Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональные вредности⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Средства охраны труда. Устранение производственных вредностей — кардинальная объективная предпосылка формирования здорового образа жизни. Соблюдением санитарно-гигиенических требований в условиях современного производства необходимо добиваться сведения к минимуму всех производственных вредностей. Основными средствами охраны здоровья, предупреждения утомления и повышения производительности труда являются правильная организация труда и отдыха, рациональный режим труда, правильная рабочая поза, соответствие рабочего места, инструмента, оборудования анатомо-физиологическим особенностям организма человека, механизация и автоматизация производства, создание благоприятных санитарных условий на рабочих местах, а также широкое использование такого оздоровительного мероприятия, как производственная гимнастика. Эргономические требования к современным машинам, механизмам, технологическим процессам и условиям работы должны максимально сочетать высокую производительность труда с оптимальной его гигиеничностью и безопасностью. Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., с учетом антропологии, физиологии труда и др. Охрана здоровья работающих требует создания благоприятных условий труда, которые включают: общую производственную обстановку, зависящую от архитектурно-производственных решений здания, отдельных помещений цехов и подсобных помещений, расстановки мебели и оборудования, характера трудовых процессов и выполняемых производственных операций, рабочей позы и рабочих движений, степени физической нагрузки и напряжения отдельных органов и систем организма, а также от технологии производственного процесса. Условия труда характеризуются такими показателями, как уровень шума, вибрации, освещенности, концентрации в воздухе рабочих помещений пыли, вредных паров и газов, температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, различные виды излучения и др. Создание благоприятных и безопасных ус ловий труда возлагается на администрацию предприятий, которая обязана внедрять современные средства техники безопасности, соблюдать нормы и правила по охране труда, изложенные в Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий и в Санитарных правилах и нормах (СанПиН), относящихся к конкретному производству. Гигиена труда в промышленности. Специалисты в области профилактической медицины — гигиены труда — занимаются комплексным изучением влияния условий труда (трудовой процесс, условия труда, организация труда и отдыха, питания и т.д.) на состояние здоровья человека и разрабатывают мероприятия с целью обеспечения благоприятных и здоровых условий труда. Гигиена труда занимается научным обоснованием предельно-допустимых концентраций и уровней воздействия химических, физических и биологических факторов производственной среды на состояние здоровья работающих. Физический труд и сопровождающая его активная мышечная деятельность характеризуются сокращением и расслаблением мышц, образованием в них тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии. Чем интенсивнее работа, тем больше групп мышц участвуют в ней, тем выше энергетические траты. Одновременно повышается обмен веществ, усиливаются кровообращение и дыхание. В организме происходят изменения в составе внутренней среды (развитие ацидоза, повышение осмотического давления и температуры тела). Во всех этих изменениях и в самих мышечных сокращениях ведущую роль играет центральная нервная система, обусловливающая образование нового динамического рабочего стереотипа, обеспечивающего регулирование и координацию всех физиологических процессов в организме. Физиологическое нормирование труда основано на пороговых показателях физического напряжения ряда систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной), превышение которых недопустимо. В первую очередь обращается внимание на рациональную организацию рабочего места с учетом антропометрических характеристик работающих (особенно роста) для обеспечения оптимальных рабочих поз. На основании этих данных разрабатываются мероприятия по оздоровлению и облегчению условий труда, устранению профессиональных заболеваний и производственного травматизма, снижению общей заболеваемости и повышению работоспособности. Факторы производственной среды могут оказывать на работающих вредное воздействие. Вредным производственным фактором называется фактор среды или трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Производственные факторы делятся на следующие группы: - физические факторы: температура, влажность, скорость дви - химические факторы, в том числе некоторые вещества биоло - биологические факторы: микроорганизмы-продуценты, живые - факторы трудового процесса: тяжесть (нагрузка на опорно- Опасным становятся такие факторы среды и трудового процесса, которые могут привести к острому заболеванию или внезапному резкому ухудшению состояния здоровья и даже смерти. Гигиенические нормативы условий труда. Эти нормативы отражены в СанПиН, это ПДК — предельно допустимые концентрации и ПДУ — предельно-допустимые уровни производственных факторов, которые при ежедневной работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Безопасными считаются такие условия труда, при которых отсутствует воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов или их уровень не превышает гигиенических нормативов. Однако следует отметить, что соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных людей. Профессиональные вредности обладают специфическими свойствами, по отношению к которым организм