Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наркомания и токсикомания
Возникновение зависимости и ее последствия. Наркомания — болезненное пристрастие к наркотикам, неконтролируемое их потребление; группа заболеваний, выражающихся в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне при условии постоянного потребления наркотических веществ, что ведет к глубокому истощению всех функций организма. Наркомания — это почти всегда смерть в молодом возрасте. Рост наркомании в России может стать трагедией нации. Особенно страшно, что ряды наркоманов пополняются в основном из подростковой среды. Различают наркотики растительного происхождения: кокаин, опийные препараты — морфин, героин; препараты индийской конопли — гашиш, анаша, план, марихуана. Синтетические препараты психотропного действия: снотворные, обезболивающие, успокаивающие. Потребление наркотиков очень быстро ведет к формированию постоянной физической и психической зависимости от их приема, что, в свою очередь, имеет тяжелые медицинские и социальные последствия. Самые опасные для человека проявления наркомании (быстро наступает зависимость) вызывают наркотики растительного происхождения. Резкий толчок к распространению наркотиков во всем мире дало бурное развитие в XIX—XX вв. химии, в том числе химии лекарственных веществ. Химиками и фармакологами были получены такие ныне широко известные наркотики, как морфий и героин, различные психостимуляторы. В последние годы наблюдается резкое изменение структуры потребления наркотиков. Доля опиатов и производных конопли снижается, доля «тяжелых» наркотиков, включая героин и кокаин, а также синтетических наркотиков, в том числе галлюциногенов типа ЛСД, выросла. Особенно широкое распространение получило «домашнее» производство первитина из градиентов, свободно продающихся в аптеках. Непреодолимая зависимость от первитина наступает стремительно. Через 6 месяцев его употребления налицо все признаки дебиль-ности. Подростки знают опасность первитина (жаргонное название «винт»), но из-за дешевизны производства употребление его все расширяется. Среди молодежи, особенно на дискотеках, получил распространение так называемый «легкий» наркотик — «экстази». Мнениео его «легкости» — крайне ошибочно. Привыкание к этому наркотику возникает довольно быстро, после чего потребители переходят на «тяжелые» наркотики: героин и кокаин. Наркотическая зависимость формируется чрезвычайно быст-* ро, при приеме некоторых наркотиков — в течение всего одной-двух недель (!), всего после одной-трех проб, и тем быстрее, чем моложе человек. Следует учитывать, что наркоманы склонны учить других принимать наркотики. Это стремление объясняется как своеобразным «альтруизмом» — желанием поделиться «удовольствием», так и корыстными побуждениями (расширение круга наркоманов облегчает поиск наркотика и средств для его приобретения). По мере употребления необходимость в наркотиках увеличивается. А для этого нужны уже немалые деньги. Поэтому каждый пятый подросток-наркоман вынужден доставать средства незаконным путем — обычно это кражи денег у родителей, вымогательство на улицах. Рано или поздно молодой человек сам начинает перепродавать наркотики, чтобы заработать себе на дозу. Многие юные наркоманы не считают себя больными, а их родители зачастую боятся огласки, уповая на частных врачей, «прогрессивные» методы лечения и вообще предпочитают скрывать семейное горе. Токсикомания — употребление средств бытовой химии (в основном ингаляционных) для получения наркотического эффекта. Препараты бытовой химии широко используются в домашнем хозяйстве и легко доступны для детей и подростков. К летучим веществам наркотического действия (ЛВНД), иначе «ингалянтам», относятся бензин и разнообразные растворители препаратов бытовой химии, например красок. Иногда в качестве ингалянта применяют бытовой горючий газ. Похожие растворители входят в состав клеев типа «Момент». ЛВНД не включены в перечень наркотиков, но их опасность от этого не уменьшается. В некоторых странах Западной Европы продажа веществ, обладающих свойствами ЛВНД, строго контролируется. Механизм действия ЛВНД похож на механизм действия алкоголя и веществ, применяемых для наркоза в хирургии. Интоксикация летучими веществами наркотического действия внешне очень напоминает алкогольное опьянение. Опьянение ЛВНД надо подозревать, если возраст пьяного небольшой — от 10 до 16 лет. Изредка встречается «профессиональное» употребление ЛВНД у маляров, водителей и лиц других профессий, связанных с бытовой химией. Обычно подростки под действием ЛВНД ведут себя крайне вызывающе: шумят, громко кричат, смеются, дерутся между собой и т.