Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.






У На этом пути возникают самые разные проблемы, одна из них — как воспитать ребенка здоровым, смелым, решительным, добрым. Нравственное воспитание начинается рано. Как-то известному педагогу К.Д.Ушинскому задали вопрос: «С какого времени надо начинать воспитывать ребенка?» «А сколько лет вашему малышу?» — спросил он. «Всего два года». В ответ мудрый Ушинский сказал: «Тогда вы опоздали ровно на два года».

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку. Сколько радост­ных и тревожных минут придется пережить родителям, пока их сын или дочь не станут взрослыми!

Вы уже знаете, что приобретать свой индивидуальный жизнен­ный опыт ребенок начинает с первых дней самостоятельной жиз­ни под влиянием окружающей среды. С момента его рождения и до последних дней жизни у него будут появляться все новые и новые условные рефлексы, в формировании которых решающее значение имеет социальная среда. Именно поэтому, воспитыва­ясь, обучаясь, работая, отдыхая в разных социальных условиях, мы с каждым днем своей жизни начинаем отличаться друг от дру­га не только морфологически (рост, вес, цвет кожи, глаз и волос и т.д.), но и функционально — каждый из нас владеет своей уни кальной и индивидуальной памятью — набором знаний, умений и навыкш^В основе их лежат приобретенные в процессе жизни условные рефлексы — от простых до сложных динамических сте­реотипов или знаний и навыков профессиональных, спортивных, бытовых и т.д. И_все же главное — ребенок должен овладеть, зна­ниями и навыками здорового образа жизни, чтобы самому расти здоровым, и передать хорошую наследственность новому поколе­нию. При этом родителям следует помнить, что привычка — это и есть первый уровень понимания и осознания необходимости того или иного поведения.

Здоровье ребенка в большой степени зависит от здоровья ро­дителей. Будущие отцы и матери должны обязательно побывать у врача, посоветоваться с ним и, если обнаружатся какие-либо хро­нические заболевания, терпеливо лечиться. Правильно питаясь, регулярно чередуя труд и отдых, избегая различных вредных воз­действий (алкоголь, курение, бесконтрольный прием лекарств), беременная может «управлять» развитием своего будущего ребенка. ^ij^its здоровье ребенка оказывают влияние как наследственность, так и окружающая среда, в которой он растет и развивается: Дет­ский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут стать источником серьезных заболева­ний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают. Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность и выносливость растущего организма.

Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирова­ния характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навы­ки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здо­ровья. Суть его — в гармонии физических и духовных сил, урав­новешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям, с которыми жизнь неизбежно столкнет ребенка.

Нельзя изолировать ребенка от окружающего мира, только при взаимодействии с ним он приобретает свой индивидуальный жиз­ненный опыт, без которого его самостоятельная жизнь невозмож­на. Даже тугое пеленание — уже первая попытка лишить малыша свободы действовать. Ребенку необходимо двигать ручками и нож­ками, чтобы таким образом познать себя в пространстве и по­стичь законы координации движений. Чтобы научиться осторож­но ходить, надо когда-нибудь и упасть; умению что-то сделать самому тоже предшествуют труд, старание, терпение. Конечно же,

перед ребенком надо ставить выполнимые задачи, соразмеряя их с его физиологическими и психологическими возможностями. Именно выполнимые задачи позволяют достичь желаемого ре­зультата и сопровождаются положительными эмоциями. Эти эмо­ции (радости, успеха), в свою очередь, побуждают ребенка к даль­нейшим действиям, направленным на получение новых условных рефлексов (знаний, умений, навыков). Слишком раннее развитие одних способностей неизбежно идет в ущерб другим. А возместить то, что было упущено в детстве, иногда бывает нелегко. В воспи­тании не нужно применять ничего чрезвычайного. Растить ребен­ка надо в обстановке спокойной, естественной, разумной.

Однако ни режим, ни идеальный гигиенический уход, ни пра­вильное питание не срабатывают автоматически, сами по себе. Ребенку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дает хорошая, дружная семья. Вместе с тем очень часто единственные, бдительно оберегаемые дети бывают худень­кими, бледными, болезненными. Возможно, сама атмосфера, ко­торая создается вокруг чрезмерно балуемого и охраняемого ре­бенка, не может способствовать воспитанию у него жизненной стойкости и выносливости.

Нужно помнить, что в основе воспитания лежит выработка у ребенка условных рефлексов, из которых складываются его при­вычки, поступки и характер. Вначале необходимо добиться, что­бы ребенок выполнил ваше требование или просьбу, и только вслед за этим должно следовать подкрепление, направленное на запо­минание правильного поведения. В том случае, если ребенок со­вершает действия, на которые вы накладываете запрет, ваше под­крепление должно быть отрицательным, направленным на тор­можение (запрет) совершенного им действия, поступка и т.д. Поэтому хвалить и поощрять чем-либо, а также ругать, наказы­вать и лишать чего-либо следует не до, а сразу же после соверше­ния ребенком какого-либо поступка или действия.

Нет оснований утверждать, что единственному ребенку неиз­бежно угрожают педагогические ошибки родителей, но, к сожале­нию, часто любовь мам и пап, бабушек и дедушек, сосредоточен­ная на одном маленьком человечке, становится неподвластной доводам рассудка. Такая любовь незаметно и коварно обманывает их, превращая добро во зло. Начинается та стихия уступок, по­блажек, баловства, которая постепенно захлестывает семью и вре­дит здоровью и психике малыша.

Единственный ребенок в семье нередко бывает ребенком позд­ним, и возраст родителей сказывается на нем. У матерей, впервые родивших в возрасте старше 30 лет, и у отцов старше 44 — 45 лет дети нередко бывают не такими крепкими, как у молодых родите­лей. Поздним родам, как правило, предшествуют аборты, а они далеко не безразличны для течения последующей беременности и эдов и, значит, для внутриутробного существования ребенка. Решение иметь одного ребенка омрачает супружескую жизнь страхом перед нежелательной беременностью; необходимость многие годы предохраняться от зачатия неизбежно влечет за собой нервозность, огорчения, прямой вред для здоровья обоих супругов. |Для здоровой женщины нефизиологично рожать только один раз в жизни. Повторные роды с интервалом в 3 — 5 лет способствуют расцвету женщины, омолаживают ее.

До сих пор многие считают полноту синонимом здоровья. И, любя, закармливают ребенка так, что у него возникают расстройства (обмена веществ, раннее ожирение со всеми нежелательными последствиями для сердца и сосудов, а иногда заболевания печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей.

Многим семьям свойственно воспитание ребенка в тепличных | условиях, а воспитание единственного ребенка в особенности. Кроме того, многим в этом очень важном деле не хватает терпе­ния, выдержки, настойчивости. Страх перед болезнью ребенка | заставляет оберегать его от всего, что кажется опасным: ветра, дождя, даже свежего воздуха. Начинается ограничение прогулок,

чрезмерное кутание, налагается запрет на спортивные игры и за­нятия. Результаты известны: изнеженность и, как прямое след­ствие, низкая сопротивляемость, склонность к простудным и дру­гим заболеваниям.

Все эти ошибки поведения родителей сказываются не только

на физическом, но и на психическом здоровье ребенка, у него постепенно формируются черты мнительности, тревоги за себя, повышенного внимания к своим ощущениям. Он пугается малейших проявлений нездоровья, очень плохо переносит боль, плачет по пустякам, становится малоинициативным, нерешительным. Далее это затрудняет его адаптацию к социальной среде детских коллективов, он становится либо слишком податливым, беззащит­ным, внушаемым, либо, наоборот, слишком самоуверенным, хвастливым, за это сверстники его наказывают, отвергают, он оказывается в изоляции, это приносит дополнительные страдания.

Выросшие в окружении взрослых, но имевшие повышенную опеку дети обычно хорошо умственно развиты, но могут отставать от сверстников из-за своей нерасторопности, неорганизованности, отсутствия трудовых, а подчас даже самых элементарных навы­ков: одеться, сложить портфель, обращаться с кисточкой, клеем, ножницами. Вот почему обязательным элементом здорового образа жизни детей является трудовое воспитание (см. гл. 7), в процессе которого кроме двигательных навыков формируются чув­ство взаимопомощи, умение быть внимательным к близким лю­дям, желание приносить им пользу.

Особо следует подчеркнуть, что воспитание ребенка не должно сопровождаться излишней резкостью, когда в семье разыгрыва-

ются неприятные сцены: ребенка бранят, под горячую руку нака­зывают, а потом снова балуют. В таких условиях, конечно, он не станет уравновешенным, у него будут происходить нервные сры­вы, частые смены настроения. Воспитание требует знаний, труда, любви, терпения и совершенствуется только практикой, которая приходит, когда семья не ограничивается одним ребенком.

