Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовая и учебная деятельность и здоровье человека
Рациональная организация трудовой деятельности. Трудовая деятельность не только позволяет создавать материальные ценности, но и является основой общественного развития человека. Правильно организованный труд служит физическому, нравственному и интеллектуальному совершенствованию людей, способствует укреплению их здоровья. Здоровый образ жизни обеспечивает возможность полноценно и активно заниматься трудовой, учебной и общественной деятельностью. Иными словами, трудовая деятельность — основной компонент Сформировании здорового образа жизни. Активизация человеческого фактора невозможна без дальнейшего оздоровления характера и условий труда. Повысить работоспособность человека и сохранить его здоровье можно лишь путем проведения комплекса оздоровительных — санитарно-гигиениче ских, эргономических, психофизиологических и лечебно-профилактических — мероприятий. Рационально организованный труд способствует максимальной производительности при минимальной затрате физических и нервно-психических сил человека. Профессиональная деятельность характеризуется преобладанием либо движений, либо умственной работы. Исходя из этого, труд делится на физический и умственный, что, однако, условно, так как в мышечной работе участвует центральная нервная система, а умственный труд сопровождается определенным физическим на-пряжением./В связи с механизацией, автоматизацией и компьютеризацией производственных процессов увеличилось число профессий с преобладанием умственного напряжения, а физическая нагрузка резко снизилась. Борьба с преждевременным утомлением и переутомлением на производстве имеет огромное значение для сохранения здоровья, профилактики травматизма и поддержания нормального уровня работоспособности. Большую роль в этом играет психологическое состояние работающего — наличие у него потребности в выполнении тех или иных действий, а также тренировка, т.е. освоение определенных двигательных навыков и доведение их до автоматизма (двигательные стереотипы). Быстрота развития утомления зависит от степени динамичности физического труда. Статическая работа, связанная с длительным напряжением мышц, вызывает более быстрое утомление, чем динамическая работа, в которой сокращения мышц попеременно чередуются с их расслаблением. В группу психофизиологических мероприятий входят: рационализация режимов труда и отдыха, организация перерывов с использованием специальных физических упражнений, аутотренинг, чередование операций и видов деятельности. ^Разработано около 600 режимов труда и отдыха для рабочих промышленных предприятий, работников сельского хозяйства, служащих, соответственно назначаются регламентированные перерывы и предлагаются наиболее целесообразные способы их проведения. Основным условием эффективности всякого отдыха, и особенно отдыха в режиме рабочего дня, является переключение с одного вида деятельности на другой. Наиболее тигшнный вид активного отдыха — производственная гимнастика. Актуальность ее возрастает в связи с резким уменьшением физической нагрузки в условиях современного производства. Оздоровительный эффект гимнастики выражается не только в снятии утомления и улучшений общего состояния здоровья, но и в повышении работоспособности и производительности труда. Выполнение рациональных физических упражнений ускоряет течение процессов адаптации, является эффективным средством повышения неспецифической резистентности организма, увеличения физиологических резервов и профилактики различных заболеваний. При организации производственной гимнастики необходимо учитывать такие особенности трудовых процессов, как рабочая поза, характер рабочих движений, их быстрота и ритмичность, интенсивность мышечной и психической нагрузки. Основная форма производственной гимнастики, проводимой на рабочих местах, — физкультурные паузы в виде определенного комплекса физических упражнений, составленнош вхоответствии с особенностями профессионального труда. Физкультурные паузы продолжительностью 5—г 7 мин проводят при появлении первых признаков утомления..1 На производствах, где по условиям технологии невозможно устроить организованный перерыв, «малые формы» активного отдыха (физкультурная минутка и микропауза) зачастую являются единственными средствами поддержания высокой работоспособности. В профессиях, связанных со статическим напряжением мышц при интенсивных локальных двигательных нагрузках, комплекс гимнастических упражнений, развивающих силу и координацию движений, рекомендуется сочетать с упражнениями, направленными на расслабление мышц, поскольку неблагоприятное влияние трудовой деятельности в этих случаях выражается в затруднении расслабления мышц, нарушении координации при простейших движениях, некоторой недостаточности периферического кровообращения. При работе с дисплеями необходимы дополнительные регламентированные перерывы. Специальными исследованиями обоснован следующий наиболее оптимальный режим труда и отдыха при непрерывной работе с видеотерминалами: при вводе информации нужны 10-минутные перерывы после 2 ч от начала работы, а затем такие же перерывы делаются после каждого часа работы с часовым перерывом на обед. При получении (выводе) информации темп работы принудительный, поэтому первый и третий перерывы удлиняются до 15 мин. Во время регламентированных перерывов целесообразно проводить производственную гимнастику, включающую упражнения для глаз. .Оздоровительно-профилактическая гимнастика проводится вне производственных помещений с неблагоприятными условиями труда, в специальных реабилитационных центрах или комнатах здоровья, оборудованных техническими средствами для активного отдыха (тренажеры, массажеры и т.