человека не обладает адаптационными способностями (например, электромагнитные поля радиочастот, ионизирующее излучение, канцерогенные вещества и вещества, обладающие мутагенными свойствами). Важный показатель возможности развития профессиональных заболеваний — профессиональный риск, его определяют с учетом величины экспозиции этих факторов и показателей состояния здоровья работающих. Кроме того, действие профессиональных вредностей имеет специфику в зависимости от пола и возраста человека. Большая чувствительность женщин, детей, подростков и юношей к различным токсическим веществам особенно остро ставит вопрос о предупреждении их контакта с рядом вредных химических факторов (например, тяжелые металлы, органические растворители и др.). Производственные факторы в зависимости от их интенсивности могут вызвать у работающих людей профессиональные заболевания или отравления. Например, вдыхание пыли, содержащей двуокись кремния, вызывает профессиональное легочное заболевание — силикоз; вдыхание паров бензола — тяжелое отравление с изменением состава крови; при воздействии общей вибрации может возникнуть вибрационная болезнь. Снижение профессиональной патологии в значительной мере определяется улучшением условий труда. Неблагоприятное влияние производственных факторов связано не только с возникновением профессиональных заболеваний, но и с увеличением общей заболеваемости (простудные, сердечно-сосудистые и другие заболевания). Производственные факторы в этом случае играют роль факторов риска развития неспецифических заболеваний, снижая иммунобиологическую реактивность организма. Вещества, применяемые в производстве, могут быть аллергенами и, кроме того, ряд веществ при длительном воздействии в малых концентрациях может привести к неблагоприятным отдаленным последствиям как для работающих, так и для их потомства, вызывая эмбриотропное, канцерогенное и мутагенное действия. В охране здоровья промышленных рабочих и профилактике их заболеваемости большая роль принадлежит предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Особое внимание должно уделяться созданию безопасных и здоровых условий труда для подростков и работающих женщин, в первую очередь беременных и матерей, имеющих грудных детей. Для последней категории лиц должны устанавливаться благоприятные режимы труда и отдыха, им предоставляются отпуска по уходу за больным ребенком, запрещается привлекать их к сверхурочным работам, работам в ночное время и в выходные дни, направлять в командировки беременных и имеющих детей в возрасте до года. Беременная женщина со дня установления беременности должна быть переведена на более легкую работу, а также исключающую контакты с вредными производственными факторами (шум, вибрация, химические и биологические активные вещества и др.). Гигиена умственного труда. Умственный труд не связан с существенным расходом энергии, так как повышение общего обмена составляет не более 10—15%. Однако умственный труд предъяв- ляет высокие требования к организму, поскольку обменные процессы в мозге протекают весьма интенсивно, что сопровождается большим расходом нервной энергии. Гигиена труда работников умственного труда включает ряд специальных рекомендаций. Механизация и автоматизация производства, внедрение пультов управления, автоматических линий, электронно-вычислительной техники внесли коренные изменения в характер физиологических реакций работающих, значительно увеличив роль нервно-психической и умственной деятельности. Многие профессии в современном производстве становятся профессиями умственного труда. От диспетчеров аэродромов, железнодорожных вокзалов, операторов пультов управления энергосистемами, автоматическими линиями зависят обработка в короткий срок большого потока получаемой информации, быстрота реагирования на нее и принятие необходимых решений. В условиях поточно-конвейерного производства отягощающим фактором становится монотонность трудовой деятельности, она вызывает у работающих ухудшение настроения, самочувствия и является одной из важных причин нервно-психического утомления. Умственный труд многообразен, некоторые виды его требуют творческого мышления, другие — лишь напряжения внимания, развития быстроты реакций на внешние раздражения. Эмоциональная насыщенность интеллектуальной деятельности, обусловленная наличием потребности и мотивационного возбуждения к данному виду деятельности, нередко маскирует утомление и наряду с чувством удовлетворения от работы незаметно ведет к переутомлению. Операторский труд, дистанционный по своей организации, позволяет вывести человека из опасных для жизни и вредных для здоровья условий и значительно снизить либо полностью устранить большие физические нагрузки. Он характеризуется пассивным наблюдением за приборами, малой двигательной активностью, монотонностью, однако монотонная деятельность требует постоянной концентрации внимания, повышенного уровня возбуждения. Труду операторов при работе с видеотерминалами присущи локальные мышечные напряжения, а также нагрузка на зрительный анализатор. Сегодня этот вид деятельности находит самое широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. Мышечная усталость операторов дисплеев зависит от поддержания рабочей позы и выполнения большого числа однотипных движений руками. Важную роль в обеспечении оптимальной позы играет рабочее сиденье. Экспериментальные исследования операторского рабочего места свидетельствуют, что при угле наклона сиденья 5° давление отдельными участками поверхности сиденья на тело оказыва- ется более равномерно распределенным. В качестве нормативного диапазона угла наклона сиденья рабочих стульев предлагается наклон от 5 до 15°. Характерные черты современного производства — это отсутствие тяжелого физического труда и источников интенсивного загрязнения воздуха рабочей зоны вредными веществами, а также возрастание уровней некоторых видов физического воздействия, особенно шума. Факторы трудовой деятельности в условиях механизированного и автоматизированного производства могут оказывать однонаправленное влияние на физиологические функции. Так, дополнительная умственная нагрузка при физической деятельности повышает частоту сердечных сокращений, а умственный труд при высокой температуре вызывает выраженное напряжение механизмов терморегуляции. У рабочих машиностроительных предприятий, подвергающихся сочетанному воздействию шума, вибрации и ряда химических факторов, преобладают расстройства со стороны внутренних органов и нервной системы в виде вегетативных реакций преимущественно гипертонического типа, астенического синдрома и хронического гастрита. Таким образом, комбинированное действие факторов даже малой интенсивности может приводить к патологическим изменениям в функциональном состоянии организма работающих. Здоровый образ жизни населения в значительной степени связан с отношением каждого к своему здоровью, которое в известной степени определяется знанием возможного неблагоприятного влияния производственных факторов на организм. Рабочие и инженерно-технические работники должны иметь основные представления о гигиене и физиологии труда. Получение необходимых знаний регламентировано Санитарными нормами и правилами, согласно которым все работающие обучаются безопасным методам работы. Усилия, направленные на снижение влияния вредных воздействий, должны сочетаться с обучением правильному поведению на рабочем месте. Установлено, в частности, что с помощью специальных образовательных программ можно изменить характер движений туловища работающих и тем самым уменьшить механическую нагрузку на позвоночник. Изучение состояния здоровья и условий труда, анализ заболеваемости (мониторинг здоровья и экологической среды) дают основание администрации предприятия для разработки инженерно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий. Преимущество этой формы профилактической работы заключается в широком комплексном подходе к решению вопросов оздоровления труда, основанном на всестороннем изучении состояния внешней среды и характера техноло- гических процессов, организации труда, причин заболеваемости и травматизма. Труд, приносящий радость, способствует развитию молодого человека, реализации его физического и духовного потенциала. Эта стратегическая цель должна определять рационализацию трудового и учебного процесса, проведение всего комплекса работ по формированию здорового образа жизни молодежи. Принцип охраны труда определен в Основном законе нашего государства: «...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...» (Конституция Рос сийской Федерации, ст. 37). Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в Федеральном законе РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятом 23 июня 1999 г.: - признание приоритета жизни и здоровья работника по отно - государственное управление и координация деятельности в - установление единых нормативных требований по охране - обеспечение общественного контроля за соблюдением зако - обязательность расследования несчастных случаев на произ - обучение безопасным методам труда и подготовка специали - гарантирование компенсаций за вред, причиненный работ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация» утвержден перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в России действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Согласно данному постановлению существуют следующие виды нормативных правовых актов по охране труда, утвержденные соответствующими федеральными органами. 1. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ РФ ССБТ). 2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда 3. Санитарные правила (СП), Санитарные нормы (СН), Гиги 4. Строительные нормы и правила (СНиП). 5. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопас
6. Межотраслевые организационно-методические документы 7. Правила по охране труда отраслевые (ПОТО). 8. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОЙ). 9. Отраслевые организационно-методические документы (по Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. В зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная. В некоторых случаях возможна и материальная ответственность работника за нанесенный им ущерб предприятию (работодателю) или предприятия (работодателя) перед работником. Вопросы и задания 1. Что такое алиментарное ожирение, его причины и последствия для 2. Какие нарушения возникают в организме при гиподинамии? 3. Что понимают под утомлением, переутомлением и усталостью? 4. Что развивается при длительном положительном и длительном от 5. Назовите способы заражения туберкулезом и факторы образа жиз 6. Назовите основные профилактические мероприятия предупрежде 7. Что такое венерические заболевания и безопасное сексуальное по 8. Назовите способ передачи сифилиса, приводящий к возникнове 9. Назовите первый признак заболевания сифилисом. 10.Как происходит заражение гонореей? 11.Назовите способы передачи вируса иммунодефицита человека. 12.Какое заболевание относится к респираторным инфекциям и яв 13.Расскажите о способах заражения вирусными гепатитами В и С и 14.Каково влияние алкоголя на организм подростка? 15.Каковы мотивы подростковой алкоголизации? 16.В чем заключается пагубное влияние алкоголя на здоровье инди 17.Каковы последствия алкоголизации общества? 18.Расскажите о влиянии табакокурения на физическое здоровье ин 19.Перечислите последствия табакокурения, которые возникают в 20.Расскажите о вреде пассивного курения. 21.Что такое наркомания и каковы общие признаки ее проявления? 22.Перечислите основные факторы риска, способствующие употреб 23.Расскажите о роли учителя в профилактике любого вида наркома 24.Перечислите основные вредные факторы современного производ 25.Расскажите о мерах коллективной и индивидуальной профилак
ЛИТЕРАТУРА Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. — М.: Знание, 1990. — 240 с. Анохин П. К. Физиология функциональных систем. — М.: Медицина, 1995. - 344 с. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. — 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2000. Величковский Б. Т., Суровегина И. Т., Кирпичев В. Н. Здоровье человека и окружающая среда: пособие для учащихся. — М., 1997. В мире подростка / под ред. А. А. Бодалева. — М, 1980. Воробьев Р. И. Питание и здоровье. — М.: Медицина, 1990. — 156 с. Гигиена / под общ. ред. акад. Г.И.Румянцева. — М.: ГЕОТАР-МЕД, 2002. - 608 с. Для тех, кто работает с подростками: пособие к программе «Основы планирования семьи и здорового образа жизни» / под общ. ред. И. И. Гре-бешковой. — М., 1997. Жилое Ю.Д., Назарова Е.Н. и др. Основы медико-биологических знаний. — М.: Высшая школа, 2001. — 256 с. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2003. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. — М., 1987. Кучеров А.Л. Внимание: туберкулез. — М.: Народная библиотека, 2001. - 190 с. Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002. — 280 с. Лаптев А, П., Панков В.А. Здоровый образ жизни студентов: учеб. пособие. — М., 2001. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 293 с. Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2005. — 383 с. Полиевский С. А. Стимуляция двигательной активности. — М.: Физическая культура, 2006. — 256 с. Популярная медицинская энциклопедия. — М., 1979, 1987, 1991. Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всероссийской конференции с международным участием. 15—17 мая 2006 г. — М., 2006. Сейфулла Р.Д. и др. Лекарства и БАД в спорте. — М.: Литера, 2003. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. — М.: Медицина, 1996. Теория и методика фитнес-тренировки / под ред. Д. Г. Калашникова. — М.: Франтера, 2003. - 182 с. Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. — М., 1988. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 416 с. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. — М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2005. - 287 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...................................................... 3 ЧАСТЬ I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Глава 1. Здоровье как государственная задача и личная потребность человека..................................................................... 5 1.1.Основные понятия категории «здоровье»......... 5 1.2.Мотивация поведения и здоровье..................... 12 1.3.Здоровый образ жизни и личная безопасность 21 Глава 2. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни 25 2.1. Этапы физического и нервно-психического развития детей и подростков............................................................ 25 2.2. Мониторинг здоровья и экологической среды. 29 2.2.1.Здоровье и экологическая среда................... 29 2.2.2.Мониторинг здоровья населения и окружающей среды 42 Глава 3. Профилактика заболеваний как биологическая и социальная проблемы 46 3.1.Меры профилактики болезней населения.......... 46 3.2.Теоретические основы профилактики — микробиология, эпидемиология и иммунология............................... 51 3.3.Профилактика заболеваний учащихся в школе. 59 ЧАСТЬ II. ФАКТОРЫ СРЕДЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Глава 4. Питание.................................................. 70 4.1.Принципы рационального питания и здоровья человека 70 4.2.Диеты и здоровье человека................................ 86 Глава 5. Физическая культура и закаливание... 91 5.1.Двигательная активность и здоровье человека. 91 5.2.Закаливание и здоровье человека.................... 100 Глава 6. Семья и репродуктивное здоровье человека 108 6.1.Семья и ее функции............................................. 108 6.2.Взаимоотношения полов.................................. 112 6.3.Репродуктивное поведение и его безопасность 124 6.4. Формирование здорового образа жизни детей 156 Глава 7. Режимы труда и отдыха.......................... 173 7.1.Биологические ритмы и здоровье человека.... 173 7.2.Трудовая и учебная деятельность и здоровье человека 176 7.3.Сон и здоровье человека.................................. 183 ЧАСТЬ III. ФАКТОРЫ СРЕДЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ Глава 8. Переедание и гиподинамия.................... 188 Глава 9. Инфекционные заболевания.................. 194 9.1.Туберкулез.......................................................... 194 9.2.Венерические заболевания................................. 199 9.3.ВИЧ-инфекция и СПИД...................................... 205 9.4.Вирусные гепатиты........................................... 208 9.5.Острые заболевания органов дыхания.............. 210 Глава 10. Алкоголизм.......................................... 213 Глава 11. Табакокурение..................................... 223 Глава 12. Наркомания и токсикомания............ 233 Глава 13. Профессиональные вредности............. 244 Литература............................................................... 253
|