточных кровотечений, которые характеризуются изменением интенсивности и ритмичности менструаций. Аменорея почти всегда обусловлена нарушением обмена веществ или хромосомными нарушениями. Если у 17-летней девушки все еще нет менструаций — необходима помощь специалиста. Продолжительность цикла исчисляется начиная с первого дня наступившей менструации до первого дня следующей менструации. Возможны его индивидуальные колебания от 21 до 35 дней (обычно 27 — 30 дней). Рекомендуется вести календарь менстру- ального цикла, отмечая дни месяца, когда была менструация, это необходимо для того, чтобы: - знать, когда ожидается следующая менструация, быстро за - заметить какие-либо «неполадки» (например, цикл длится то - высчитать «безопасные дни», в которые вероятность зачатия Нерегулярность менструальных циклов почти всегда связана с тем, что в семье пренебрегают одним из главных условий правильного воспитания — подвижностью. Это бывает легко устранить, если заставить девушку много двигаться на воздухе, а также обратить надлежащее внимание на ее одежду, пищу и весь образ жизни; особенно нежелательны во время менструации переохлаждения, сильные нервные расстройства, испуг, чрезмерные физические напряжения и т.д. Второй пубертатный период (от 15 до 17 — 20 лет) характеризуется стабилизацией секреции гонадотропных гормонов, под влиянием которых завершается перестройка женского организма. В этом возрасте у девушки заканчивается рост тела, формируется фигура с определенными соотношениями размеров туловища, талии, таза, конечностей, устанавливается менструация, а также изменяется характер — появляется застенчивость, кокетливость, влюбчивость и т.д. Для полового поведения девушек даже в 18 — 20 лет характерно лишь стремление к эмоциональной близости с юношей, нежному взаимопониманию, душевному теплу, а чувственность и осознанная половая потребность развиваются позже. Вместе с тем установление менструального цикла связано с возникновением новых половых ощущений, однако рано начатая половая жизнь может неблагоприятно отразиться на неокрепшем организме девушки, а ранняя беременность нарушает процесс созревания ее организма в связи с развитием плода и кормлением ребенка. В этих условиях не только страдает организм матери, но и плод и грудной ребенок не получают всего необходимого для правильного роста и развития. К 20—21 году девушка становится способной к выполнению сложной специфической функции женщины — материнству. Половое созревание мальчиков. У мальчиков можно выделить три периода полового созревания. Первый соответствует возрасту 13 —16 лет, связан с формированием половых органов и вторичных половых признаков и заканчивается появлением ночных семяизвержений в среднем после 14 лет, это свидетельствует о том, что мальчик стал юношей и потенциально может стать отцом (сперма — жидкость, содержащая смесь секретов внутренних же лез и сперматозоидов). Поллюции у мальчиков — совершенно нормальное явление, если они бывают не чаще 2 — 3 раз в месяц. Если же поллюции повторяются ежедневно или 2—3 раза в неделю, следует обратить внимание на режим ребенка и уход за наружными половыми органами и даже обратиться к врачу. В отдельных случаях половое созревание мальчиков проходит нетипично: значительно увеличиваются молочные железы, появляются полнота и некоторое округление тела по женскому типу. Если половые органы и вторичные мужские половые признаки развиты, то эти гормональные нарушения к концу периода созревания обычно проходят. У некоторых мальчиков половое созревание задерживается, что требует обязательного и своевременного принятия мер к устранению причины задержки, посоветовавшись с детским врачом и эндокринологом. Второй период полового созревания заканчивается к 18 годам появлением кадыка, огрубением черт лица, увеличением мышечной силы, характерным телосложением и изменением голоса. Потребность в половом общении у юношей проявляется раньше, чем у девушек, а стремление к духовной близости с партнершей у них в этом возрасте еще отсутствует. Некоторые мальчики-подростки не ждут наступления поллюций, а раздражением полового члена искусственно вызывают их. Профилактика онанизма у детей и подростков требует соблюдения ими гигиены половых органов, режима дня. Ребенку не следует позволять долго лежать в постели после пробуждения, его одежда не должна быть тесной, а пища содержать много специй. Увлечение онанизмом, переходящее в невроз навязчивого состояния, вызывает вялость, утомление, резкое истощение нервной системы и может вызвать в последующем мужскую неполноценность. В период полового созревания происходит перестройка организма, ведущая к зрелости, поэтому многие физиологические и психические процессы неустойчивы. Раздражительность, напускная грубость, негативизм, а иногда застенчивость, растерянность и плаксивость — характерные черты подростков. Все эти явления временные и в большинстве случаев бесследно пройдут без особого лечения. От окружающих взрослых требуется терпение и понимание происходящих в этом возрасте перемен, а также индивидуальный подход к каждому подростку. Излишняя жесткость, вседозволенность воспитания или безразличие могут в последующем серьезно отразиться на взаимоотношениях родителей и детей, вплоть до полного их разрыва. Родители и окружающие должны понимать, что подросток в этом возрасте испытывает серьезные психологические переживания и сам больше всего страдает оттого, что его внешние данные и физические возможности не всегда отвечают желаниям его и окружающих. Третий пубертатный период у юношей заканчивается к 25 годам и характеризуется окончательным формированием половой системы с устойчивым созреванием половых клеток. Психологически это мужчина со своими суждениями и готовностью к преодолению личных проблем. Половое чувство характеризуется влюбчивостью, стремлением к ухаживанию и половой близости. Это возраст физиологической и психологической зрелости, в котором молодой человек без ущерба для здоровья своего и будущего поколения может вступать в брак. Следует подчеркнуть, что половая конституция взрослеющих юношей и девушек, представляющая собой совокупность устойчивых биологических свойств, складывается под влиянием не только наследственности и общего развития, но и воспитания, что в дальнейшем определяет диапазон индивидуальной сексуальной потребности и активности. В связи с этим половое воспитание молодежи оказывает значительное влияние на формирование и реализацию репродуктивной функции. Планирование желательной и предупреждение нежелательной беременности. Планирование семьи активно входит в нашу жизнь, и не следует понимать этот процесс как ограничение рождаемости. Планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство — это международно признанное право каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегать ненужных тревог и волнений. В рождении детей заинтересована не только семья, но и государство и общество в целом. Если подавляющее число семей имеют только одного ребенка, сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов, от этого страдают экономика государства и личное благосостояние каждого гражданина. Поэтому основная задача государства — создать социально-экономические условия, благоприятные для рождения желанных и здоровых детей. Человеку свойственно желание продолжить себя в детях. В то же время каждый человек, каждая семья в определенный период времени сталкиваются с необходимостью предупреждения нежелательной беременности. В России беременность и рождение детей вне брака практически никогда открыто не обсуждались обществом. Однако реальность такова, что около 60 % молодых людей имеют опыт половой жизни до 18 лет. Некоторые подростки начинают половую жизнь с 12—13 лет, уже не единичны случаи беременности у девочек 13—16 лет, а также сифилис и гонорея у подростков. Очень важно помочь подросткам пройти этот «период опасности» с наименьшими потерями, в связи с чем все молодые люди в возрасте 14— 16 лет должны быть информированы о том, как сохранить свое репродуктивное здоровье. Очень важно, чтобы подростки получали достоверную информацию от людей, специально подготовленных и владеющих методикой психологии общения с молодыми людьми. Всегда нужно говорить подросткам, что лучший способ предупредить беременность и болезни, передаваемые половым путем, — это воздержание. Контрацепция (защита от нежелательной беременности) — основной способ планирования семьи, сохранения и поддержания здоровья и трудоспособности женщин, позволяющий уменьшить число искусственных абортов, гинекологических заболеваний, осложнений при родах. Контрацепция нужна, когда беременность может угрожать здоровью или жизни женщины, а также приводить к рождению больного ребенка. Контрацепция — интимный и очень важный вопрос полового воспитания. Чтобы наступила беременность, необходимы следующие условия: сперма должна попасть во влагалище; сперматозоиды должны быть здоровыми; во влагалище должна быть благоприятная среда для сперматозоидов; сперматозоиды должны добраться до фаллопиевых труб или, по крайней мере, до матки; яйцеклетка должна быть пригодной для оплодотворения; оплодотворенная яйцеклетка должна закрепиться в матке. Контрацепция — исключение одного или нескольких из этих условий. Исходя из этого, избежать зачатия можно следующим образом: а) методом прерванного полового сношения; б) ритмической (календарной) контрацепцией, основанной на в) барьерной (механической) контрацепцией с использовани г) химической контрацепцией с помощью спермицидных д) внутриматочными средствами; е) гормональной контрацепцией. - сперма может попасть во влагалище, даже если семяизвер - сперматозоиды могут жить в неблагоприятных условиях вла - в матке сперматозоиды могут жить 4—5 дней, поэтому, что - - Барьерная контрацепция — наиболее безопасна и не оказывает побочных действий. Этот метод контрацепции заключается в том, что на пути сперматозоида к яйцеклетке ставится барьер (презерватив, диафрагма или спермициды —.химические вещества, убивающие сперматозоиды). Применение презерватива особенно эффективно (до 98 — 99 %) в сочетании со спермицидами, что предохраняет от инфекций, передающихся половым путем (гонорея, сифилис, трихомониаз, хламидии, СПИД и пр.). Презерватив (мужской контрацептив) — идеальное средство контрацепции для молодежи, применение его безопасно и не требует врачебного наблюдения, а у молодых людей не должно быть ложного чувства неловкости его применения. - Диафрагма дает возможность самой женщине регулировать вопросы, касающиеся зачатия, и представляет собой резиновую тонкостенную полусферу разных размеров, которая вводится за час до половой близости и извлекается не ранее чем через 8 ч после нее. Диафрагма не нарушает естественного течения полового акта. - Спермициды — химические вещества (в виде кремов, гелей, свечей, аэрозолей, пенообразующих таблеток), разрушающие сперматозоиды и образующие, таким образом, барьер перед шейкой матки. Кроме того, выпускаются влагалищные губки, пропитанные контрацептивом, представляющие собой мягкую сплющенную сферу с выемкой на одной стороне, предназначенную для установки вокруг шейки матки. Спермициды и влагалищная губка вводятся во влагалище всякий раз за 15 мин до полового акта. Спермициды в сочетании с другими барьерными средствами обеспечивают высокую контрацептивную эффективность и предохраняют от болезней, передаваемых половым путем. Химический метод контрацепции подразумевает использование химических веществ путем спринцевания или введения во влагалище спермицидов. Спринцевание — простой и эффективный способ вымывания семенной жидкости из влагалища подкисленной теплой водой сразу после полового акта или в том случае, если порвался презерватив. С этой целью используются такие рас творы на 1 л воды: 2 чайные ложки лимонного или столового (разведенного) уксуса; или 1 столовая ложка 2-процентного раствора перманганата калия; или 1 чайная ложка салициловой кислоты; или 2 чайные ложки порошка борной кислоты. Естественные методы контрацепции не относятся к категории эффективных и больше подходят семейным парам, которые прожили определенное время вместе и хорошо знают друг друга, а также женщинам с установившимся менструальным циклом. Их применение основано на определении опасных и безопасных для зачатия дней менструального цикла. Для повышения надежности они могут применяться в сочетании с барьерными методами контрацепции.
|