д. В этом случае принятая доза была небольшой. Запах алкоголя при этом отсутствует, зато от волос или одежды можно почувствовать запах растворителя, ацетона, бензина. После опьянения можно заметить провалы в памяти. При употреблении подростком ЛВНД не слишком близким к нему людям раньше становится заметно его отставание в умственном развитии, замедление мышления, ухудшение успеваемости и поведения. Родным тяжело заметить нарушения, так как они в постоянном контакте с токсикоманом, а изменения происходят постепенно. Любое поведение, которое вызывает положительные ощущения, порождает стремление вновь его повторять. Это является причиной тяги к повторному употреблению токсических (отравляющих) веществ. При этом все токсические вещества подавляют интеллект, волю, устойчивость к стрессам, не позволяют трезво оценивать последствия такого поведения. Так формируется психическая зависимость. Устойчивость психики к наркотикам у разных людей неодинакова, и бывает достаточно одного приема наркотика для развития зависимости, с которой и связана трудность лечения наркомании. Человек способен противостоять самым тяжелым внешним обстоятельствам за счет резервов психики и развитых механизмов воли. Вместе с тем ему свойственно оправдывать свои действия, поэтому при развитии у него наркотической зависимости разум и воля подчиняются этой зависимости. Чем раньше выявлена у подростка склонность к употреблению наркотиков, тем больше вероятность его возможного излечения. Очень важно помнить, что проблема наркомании самым тесным образом связана с другой страшной болезнью — СПИДом. Общие проявления наркомании и токсикомании. Основными признаками наркомании и токсикомании являются: - наличие влечения к повторным приемам средств (появление - устранение синдрома абстиненции после приема токсиче - быстрое развитие пристрастия у лиц, имеющих физическое и Абстинентный синдром наступает через 4—6 ч после принятия наркотического средства и возникает на фоне сформировавшейся физической зависимости, связанной с тем, что наркотики по мере их потребления входят в химический состав тканей организма и становятся необходимым условием для сохранения его биологического и химического равновесия. Возникшая физическая зависимость заставляет постоянно искать и потреблять наркотик, чтобы избавиться от абстинентного синдрома, постоянно увеличивая дозу. В состоянии абстиненции человек не может сосредоточиться, что делает невозможным выполнение им каждодневных обязанностей, будь то работа или учеба. За последние 10 лет распространение и потребление наркотиков в России возросло в 5—10 раз, число подростков-наркоманов в 6 раз превышает число больных алкоголизмом подростков, и тенденция к росту сохраняется. Официально на учете находится около 150 тыс. больных наркоманией, средний возраст которых 25 — 30 лет, а средний возраст начинающего потреблять наркотики составляет 13—16 лет. Около 20% школьников имеют опыт употребления наркотических средств. Употребление алкоголя, наркотиков прямо связано с ростом правонарушений. На территории России действует около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. Важная роль в росте этих негативных явлений принадлежит таким социальным факторам, как ослабление роли семьи, уродливые формы предпринимательства, утрата общественных ценностей, в первую очередь интереса к занятиям и труду. Все это вызывает рост в подростковой среде чувства агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Токсическое действие наркотиков в первую очередь сказывается на нервной системе. Развивается слабоумие, личность деградирует, нарастает безразличие к окружающим, ослабляется мораль и нравственность, интерес к семье. Наркоман постепенно выпадает из среды своего обычного общения, так как ему приходится скрывать свой порок, он находит поддержку в среде себе подобных и начинает опускаться в такой группе. При потреблении наркотиков велик риск заражения инфекционными заболеваниями, прежде всего СПИДом и гепатитом. Наркотики поражают генетический аппарат. Причем если мужчина при условии полного отказа от любых видов наркотиков имеет шанс через 4 года восстановить свою репродуктивную сферу, то у женщин не удалось установить факта восстановления яйцеклеток, подвергшихся действию наркотиков. Генетический фонд — главное сокровище нации, его потеря и разрушение — величайшее преступление не столько перед живущими поколениями, сколько перед будущими. При поражении генетического кода родителей-наркоманов у их детей возникают анатомические дефекты развития, и происходит повреждение сознания. Причем в том случае, если первые отсутствуют до поры до времени, создается видимость благополучия. Частичное поражение отдельных органов (косоглазие, глухота, глухонемота) в настоящее время носит массовый характер. Наркоман редко живет дольше 30—35 лет. Смерть наступает либо от передозировки, либо от истощения, либо от заражения гепатитом, СПИДом или от введения токсических примесей (табл. 10). Наркомания со временем поражает все уровни жизнедеятельности организма: биохимический (появляется тяга к употреблению наркотика); физиологический (возникают сбои в работе органов); психический (ухудшаются память, внимание, снижается уровень критического отношения к себе и окружающим, вплоть до распада личности и развития слабоумия); социально-психологический (изменяются взаимоотношения с окружающими); духовный (прекращается развитие этического сознания, душевность перерождается в бездушие).
Таблица 10. Мифы и реальность
Опасные симптомы. Выделяют восемь основных симптомов физического и эмоционального характера, свидетельствующих об употреблении человеком наркотиков: 1) типичный признак — воспаление век и носа, зрачки сильно 2) могут проявляться отклонения в поведении: человек затор 3) аппетит может быть чрезмерно повышенным или совершен 4) происходят неожиданные изменения личностных особенно 5) появляется неприятный запах от тела и изо рта, человек 6) могут возникнуть проблемы в системе пищеварения: случа 7) на теле видны следы уколов, обычно — на руках: очень важ 8) разрушаются представления о моральных ценностях, и они Факторы риска, ведущие к употреблению наркотиков и токсических веществ подростками: - генетическая предрасположенность к употреблению нарко - пристрастие взрослых членов семьи к спиртному, наркоти - конфликты родителей между собой, отсутствие в семье эмо - наличие у родителей проблем, связанных с воспитанием, от - отсутствие контроля со стороны родителей за поведением - недоброжелательный климат среди знакомых подростка; - безразличие школы к проблемам наркомании и токсикомании - частые переходы учащегося из одной школы в другую, про - употребление спиртных изделий и наркотиков в школе; - влияние старших товарищей, общение подростка с теми, кто - неблагоприятный социально-экономический климат, отсут Особенности личности и поведения детей и подростков, позволяющие вовлечь их в употребление психоактивных веществ: - желание следовать определенным образцам; - стремление быть взрослым и доказать свою независимость; - желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со - любопытство; безделье, неумение занять себя. - В приобщении к наркотикам можно выделить пять этапов. - Первый этап — дошкольный, до 7 лет. С молоком матери в растущий организм могут поступать психоактивные вещества, что нередко приводит к задержке развития или к замедлению его темпов. Такие младенцы позже начинают сидеть, держать головку, стоять, ходить; в мышцах определяется гипертонус, нарушается ритм сна. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми психоактивных веществ, хорошо различает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу подражания взрослым. Формируется психологическая программа поведения на получение положительного ожидаемого результата от употребления табака, алкоголя и других наркотиков. - Второй этап — эмоциональный, начинается примерно с 7 и длится до 12 лет. В этом возрасте формируются условно-рефлекторные связи между образными представлениями и их эмоциональной окраской. Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков и алкоголя. При наличии положительного эмоционального подкрепления со стороны окружающих появляются первые понятия о «престижности» пребывания в состоянии опьянения. На этом этапе для поведения подростка характерны нарастание интенсивности эмоциональных срывов, грубых вспышек злобы, отсутствие сострадания, сочувствия, агрессивные проявления по отношению к животным, слабым, младшим по возрасту или пожилым людям. - Третий этап — рассудочный, длится около трех лет — с 12 до 14. В этом возрасте подростки прилагают усилия для поиска новых форм контактов со сверстниками. На этот этап приходятся определенные закономерности поведения, проявляющиеся в половой распущенности, жестокости к сверстникам, вандализме на транспорте и в общественных местах, первые опыты лживости. У ребенка формируется представление о «положительной» стороне наркотизации, о возможности при помощи психоактивных веществ получать «бесплатное удовольствие». Реальные негативные последствия наркотизации пока не ощущаются. - Четвертый этап — рефлексивный, приходится на 14 — 16 лет и совпадает с «бурным» развитием мышления, мировоззрения. Для этого возраста характерны тенденции обособления, погружения в собственный, воображаемый мир и вместе с этим раскованность. Самооценка у подростка в этом возрасте крайне низкая, он переживает внешние физические недостатки независимо от их реальной серьезности, задумывается о своей роли в будущем, нередко отрицательно относится к материальному благополучию. Идет процесс утверждения себя и противопоставления другим. Образ жизни взрослого подростку чужд, непонятен и совершенно не подходит, в этот период остро переживаются чувства мести, ненависти, - стыда, одиночества. Возникает интерес к смерти и переживаниям, связанным с этим. Наркотик воспринимается своеобразным связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, забыться, уснуть может стать специфичным суррогатом, имитацией смерти. К тому же погибшие от наркотиков рок-музыканты фактически канонизированы в понимании подростков. - Формируются стабильные группы, где все роли распределены, а участники хорошо знают свое место, есть закрепленная территория обитания группы, время сбора. Сначала цель объединения — суррогат общения, затем получение приятного ощущения, удовольствия, желание сообща изменить свое сознание. Новички активно вовлекаются в употребление наркотических веществ. Ключевое событие этого этапа — появление у несовершеннолетнего симптомов психической зависимости. В момент отсутствия наркотического вещества подросток начинает испытывать беспокойство, тревогу, раздражительность. - Пятый этап — нозологический, т.е. начинается хроническая болезнь, которая складывается из симптомов и синдромов наркотической зависимости. У подростка формируется физическая зависимость от препарата — появляются симптомы абстиненции, или «ломки», — мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества. Привычка использовать психоактивные вещества становится постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути. Стремление подростка к деятельности и более широкому общению с целью накопления жизненного опыта может привести к знакомству с разного рода нежелательными людьми, которые становятся более авторитетными, чем родители, если их интересует лишь то, как накормлен, одет, и здоров ли их ребенок. - Склонность подростка к самоутверждению может вступить в противоречие с сильной опекой родителей, особенно если последняя демонстративна для окружающих, и, желая доказать свою самостоятельность, ребенок готов на любые действия, не задумываясь об их последствиях. К самоутверждению в социальной среде через употребление наркотиков большую склонность имеют лица с генетической ослабленностью и получившие дурное воспитание. Чем возвышеннее желания и потребности у человека, тем выше уровень развития его мозга, и наоборот. - Можно выделить типичные модели поведения подростков, вовлеченных в употребление психоактивных веществ, большинство из которых основано на социальных мотивациях. - Успокаивающая модель — один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков, плохо адаптирующихся к новой среде. - Коммуникативная модель — приобщение к наркотикам в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. - Активизирующая модель — применение психоактивных веществ с целью подъема жизненных сил, настроения, для бодрости, усиления активности. - Гедонистическая модель — употребление психоактивных веществ для получения удовольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта, состояния эйфории. - Конформная модель — стремление подражать лидерам, самоутвердиться в группе, укрепить свой социальный статус, подражать, не отставать от