Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы культурных изменений
В результате такого рода процессов самоопределения различных культур больших и малых народов, ограничения монополии линейного всемирно-исторического процесса выявляется структура многообразия культурных процессов как в историческом плане, так и в синхронном разрезе, а в теории культуры и культурологии сложились системы классификации изменений разного масштаба и уровня. 1. Критика издержек поступательно-линейных концепций развития культуры не снимает фазового или стадиального типа культурной динамики, к которому применима историческая периодизация в соответствии с доминирующим типом социальных отношений. Но при этом важно подчеркнуть недопустимость сведения этих отношений лишь к классовой структуре, отвечающей формационному делению истории. Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же факторов, формирующих массовое общество, в постиндустриальном обществе. Это деление, как мы увидим, не совпадает с последовательной сменой всех измерений социальной и культурной жизни, но Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 148 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 149 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru отражает некоторые общие принципы социокультурной регуляции. И хотя в новейшее время культуры всех стран и народов подверглись массированному воздействию индустриализации со всеми сопровождающими ее требованиями, а затем и постиндустриальных факторов, это не отменяет и других начал в духовном производстве, постоянно сохраняющем свою сложную, многоуровневую и полиморфную структуру. 2. Смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности; социальные сдвиги в резуль-тате изменения количественных параметров и другие перемены, входящие в общем в сферу истории культуры, а также разных ответвлений: история искусства, литературы, моды и т.д. Отчетливое деление эта смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмодернизм. 3. Обогащением дифференциация культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний — всего того, что вполне корректно охарактеризовать как развитие культуры. Такие процессы никогда не охватывают всей системы социокультурной регуляции, а происходят в тех или иных отдельных сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей структуры. Как мы увидим, интенсивное развитие культуры в период промышленной или научно-технической революции не привело к устранению традиционных верований и институтов, таких как церковь или семья, не сняло этнического и национального раз-деления народов. 4. Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отторжением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками, без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни. В нем могут происходить циклические изменения, повторяющие «по кругу» много раз пройденные этапы и формы духовной жизни, но эта цикличность не приводит к кумулятивным сдвигам. Застой — характерная черта устойчивых малых этнических культур, адаптированных к окружающей среде, но зависящих от этой среды и неспособных выработать механизм изменений. Од-нако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока, на том этапе, когда обогащение и дифференциация грозят подорвать всеобщие принципы регуляции и ослабить механизмы консолидации общества. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности (фараонский Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки или же восточных цивилизаций позднего средневековья, столкнувшихся в XVII— XIX вв. с вызовом европейского Запада. 5. Упрощения культуры, ведущие к ослаблению дифференциации или устранению каких-то элементов культуры или прежде устой- чивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но це-ной изоляции и замыкания в себе. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры — в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. Такова была, например, судьба художественного творчества в Италии, Франции или Англии, когда после взлета «высокого Возрождения» XIV— XV вв. появились упадочные школы «маньеризма», тщетно старавшиеся подражать столь ценимым образцам. Откровенным упадком отмечена русская иконопись в период XVIII—XIX вв., воспроизводившая лишь слабые подобия вдохновенных изображений священных образов предшествующих веков. Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории целых обществ или каких-то сегментов в прошлом и в современности. Установление жесткого авторитарного правления могло сопровождаться подавлением развитых форм политической и духовной жизни, стандартизацией различных форм бытия, принудительной гомогенизацией отношений, поведения, менталитета и т.д. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 149 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 150 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru Опрощение происходило и в различных сегментах общества, отключенных от функционирующей цивилизации или сохранивших с ней лишь ограниченные и специфические контакты. Тенденция архаизации, элементы родоплеменной структуры или военной демократии с соответствующими представлениями, ритуалами, нормами проявляются в структурах преступного мира, в образе жизни и организации вооруженных отрядов и банд в период гражданской войны, в местах заключения, в стихийно складывающихся армейских отношениях («дедовщина», «землячество» и т.д.). Такого рода социокультурный контекст доставляет содержательный материал как для высокой художественной литературы (в творчестве Достоевского, Солженицына, Шаламова, Бабеля и других писателей), так и для собственно социологии преступности. Архаизация культурной жизни происходит и в ходе распада сложных социокультурных образований, происходящего под влиянием противоборства внутренних враждебных сил или натиска внешних противников. 6. Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества. Это не всегда удобный термин для культурологического анализа, прежде всего потому, что слишком часто употребляется в идеологическом смысле для специально заданной критики каких-то тенденций в культуре или складывающейся в ней ситуации, оцениваемой как недопустимая. Но этот термин приобретает смысл при указании на напряженные поиски решения возникших в обществе противоречий. В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых ци-вилизаций. Одним из наиболее известных и ярких памятников, засвидетельствовавших кризис древних обществ Ближнего Востока, является Ветхий Завет. Поиски выхода из этого кризиса шли через формирование новых религиозных принципов, запечатленных в сакральном тексте Нового Завета. В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества, протекающей под влиянием либо внутренних, либо внешних факторов, но не находящейся в соответ-ствии с адекватным вызреванием новых духовных факторов, вследствие чего структурные изменения в хозяйственной или политической деятельности общества не получают соответствующего обоснования и признания в обществе. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции. 7. Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы (иногда их определяют как волнообразные). Под их воздействием общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Конечно, циклы могут иметь и естественное, природно-биологическое происхождение (смена времен года, смена поколений) и являются необходимыми условиями воспроизводства среды, общества или народонаселения. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В короткой памяти племенной мифологии циклы, обычно охватывают несколько поколений. Вместе с тем, как показал в своих работах М. Элиаде, циклическое измерение времени должно было предотвратить движения вспять, регресс, деградацию по сравнению с не очень отдаленным «началом», поддержать первоначальный идеал хотя бы в том же состоянии. Поэтому после упадка, которым отмечен «железный век», вновь вернется идеальный «золотой век». Но и пово- роты династической истории, новое царствование воспринимались в мифологизированной политике как возрождение истории народа, как начало новой эры и нового подъема коллективной жизни*. Соответственно, если предшествующий период представал как неудовлетворительный, он подлежал «отмене» через критику и осуждение. Более короткие циклы сглаживают в человеческом сознании или упраздняют обыденное время, устраняя ощущение постоянной и бессмысленной суеты. В более развитых духовных системах циклы охватывают огромные, хотя также небесконечные периоды. Такой характер имеет, например, индуистская сансара — колесо жизни и смерти, вновь и вновь воспроизводящее и уносящее индивидуальные человеческие жизни. Представление о циклическом развитии доминирует на ранних этапах духовного развития человечества. Еще в Ветхом Завете акт божественного творения не устранил мотива постоянного ухода и возвращения циклов бытия. Это ощущение нашло яркое поэтическое выражение в Книге Экклезиаста: «Нет ничего нового под солнцем», — возвещает древнеиудейский пророк. Но Новый Завет прорывает эту томящую дух повторяемость и устанавливает новое измерение времени — от уникального и неповторимого события — пришествия и смерти Иисуса Христа, от которого история выпрямляется в линию, получающую всемирный размах и поступательный характер. Ветхозаветная история остается как эпоха подготовки пришествия Христа, но последующая история рода человеческого — результат Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 150 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 151 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru воплощения этого пришествия вплоть до Страшного суда. Все оставшиеся природные и био-логические циклы имеют второстепенный и частичный характер и не подрывают сквозного процесса истории. Отныне прошлое постоянно присутствует в свершившейся новозаветной трагедии, но время неотступно идет к будущему, несущему воздаяние, в свете которого каждая человеческая жизнь и каждый поступок получают тот или иной смысл. В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию, или откат, которые могут охватывать как духовные, так и политические изменения общественного бытия. В инверсии изме-нения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось ус-тойчивое ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может »Элиаде М. Космос и история. - М., 1987. - С. 88. приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул стра-стей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни. Элементы противоречивости, как мы видели, присутствуют на разных уровнях развития культуры. Для мифологического сознания эта противоречивость осмысляется как соперничество двух разнонаправленных витальных начал (день — ночь, жизнь — смерть и т.д.) и их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводилось соотношению двух противоположных жизненных начал — инь и ян, различные варианты смены этой дуальности определяют, как предполагается, все жизненные ситуации. На более высоком уровне рефлексии возникает концепция «единства и борьбы противоположностей» и «перехода количественных изменений в качественные», который совершается через «скачок» как переход явления (или общества) в новое состояние и устранение предшествующего качества. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды — от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. На определенном этапе такой характер принимал переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов, от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критике религии и расправам со священниками, от культурной изоляции к интенсивному подражанию западным образцам, от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположным моделям политической и культурной жизни и т.д. Как инверсионное движение социокультурной системы зачастую предстает революция, означающая радикальное переворачивание как социальных отношений, так и доминирующего в обществе типа ценностей. Мировоззренческим обоснованием этого процесса стало учение о «социальной и культурной революции», в процессе которой предполагается создание нового общественного строя и нового типа духовного производства. В этом строе «уничтожается духовное господство» и «монополия» свергнутого класса и утверждается ведущая роль нового революционного класса. Такой характер носила во многом социалистическая революция в России, радикально изменившая характер культурной жизни общества на несколько десятилетий. Сходные процессы происходили и во многих странах, принявших социалистическую ориентацию. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению — или реставрации — прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной структуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной. Западноевропейский Ренессанс привел к восстановлению достижений античной языческой культуры, культивированию тех витальных и эстетических ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние. За революцией неизменно следует реставрация, частично восстанавливающая прежние компоненты социокультурного достояния, ощущаемые как необходимые. 8. Обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни обычно определяется как возрождение. Эпоха европейского Возрождения получает постоянно высокий статус в большинстве работ по истории мировой культуры. Можно считать устоявшимся и широко распространенным суждение об этой эпохе как о «величайшем перевороте» в развитии мировой культуры, с которого и начинается переход к гуманистической культуре, в центре которой стоит человек, несущий в себе способность к самостоятельной, разумной и целеустремленной деятельности, направленной на осуществление идеалов красоты, гармонии и всестороннего развития своих сил. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 151 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 152 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru Основные достижения Возрождения были реализованы прежде всего в художественной культуре, а также в философии. В духовном плане Возрождение принесло с собой раскрепощение сознания от богословско-схоластического образа мышления и раскрыло перед человеческим разумом возможность познания реального мира, который доселе присутствовал лишь как низменная дей-ствительность, несоизмеримая с божественным началом. В живописи, скульптуре, литературе, архитектуре и музыке получило воплощение культивирование гармонической индивидуальности и чувственности, воплощением которой может служить и человеческое тело, и природа, и произведения человеческих рук. Однако уже в рамках самой ренессансной культуры в полной мере проявилось осознание противоречий, возникающих в силу индивидуализма, приводящего к разгулу своеволия и гедонизма, к бесцельному расточительству человеческих сил и средств. Одним из проявлений высокого Возрождения считаются трагедии Шекспира, который показал на изломе этой эпохи, как индивидуализм обнаруживает свою недостаточность и свою собственную обреченность, чреватую безысходным трагизмом. Вот как пишет об этом А.Ф. Лосев в книге «Эстетика Возрождения», в получившей большую известность главе «Обратная сторона титанизма»: «Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей... Здесь сказался стихийный индивидуализм эпохи, эта уже обнаженная от всяких теорий человеческая личность, в основе своей аморальная, но зато в своем бесконечном самоутверждении и в своей ничем не сдерживаемой стихийности любых страстей, любых аффектов и любых капризов доходившая до какого-то самолюбования и до какой-то дикой и звериной эстетики»*. А.Ф. Лосев приводит множество фактов и имен, свидетельств страстей и по-роков и совершенно беззастенчивых преступлений, выявляющих антитезу тому образу возвышенного гуманизма и эстетизма, с которым обычно связывают период Ренессанса. В самой Италии широкое недовольство разладом в обществе содействовало большому успеху Савонаролы, настоятеля монастыря и проповедника, беспощадно обличавшего язвы аристок-ратической и клерикальной верхушки. Но его противники, возглавляемые развращенным и преступным папой Александром VI (из семейства Борджиа), добились его ареста, после жестоких пыток он был повешен, а затем сожжен в 1498 г. «Это было символом назревающей и уже назревшей гибели всего возрожденческого понимания человеческих идеалов. Титанизм превращается здесь в зверство и самую гнусную кастовую или лично-кастовую обособленность; высокое и благородное понимание человеческого самоутверждения переходит в малую, но кровавую склоку, месть и интригу в борьбе за ничтожную, но злую и беспощадно жестокую самозащиту и самообслугу», — отмечает А.Ф. Лосев. В художественном плане Ренессанс в XVI в. вырождается в маньеризм, как подражание прежним чтимым образцам, но уже лишенное былой творческой силы. Ренессансные тенденции не были преданы забвению и постоянно питали существенную часть высокой художественной культуры Запада и тех стран, где эта культура принималась за воплощение эстетических идеалов. Однако противоречия и ограничен- * Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1989. - С. 121. ность культуры этого направления привели к последующей острой реакции и обращению к религиозным принципам устроения общества. Во многих странах Запада и Востока возвращение к ранним образцам самобытной культуры принимало скорее консервативный характер и было связано с принципами религиозного фундаментализма. 9. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние возникает в результате изменения прежнего достояния под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, создающему достаточно целостный органичный синтез. Проявлением трансформации обычно становится реформация религии или формирование национальной культуры. Почти каждое общество в той или иной степени проходит через религиоз-ную перестройку и процесс формирования нации, сопровождающиеся интенсивным утверждением обновленной культуры, сохраняющей преемственность с предшествующим достоянием. Хотя идеологическим оправданием такого рода процессов большей частью является обращение к первоначальным заветам или историческим корням, новое состояние общества сильно отличается от того, что ему предшествовало, придает ему динамичный и обновленный облик.
|