Для здоровья и правильного развития школьника необходимы хорошие санитарно-гигиенические условия и строгое соблюдение режима. Самая образцовая постановка дела в школе теряет смысл, если условия жизни в семье идут вразрез с требованиями гигие­ны. Если домашнее воспитание, уход и надзор поставлены не­удовлетворительно, то дети приходят в школу, имея физические недостатки или приобретая их в первые годы учебы. Таким детям трудно учиться. Родители, отдавая ребенка в школу, должны за­ранее позаботиться о детской рабочей мебели, которая должна соответствовать росту ребенка, о чистоте воздуха комнаты, в ко­торой живет ребенок. В помещении, где находится ребенок, кате­горически запрещается курить.

Но даже имея идеально подобранную мебель, дети нередко сидят, низко склонившись над столом или отклонившись в сто­рону. На это следует постоянно обращать внимание, так как не­правильное положение ребенка, а эта привычка — тоже условный рефлекс позы — ведет к нарушению осанки, возникновению близорукости и искривлению позвоночника.

Одежда и обувь школьника должны быть рассчитаны на уси­ленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными, просторными и хорошо проницаемыми для теп­ла и кожных испарений.

Непременным условием здорового образа жизни ребенка явля­ется соблюдение режима дня. Режим дня — это хорошо проду­манный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей.

Кормить ребенка, укладывать его спать, выносить на прогулку, купать всегда необходимо в одни и те же часы. Такая постоянная соразмерность создаст наилучшие условия для развития детей, укрепления их здоровья: у ребенка будет хороший аппетит, креп­кий сон, бодрое настроение, отсутствие капризов, а позднее у него сформируется представление о том, что всему есть свое время, место и своя мера. Соблюдение режима способствует выработке у ребенка полезных привычек, укреплению воли, развитию органи­зованности и других важных черт личности, а также упорядочит быт всей семьи, избавит от всеобщей суеты, которая возникает иногда в доме, где не умеют правильно растить малыша.

Ребенка следует кормить в точно установленное время. Не­которые родители не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Нервная система маленького ре­бенка очень чувствительна к различным воздействиям окружа­ющей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха — сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучить детей ложиться спать и вставать в определенное время.

Занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют мышцы, связочно-суставной аппарат, содействуя уст­ранению сколиоза. Поэтому неправы родители, «охраняющие» физически ослабленных детей от занятий физической культурой. Этим они только, вредят их здоровью. Утрем дети школьного воз­раста могут заниматься зарядкой, и родители должны следить за систематичностью ее выполнения. Дома во время перерывов при выполнении школьных заданий дети должны сделать несколько физкультурных-улражнений, предварительно проветрив комнату. Упражнения физкультминутки нужно периодически менять. Боль­шое значение имеет наблюдение за правильной осанкой детей дома — во время еды, игр и занятий. /

Напомним родителям о том, что дети-школьники нередко по разным причинам уклоняются от занятий по физкультуре в шко­ле, вплоть до симуляции болезни. Многие родители независимо от уровня образования и культуры быстро соглашаются с детьми и всячески содействуют им в освобождении от уроков физкульту­ры. Врачебное наблюдение за развитием и состоянием здоровья таких детей убедительно показывает, что эти освобождения вред­ны детям и часто приводят к тяжелым формам умственного утом­ления и резкому ослаблению всего организма.

Особое внимание следует уделить детям, страдающим каким-нибудь острым или хроническим заболеванием. Больные дети тоже нуждаются в физических упражнениях. По этому вопросу родите­ли должны посоветоваться с детским врачом — специалистом по лечебной физкультуре в поликлинике. Им будет рекомендован комплекс упражнений с учетом характера болезни и особенно­стей ее течения у данного ребенка. Родителям необходимо освоить технику рекомендованных упражнений и следить за правильно­стью их выполнения ребенком. Неправильный выбор упражнений, неправильное их исполнение не способствуют выздоровлению и могут даже нанести серьезный ущерб здоровью ребенка.

Закаленные дети легче переносят изменения влажности, холод и жару, меньше подвергаются простудным и другим заболевани­ям. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему, способствуют развитию мышц и костей, улучшают рабо­ту сердца, легких, органов пищеварения, состав крови и обмен

веществ, повышают невосприимчивость к действию болезнетвор­ных факторов.

При проведении закаливающих процедур нужно руководство­ваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Нужно учитывать индивидуальные особенно­сти ребенка.

Средства закаливания просты и доступны. Важно лишь отбро­сить многие укоренившиеся предрассудки и не кутать детей, не бояться свежего воздуха; систематически, 4—5 раз в день, провет­ривать комнату, а летом держать окна открытыми — ведь, окон­ные стекла не пропускают ультрафиолетовых лучей, необходимых для растущего организма.

