Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расцвет сословно-представительной монархии. Высшие государственные органы в XVII в.






 

Расцвет сословно-представительной монархии в первой половине XVII в. Утверждение новой династии в России совпало с восстановлением сословно-представительной монархии. Михаил Федорович Романов был избран царем в шестнадцатилетнем возрасте. Молодому и неопытному государю требовалась поддержка. Поначалу решающую роль в государственном управлении играли мать царя — великая старица Марфа и его родственники по материнской линии — бояре Салтыковы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Филарет (Федор Никитич Романов). В Москве он был провозглашен патриархом Московским и всея Руси. Фактически он стал соправителем Михаила.

В первые годы своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно: 1613— 1615 гг., 1616—1619 гг., 1620—1622 гг. Один состав собора проводил, как правило, несколько достаточно продолжительных «сессий». К этому времени устанавливается определенный порядок выборов на Земский собор представителей от сословий. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и уездов. Затем составлялись сословные выборные списки. Выборные получали «наказы» от избирателей. Число выборных не было фиксированным, но дворянские и посадские депутаты составляли большинство среди участников соборов. Земские соборы занимались законодательством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами. В 20-х гг. XVII в. государственная власть несколько окрепла и Земские соборы стали созываться реже. В 1630-х гг. они обсуждали главным образом внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.

Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой. Последняя по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Михаил Федорович регулярно советовался с ней. Однако состав Боярской думы претерпел значительные изменения. Она пополнилась родственниками и приближенными царя, в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря различным заслугам; особенно резко выросло число думных дьяков. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д.

Самодержавие во второй половине XVII в. Во второй половине XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать. В правление Алексея Михайловича (1645—1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны — постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и без­раздельно принадлежит монарху. Власть достигает высшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь. В России абсолютная монархия окончательно складывается в ходе петровских преобразований. Однако уже с середины XVII в. отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти монарха.

В январе 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное Уложение. Этот законодательный акт состоял из 25 глав и 967 статей. Главное внимание в нем уделялось судопроизводству и уголовному праву. Во второй главе Уложения «О государственной чести и как его государьское здоровье оберегать» предусматривалась смертная казнь даже за преступный умысел против персоны монарха. Помимо попытки определить статус монарха Соборное Уложение регламентировало также положение различных сословий в государстве, порядок несения службы, вопросы государственного управления в центре и на местах. Тем самым был сделан важный шаг в направлении к абсолютизму.

Во второй половине XVII в. перестают созываться Земские соборы. Последний Земский собор полного состава состоялся в 1653 г. Впоследствии цари ограничивались проведением государственных совещаний с представителями отдельных сословий по различным вопросам. В исторической литературе их иногда также называют Земскими соборами. Но с 80-х гг. XVII в. и эти урезанные Земские соборы тоже перестают созываться. Таким образом, отмирает важнейший сословно-представительный орган Российского государства.

В конце XVII в. изменяется положение и Боярской думы. К этому времени боярской она была только по названию. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы только 28 принадлежали к старым боярским родам. Остальные же были выходцами из дворян или представителями других сословий. Из постоянно действующего государственного органа, каковым она являлась в первой половине и середине XVII в., Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение. Фактически ее место заняла так называемая Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц.

После принятия Соборного Уложения в законодательной практике Российского государства появились именные указы, т. е. правовые акты, изданные от имени монарха и без участия Боярской думы. Из 618 указов Алексея Михайловича 588 являлись именными. И хотя они, в отличие от приговоров Боярской думы, носили второстепенный характер: служебные назначения, указы воеводам и т.д., сам факт их наличия свидетельствовал об укреплении самодержавного начала в государственном управлении.

В 1682 г., в правление Федора Алексеевича, было ликвидировано местничество. Эта мера была осуществлена в интересах среднего дворянства, не довольного тем, что члены знатных родов начинали службу, минуя низшие должности. Отмене местничества предшествовала подготовительная работа специальной комиссии, возглавлявшейся В. В. Голицыным. Она предложила расписать служилых людей, включая бояр, по полкам на командные должности, «чтобы были меж собою без мест». Царь и патриарх, согласившись с предложениями комиссии, выступили с речами перед боярством и представителями других сословий о вреде местничества. 16 января 1682 г. его упразднили как в военной, так и в гражданской службе. Чтобы пересечь возможные в будущем попытки возродить местнические порядки, было решено сжечь разрядные книги, содержащие сведения о службе боярских родов. Отмена местничества нанесла сильный удар по позиции боярско-княжеской аристократии в государственном управлении.

Особую актуальность во второй половине XVII в. приобрел вопрос о взаимоотношении государства и церкви. В 1652 г. патриархом Московским и всея Руси избирается Никон. Властный и энергичный, мечтавший о превращении русской церкви в центр мирового православия, он весной 1653 г. приступает к церковным реформам. В целях укрепления церковно-политических связей с южнославянскими землями Никон решил унифицировать обряды и исправить богослужебные книги по греческим образцам. Реформы Никона были поддержаны государственной властью, но привели к расколу в Русской православной церкви на официальную и старообрядческую.

Постепенно Никон стал затмевать самого царя. Он утверждал, что «священство» выше «царства». В его титуле появились слова «великий государь». Теократические замашки патриарха привели к конфликту с царем. В 1658 г. Никон демонстративно покинул Москву, заявив, что не желает быть патриархом в Москве, а будет только патриархом Руси, и поселился в своей подмосковной резиденции в Новоиерусалимском монастыре. В 1666 г. церковный Собор, проходивший с участием восточных патриархов, одобрив церковные нововведения Никона, принял решение о его смещении с патриаршего престола. Падение Никона положило начало процессу подчинения церкви государству.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал