Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биологические ритмы и здоровье человека
Биологические часы. Процессы, протекающие в любом живом организме, имеют ритмический характер. Все живое на нашей планете связано с ее движением вокруг собственной оси и вокруг Солнца, что определяет изменения освещенности, температуры, влажности, атмосферного давления и других факторов с периодичностью в 24 ч. Жизнь всего живого подчинена законам ритмической деятельности. Ритмические колебания, именуемые биологическими ритмами, происходят на различных уровнях — от молекулярного и клеточного, включая целостный организм, до популяции и даже экосистемы. В течение миллионов лет эволюции у всего живого выработалась способность жить в соответствии с ритмами окружающего мира. В живых организмах развились специальные структуры, ответственные за регуляцию ритмов, так называемые биологические часы. Но в отличие от жизнедеятельности животных деятельность организма человека обусловлена не только биологическими, но и социальными условиями. Задача сохранения здоровья состоит в том, чтобы по возможности сблизить биологические и социальные ритмы. Установлено, что свыше 300 процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. Биологические ритмы образуются не все сразу, однако человек рождается, уже имея околосуточные и годовые, а затем постепенно формируются и другие ритмы (например, недельные) под влиянием экологической среды (освещение, температура воздуха, атмосферное давление), а также социальных факторов. Повышенная биологическая активность днем сменяется пониженной ночью. Биологические ритмы не у всех людей абсолютно одинаковы. По своей суточной физиологической активности люди делятся на три группы. У «жаворонков», к которым принадлежат 20 — 25% людей, максимальная работоспособность падает на утренние часы. К «совам» относятся 15 — 20% людей, работоспособность которых выше в вечерние часы. Остальные 60% — промежуточный тип — «голуби», они обладают примерно одинаковой работоспособностью в утренние и вечерние часы. Чем лучше каждый человек знает свои индивидуальные особенности, тем легче ему управлять собственным организмом, выбирая тот или иной вид деятельности и режим работы. Предпринимаются попытки учитывать индивидуальные биоритмы при профессиональной ориентации и составлении графиков работы некоторых специалистов народного хозяйства. Независимо от того к какому типу суточной активности относится тот или иной человек, необходимо помнить следующее: постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования, сна, т.е. отсутствие режима дня, приводит к снижению трудоспособности, разбитости, сонливости днем, бессоннице ночью и другим неприятным явлениям и заболеваниям. Установлено, что для подавляющего числа людей имеются два пика максимальной работоспособности: 10—12 и 16— 18 ч, когда при минимальной затрате сил можно выполнить наибольшую работу. Вместе с тем генетически запрограммированные естественные биоритмы нашего организма в последние два столетия с изобретением электричества подвергаются значительной ломке. Социальная среда и социальные ритмы (ночные смены, клубы, рестораны и т.д.) вступают в противоборство с естественными биоритмами нашего организма, что очень часто приводит к разнообразным функциональным нарушениям и заболеваниям человека, а также авариям, связанным с человеческим фактором. При обследовании «сов» выяснилось, что ведущей причиной их сниженной работоспособности утром является то, что они не планируют (или не умеют планировать) свой рабочий день, в связи с чем у них постоянно возникает дефицит времени и им приходится работать в поздние вечерние часы и даже ночью. Понятно, что если человек лег поздно, то он и встанет поздно, ведь ему нужно столько же времени, как и другим, чтобы восстановить силы. Если подобное повторяется, то человек привыкает, у него формируется динамический стереотип, т.