Главные задачи родителей: помочь ребенку правильно-распре-делить свое время, вызвать в нем интерес ко всем школьным за­нятиям, удержать от чрезмерного увлечения спортом или каки­ми-либо развлечениями и играми, если это наносит ущерб основ­ным нагрузкам. jRe следует навязывать детям такие внешкольные занятия, к которым у них нет способности и интереса, не счита­ясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Ребенок в этом случае должен напрягать внимание, память для успешного выполнения подчас нелегких задач, требу­ющих значительного умственного напряжения. Лучше сосредото­читься на определенных предметах преподавания.

Ученики старших классов часто занимаются до глубокой ночи. Этого нельзя допускать. Чтобы^щаростки были здоровыми и пра­вильно развивалисьг£ ледует упорядочить их^ежим дняТ Подросток должен уметь правильно сочетать умственный труд с физическим, ему нужны достаточный сон и полноценное питание.

Обыкновенно поздние занятия — это бессмысленная и мало­продуктивная работа, она не вызывается необходимостью, а зави­сит от неумения правильно распределять свое время между рабо­той и отдыхом; такое умение надо прививать детям с раннего воз­раста. Лучше утром на свежую голову начинать занятия на час раньше, чем сидеть вечером над книгами 3 лишних часа, в тече­ние которых все равно усваивается меньше, чем в один утренний час, тем более что вечерний сон во много раз полезнее, чем сон утренний. Если ученик очень долго засиживается над заданными уроками, то он или переутомлен, или по какой-то другой причи­не не может сосредоточиться на задании. В подобных случаях родители должны посоветоваться с преподавателями, с врачом школы и врачом детской поликлиники.

При построении режима дня подростка обычно первым встает вопрос о его питании. В отличие от взрослого человека, для кото­рого достаточно есть 3 раза в день, чтобы вполне покрывать по­требность в пище, подросток, находящийся в периоде усиленного развития, нуждается в 4 —5-разовом питании. Это одинаково от- носится к мальчикам и девочкам. _К сожалению, нередко бывает так, что под влиянием нелепых понятий подруг, неразумного сле­дования моде девочки-подростки стыдятся своего аппетита и до тех пор подавляют его, пока это не приведет к малокровию, желу­дочно-кишечным заболеваниям и т.д.

Нередао^приходится наблюдать, что учащиеся утром, перед уроками, вяло и неохотно едят, иногда с трудом удаётся заставить ребенка выпить стакан молока, тогда как в остальное время дня у детей этого возраста хороший аппетит. Часто приходится прила­гать усиленные старания, чтобы ребенок ел спокойно, не торо­пясь. После обеда дети должны отдыхать либо заниматься спо­койными играми. Отдых рекомендуется и до обеда, в тех случаях, когда ребенок возвращается из школы усталый и у него нет жела­ния обедать. Необходимо знать, что ел ребенок во время школьного завтрака, с тем чтобы избегать повторения блюд в течение дня.

Пища должна быть разнообразной, высококалорийной, долж­на содержать витамины и включать молоко, творог, мясо, яйца, рыбу, масло, овощи и фрукты. Следует избегать острых и очень соленых блюд и разного рода приправ, которые возбуждают нерв­ную систему и раздражают пищеварительный тракт. Ужин, состо­ящий из легких блюд, нужно давать подростку за 2 ч до сна. Не­приемлемы никакие алкогольные напитки.

Отдых и сон для подростка важнее, чем для лиц зрелого возра­ста. Подростку необходимо спать не менее 8 —9 ч. Чтобы сон был глубоким и спокойным, надо перед сном гулять. Утром нужно делать зарядку. Комплекс упражнений для зарядки должен закан­чиваться водными процедурами.

Во время занятий спортом нельзя допускать перетренировки. Об утомлении после большой физической нагрузки свидетель­ствуют вялость, боль в мышцах. Родители должны контролиро­вать время занятий спортом и выполняемые подростком нагруз­ки, поддерживать связь с врачом спортивной секции, школьным врачом и следовать их советам. Чтобы избежать умственного пе­реутомления подростка, родители должны следить за выполнени­ем домашних заданий и разъяснять, как проводить свободное вре­мя, чтобы лучше восстановить силы.^

Роль семьи в период взросления и формирования сексуальности подростка. Особенности переходного возраста детей обусловлива­ют необходимость создания правильных санитарно-гигиенических условий и более чуткого отношения к подросткам в семье. В пе­риод полового созревания подросток нуждается в совете и разъ­яснениях родителей, но из-за застенчивости не всегда решается обратиться к ним и порой получает неверные представления со стороны, от сверстников.

