Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный механизм коммунитарных связей
Как мы видели в главе III, в доиндустриальных структурах производство основано на преобладании живого труда над накопленным, естественных факторов над преобразованным трудом, социальной кооперации труда над материальными предпосылками. На этой стадии общество еще в сильной степени зависит от природы и от адаптированности человека к окружающей среде. И процесс труда, и сам образ жизни населения здесь во многом определяются географическими и климатическими условиями, зависят от устоявшихся в прошлом социальных отношений. Поэтому в традиционном обществе тип социальности принципиально отличен от тех рыночных отношений, которые утверждаются при капитализме. Доиндустриальная социальность основана на отношениях, которые в социологической литературе называют межличностными, коммунитарными, коммунократическими, коммуналистскими, солидаристскими. Каковы же основные характеристики этого типа социальности и связанных с ним культурных регулятивных систем? В коммунократических отношениях роль индивидуального начала ослаблена. Индивид так или иначе соотносит себя с коллективами разного типа и уровня — род, семья, племя, община, каста, сословие, этнос, секта, религиозная общность, клан, этнос и т.д. В собственно капиталистических отношениях индивид освобожден от всех форм личной зависимости. Он связан с другими людьми прежде всего через товарно-денежные отношения, в которых место индивида фиксируется его положением в системе разделения труда, а здесь важнейшее значение имеет наличие частной собственности или же работы, имеющей финансовое измерение. Иное положение в доиндустриальной социальной среде. Исследования азиатских или африканских обществ в прошлом и настоящем показывают, что коммунократические связи обеспечивают не только жизнеобеспечение своих членов, но и их социализацию. Социально-экономической базой этих обществ выступает система распределения, осуществляемого помимо товарно-денежных отношений, а в соответствии со сложившейся системой межличностных отношений. Поэтому индивид остается включенным в ту структуру, от которой зависит само его существование и продолжение рода. Это не обязательно подразумевает конформизм в поведении, образе жизни и мышлении. Однако верность своему коллективу, роду, этносу индивид обязан соблюдать, чтобы «не утратить корней» и «не стать отщепенцем». И в настоящее время сфера распространения описанных выше солидаристских отношений в обществах, не подвергшихся полноценному обуржуазиванию, весьма значительна. Они поддержи-ваются не только в рамках нетоварного хозяйства, в которое в ряде стран вовлечено до трех четвертей населения, прежде всего деревенского. Они сохраняются и в мелкотоварном производстве, хотя связь с рынком приводит к их деформации. Эти отношения доминируют в деревне, но во многом влияют и на значительные группы городского населения, сказываются и на отношениях между городом и деревней. Не подчиняется товарно-денежным факторам и значительная часть наемного труда, который часто связан с докапиталистическими отношениями и предназначен не для производства прибавочной стоимости, а для удовлетворения непроизводственных потребностей — разных для разных классов. Именно с такого рода наймом, в частности, связана громадная сфера услуг, поглощающая в слаборазвитых странах больше рабочих рук, чем материальное производство. На обращении товара в традиционных обществах сильнейшим образом сказываются формы распределения и нормы межличностных отношений, деформирующих трудовую и потребительную стоимость. Поэтому товар в его трудовой стоимости воспринимается как «непроницаемый» для общественного, «человеческого» интереса. Товар оценивается с точки зрения прежде всего удовлетворения конкретных потребностей или престижных соображений, рационально несоизмеримых с затратами. Так, если одежда служит для идентификации или для удовлетворения своего статуса, то на нее не скупятся. Для сдерживания той или иной потребности и сохранения статусной иерархии на пользование вещью налагаются кастовые запреты или религиозные ограничения. Обмен продуктами в доиндустриальных социальных структурах нередко обставляется как обмен разного рода взаимными услугами, хотя бы и сугубо неравноценными. Продукт не столько продается, сколько перераспределяется, в том числе меняется на отношение — распределяется в форме подарка, пожалования, выкупа, приданого, привилегии, награды и т.д. Положение не меняется принципиально, если продукт замещается деньгами, которые еще не превратились в капитал. Торговля в этих условиях привязана к выполнению не только собственно экономических, но и социально-культурных функций. Так, восточный базар как средоточие торговли служит также центром непосредственных личных контактов и взаимодействий, всеобщего сбора, на котором покупка представляется как услуга и сама стоимость товара резко колеблется в зависимости от чисто Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 173 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 174 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru субъективных факторов. Здесь же происходит интенсивный обмен информацией и культурными ценностями. Недаром базар, где развертываются важные события человеческих судеб, — излюб-ленное место действия средневековых и современных новелл. Для общества этого типа весьма характерным является наследственный профессионализм, т.е. передача по наследству как умений и знаний, связанных с тем или иным видом деятельности, так и места в системе производственных отношений. Каждый индивид включался в уже готовую ячейку с предопределенным видом занятий, нормами поведения и продолжал дело дедов и прадедов. Разумеется, речь идет о преемственности по мужской линии, девочки, естественно, перенимали функциональные роли и ценности своих матерей. Зачастую профессия была привязана и к этнической принадлежности. Ярким проявлением такой прочной привязанности индивида к наследственной профессии может служить индийская кастовая система, в которой именно про-фессиональный фактор привязывает индивида к линии своего рождения. Таким образом, исходные факторы формирования традиционных структур заключаются не только в солидарности (в значительной степени, как мы видели, принудительной) внутри групп, но и в конфликтности, присущей отношениям между группами. Это положение иллюстрирует арабская поговорка: «Я против моего брата, я и мой брат против двоюродного брата, мы с братом и с двоюродным братом против чужаков». Солидарность большей частью охватывает лишь «своих», отстраняя чужих — другой клан, поселение, общину, касту, иноверцев и т.д. Но и среди «своих» существуют многочисленные градации «высших» и «низших»: старожилы и пришлые, мужчины и женщины, земельные и безземельные и т.д. Сложная, многоступенчатая и целостная система такой регуляции была разработана в кастовой системе индуизма, прежде всего на основе критериев «чистоты» и «нечистоты», как искусственных, но сакрализованных норм отношений между пред-ставителями разных кастовых групп. Этнические, кастовые, религиозные и прочие барьеры отражают конкурентную борьбу за более выгодные условия обладания или пользования землей, доступ к продукту. Менее привилегированными группами эта борьба ведется за право пользования землей, колодцем, храмом, кредитом и т.д.
|