п.). Если профессии связаны с длительным поддержанием малоподвижной рабочей позы стоя или с выполнением большого числа движений пальцами рук, кистями и предплечьями, гимнастику необходимо сочетать с проведением самомассажа ног или рук. и У Массаж и дозированная физическая нагрузка стимулируют ком-Цпенсаторные реакции периферических сосудов ног, повышают [«устойчивость сердечно-сосудистой системы и являются действен-| ным средством профилактики застоя крови в венах. Физиологическая эффективность массажа и гимнастики усиливается при их; сочетанием воздействии. * Наряду с указанными формами активного отдыха на производ-I ствах все шире используется психорегулирующая тренировка. Цель lee состоит в том, чтобы научить занимающихся произвольной Ц регуляции психического и мышечного тонуса, тонуса сердечно-1 сосудистой системы для поддержания высокой работоспособно-I сти. Результаты исследований показали, что отдых в комнате пси-J хической разгрузки стимулирует восстановление лабильности зри- щ тельного анализатора и вибрационной чувствительности, снимает | утомление в конце смены. Музыка находит все большее применение в качестве средства I повышения работоспособности человека. Обладая большой си-I лой психофизиологического воздействия, целенаправленно подо-1 бранная музыка при выполнении умственной или физической работы, как и во время отдыха, способна снизить ощущение усталости. Психофизиологические механизмы воздействия музыки на работоспособность человека базируются на благоприятной роли положительных эмоций и способности стимулировать ритмику двигательной деятельности. При организации трансляции функ-I циональной музыки необходимо учесть характер, ритм, темп и I громкость музыкальной стимуляции. В цехах с производствен-1 ным шумом функциональная музыка может транслироваться че-I рез индивидуальные наушники. Оптимальной является трансляция музыки в течение 10—15 мин каждый час или суммарно за смену 2 ч 20 мин. При таком музыкальном режиме при прочих равных условиях почти у всех обследованных рабочих к концу смены двигательная реакция ускорялась, концентрация внимания увеличивалась, число неточных движений сокращалось, качество работы улучшалось. В условиях современного производства при малых нагрузках обязательны во внерабочее время профилактические меры для компенсации недостатка двигательной активности. Установлено, что занятия упражнениями на выносливость (лыжи, бег) повышают у станочников общую физическую работоспособность, снижают степень мобилизации физиологических резервов при стандартных нагрузках и ускоряют восстановление частоты сердечных сокращений. Профилактическая гимнастика и другие виды физических упражнений с целью предупреждения влияния неблагоприятных условий труда и профессиональных заболеваний проводятся во внерабочее время в специализированных группах здоровья на базе Профилакториев, комнат или центров здоровья. Во внерабочее время проводится также профессионально-прикладная физическая подготовка, направленная на поддержание высокой работоспособности и создание условий для достижения и длительного сохранения мастерства за счет профессионально важных физических качеств. Рациональная организация учебной деятельности. Учеба является разновидностью умственного труда и также нуждается в регламентации. В основе учебного процесса лежит познавательная потребность. Познавательный инстинкт (любознательность, любопытство) наиболее ярко выражен в первые годы жизни человека. Он удовлетворяется (процесс ликвидации потребности) в процессе учебы, в процессе приобретения новых знаний, умений и навыков или, что одно и то же, в процессе образования новых условных рефлексов (приобретенная память). Приобретенные знания (память), их качество и объем проверяются практикой, и полезность их оценивается обществом. Оценка (подкрепление) полезности и важности сделанного может выражаться в виде морального и материального поощрения: доброе слово, высокая отметка, награда, премия, заработная плата, назначение на должность и т.д. И наоборот, плохое знание предмета наказывается, т. е. подкрепление имеет знак «минус». Учебный процесс (обучение) — процесс удовлетворения (ликвидации) той или иной познавательной потребности и приобретения жизненного опыта (новой информации), в основе которого лежат новые условно-рефлекторные и ассоциативные связи центральной нервной системы. Процесс формирования условных рефлексов (приобретенной памяти) лежит также в основе воспитания человека, когда его учат соблюдать социальные традиции и законы государства. На успех процесса обучения влияют следующие обстоятельства: - индивидуальная сила выраженности познавательной потреб - позиция общества (государства) в вопросах оценки (подкреп - умение учителя (воспитателя) управлять познавательной по Учебная деятельность, как и любой другой вид деятельности, связана с развитием утомления, время наступления которого в значительной степени зависит от силы выраженности познавательной потребности, а также от функциональных возможностей организма. Развитие утомления определяется индивидуальными (познавательными) и возрастными особенностями индивида. Недостаточная функциональная зрелость коры больших полушарий мозга детей и подростков, слабость их высшей нервной деятельности проявляются в повышенной утомляемости и низкой работоспособности, слабой концентрации и легком переключении внимания, преобладании конкретного (образного) мышления. Слабовыраженная у учеников познавательная потребность, а также незнание педагогом возрастных особенностей умственной деятельности детей и подростков приводят к тому, что процесс обучения может оказаться для них наиболее трудным видом деятельности. При интенсивной или длительной учебной работе на фоне сниженной познавательной потребности в данном виде деятельности у школьников развиваются усталость, утомление, а иногда и переутомление, что может вести к ряду заболеваний. Утомление учащихся чаще возникает при выполнении однообразной работы и монотонной речи преподавателя. Оно имеет две стадии: фазу двигательного беспокойства и фазу успокоения с явлениями вялости и сонливости. У детей, физически ослабленных или имеющих слабый тип высшей нервной деятельности, первой фазы утомления может не быть, а сразу развивается вторая. С целью снижения утомления, повышения работоспособности и познавательной потребности детей и подростков учебный процесс должен осуществляться при определенном чередовании раз-яичных видов деятельности, т. е. в определенном режиме. В основе всех режимных мероприятий лежит динамический стереотип — вид деятельности человека, представляющий цепочку условных рефлексов, которые следуют в определенном порядке друг за другом и через определенные интервалы времени, когда завершение одного условного рефлекса становится сигналом для начала следующего. Формируемый в процессе учебы динамический стереотип является основой педагогической практики. Он лежит в основе учебного года, недели, дня; режимов труда, отдыха, питания. Основные элементы режима дня школьника: - продолжительность различных видов деятельности (учебы, - достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем - регулярное питание; - полноценный сон — достаточный по времени и протекаю Элементы режима дня общеобразовательного детского учреждения (физиологическая основа режима — выработка цепочки условных рефлексов — динамического стереотипа): - продолжительность учебного года и каникул в течение ка - распорядок занятий в течение учебной недели и дня;
- продолжительность урока и правильное его построение; - организация перемен между уроками. Возраст, с которого возможно систематическое обучение ребенка, зависит от уровня развития и степени готовности органов и систем его организма к школьному обучению. Умственное развитие школьников разных возрастов неравномерно. Смена возрастных периодов во многом зависит от ранее сложившихся индивидуальных особенностей личности ученика. Процессы роста и развития все более опосредствуются личным опытом (объемом усвоенной информации), типологическими и индивидуальными чертами. Неравномерность умственного развития школьников соответствует неравномерности их физического развития, что подчеркивает взаимосвязь единства обоих процессов. Следует иметь в виду, что ускоренное развитие имеет лишь относительную ценность. Это проявление своеобразия индивидуальных особенностей роста и развития. При составлении расписания уроков следует учитывать изменение работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели. На 1-м уроке работоспособность школьников невысока, ученики «врабатываются», «втягиваются» в учебный труд. На 2-м и 3-м уроках работоспособность достигает максимума, а на 4-м у большинства детей появляются первые признаки утомления. На 5-м и особенно на 6-м уроке работоспособность резко снижается и нарастает утомление. Изменяется работоспособность и в течение учебной недели. В понедельник она относительно невелика. Этот день недели уходит на «врабатывание». Во вторник и среду отмечается наибольшая работоспособность, а начиная с четверга работоспособность падает и достигает своего минимума в пятницу и субботу. Чередование трудных и легких предметов необходимо учитывать при составлении расписания уроков, хотя такое деление условно. Известно, как мало утомляют иногда самые трудные уроки, если они интересно построены и у детей есть потребность в получении знаний, умений, навыков по данному предмету. При составлении расписания в младших классах важно избегать сдвоенных уроков. Физиологические исследования развития утомления у учащихся в процессе различных видов деятельности служат основанием для регламентации продолжительности уроков. Опыт привел к установлению 45-минутной длительности урока. Для учеников I класса 45-минутная длительность урока чрезмерна. Сокращение ее до 35 мин значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы первоклассников, сохраняет работоспособность на протяжении всего учебного дня. Требования к структуре урока едины для всех классов и могут быть представлены следующим образом: вводная часть урока —ррганизационные мероприятия, опрос; основная — для изложения нового материала; заключительная — для обобщения.; Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторым или третьим уроком, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности. Не рекомендуется сочетание двух или —ех трудных уроков подряд (например, физика, математика, ино- ранный язык), лучше чередовать их с менее трудными предме- ии (например, с историей, географией). Расписание учебного дня должно предусматривать: - отсутствие нулевых уроков; - начало учебного дня не ранее 8 ч утра; - продолжительность перемен не менее 10 мин; - наличие двух перемен по 20 мин во второй половине дня; - наличие перерыва между последним уроком и факультати- Форма подачи учебного материала направлена на поддержание | познавательной потребности (информационного голода) и посте-1 пенное ее удовлетворение (ликвидация информационного голо-| да). Учитель должен уметь: - ставить вопросы, возбуждая познавательную потребность уче - объяснять содержание предмета, используя наглядные посо - выяснять характер и объем усвоенного материала путем опро-
|