Половое созревание связано с комплексом психических и фи­зических изменений, происходящих у подростков. Появление пер-вой менструации у девочки и первой поллюции у мальчика — очень важный момент в жизни каждого подростка и должен вос­приниматься как позитивное событие, означающее следующий шаг в его развитии.

Многие родители стыдятся говорить об этом с детьми, стара­ются отвлекать их. Этим они причиняют детям зачастую непопра­вимый вред. Результатом такого младенческого неведения, в ко­тором многие родители держат детей, часто является лишь то, что юноши и девушки легко допускают неосмотрительные поступки с тяжелыми и даже трагическими последствиями. Основы репро­дуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском воз­расте. Всякая опасность тем меньше, чем яснее она осознается: неведение же всегда сопровождается излишней доверчивостью.

Долгое время беседы о половом воспитании были запретными, так как считалось, что они способны вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному поло­вому опыту. Однако исследования, проведенные ВОЗ, доказали безосновательность такого мнения, молодежь, получившая инфор­мацию в этой области, обычно начинает половую жизнь в более поздние сроки и лучше подготовлена к ситуациям риска. Состоя­ние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие членов семьи (см. разд. 6.2).

Репродуктивное здоровье — это отсутствие заболеваний ре­продуктивной системы на всех этапах жизни. Репродуктивная си­стема — совокупность органов и систем организма, обеспечива­ющих функцию воспроизводства (деторождения).

Сексуальность — средство выражения привязанностей, способ­ность каждого человека открывать себя и узнавать других, выте­кающая из его принадлежности к определенному полу. Сексуаль­ность — естественная и неотъемлемая часть человеческой натуры. Она проявляется многогранно и индивидуально, формируется с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Сек­суальность обусловлена анатомическими, физиологическими, гор­мональными особенностями мужчины и женщины, их половыми ролями, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни.

Биологическая дифференцировка пола зависит от набора поло­вых хромосом. Пол, фиксируемый при рождении, — гражданский пол. С момента его определения начинает формироваться пол вос­питания. В период полового созревания работа половых желез фор­мирует морфологический (или соматический) пол, т.е. характер­ное строение организма, в том числе строение половых органов.

Половое сознание формируется на протяжении всей жизни. Половое самосознание — это представление о себе как о человеке

определенного пола. Ребенок начинает осваивать половую роль, сознательно соотнося себя с людьми своего пола и подражая им.

Развитие сексуальности, т.е. воспитание отношения к вопро­сам интимной жизни, начинается с младенчества, при этом чело­век проходит последовательно ряд стадий своего психосексуаль­ного развития, в соответствии с чем следует проводить его про­свещение. Давать ответы на щекотливые вопросы ребенка нужно на уровне его развития, не краснея, не заикаясь, держаться уве­ренно и говорить обо всем как о естественных житейских вещах, каковыми они и являются.

Если гормональный фон обеспечивает появление вторичных половых признаков, определяет внешний вид мужчины и женщи­ны, отдельные черты психологического склада, половую потреб­ность и др., то собственно сексуальность находится под влияни­ем окружающей природной и социальной среды и воспитания, т. е. формируется на основе условно-рефлекторных связей — зна­ний, вкуса, личного опыта и т.д. Этим объясняется тот факт, что здоровый мужчина остается равнодушным к одним женщинам и испытывает сильное половое влечение к другим.

В основе полового поведения лежат врожденный половой ин­стинкт и инстинктивное поведение, однако в процессе индивиду­альной жизни под влиянием социальной среды формируется ин­дивидуальное половое поведение, от которого в последующем во многом зависит, как сложится семейная жизнь. Все знают, что ребенка нужно учить правилам поведения за столом: держать лож­ку, пользоваться ножом и вилкой и т.д., однако мало кто из роди­телей задумывается над тем, что половое поведение ребенка так­же формируется только в процессе обучения.

Любой ребенок с раннего детства «впитывает» и в последу­ющем копирует поведение родителей и их отношение друг к другу. Вот почему воспитание в неполной или неблагополучной семье может в последующем отразиться на семейной жизни повзрос­левших детей и их неправильном половом поведении. На фор­мирование индивидуального полового поведения оказывают влия­ние все средства массовой информации: книги, журналы, кинофиль­мы, телепередачи, которые подросток читает и смотрит, рассказы, которые слышит, и т.д. Очень важны для ребенка и подростка хорошие примеры полового поведения между родителями и окру­жающими его взрослыми людьми. Нельзя допускать, чтобы он становился свидетелем неприятных сцен семейной жизни, неува­жительного или, тем более, жестокого отношения родителей друг к другу. В подростковом возрасте, когда потребность получения информации о половом поведении становится доминирующей, родители должны найти время, чтобы поговорить на эти темы.