е. цепь условных рефлексов к условиям работы в вечернее время. В тех случаях, когда выспаться не удается, на следующий день приходится «расплачиваться» неважным самочувствием и сниженной работоспособностью. Вечерняя и ночная активность у «сов» обеспечивается повышенным выбросом гормонов (в 1, 5 раза выше, чем у «жаворонков»), что нарушает обмен веществ. У «сов» гораздо чаще могут отмечаться нервные заболевания, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, гипертония. Режим сна и бодрствования вопреки биологическому ритму дорого обходится человеку. В основе трудовой и учебной деятельности лежит врожденная познавательная биологическая (ориентировочный рефлекс, или рефлекс «что это такое?»), а позже социальная потребность. Активная физическая и умственная работоспособность основывается на выраженной познавательной потребности человека и обеспечивается ритмической сменой физиологических функций, которая является врожденной особенностью всех живых организмов. Динамика круглосуточных (циркадных), недельных и годо вых ритмов обусловлена не только врожденными механизмами ряеловека, но и выработанным в течение жизни суточным стерео-:; типом жизни. Врожденная ритмическая активность организма |> используется при организации режимов труда и отдыха, при со-'ставлении расписания учебных занятий. Необходимо помнить, что всякого рода работа выполняется |легче, если человек трудится ритмично. Ритмичная работа дает возможность экономить силы, чередовать мускульное напряже-ние с паузой для отдыха. Можно приводить множество примеров, доказывающих, что ритмичность, соответствующая физиологическим особенностям деятельности организма, многое решает и в '< учебе, и в труде, и в спорте. Поэтому очень важно уметь планировать свое время на день, неделю, месяц и т.д. и придерживаться определенного ритма в течение дня, когда разного рода труд чередуется с отдыхом. Работа и усталость. Труду и отдыху соответствуют процессы напряжения и расслабления, протекающие в центральной нервной системе, их чередование и достаточная продолжительность тренируемы и являются факторами здорового образа жизни. Вслед за работой наступает утомление — нормальное физиологическое состояние, связанное с временным уменьшением функциональной подвижности клеток коры головного мозга. Утомление — защитная реакция организма, сигнал о необходимости прекращения данной работы. Характер утомления — процесс индивидуальный. Умственное утомление связано со снижением познавательной потребности (интереса к уроку, труду) и характеризуется снижением внимания, памяти, замедлением мышления (скорости принятия решения), отсутствием желания продолжать данную работу и т.д. Физическое утомление характеризуется временным снижением двигательной потребности, что сопровождается уменьшением силы и выносливости, скорости работы и амплитуды движений, нарушением их координации и точности. Если утомление проходит после обычного отдыха и работоспособность на другой день полностью восстанавливается, то это не выходит за пределы нормы. Если утомление на следующий день сохраняется, что чаще всего наблюдается при нарушении режимов труда и отдыха и из-за недостаточных по времени периодов отдыха после работы, это может перейти в переутомление, что уже считается патологией. Переутомление — патологическое состояние, связанное с нарушением состояния здоровья организма и функционального состояния его систем. Оно характеризуется снижением работоспособности, успеваемости, потерей аппетита, нарушениями сна, снижением памяти, внимания, неуравновешенностью, раздражительностью, рассеянностью, безразличием, головными болями, снижением сопротивляемости инфекциям и т.д. Переутомление сопровождается объективными признаками нарушения состояния здоровья — от функциональных сдвигов до появления патологических симптомов и различных заболеваний. Однако работоспособность человека может быть значительно снижена еще до появления объективных функциональных нарушений. Такое состояние носит название «усталость». Причина ее — отсутствие потребности в данном виде деятельности. Усталость — субъективный признак развивающегося утомления вследствие физической или умственной работы, выполняемой при отсутствии потребности в ней, представляет собой психическое состояние переживания, которое может сопровождаться отрицательными эмоциями. Знание психофизиологических различий этих трех состояний помогает человеку понять, как важно не только трудиться в определенном ритме, т.е. соблюдать режимы труда и отдыха, но и заниматься в жизни любимым делом. От потребности в той или иной профессиональной деятельности зависит, как быстро возникают утомление (усталость) и, следовательно, наше эмоционально-психическое состояние. Легкий, но нелюбимый труд или труд, потребность в котором не является жизненной необходимостью, порой приносит здоровью человека больше вреда, чем любимое занятие, пусть даже сопряженное с опасностью для жизни. Трудовое воспитание заключается в том, чтобы сформировать у человека желание трудиться на основе биологической потребности в движении и социальной потребности к труду — как осознанной необходимости создания материальных ценностей, полезных для себя и общества.
|