Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.
У На этом пути возникают самые разные проблемы, одна из них — как воспитать ребенка здоровым, смелым, решительным, добрым. Нравственное воспитание начинается рано. Как-то известному педагогу К.Д.Ушинскому задали вопрос: «С какого времени надо начинать воспитывать ребенка?» «А сколько лет вашему малышу?» — спросил он. «Всего два года». В ответ мудрый Ушинский сказал: «Тогда вы опоздали ровно на два года». Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку. Сколько радостных и тревожных минут придется пережить родителям, пока их сын или дочь не станут взрослыми! Вы уже знаете, что приобретать свой индивидуальный жизненный опыт ребенок начинает с первых дней самостоятельной жизни под влиянием окружающей среды. С момента его рождения и до последних дней жизни у него будут появляться все новые и новые условные рефлексы, в формировании которых решающее значение имеет социальная среда. Именно поэтому, воспитываясь, обучаясь, работая, отдыхая в разных социальных условиях, мы с каждым днем своей жизни начинаем отличаться друг от друга не только морфологически (рост, вес, цвет кожи, глаз и волос и т.д.), но и функционально — каждый из нас владеет своей уни кальной и индивидуальной памятью — набором знаний, умений и навыкш^В основе их лежат приобретенные в процессе жизни условные рефлексы — от простых до сложных динамических стереотипов или знаний и навыков профессиональных, спортивных, бытовых и т.д. И_все же главное — ребенок должен овладеть, знаниями и навыками здорового образа жизни, чтобы самому расти здоровым, и передать хорошую наследственность новому поколению. При этом родителям следует помнить, что привычка — это и есть первый уровень понимания и осознания необходимости того или иного поведения. Здоровье ребенка в большой степени зависит от здоровья родителей. Будущие отцы и матери должны обязательно побывать у врача, посоветоваться с ним и, если обнаружатся какие-либо хронические заболевания, терпеливо лечиться. Правильно питаясь, регулярно чередуя труд и отдых, избегая различных вредных воздействий (алкоголь, курение, бесконтрольный прием лекарств), беременная может «управлять» развитием своего будущего ребенка. ^ij^its здоровье ребенка оказывают влияние как наследственность, так и окружающая среда, в которой он растет и развивается: Детский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают. Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность и выносливость растущего организма. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его — в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям, с которыми жизнь неизбежно столкнет ребенка. Нельзя изолировать ребенка от окружающего мира, только при взаимодействии с ним он приобретает свой индивидуальный жизненный опыт, без которого его самостоятельная жизнь невозможна. Даже тугое пеленание — уже первая попытка лишить малыша свободы действовать. Ребенку необходимо двигать ручками и ножками, чтобы таким образом познать себя в пространстве и постичь законы координации движений. Чтобы научиться осторожно ходить, надо когда-нибудь и упасть; умению что-то сделать самому тоже предшествуют труд, старание, терпение. Конечно же, перед ребенком надо ставить выполнимые задачи, соразмеряя их с его физиологическими и психологическими возможностями. Именно выполнимые задачи позволяют достичь желаемого результата и сопровождаются положительными эмоциями. Эти эмоции (радости, успеха), в свою очередь, побуждают ребенка к дальнейшим действиям, направленным на получение новых условных рефлексов (знаний, умений, навыков). Слишком раннее развитие одних способностей неизбежно идет в ущерб другим. А возместить то, что было упущено в детстве, иногда бывает нелегко. В воспитании не нужно применять ничего чрезвычайного. Растить ребенка надо в обстановке спокойной, естественной, разумной. Однако ни режим, ни идеальный гигиенический уход, ни правильное питание не срабатывают автоматически, сами по себе. Ребенку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дает хорошая, дружная семья. Вместе с тем очень часто единственные, бдительно оберегаемые дети бывают худенькими, бледными, болезненными. Возможно, сама атмосфера, которая создается вокруг чрезмерно балуемого и охраняемого ребенка, не может способствовать воспитанию у него жизненной стойкости и выносливости. Нужно помнить, что в основе воспитания лежит выработка у ребенка условных рефлексов, из которых складываются его привычки, поступки и характер. Вначале необходимо добиться, чтобы ребенок выполнил ваше требование или просьбу, и только вслед за этим должно следовать подкрепление, направленное на запоминание правильного поведения. В том случае, если ребенок совершает действия, на которые вы накладываете запрет, ваше подкрепление должно быть отрицательным, направленным на торможение (запрет) совершенного им действия, поступка и т.д. Поэтому хвалить и поощрять чем-либо, а также ругать, наказывать и лишать чего-либо следует не до, а сразу же после совершения ребенком какого-либо поступка или действия. Нет оснований утверждать, что единственному ребенку неизбежно угрожают педагогические ошибки родителей, но, к сожалению, часто любовь мам и пап, бабушек и дедушек, сосредоточенная на одном маленьком человечке, становится неподвластной доводам рассудка. Такая любовь незаметно и коварно обманывает их, превращая добро во зло. Начинается та стихия уступок, поблажек, баловства, которая постепенно захлестывает семью и вредит здоровью и психике малыша. Единственный ребенок в семье нередко бывает ребенком поздним, и возраст родителей сказывается на нем. У матерей, впервые родивших в возрасте старше 30 лет, и у отцов старше 44 — 45 лет дети нередко бывают не такими крепкими, как у молодых родителей. Поздним родам, как правило, предшествуют аборты, а они далеко не безразличны для течения последующей беременности и эдов и, значит, для внутриутробного существования ребенка. Решение иметь одного ребенка омрачает супружескую жизнь страхом перед нежелательной беременностью; необходимость многие годы предохраняться от зачатия неизбежно влечет за собой нервозность, огорчения, прямой вред для здоровья обоих супругов. |Для здоровой женщины нефизиологично рожать только один раз в жизни. Повторные роды с интервалом в 3 — 5 лет способствуют расцвету женщины, омолаживают ее. До сих пор многие считают полноту синонимом здоровья. И, любя, закармливают ребенка так, что у него возникают расстройства (обмена веществ, раннее ожирение со всеми нежелательными последствиями для сердца и сосудов, а иногда заболевания печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей. Многим семьям свойственно воспитание ребенка в тепличных | условиях, а воспитание единственного ребенка в особенности. Кроме того, многим в этом очень важном деле не хватает терпения, выдержки, настойчивости. Страх перед болезнью ребенка | заставляет оберегать его от всего, что кажется опасным: ветра, дождя, даже свежего воздуха. Начинается ограничение прогулок, чрезмерное кутание, налагается запрет на спортивные игры и занятия. Результаты известны: изнеженность и, как прямое следствие, низкая сопротивляемость, склонность к простудным и другим заболеваниям. Все эти ошибки поведения родителей сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье ребенка, у него постепенно формируются черты мнительности, тревоги за себя, повышенного внимания к своим ощущениям. Он пугается малейших проявлений нездоровья, очень плохо переносит боль, плачет по пустякам, становится малоинициативным, нерешительным. Далее это затрудняет его адаптацию к социальной среде детских коллективов, он становится либо слишком податливым, беззащитным, внушаемым, либо, наоборот, слишком самоуверенным, хвастливым, за это сверстники его наказывают, отвергают, он оказывается в изоляции, это приносит дополнительные страдания. Выросшие в окружении взрослых, но имевшие повышенную опеку дети обычно хорошо умственно развиты, но могут отставать от сверстников из-за своей нерасторопности, неорганизованности, отсутствия трудовых, а подчас даже самых элементарных навыков: одеться, сложить портфель, обращаться с кисточкой, клеем, ножницами. Вот почему обязательным элементом здорового образа жизни детей является трудовое воспитание (см. гл. 7), в процессе которого кроме двигательных навыков формируются чувство взаимопомощи, умение быть внимательным к близким людям, желание приносить им пользу. Особо следует подчеркнуть, что воспитание ребенка не должно сопровождаться излишней резкостью, когда в семье разыгрыва- ются неприятные сцены: ребенка бранят, под горячую руку наказывают, а потом снова балуют. В таких условиях, конечно, он не станет уравновешенным, у него будут происходить нервные срывы, частые смены настроения. Воспитание требует знаний, труда, любви, терпения и совершенствуется только практикой, которая приходит, когда семья не ограничивается одним ребенком. Для здоровья и правильного развития школьника необходимы хорошие санитарно-гигиенические условия и строгое соблюдение режима. Самая образцовая постановка дела в школе теряет смысл, если условия жизни в семье идут вразрез с требованиями гигиены. Если домашнее воспитание, уход и надзор поставлены неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея физические недостатки или приобретая их в первые годы учебы. Таким детям трудно учиться. Родители, отдавая ребенка в школу, должны заранее позаботиться о детской рабочей мебели, которая должна соответствовать росту ребенка, о чистоте воздуха комнаты, в которой живет ребенок. В помещении, где находится ребенок, категорически запрещается курить. Но даже имея идеально подобранную мебель, дети нередко сидят, низко склонившись над столом или отклонившись в сторону. На это следует постоянно обращать внимание, так как неправильное положение ребенка, а эта привычка — тоже условный рефлекс позы — ведет к нарушению осанки, возникновению близорукости и искривлению позвоночника. Одежда и обувь школьника должны быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными, просторными и хорошо проницаемыми для тепла и кожных испарений. Непременным условием здорового образа жизни ребенка является соблюдение режима дня. Режим дня — это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. Кормить ребенка, укладывать его спать, выносить на прогулку, купать всегда необходимо в одни и те же часы. Такая постоянная соразмерность создаст наилучшие условия для развития детей, укрепления их здоровья: у ребенка будет хороший аппетит, крепкий сон, бодрое настроение, отсутствие капризов, а позднее у него сформируется представление о том, что всему есть свое время, место и своя мера. Соблюдение режима способствует выработке у ребенка полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности, а также упорядочит быт всей семьи, избавит от всеобщей суеты, которая возникает иногда в доме, где не умеют правильно растить малыша. Ребенка следует кормить в точно установленное время. Некоторые родители не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Нервная система маленького ребенка очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха — сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучить детей ложиться спать и вставать в определенное время. Занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют мышцы, связочно-суставной аппарат, содействуя устранению сколиоза. Поэтому неправы родители, «охраняющие» физически ослабленных детей от занятий физической культурой. Этим они только, вредят их здоровью. Утрем дети школьного возраста могут заниматься зарядкой, и родители должны следить за систематичностью ее выполнения. Дома во время перерывов при выполнении школьных заданий дети должны сделать несколько физкультурных-улражнений, предварительно проветрив комнату. Упражнения физкультминутки нужно периодически менять. Большое значение имеет наблюдение за правильной осанкой детей дома — во время еды, игр и занятий. / Напомним родителям о том, что дети-школьники нередко по разным причинам уклоняются от занятий по физкультуре в школе, вплоть до симуляции болезни. Многие родители независимо от уровня образования и культуры быстро соглашаются с детьми и всячески содействуют им в освобождении от уроков физкультуры. Врачебное наблюдение за развитием и состоянием здоровья таких детей убедительно показывает, что эти освобождения вредны детям и часто приводят к тяжелым формам умственного утомления и резкому ослаблению всего организма. Особое внимание следует уделить детям, страдающим каким-нибудь острым или хроническим заболеванием. Больные дети тоже нуждаются в физических упражнениях. По этому вопросу родители должны посоветоваться с детским врачом — специалистом по лечебной физкультуре в поликлинике. Им будет рекомендован комплекс упражнений с учетом характера болезни и особенностей ее течения у данного ребенка. Родителям необходимо освоить технику рекомендованных упражнений и следить за правильностью их выполнения ребенком. Неправильный выбор упражнений, неправильное их исполнение не способствуют выздоровлению и могут даже нанести серьезный ущерб здоровью ребенка. Закаленные дети легче переносят изменения влажности, холод и жару, меньше подвергаются простудным и другим заболеваниям. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему, способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, легких, органов пищеварения, состав крови и обмен веществ, повышают невосприимчивость к действию болезнетворных факторов. При проведении закаливающих процедур нужно руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность и систематичность. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Средства закаливания просты и доступны. Важно лишь отбросить многие укоренившиеся предрассудки и не кутать детей, не бояться свежего воздуха; систематически, 4—5 раз в день, проветривать комнату, а летом держать окна открытыми — ведь, оконные стекла не пропускают ультрафиолетовых лучей, необходимых для растущего организма. Главные задачи родителей: помочь ребенку правильно-распре-делить свое время, вызвать в нем интерес ко всем школьным занятиям, удержать от чрезмерного увлечения спортом или какими-либо развлечениями и играми, если это наносит ущерб основным нагрузкам. jRe следует навязывать детям такие внешкольные занятия, к которым у них нет способности и интереса, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Ребенок в этом случае должен напрягать внимание, память для успешного выполнения подчас нелегких задач, требующих значительного умственного напряжения. Лучше сосредоточиться на определенных предметах преподавания. Ученики старших классов часто занимаются до глубокой ночи. Этого нельзя допускать. Чтобы^щаростки были здоровыми и правильно развивалисьг£ ледует упорядочить их^ежим дняТ Подросток должен уметь правильно сочетать умственный труд с физическим, ему нужны достаточный сон и полноценное питание. Обыкновенно поздние занятия — это бессмысленная и малопродуктивная работа, она не вызывается необходимостью, а зависит от неумения правильно распределять свое время между работой и отдыхом; такое умение надо прививать детям с раннего возраста. Лучше утром на свежую голову начинать занятия на час раньше, чем сидеть вечером над книгами 3 лишних часа, в течение которых все равно усваивается меньше, чем в один утренний час, тем более что вечерний сон во много раз полезнее, чем сон утренний. Если ученик очень долго засиживается над заданными уроками, то он или переутомлен, или по какой-то другой причине не может сосредоточиться на задании. В подобных случаях родители должны посоветоваться с преподавателями, с врачом школы и врачом детской поликлиники. При построении режима дня подростка обычно первым встает вопрос о его питании. В отличие от взрослого человека, для которого достаточно есть 3 раза в день, чтобы вполне покрывать потребность в пище, подросток, находящийся в периоде усиленного развития, нуждается в 4 —5-разовом питании. Это одинаково от- носится к мальчикам и девочкам. _К сожалению, нередко бывает так, что под влиянием нелепых понятий подруг, неразумного следования моде девочки-подростки стыдятся своего аппетита и до тех пор подавляют его, пока это не приведет к малокровию, желудочно-кишечным заболеваниям и т.д. Нередао^приходится наблюдать, что учащиеся утром, перед уроками, вяло и неохотно едят, иногда с трудом удаётся заставить ребенка выпить стакан молока, тогда как в остальное время дня у детей этого возраста хороший аппетит. Часто приходится прилагать усиленные старания, чтобы ребенок ел спокойно, не торопясь. После обеда дети должны отдыхать либо заниматься спокойными играми. Отдых рекомендуется и до обеда, в тех случаях, когда ребенок возвращается из школы усталый и у него нет желания обедать. Необходимо знать, что ел ребенок во время школьного завтрака, с тем чтобы избегать повторения блюд в течение дня. Пища должна быть разнообразной, высококалорийной, должна содержать витамины и включать молоко, творог, мясо, яйца, рыбу, масло, овощи и фрукты. Следует избегать острых и очень соленых блюд и разного рода приправ, которые возбуждают нервную систему и раздражают пищеварительный тракт. Ужин, состоящий из легких блюд, нужно давать подростку за 2 ч до сна. Неприемлемы никакие алкогольные напитки. Отдых и сон для подростка важнее, чем для лиц зрелого возраста. Подростку необходимо спать не менее 8 —9 ч. Чтобы сон был глубоким и спокойным, надо перед сном гулять. Утром нужно делать зарядку. Комплекс упражнений для зарядки должен заканчиваться водными процедурами. Во время занятий спортом нельзя допускать перетренировки. Об утомлении после большой физической нагрузки свидетельствуют вялость, боль в мышцах. Родители должны контролировать время занятий спортом и выполняемые подростком нагрузки, поддерживать связь с врачом спортивной секции, школьным врачом и следовать их советам. Чтобы избежать умственного переутомления подростка, родители должны следить за выполнением домашних заданий и разъяснять, как проводить свободное время, чтобы лучше восстановить силы.^ Роль семьи в период взросления и формирования сексуальности подростка. Особенности переходного возраста детей обусловливают необходимость создания правильных санитарно-гигиенических условий и более чуткого отношения к подросткам в семье. В период полового созревания подросток нуждается в совете и разъяснениях родителей, но из-за застенчивости не всегда решается обратиться к ним и порой получает неверные представления со стороны, от сверстников. Половое созревание связано с комплексом психических и физических изменений, происходящих у подростков. Появление пер-вой менструации у девочки и первой поллюции у мальчика — очень важный момент в жизни каждого подростка и должен восприниматься как позитивное событие, означающее следующий шаг в его развитии. Многие родители стыдятся говорить об этом с детьми, стараются отвлекать их. Этим они причиняют детям зачастую непоправимый вред. Результатом такого младенческого неведения, в котором многие родители держат детей, часто является лишь то, что юноши и девушки легко допускают неосмотрительные поступки с тяжелыми и даже трагическими последствиями. Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Всякая опасность тем меньше, чем яснее она осознается: неведение же всегда сопровождается излишней доверчивостью. Долгое время беседы о половом воспитании были запретными, так как считалось, что они способны вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному половому опыту. Однако исследования, проведенные ВОЗ, доказали безосновательность такого мнения, молодежь, получившая информацию в этой области, обычно начинает половую жизнь в более поздние сроки и лучше подготовлена к ситуациям риска. Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие членов семьи (см. разд. 6.2). Репродуктивное здоровье — это отсутствие заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни. Репродуктивная система — совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения). Сексуальность — средство выражения привязанностей, способность каждого человека открывать себя и узнавать других, вытекающая из его принадлежности к определенному полу. Сексуальность — естественная и неотъемлемая часть человеческой натуры. Она проявляется многогранно и индивидуально, формируется с момента рождения человека и сопровождает его всю жизнь. Сексуальность обусловлена анатомическими, физиологическими, гормональными особенностями мужчины и женщины, их половыми ролями, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. Биологическая дифференцировка пола зависит от набора половых хромосом. Пол, фиксируемый при рождении, — гражданский пол. С момента его определения начинает формироваться пол воспитания. В период полового созревания работа половых желез формирует морфологический (или соматический) пол, т.е. характерное строение организма, в том числе строение половых органов. Половое сознание формируется на протяжении всей жизни. Половое самосознание — это представление о себе как о человеке определенного пола. Ребенок начинает осваивать половую роль, сознательно соотнося себя с людьми своего пола и подражая им. Развитие сексуальности, т.е. воспитание отношения к вопросам интимной жизни, начинается с младенчества, при этом человек проходит последовательно ряд стадий своего психосексуального развития, в соответствии с чем следует проводить его просвещение. Давать ответы на щекотливые вопросы ребенка нужно на уровне его развития, не краснея, не заикаясь, держаться уверенно и говорить обо всем как о естественных житейских вещах, каковыми они и являются. Если гормональный фон обеспечивает появление вторичных половых признаков, определяет внешний вид мужчины и женщины, отдельные черты психологического склада, половую потребность и др., то собственно сексуальность находится под влиянием окружающей природной и социальной среды и воспитания, т. е. формируется на основе условно-рефлекторных связей — знаний, вкуса, личного опыта и т.д. Этим объясняется тот факт, что здоровый мужчина остается равнодушным к одним женщинам и испытывает сильное половое влечение к другим. В основе полового поведения лежат врожденный половой инстинкт и инстинктивное поведение, однако в процессе индивидуальной жизни под влиянием социальной среды формируется индивидуальное половое поведение, от которого в последующем во многом зависит, как сложится семейная жизнь. Все знают, что ребенка нужно учить правилам поведения за столом: держать ложку, пользоваться ножом и вилкой и т.д., однако мало кто из родителей задумывается над тем, что половое поведение ребенка также формируется только в процессе обучения. Любой ребенок с раннего детства «впитывает» и в последующем копирует поведение родителей и их отношение друг к другу. Вот почему воспитание в неполной или неблагополучной семье может в последующем отразиться на семейной жизни повзрослевших детей и их неправильном половом поведении. На формирование индивидуального полового поведения оказывают влияние все средства массовой информации: книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, которые подросток читает и смотрит, рассказы, которые слышит, и т.д. Очень важны для ребенка и подростка хорошие примеры полового поведения между родителями и окружающими его взрослыми людьми. Нельзя допускать, чтобы он становился свидетелем неприятных сцен семейной жизни, неуважительного или, тем более, жестокого отношения родителей друг к другу. В подростковом возрасте, когда потребность получения информации о половом поведении становится доминирующей, родители должны найти время, чтобы поговорить на эти темы. В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины и существования особых специфических взаимоотношений между полами. Сексуальность подростка носит дисгармоничный характер. Его эмоционально-психическое развитие и созревание отстают от физического. В этот период подросток обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера. Необходимо постепенно разъяснять подростку смысл и значение происходящих у него изменений в строении и функциях полового аппарата. Однако беседуя с детьми, находящимися в периоде полового созревания, не надо рассказывать о физических подробностях, которые своей грубостью и обнаженностью могут оскорбить стыдливость ребенка. С развитием полового самосознания связано и формирование либидо — стремления к половой близости. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, а проявления различны. Формирование либидо проходит романтическую, эротическую и сексуальную стадии. В романтической стадии половое влечение у девушки рождает потребность нравиться, хорошо выглядеть и проявляется в желании привлечь к себе внимание (кокетство), а также в застенчивости и стыдливости. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем, имея при этом конкретную цель. Объект первой влюбленности идеализируется, ради него совершаются реальные и воображаемые подвиги. Переживания этой стадии наполняют молодых людей яркими и незабываемыми чувствами и возвышают физиологический инстинкт до истинно человеческой любви. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам и длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин быстро сменяется потребностью в сексуальной развязке. Сексуальная стадия определяется подростковой гиперсексуальностью и проявляется в повышенной половой возбудимости, частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастурбации. Половое чувство у подростков может проявляться уже в 14 — 16 лет, в то время как официальный брачный возраст наступает в 18 лет, а социальная зрелость как способность к созданию собственной семьи — еще позже: Именно поэтому подростки довольно часто прибегают к мастурбации. В этот период мастурбация носит характер саморегуляции половой функции, и задача взрослых заключается в переключении подростка на физические нагрузки, чтобы мастурбация не превратилась в навязчивую идею, вредно влияющую на нервную систему. Окружающая среда, обычаи, нравы, общественные законы и порядки оказывают большое влияние на формирование подростка, особое значение имеет влияние семьи. В семье подросток растет, развивается, учится контролировать свои эмоции и действия. Подростковый возраст — возраст становления мировоззрения будущего взрослого человека, в том числе и его отношения к здоровью. Именно семья определяет широту взглядов подростка на окружающий мир и отношение к своему здоровью. В этот период особое значение имеют сложившиеся отношения в семье. Родители должны знать, что настроение, состояние и поведение подростка зависят от условий, в которых он развивается. Ранние половые контакты — это серьезная угроза репродуктивному здоровью. Раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам — заболеваниям, передаваемым половым путем, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов, СПИДу. Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции женщин, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило) ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы. Также необходимо знать, что из 100 бездетных пар 40 —60 % не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с болезнями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Семья имеет большое значение в формировании сексуального поведения подростка. Переход к сексуальным отношениям — очень серьезный шаг, поэтому крайне важно, чтобы оба (девушка и юноша) чувствовали себя готовыми к этому. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений — это естественно, но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за свое поведение. Между родителями и подростками часто происходят серьезные конфликты и ссоры, которые иногда следует рассматривать как нормальный процесс утверждения независимости молодых людей. Несмотря на это, родители должны стараться сохранять душевную близость с детьми, своим пониманием проблем подростка поддерживать у него чувство уверенности в себе. Воспитание начинается с рождения, и половое воспитание, как составная часть этого процесса, должно начинаться с этого же момента. Ребенок и подросток должны чувствовать, что рядом с ними находятся взрослые, которым они доверяют. Любовь — это чувство, присущее только человеку, оно многогранно и одной из его важнейших составляющих являются сексуальные чувства. Разговор о сексуальности всегда следует ассоциировать с понятиями любви, нежности, благополучия и положительных эмоций. Сексуальность — очень сложная и многогранная сфера жизнедеятельности человека. Это часть культуры общества, множество установок, стереотипов, представлений, имеющих исторические корни. Стандартной модели сексуального поведения не существует. В последние десятилетия заметно изменилась женская сексуальность, в супружеских отношениях растет женская сексуальная активность и инициатива. Однако игнорирование половых различий и понимание равенства как одинаковости несет в себе определенные опасности. Биологически и психологически женщина не тождественна мужчине, поэтому стремление к равенству приводит к обеднению эмоционального мира женщины, в том числе ее сексуальных переживаний. Мужской стиль жизни является прагматичным, тогда как женщина воплощает эмоционально-экспрессивное начало. То же самое — в сфере сексуальности. Повышенная интенсивность мужской сексуальности обусловлена биологическими особенностями, она важна для самооценки мужчины и уверенности в своих сексуальных возможностях. При этом самое весомое подтверждение своей мужественности мужчина получает от женщины. Мужская сексуальность часто содержит элементы агрессивности. Однако как ни существенны различия мужской и женской сексуальности и их сексуального поведения, важно понимать, что эти отношения — лишь один аспект сложных и многогранных отношений между мужчиной и женщиной. Нетипичное сексуальное поведение. Родители должны знать о том, что некоторые дети обоего пола испытывают половое влечение к лицам своего пола (гомосексуализм). Сегодня существует несколько теорий возникновения гомосексуализма, однако ни одна из них не объясняет полностью механизм возникновения этого явления. Совпадение мнений многих ученых в оценках распространенности гомосексуализма склоняет к выводу, что эта ориентация — результат определенного внутриутробного кодирования сексуальных центров нервной системы, а процесс формирования интереса к собственному полу начинается еще в ранний период жизни. В психическом отношении гомосексуалисты, как правило, совершенно нормальные люди без каких-либо патологических проявлений. Для них характерно только одно отличие от остальных членов общества — направленность полового влечения. Научные и социально-психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что терпимое или нетерпимое отношение к гомосексуалистам не влияет на их количество в обществе. Изменить сексуальную ориентацию истинных гомосексуалистов нельзя. Нетерпимое отношение к ним лишь затрудняет существование этих людей в обществе, увеличивает число психических и межличностных конфликтов, невротических и депрессивных состояний. В любом случае родителям, узнавшим о нетрадиционной ориентации своего ребенка, остается только смириться с этим фактом и осознать, какие проблемы это ему принесет. Важно вести себя с ребенком так, чтобы не нанести ему психологическую травму. Ни в коем случае не надо ни попрекать, ни стыдить ребенка, ни цепляться к его одежде, манере говорить и т.п. В противном случае он либо замкнется в себе, либо вообще может уйти из дома. А вот это уже серьезная проблема. Ведь зачастую юные гомосексуалисты, убежавшие или изгнанные (и такое бывает) из родительского дома, оказываются на панели. Конечно, вряд ли родителям хочется, чтобы их отпрыск вырос «голубым», и смириться с этим сложно. Но можно и должно. Ему и так придется в этом мире несладко. Вместе с тем бывает гомосексуализм благоприобретенный. Иными словами, пол, направленность полового влечения к определенному полу, половая конституция в целом в значительной степени формируются под влиянием социальной среды. Для предотвращения формирования гомосексуальной направленности важно уловить первые проявления. Нельзя забывать и того, что взрослые гомосексуалисты стремятся всячески ввергнуть в соблазн детей, и особенно подростков. Поэтому не следует оставлять подростков без присмотра взрослых членов семьи. Профилактика гомосексуализма представляет собой в первую очередь правильное гигиеническое и половое воспитание, формирование у ребенка соответствующего полоролевого поведения, медицинскую коррекцию различных болезненных состояний, которые впоследствии могут приводить к гомосексуальному поведению. Большие разногласия существуют в оценке масштабов распространенности гомосексуального экспериментирования, включая подобные действия, трактуемые как всего-навсего эпизод в жизни (удовлетворение любопытства). Особая проблема — подростки из неполных семей. Следует признать, что неполные семьи — это реальность, к сожалению, довольно распространенная. Очень многие дети сегодня воспитываются только одним из родителей. Прежде всего надо помочь подростку в этих условиях сохранить свое достоинство, вырасти гармоничным, любящим человеком, найти тот стиль жизни, который помог бы ему не чувствовать свою «ущербность», чтобы у него не выработались бесконечные комплексы. Его ценность как человека и личности не становится меньше, а самооценка и самоуважение не должны от этого страдать. Влияние родителей на формирование личности ребенка в основном приходится на первые годы его жизни. К подростковому возрасту, как правило, закладывается стиль взаимоотношений детей с родителями: покровительственный или дружественный, основанный на доверии или постоянном контроле. Стабильность, сплоченность и взаимопонимание в семье укрепляют психологическую устойчивость подростка. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуя выполнения' обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одно и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с родителями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально-холодным, отстраненным отношением к ребенку. В таких случаях неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжело складывается судьба детей, имеющих равнодушных и жестоких родителей. Они редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в любви. Родительская любовь — совершенно необходимое условие благополучного развития подростка, но и она может приносить вред. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью — приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Превосходство воспитателя определяется его зрелостью, а не насилием и подавлением личности воспитуемого. Обладать авторитетом — значит притягивать силой и обаянием своей лично сти. В переходном возрасте дифференциация авторитетов становится все более заметной. Взрослеющий ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. В то же время его способность завязывать новые отношения, стремление к автономии, эмоциональная солидарность со сверстниками, созревание познавательных функций приводят к вполне закономерной попытке ослабить «гнет» родительской власти и родительского авторитета. С подростковым возрастом связано также понятие «психологические кризисы», т.е. особые исключительные состояния, когда отказывают механизмы нормальной психологической защиты и преодоления и наступает как бы паралич воли, — человек в эти моменты не в состоянии помочь себе. В некоторых случаях подростки оказываются один на один с неразрешимой, как им кажется, ситуацией, выхода из которой они не видят. У них появляется намерение лишить себя жизни. Самоубийство — это покушение на свою жизнь человека, оказавшегося в тяжелом душевном состоянии, не находящего выхода из трудной жизненной коллизии. Острые кризисные состояния испытывают человека на прочность. Подростки, к сожалению, еще не умеют найти выход из сложных ситуаций. В таких случаях они нуждаются в совете и помощи со стороны. Ее может оказать кто-нибудь из родителей, друзей, родственников, однако она должна быть деликатной, щадящей самолюбие. Создание семьи требует от молодых людей не только взаимной любви, но и определенной социальной зрелости. Нужно быть готовым защитить свою семью перед материальными и бытовыми трудностями, осознать, что появление детей требует полной самоотдачи и высокой ответственности. Причиной распада молодых семей в первые 3 года («кризисный» период) является неподготовленность юных супругов к семейной жизни. Формирование внутрисемейных отношений — сложный и длительный процесс. Начало же супружеской жизни окрашено высоким эмоциональным чувством, но через некоторое время особенности характера и привычки молодых супругов, влияние традиций и взглядов родительских семей значительно усложняют, казалось бы, безоблачные отношения. Сложности в семейных отношениях почти всегда неизбежны. Однако нравственной основой семьи является признание индивидуальности каждого, осознание того, что любой человек заслуживает высокой оценки и уважения со всеми его достоинствами и недостатками. Нужно научиться вести диалог друг с другом, смысл которого не в том, чтобы обвинять другого, а в том, чтобы объяснить, что ты сам чувствуешь в это время. Рождение детей в семье — самый важный период, когда супругов объединяют общая любовь и забота о них. Однако дело не только в том, чтобы кормить и одевать ребенка. Только дружная семья может оказать благотворное влияние на личность ребенка. Напротив, плохой микроклимат в семье, разлады, развод порождают у него нравственную дисгармонию, негативные черты характера и особенности поведения. Он становится обидчивым, зависимым от других, подверженным необоснованным страхам и опасениям. Повзрослев, такой человек быстро разочаровывается, впадает в депрессию и замыкается. Рождение детей — это высокая ответственность. Формирование здорового образа жизни детей и подростков связано с чувством гордости отца и матери за свою семью, свою жену (мужа), своих детей, желание жить ради них. Как показывают многочисленные научные исследования, в семьях, где больше одного ребенка, дети чувствуют себя увереннее, у них развито чувство взаимовыручки и взаимоподдержки, желание вести здоровый образ жизни. Эти качества сохраняются и во взрослой жизни.
|