В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины и существования особых специфических взаимо­отношений между полами. Сексуальность подростка носит дис­гармоничный характер. Его эмоционально-психическое развитие и созревание отстают от физического. В этот период подросток обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального ха­рактера.

Необходимо постепенно разъяснять подростку смысл и значение происходящих у него изменений в строении и функциях полово­го аппарата. Однако беседуя с детьми, находящимися в периоде полового созревания, не надо рассказывать о физических подроб­ностях, которые своей грубостью и обнаженностью могут оскор­бить стыдливость ребенка.

С развитием полового самосознания связано и формирование либидо — стремления к половой близости. Выраженность полово­го влечения у представителей мужского и женского пола одина­кова, а проявления различны. Формирование либидо проходит романтическую, эротическую и сексуальную стадии.

В романтической стадии половое влечение у девушки рождает потребность нравиться, хорошо выглядеть и проявляется в жела­нии привлечь к себе внимание (кокетство), а также в застенчиво­сти и стыдливости. Юноша обычно испытывает желание понра­виться конкретной девушке, а не вообще всем, имея при этом конкретную цель. Объект первой влюбленности идеализируется, ради него совершаются реальные и воображаемые подвиги. Пере­живания этой стадии наполняют молодых людей яркими и неза­бываемыми чувствами и возвышают физиологический инстинкт до истинно человеческой любви.

Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам и длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин быстро сменяется потребностью в сексуальной развяз­ке. Сексуальная стадия определяется подростковой гиперсексу­альностью и проявляется в повышенной половой возбудимости, частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастур­бации.

Половое чувство у подростков может проявляться уже в 14 — 16 лет, в то время как официальный брачный возраст наступает в 18 лет, а социальная зрелость как способность к созданию соб­ственной семьи — еще позже: Именно поэтому подростки до­вольно часто прибегают к мастурбации. В этот период мастурба­ция носит характер саморегуляции половой функции, и задача взрослых заключается в переключении подростка на физические нагрузки, чтобы мастурбация не превратилась в навязчивую идею, вредно влияющую на нервную систему.

Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подрост­ка, особое значение имеет влияние семьи. В семье подросток растет, развивается, учится контролировать свои эмоции и действия. Подростковый возраст — возраст становления мировоззрения бу­дущего взрослого человека, в том числе и его отношения к здоро­вью. Именно семья определяет широту взглядов подростка на окружающий мир и отношение к своему здоровью. В этот период особое значение имеют сложившиеся отношения в семье. Родите­ли должны знать, что настроение, состояние и поведение подростка зависят от условий, в которых он развивается.

Ранние половые контакты — это серьезная угроза репродук­тивному здоровью. Раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам — заболеваниям, передаваемым половым путем, бес­плодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов, СПИДу.

Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции женщин, является предупреждение нежелательной бере­менности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девуш­ки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило) ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобрете­ние профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.

Также необходимо знать, что из 100 бездетных пар 40 —60 % не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с бо­лезнями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродук­тивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек.

Семья имеет большое значение в формировании сексуального поведения подростка. Переход к сексуальным отношениям — очень серьезный шаг, поэтому крайне важно, чтобы оба (девушка и юноша) чувствовали себя готовыми к этому. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, детях. Испытывать сексу­альные чувства и желать сексуальных отношений — это естест­венно, но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за свое поведение.

Между родителями и подростками часто происходят серьезные конфликты и ссоры, которые иногда следует рассматривать как нормальный процесс утверждения независимости молодых лю­дей. Несмотря на это, родители должны стараться сохранять ду­шевную близость с детьми, своим пониманием проблем подрост­ка поддерживать у него чувство уверенности в себе. Воспитание начинается с рождения, и половое воспитание, как составная часть этого процесса, должно начинаться с этого же момента. Ребенок и подросток должны чувствовать, что рядом с ними находятся взрослые, которым они доверяют. Любовь — это чувство, прису­щее только человеку, оно многогранно и одной из его важнейших составляющих являются сексуальные чувства. Разговор о сексу­альности всегда следует ассоциировать с понятиями любви, неж­ности, благополучия и положительных эмоций.

Сексуальность — очень сложная и многогранная сфера жизне­деятельности человека. Это часть культуры общества, множество установок, стереотипов, представлений, имеющих исторические корни. Стандартной модели сексуального поведения не существует. В последние десятилетия заметно изменилась женская сексуаль­ность, в супружеских отношениях растет женская сексуальная активность и инициатива. Однако игнорирование половых разли­чий и понимание равенства как одинаковости несет в себе опре­деленные опасности.