сверстников, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток. - Манипулятивная модель — возможность использования психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. К этому склонны подростки с истерическими реакциями. - Вся жизнь наркомана — безумная гонка за наркотическим эффектом, чувством эйфории, подгоняемая беспощадной «ломкой». Для психики наркомана характерны душевная холодность, неспособность к сочувствию и сопереживанию, к эмоциональному контакту с другими людьми, глубокий эгоизм, так как все силы и мысли направлены на удовлетворение сформировавшейся потребности к наркотикам. Наркоман равнодушен даже к собственным детям и родителям. Все это вместе называется психосоциальной деградацией личности. - Некоторые наркоманы в течение относительно длительного периода сохраняют трудоспособность, внешнее благополучие, семью. Однако в любом случае их интересы становятся поверхностными, угасает стремление к профессиональному совершенствованию, ослабевает установка на трудовую деятельность. - При отсутствии выраженной мотивационной установки на избавление от наркомании рецидивы возникают сразу, как только наркотик вновь становится доступным или же в связи с разного рода конфликтами, переживаниями, неприятностями и т.д. - Наркомания опаснее алкоголизма в 10—15 раз и развивается намного быстрее. При огромной опасности наркомании явных ее признаков для окружающих в отличие от алкогольного опьянения нет. Оглупление наркомана можно принять за задумчивость, углубленность в себя, усталость, недомогание. Роль воспитателя в профилактике наркомании. Теоретические знания как фундамент здорового образа жизни ребенок и подросток получают во время учебной деятельности, поэтому главная роль и основная нагрузка ложится на учителя. Со всей ответственностью следует внушать подросткам мысль о том, что безопасных и безобидных наркотиков не существует, и привыкание к ним развивается быстрее или медленнее, но в любом случае. Все наркотические вещества формируют психическую и физическую зависимость. Если сначала наркотик вызовет приятное ощущение, то появится желание испытать его вновь с целью избавиться от психического напряжения, тоски, печали, страха. После двух-трех повторений это желание закрепляется и формируется психическая зависимость от наркотика. Через некоторое время психическая зависимость переходит в физическую, при которой отсутствие наркотика вызывает абстинентный синдром (наркотический голод, «ломка») и непреодолимое желание повторного приема наркотиков. Учитывая то, что данные болезни имеют тенденцию к омоложению (возраст начала приема наркотиков сегодня 9 лет), необходимо начинать просвещение уже в детском возрасте. Установлено, что в детстве три главные причины приводят к диагнозу «наркомания»: любопытство — 65 %, влияние среды — 14 %, подражание — 13 %. Решающее значение имеют типологические особенности характера ребенка, подростка. Это сверхвозбудимость психики или заторможенность (непрестижное положение в коллективе). Изучение наркоманов позволяет составить психологический портрет личности, имеющей отставание в развитии: они обидчивы и капризны, эгоистичны и эмоционально неустойчивы, склонны к тоске и депрессии. Для них характерны безответственность, духовная пустота, недостаток жизненных интересов, незнание вреда наркотиков, психические отклонения и болезни. Эти черты могут неосознанно формироваться воспитателями (родителями, педагогами). Неправильное воспитание — чрезмерная забота матери в раннем детстве или безграничная свобода, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение прихотей или же суровое отношение, нетерпимость к личности ребенка, эмоциональная холодность родителей — формирует тот или иной тип личности ребенка. Воспитатель должен помнить, что та или иная потребность является движущей силой поведения человека. Ни одна из потребностей (биологическая или социальная) не может длительное время оставаться неудовлетворенной. В процессе воспитания (семья, школа, ровесники, спорт и т.д.) ребенок овладевает способами удовлетворения своих потребностей. Задача воспитания — научить ребенка самостоятельному выбору этих способов, а также правильному принятию решения в трудной ситуации. Наркомания — следствие патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ наркотического действия. Наркомания — болезнь, делающая человека социально опасным.
|