Биологически и психологически женщина не тождественна мужчине, поэтому стремление к равенству приводит к обеднению эмоционального мира женщины, в том числе ее сексуальных пе­реживаний. Мужской стиль жизни является прагматичным, тогда как женщина воплощает эмоционально-экспрессивное начало. То же самое — в сфере сексуальности. Повышенная интенсивность мужской сексуальности обусловлена биологическими особенно­стями, она важна для самооценки мужчины и уверенности в своих сексуальных возможностях. При этом самое весомое подтверждение своей мужественности мужчина получает от женщины. Мужская сексуальность часто содержит элементы агрессивности. Однако как ни существенны различия мужской и женской сексуальности и их сексуального поведения, важно понимать, что эти отноше­ния — лишь один аспект сложных и многогранных отношений между мужчиной и женщиной.

Нетипичное сексуальное поведение. Родители должны знать о том, что некоторые дети обоего пола испытывают половое влече­ние к лицам своего пола (гомосексуализм). Сегодня существует несколько теорий возникновения гомосексуализма, однако ни одна из них не объясняет полностью механизм возникновения этого явления. Совпадение мнений многих ученых в оценках распро­страненности гомосексуализма склоняет к выводу, что эта ориен­тация — результат определенного внутриутробного кодирования сексуальных центров нервной системы, а процесс формирования интереса к собственному полу начинается еще в ранний период жизни. В психическом отношении гомосексуалисты, как прави­ло, совершенно нормальные люди без каких-либо патологических проявлений. Для них характерно только одно отличие от осталь­ных членов общества — направленность полового влечения.

Научные и социально-психологические исследования и наблю­дения свидетельствуют о том, что терпимое или нетерпимое отно­шение к гомосексуалистам не влияет на их количество в обществе. Изменить сексуальную ориентацию истинных гомосексуалистов нельзя. Нетерпимое отношение к ним лишь затрудняет сущест­вование этих людей в обществе, увеличивает число психических и межличностных конфликтов, невротических и депрессивных со­стояний. В любом случае родителям, узнавшим о нетрадицион­ной ориентации своего ребенка, остается только смириться с этим фактом и осознать, какие проблемы это ему принесет. Важно ве­сти себя с ребенком так, чтобы не нанести ему психологическую травму. Ни в коем случае не надо ни попрекать, ни стыдить ре­бенка, ни цепляться к его одежде, манере говорить и т.п. В про­тивном случае он либо замкнется в себе, либо вообще может уйти из дома. А вот это уже серьезная проблема. Ведь зачастую юные гомосексуалисты, убежавшие или изгнанные (и такое бывает) из родительского дома, оказываются на панели. Конечно, вряд ли родителям хочется, чтобы их отпрыск вырос «голубым», и сми­риться с этим сложно. Но можно и должно. Ему и так придется в этом мире несладко.

Вместе с тем бывает гомосексуализм благоприобретенный. Иными словами, пол, направленность полового влечения к опре­деленному полу, половая конституция в целом в значительной степени формируются под влиянием социальной среды. Для пре­дотвращения формирования гомосексуальной направленности важ­но уловить первые проявления. Нельзя забывать и того, что взрос­лые гомосексуалисты стремятся всячески ввергнуть в соблазн де­тей, и особенно подростков. Поэтому не следует оставлять подро­стков без присмотра взрослых членов семьи.

Профилактика гомосексуализма представляет собой в первую очередь правильное гигиеническое и половое воспитание, фор­мирование у ребенка соответствующего полоролевого поведения, медицинскую коррекцию различных болезненных состояний, ко­торые впоследствии могут приводить к гомосексуальному поведе­нию. Большие разногласия существуют в оценке масштабов рас­пространенности гомосексуального экспериментирования, вклю­чая подобные действия, трактуемые как всего-навсего эпизод в жизни (удовлетворение любопытства).

Особая проблема — подростки из неполных семей. Следует признать, что неполные семьи — это реальность, к сожалению, довольно распространенная. Очень многие дети сегодня воспи­тываются только одним из родителей. Прежде всего надо помочь подростку в этих условиях сохранить свое достоинство, вырасти гармоничным, любящим человеком, найти тот стиль жизни, ко­торый помог бы ему не чувствовать свою «ущербность», чтобы у него не выработались бесконечные комплексы. Его ценность как человека и личности не становится меньше, а самооценка и само­уважение не должны от этого страдать.

Влияние родителей на формирование личности ребенка в ос­новном приходится на первые годы его жизни. К подростковому возрасту, как правило, закладывается стиль взаимоотношений де­тей с родителями: покровительственный или дружественный, ос­нованный на доверии или постоянном контроле. Стабильность, сплоченность и взаимопонимание в семье укрепляют психологи­ческую устойчивость подростка.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и са­мостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предостав­ляют ему право быть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуя выполнения' обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разум­ной заботе, не слишком раздражает подростка; он часто прислу­шивается к объяснениям, почему не следует делать одно и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекослов­ного подчинения и не считают необходимым объяснять ему при­чины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с роди­телями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоциональ­но-холодным, отстраненным отношением к ребенку. В таких слу­чаях неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжело склады­вается судьба детей, имеющих равнодушных и жестоких родителей. Они редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в любви.

Родительская любовь — совершенно необходимое условие бла­гополучного развития подростка, но и она может приносить вред. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью — приводят к пассивности, несамостоятельно­сти, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обыч­но склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видя­щие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, скла­дывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и под­ростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при вы­соких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в со­стоянии.

Превосходство воспитателя определяется его зрелостью, а не насилием и подавлением личности воспитуемого. Обладать авто­ритетом — значит притягивать силой и обаянием своей лично сти. В переходном возрасте дифференциация авторитетов стано­вится все более заметной. Взрослеющий ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. В то же время его способность завязывать новые отношения, стремление к авто­номии, эмоциональная солидарность со сверстниками, созрева­ние познавательных функций приводят к вполне закономерной попытке ослабить «гнет» родительской власти и родительского авторитета.

С подростковым возрастом связано также понятие «психоло­гические кризисы», т.е. особые исключительные состояния, ког­да отказывают механизмы нормальной психологической защиты и преодоления и наступает как бы паралич воли, — человек в эти моменты не в состоянии помочь себе.

В некоторых случаях подростки оказываются один на один с неразрешимой, как им кажется, ситуацией, выхода из которой они не видят. У них появляется намерение лишить себя жизни. Самоубийство — это покушение на свою жизнь человека, оказав­шегося в тяжелом душевном состоянии, не находящего выхода из трудной жизненной коллизии. Острые кризисные состояния ис­пытывают человека на прочность. Подростки, к сожалению, еще не умеют найти выход из сложных ситуаций. В таких случаях они нуждаются в совете и помощи со стороны. Ее может оказать кто-нибудь из родителей, друзей, родственников, однако она должна быть деликатной, щадящей самолюбие.

Создание семьи требует от молодых людей не только взаимной любви, но и определенной социальной зрелости. Нужно быть го­товым защитить свою семью перед материальными и бытовыми трудностями, осознать, что появление детей требует полной са­моотдачи и высокой ответственности. Причиной распада моло­дых семей в первые 3 года («кризисный» период) является непод­готовленность юных супругов к семейной жизни. Формирование внутрисемейных отношений — сложный и длительный процесс. Начало же супружеской жизни окрашено высоким эмоциональ­ным чувством, но через некоторое время особенности характера и привычки молодых супругов, влияние традиций и взглядов роди­тельских семей значительно усложняют, казалось бы, безоблач­ные отношения.

Сложности в семейных отношениях почти всегда неизбежны. Однако нравственной основой семьи является признание инди­видуальности каждого, осознание того, что любой человек заслу­живает высокой оценки и уважения со всеми его достоинствами и недостатками. Нужно научиться вести диалог друг с другом, смысл которого не в том, чтобы обвинять другого, а в том, чтобы объяс­нить, что ты сам чувствуешь в это время.

Рождение детей в семье — самый важный период, когда супру­гов объединяют общая любовь и забота о них. Однако дело не только в том, чтобы кормить и одевать ребенка. Только дружная семья может оказать благотворное влияние на личность ребенка. Напротив, плохой микроклимат в семье, разлады, развод порож­дают у него нравственную дисгармонию, негативные черты ха­рактера и особенности поведения. Он становится обидчивым, за­висимым от других, подверженным необоснованным страхам и опасениям. Повзрослев, такой человек быстро разочаровывается, впадает в депрессию и замыкается.

Рождение детей — это высокая ответственность. Формирова­ние здорового образа жизни детей и подростков связано с чув­ством гордости отца и матери за свою семью, свою жену (мужа), своих детей, желание жить ради них. Как показывают многочис­ленные научные исследования, в семьях, где больше одного ре­бенка, дети чувствуют себя увереннее, у них развито чувство взаи­мовыручки и взаимоподдержки, желание вести здоровый образ жизни. Эти качества сохраняются и во взрослой жизни.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал