Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место истории в системе гуманитарных наук.






История – является одной из древнейших наук, ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень высоко ценили историю и называли ее «magistra vitae», т.е. наставница жизни.
Покровительницей истории в Древней Греции была муза Клио, которую изображали со свитком и грифельной палочкой в руках как символ того, что ничто не должно бесследно исчезнуть.
Римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) отмечал, что первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.
Термин «история» заимствован из греческого языка и в переводе на русский язык означает «исследование», «повествование», «сообщение» о том, что исследовано, выяснено, узнано.
Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.
История выполняет несколько функций: познавательную или интеллектуально-развивающую, мировоззренческую, практически-политическую и воспитательную.
Познавательная функция – это изучение истории развития человеческого общества, теоретическое обобщение фактов и событий, а также выявление главных тенденций истории и особенностей развития мировых цивилизаций, которые нашли отражение в исторических источниках.
Мировоззренческая функция состоит в том, чтобы при изучении истории видеть общество в развитии, при этом оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития. Мировоззрение может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность, то есть на исторические факты.
Практически-политическая функция – заключается в выработке научно-обоснованного политического курса, в том, чтобы избегать субъективных решений выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития человеческого общества.
Воспитательная функция способствует формированию гражданских и патриотических качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.
Существуют две точки зрения по вопросу о том, что лежит в основе реального исторического процесса, а также что или кто определяет ход его развития. Первая точка зрения состоит в том, что история человеческого общества – это естественноисторический процесс, в котором в результате классовой борьбы происходит смена общественно-исторических формаций и способов производства. В данном случае в основе исторического развития лежат материальные, экономические факторы. Основанием для данной концепции служат работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Другое течение – так называемое новоисторическое, представлено школой «анналов», по названию французского исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» (1929 г.), основателями которого являлись историки Ф. Бродель, Л. Февр. Они выдвигали на первый план фактор «среды», т. е. исторического времени и считали, что социальное поведение людей лишь отчасти диктуется их материальными интересами и социальным положением. В огромной степени оно определяется религиозным, этническим менталитетом, уровнем образования, полом, возрастом.
История как наука имеет свои методы и источники изучения. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Методология истории

подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни.
Первоначально производится упорядоченное изложение фактов для того, чтобы вызвать представление о происходящем. При этом исторический материал излагается в хронологической последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод). Кроме этих в истории используются методы синтеза, анализа, генетический, сравнительно-исторический, метод исторических параллелей и другие.
Носителями информации о прошлом являются исторические источники, к которым относятся все остатки прошлой жизни и свидетельства о прошлом. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотофонодокументы. К письменным источникам относятся летописи, законодательные акты, древние надписи на камне, металле, керамике, граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, мемуары, дневники, документы текущего делопроизводства, печатные материалы и др. Орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения относятся к вещественным памятникам. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. Фольклорные материалы – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д. Лингвистические памятники – географические названия, личные имена и т. д. Кинофотофонодокументы – это фотографии, кинохроника, видео и звукозаписи.
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет наиболее объективно, достоверно и полно воссоздать исторический процесс.
Научные исследования, т. е. историческую литературу в области истории называют историографией. Слово «историография» происходит от греческого – «история», т. е. разведывание, исследование прошлого и «графо» т, е. пишу.
Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Понятие «периодизация» означает условное деление исторического процесса на хронологические периоды соответственно их отличительным особенностям.
Учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. В одном случае в качестве критерия выступает географический фактор, в другом – духовный, в третьем – материальный и т.д. Наиболее известными и распространёнными вариантами периодизации являются цивилизационный и формационный.
Сущность формационного подхода к периодизации, который разработан К. Марксом и состоит в том, что человеческое общество в своём развитии проходит ряд стадий, т. е. формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Эта периодизация включает такие понятия как производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе – конфликт между производительными силами и производственными отношениями. В последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.
Цивилизационный подход рассматривает общественно-историческое развитие человечества как смену культурно-исторических комплексов. Он основан на аналогии событий, имевших место в тех или иных цивилизациях в то или иное время. Главным критерием здесь является общность черт в политике, духовной, бытовой, материальной

культуре, общественном сознании, религии, менталитете. Термин «цивилизация» происходит от латинского корня «civil» – государственный, городской, гражданский. Существует более ста определений «цивилизации». Одно из них формулируется следующим образом: цивилизация – это этап в развитии человечества, характеризующийся общими чертами в политике, духовной, бытовой жизни, культуре, общественном сознании.
Виднейшими представителями цивилизационного подхода в зарубежной историографии были немецкий философ и историк О. Шпенглер, английский историк и социолог А. Тойнби, французские историки Ф. Бродель, М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф, а в российской исторической науке – Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Сорокин.
А. Тойнби в качестве основного критерия периодизации определил религии, выделив 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга. По его утверждению каждая цивилизация в своём развитии проходит четыре стадии: генезис, рост, надлом, распад.
Американский социолог У. Ростоу разработал теорию стадий экономического роста, разбив всю историю на пять стадий: традиционное общество, переходное, стадия подъёма, стадия зрелости и стадия массового потребления.
О. Шпенглер использовал культурологический подход к периодизации. По его мнению, каждая культура появляется на определённом этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская.
Н. Я. Данилевский выделил такие самобытные культуры, как египетская, индийская, вавилонская, иранская, римская, китайская, германо-романская, еврейская, греческая и т. д. По его мнению, каждый культурно-исторический тип характеризуется: одним отдельным или группой родственных языков; политической независимостью; неповторимостью своих цивилизационных начал; разнообразием входящих в него этнографических элементов; определенной силой для самореализации и практического осуществления своего общественного благоустройства.
Таким образом, оба подхода – формационный и цивилизационный – рассматривают историческое развитие человеческого общества под разными углами зрения, с разных сторон. В настоящее время большинство отечественных историков придерживаются следующей устоявшейся в историографии периодизации: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.


2)Древняя Русь (IX – середина XII вв.)

При подготовке этого вопроса следует выделить три основных периода истории Киевской Руси: 1. IX – конец X в. – формирование государства во время правления первых русских князей Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава; 2. Конец X - первая половина XI вв. - время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром; 3. Вторая половина XI – начало XII в. – складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности в период правления Ярославичей и Владимира Мономаха.
Основным источником по истории Древней Руси является «Повесть временных лет». В 882 г. новгородский князь Олег хитростью захватил Киев, затем подчинил древлян, северян и радимичей. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве.
Особое внимание следует обратить на объяснение норманнской теории от её зарождения до современных оценок. В IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Эти процессы до сих пор вызывают споры историков, породившие две теории: норманнскую и естественную. Первая появилась в XVIII в. по инициативе немецких ученых Г. Байера, Г. Миллера и А. Шлецера, находившихся на службе в России. Суть ее заключается в том, что славяне в IX-X вв. считались, по выражению летописи, «живущими звериньским образом», а основу славянской государственности положили скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Основой концепции несамостоятельности происхождения древнерусского государства послужил факт из летописи «Повесть временных лет», о том, что в 862 г. славяне для прекращения междуусобиц обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володети нами».
Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет», он сделал вывод о том, что первым славянским князем был Кий, который жил с братьями и сестрой в Киеве. Аналогичных взглядов придерживался и академик Б. А. Рыбаков, который утверждал, что в начале IX в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.
Анализируя легенду о призвании варягов ильменскими словенами, племенами чудь, меря и др., некоторые историки на основании сделанного Нестором перевода имен скандинавских князей, считают, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древненорвежского языка слова «синеус и трувор» означают «с домом и дружиной»). Но ряд исследователей признают, что в основе легенды лежит исторический факт вокняжения в Новгороде скандинава, который положил начало династии Рюриковичей, и которая вскоре ассимилировалась с местным населением. Возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания.
При ответе необходимо сказать о существовании различных точек зрения учёных в оценке типа древнерусского государства. Некоторые историки (Б. Д. Греков, А. Б. Рыбаков) считают, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Другую точку зрения высказал И. Ф. Фроянов, который считал, что князь в Киевской Руси не был подлинным государем, а большую роль в это время играло вече, которое, существовало во всех землях. Поэтому в конце IX в., по его мнению, образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый полянами восточнославянский племенной союз.
Ко времени распада родоплеменных союзов в VI-IX вв. и создания предпосылок образования государства, относится возникновение боярства. По мнению большинства ученых, в X-XI вв. боярство разделилось на два слоя: княжеских бояр – «княжих мужей» и так называемых земских бояр («старцы градские»), которые были потомками родоплеменной знати. Бояре были подданными князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю и являлись полными господами в своих вотчинах.
Большую часть населения Киевской Руси составляли свободные общинники. Община у славян называлась вервью и в X-XI вв. она была уже не родовой, а соседской.
В Киевской Руси существовало несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь находились практически на положении рабов; закупы – люди, располагавшие собственным хозяйством и отрабатывавшие долг – «купу», имевшие право после его выплаты освободиться от зависимости; рядовичи – люди, работавшие по «ряду» – договору; смерды.
Ответ студента должен содержать рассказ о занятиях, укладе жизни и вероисповедании восточных славян. Необходимо также дать краткую характеристику киевским князьям и событиям, которые с ними связаны.
Князь Олег (882-912), объединивший Новгород и Киев, неоднократно и успешно воевал с Византией. Сохранился договор 911 г., явившийся результатом его походов, в котором русским купцам предоставлялся «режим наибольшего благоприятствования», а Русь признавалась полноправным союзником Византии.

Преемником Олега стал князь Игорь (912-945), сын Рюрика. В это время начали свои нападения на Русскую землю новые пришельцы из Азии – печенеги, кочевавшие в южнорусских степях. Игорь предпринял два похода на Византию. В 941 г. его войско погромило и пограбило берега Малой Азии, но потом русская флотилия потерпела жестокое поражение от греков, которые сожгли и утопили множество русских лодок. В 944 г. был восстановлен мир с греками, а в 945 г. заключен мирный договор «на все лета».
В 945 г. Игорь был убит древлянами во время сбора дани. Походы за данью – полюдье – имели важное экономическое значение и длились до полугода. Кроме того они являлись и важной политической акцией, поскольку сбор дани с подвластных племен был еще и принесением ими своеобразной присяги на верность киевскому князю.
В 945 г. дружина заставила Игоря вторично вернуться за данью в земли древлян. Древляне, узнав, что Игорь снова возвращается, подумали с князем Малом: «Если повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его». Так Игорь вместе с дружинниками был убит древлянами.
Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за убийство мужа, убив их послов и уничтожив столицу древлян Искоростень. Она же отменила полюдье, установила твердый размер дани – уроки, сроки ее сдачи и места сбора – погосты. Во время посещения Царьграда она первая на Руси крестилась там в православную веру.
Святослав (957-972) много времени проводил в походах, уделяя внимание внешним делам. Решив начать войну, он посылал в разные страны, к разным народам с объявлением: «Хочу на вас идти…» Святослав предпринял ряд удачных походов на восток, захватил и разграбил столицу волжских болгар г. Булгар, в 967 г. двинулся на Дунай, победил болгар, завоевал Болгарию и решил остаться там навсегда и сделать город Переяславец на Дунае своей столицей.
Во время отсутствия Святослава новые враги с юга – печенеги – вторглись в русские пределы и угрожали Киеву. Святослав погиб в бою с печенегами, подкупленными византийским императором Иоанном Цимисхием, который решил расправиться с неудобным для него князем. После его смерти между Святославичами разгорелась борьба за киевский престол. Наиболее успешно в этой борьбе действовал Владимир (980-1015), который захватил Киев.
В его княжение в 988 г. Русь совершила один из самых значительных выборов в своей истории – приняла православие. ^ Студенту необходимо объяснить причины этого шага, которые носили как политический, так и эстетический характер.
После смерти Владимира между его детьми вспыхнула рознь. Старший сын Святополк, прозванный за свои преступления Окаянным, убил братьев Бориса и Глеба. Ярослав, княживший до этого в Новгороде, победил Святополка и занял киевский престол в 1019 г. Он получивший прозвище Мудрый.
С именем Ярослава Мудрого (1019-1054) связано издание первого варианта «Русской Правды» – кодекса русских законов. Он продолжил борьбу за единство земель, входивших в состав Русского государства, предпринял ряд военных экспедиций против соседних земель и народов. В 1030 г. совершил успешный поход в землю прибалтийской «чуди» и основал город Юрьев, удачной борьбой с поляками предотвратил военную угрозу Киеву с запада. В 1043 г. состоялся последний поход русского войска в Византию, во главе которого стоял сын Ярослава, Владимир. Но поход закончился полной неудачей.
Борьба Ярослава с печенегами завершилась успехом. Он нанес им поражение в битве под Киевом в 1036 г.
Студент должен в своём ответе проиллюстрировать примерами, почему на время правления Ярослава Мудрого приходится наибольший расцвет Древнерусского государства.

Политическое единство Киевской Руси окончилось со смертью Ярослава Мудрого. В XI-XII вв. образовалось около десяти отдельных земель и княжеств – Киевское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое, Чернигово-Северское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Новгородская земля и других.
В XII в. борьба за киевский престол велась между двумя княжескими линиями: киевскими и переяславскими Мономаховичами – потомками Владимира Всеволодовича Мономаха – и черниговскими Ольговичами – потомками Олега Святославича.
Во время восстания киевляне пригласили к себе на княжение Владимира Мономаха, несмотря на то, что он был потомком младшей линии Ярославичей.
В своей политике Владимир (1113-1125) стремился к созданию союза князей под главенством великого князя киевского для совместной защиты Русской земли от внешних врагов. При нем затихли междоусобицы и народные волнения. Владимир Мономах оставил своим потомкам в назидание «Поучение». Ему на киевском престоле наследовал его старший сын Мстислав Владимирович (1125-1132), который был последним князем единого государства Киевская Русь.

Основные персоналии:

Рюрик
Олег
Игорь
Ольга
Ярослав Мудрый
Владимир I
Владимир Мономах

Основные даты:
862 г. – призвание Рюрика в Новгород.
882 г. – объединение Новгорода и Киева, образование древнерусского государства киевская Русь
882-912 гг. -- правление князя Олега
912-945 гг. правление князя Игоря
945 г. – убийство князя Игоря древлянами во время сбора дани
957-972 гг. – правление Святослава
980-1015 гг. – правление Владимира
988 г. – принятие православия на Руси
1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого
1036 г. – разгром печенегов Ярославом Мудрым под Киевом
1043 г. – последний поход русского войска в Византию
1113-1125 гг. – правление Владимир. Мономаха
1125-1132 гг. – правление Мстислава Владимировича

 

3)Образование новых государственных центров на территории Руси в период феодальной раздробленности (середина XII – XIV вв.)

Последний период существования Киевской Руси сопровождался серьезными изменениями в социально-экономической и политической сферах, приведшими к её политическому распаду. Прежде всего, к нему вело усиление отдельных городов и земель: Чернигова, Переяславля, Смоленска, Владимира-Волынского, Ростова, Суздаля и др. Отдельные регионы Киевской Руси обосабливались, превращаясь в самостоятельные экономические единицы. В то же время снижалось экономическое значение Киева и окружавшей его земли. Регион пустел, население, спасаясь от половецких набегов и княжеских усобиц, мигрировало в основном на юго-запад и северо-восток. Князья по-прежнему вели борьбу за киевский престол, но уже, скорее, в силу инерции или традиции. Завоевав его, они сохраняли за собой свои прежние владения и предпочитали постоянно проживать в них, а не в Киеве. Рассказывая об этом, студенту необходимо иметь представление о феодальной раздробленности как объективном процессе, характерном не только для Руси, но и для всех стран Европы и Азии.
Внешним проявлением процесса политического распада становятся участившиеся княжеские усобицы, которые становятся важнейшим фактором политической жизни Киевской Руси. Одной из причин усобиц была сложная и запутанная система наследования княжеских престолов, т.н. «лествическое восхождение», когда престол переходил к старшему в роде мужчине. (Старшинство определялось не возрастом, а генеалогическим положением претендента. Так, дядя мог быть моложе племянника, но формально считался старшим). Наследниками престола часто становились не сыновья умершего князя, а его братья и их старшие сыновья. Усобицы между князьями становятся особенно частыми и жестокими со второй половины XI века. Результатом было разорение русских земель, ослабление Руси перед лицом половецкой опасности – начиная с 1061 г. половцы постоянно совершали набеги на русские земли, нанося им огромный урон. Кроме того, князья часто использовали половцев в борьбе друг с другом. Здесь будет уместно рассказать о замечательном памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве»
Против процесса распада древнерусского государства пытался бороться Владимир Мономах. По его инициативе в 1097 г. в Любече собрались наиболее влиятельные русские князья для обсуждения вопроса о том, как сохранить единство Руси и объединить её для борьбы с половцами. Решение съезда «Каждый да держит вотчину свою» было направлено на прекращение раздиравших и ослаблявших Русь усобиц.
Часто дата смерти Мстислава Великого – 1132 год – рассматривается как точка отсчета длительного периода политической раздробленности Руси, продолжавшейся почти три с половиной столетия. Однако, распавшись, Русь не исчезла с лица земли. Она продолжила своё существование в виде земель и княжеств, число которых доходило до пятидесяти к концу XII в. Вместе с тем связи между русскими землями не исчезли. Не было утрачено и сознание единства русской земли. Эти связи, прежде всего, поддерживались церковной организацией, глава которой носил титул митрополита Киевского и «всея Руси». Кроме того, удельные княжества продолжали жить по нормам «Русской Правды», сохраняя единый язык и веру.
В обособившихся княжествах успешнее, чем прежде, развивались ремесла, строительное дело. Складывались новые центры летописания. Культура Руси стала богаче и разнообразнее.
Произошел не распад Древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя его власть была скорее номинальной. Отношения между князьями регулировались существовавшим тогда обычным правом и заключавшимися между ними соглашениями. Целью усобиц было укрепление своего княжества и расширение его границ за счет соседей.
Количество княжеств постоянно менялось, т. к. каждое из них в ходе семейных разделов распадалось на новые. С другой стороны, встречались и случаи, когда соседние княжества объединялись. Поэтому можно перечислить лишь главные из княжеств и земель: Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское (объединившиеся впоследствии в Галицко-Волынское), Ростово-Суздальское (впоследствии – Владимиро-Суздальское) княжества, Новгородская и Псковская земли. Выделение отдельных княжеств из состава Киевского государства сопровождалось быстрым развитием их экономики, культурным подъёмом и активной внешней политикой. Таким образом, политическая раздробленность Древнерусского государства способствовала дальнейшему развитию русских земель. Отдельные регионы Руси становились экономически и политически менее зависимыми от Киева и самостоятельно прокладывали свой дальнейший путь. Их последующее развитие могло принять различные направления, о чем свидетельствует история Новгородской боярской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.

Новгородская боярская республика существовала с 1136 по 1478 гг. Она занимала огромную территорию, простиравшуюся от Балтийского моря до Уральских гор, от Белого моря и берегов Северного Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки, на которой находились города Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Орешек и др. В XII-XIII вв. в состав Новгородской республики входил Псков, где затем возникла своя феодальная республика, существовавшая с 1348 по 1510 гг.
Господин Великий Новгород (как он сам себя называл) с древних времен являлся благодаря своему географическому положению основным торговым центром Руси. Он располагался в начале речного пути «из варяг в греки» и торговал с Киевом и Византией, с Волжской Булгарией, с Балтией и Скандинавией. С Запада в Новгород привозили соль, вина, сукна, украшения, предметы роскоши, цветные и драгоценные металлы для ремесленного производства. Из Новгородской земли в Европу везли пушнину, воск и мед, моржовую кость и кожи. Сила Новгорода определялась его богатством, которое приносила торговля. Здесь уже в 1044 г. были построены каменные укрепления городской крепости (детинца). Великий Новгород имел свои святыни – собор Святой Софии, возведённый в середине XI в., соперник киевского храма, Юрьев и Антониев монастыри.
Высокой для средневековья была степень грамотности новгородцев. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, которые в изобилии находят археологи: долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам и приглашения на похороны, челобитные грамоты и завещания, любовные письма и даже стихи.
Высшим новгородским сословием было боярство. Оно, в отличие от боярства других земель, было кастовым, т.е. боярином здесь можно было только родиться. Именно боярские вотчины – промысловые земли, леса, рыбные угодья – давали основную торговую продукцию. Наряду с боярами (мужами, большими людьми) существовал обширный слой менее привилегированных землевладельцев, которых в XII-XIII вв. называли меньшие, а с XIV в. – житьи люди. Основное население Новгорода составляли черные люди – ремесленники: ткачи, литейщики, кожевники, ювелиры, стеклодувы, гончары, сапожники, оружейники и др. Особую роль в Новгороде играли купцы, которые, по мнению исследователей, выступали как торговые агенты бояр.
До 1136 г. Новгород находился под властью великого киевского князя и считался вторым после Киева. Новгородский князь был первым претендентом на киевский престол. Великий князь Ярослав в знак благодарности новгородским жителям, оказавшим ему помощь в борьбе за киевский престол, разделил город на две части, одной из которых он правил сам, а другую отдал в правление боярам. В 1136 г. они в знак неповиновения выбрали своих посадника и тысяцкого, управлявших народным ополчением и «сотнями». Бояре использовали свое право приглашать или отвергать потенциальных князей, заключая с каждым из них своеобразный договор, согласно которому князь исполнял определенные военные обязанности и получал годовой доход. В отличие от других княжеств Новгород управлялся не какой-то одной династией, а приглашал представителей разных, иногда воюющих между собой княжеских семей.
Особую роль в истории Новгородской республики играло вече – народное собрание. Участниками веча были все свободные горожане, которые решали вопросы мира и войны, приглашали и изгоняли князей, выбирали посадников и их помощников – тысяцких, а также церковного главу – архиепископа. Как показали последние исследования, в деятельности веча участвовали не все горожане, а лишь 400-500 самых знатных и богатых горожан, прежде всего бояр – владельцев городских усадеб.
Вся полнота власти в периоды между вечевыми сходками сосредоточивалась в руках новгородских посадника и архиепископа. Посадник избирался ежегодно из довольно узкого круга влиятельных боярских семей. Он вместе с князем руководил военными походами, участвовал в дипломатических переговорах, заключал соглашения с князем и др. Тысяцкий представлял на вече интересы незнатных слоев населения города. Первоначально историки считали новгородского тысяцкого главой ополчения, однако позже было выяснено, что тысяцкие занимались в основном сбором налогов, а также торговым управлением и торговым судом. Таким образом, в Новгороде (а позднее – и во Пскове) сложилась уникальная форма правления: боярская (аристократическая) республика.
История Новгородской республики была полна внутренних социальных потрясений и многочисленных столкновений с внешними врагами. За время существования республики в ней произошло около 80 крупных выступлений горожан. С середины XII до середины XV вв. Новгород 26 раз воевал со шведами и 11 раз с Ливонским орденом. Студент может упомянуть о битве со шведами 1240 г., за которую новгородский князь Александр был назван Невским, а также о битве с Тевтонским орденом на Чудском озере в 1242 г. Во время татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гг. он избежал погрома, но в дальнейшем, как и другие русские города вынужден был платить дань Золотой Орде. Новгородская республика дольше многих других земель и княжеств сопротивлялась попыткам московских князей подчинить её себе.
Галицко-Волынское княжество – крупнейшее в Южной Руси территориально-политическое образование, возникшее в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств волынским князем Романом Мстиславичем, одно время правившим Киевом. Наиболее крупными городами являлись Галич, Перемышль, Луцк, Львов, Холм, Владимир-Волынский. Галиция и Волынь находились недалеко от границ с Польшей и Венгрией, на Днестре и Южном Буге, рядом с нижним притоком Дуная. Довольно удачное расположение двух княжеств позволяло им вести торговлю с новыми европейскими королевствами и уверенно богатеть.
Наивысшего могущества Галицко-Волынское княжество достигло при князе Данииле Романовиче (1201-1264), когда в его состав входили территории Киевского, Турово-Пинского княжеств, Берестейская, Люблинская и другие земли. Галицко-Волынское княжество и его правители пользовались большим влиянием не только на Руси, но и в Западной Европе. После монгольского нашествия жителям этих княжеств понадобились союзники, и таковые нашлись на севере, в языческом литовском княжестве. В течение XIII века литовский князь Миндовг смог объединить различные балтийские и восточнославянские племена, а его наследники, особенно Гедимин (1316-1341), расширили владения княжества на юго-восток. Там находились территории, включавшие Волынь, Полоцк, Турово-Пинские земли (последние сейчас занимают немалую часть Белоруссии). Галиция же была присоединена к Польше.
Владимиро-Суздальское княжество – крупнейшее территориальное образование в Северо-Восточной Руси. С X до середины XII вв. – Ростово-Суздальское княжество, удел в составе Киевской Руси. Большим преимуществом региона, расположенного между Окой и Волгой, были его отдаленность от степей и густые леса. Эти факторы обеспечивали некоторую безопасность от кочевников. Кроме того, большие запасы леса, рыбы и мехов привлекали сюда население. В XII в. наиболее крупные города – Ростов, Суздаль и Владимир-на-Клязьме.
По завещанию Ярослава Мудрого, Ростово-Суздальская земля досталась Всеволоду, а затем перешла под власть его потомков. Владимир Мономах отправил своего сына Юрия Владимировича править Ростовом. Юрий получил прозвище Долгорукий благодаря своей безжалостной и амбициозной политике расширения территорий. С именем сыновей Юрия Андреем и Всеволодом связан расцвет Северо-Восточной Руси.
Андрей перенес столицу во Владимир и создал свою собственную резиденцию за городом, в деревне Боголюбово (отсюда и прозвище – Боголюбский). Он вмешался в междоусобицы князей в 1169 г., чтобы свергнуть киевского князя, завоевать и ограбить город и посадить на трон своего брата Глеба. Из церкви, расположенной неподалеку от Киева, он взял очень почитаемую икону Византийской Богоматери и перенёс в только что построенную церковь Спаса в Боголюбове. Впоследствии икона Владимирской Божией Матери стала излюбленной национальной святыней. Во Владимире появились Золотые ворота, созданные по Киевскому образцу, и Успенский собор, названные в честь храма в Печерском монастыре. В итоге Андрей поднял престиж Владимира.
В правление Андрея особенно ярко проявились новые тенденции во взаимоотношениях князя и дружины. Для князей Южной Руси дружинники были соратниками, друзьями, советниками. Князь, как правило, не предпринимал важных шагов, не посоветовавшись с дружиной и не получив её согласия. На Северо-Востоке дружинники стали постепенно превращаться в княжеских слуг.
Брат Андрея Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за многодетность, продолжил его политику. Во Владимирско-Суздальской земле он правил фактически единовластно, приостановив на время ее распад. Именно в период его долголетнего правления (1176-1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Город Владимир был украшен Дмитровским и Рождественским соборами, Кремлем-детинцем. Всеволод Юрьевич боролся за усиление своей власти над русскими землями, стремился подчинить себе Новгород, покорил Рязань, от него зависели Киев и Чернигов. Его сын Юрий Всеволодович (1188-1238), великий князь Владимирский, в борьбе со своими братьями сумел сохранить политическое единство Владимирской земли. Он распространил свое влияние на Муром, Рязань, Переяславль-Южный и Новгород Великий. После успешного похода на Волжскую Булгарию в 1221 г. он основал г. Нижний Новгород.
Именно в Северо-Восточной Руси при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо начали складываться новые отношения подданства, которые стали впоследствии господствующими во всех русских землях, – прямое подчинение подданных холопов своему господину-князю. Не случайно именно здесь возникло в XII в. «Моление» Даниила-Заточника, воспевшее новую систему государственных отношений. Даниил сравнивал князя с Богом: как птицы небесные не сеют и не пашут, уповая на божью милость, «так и мы, господине, желаем милости твоей».
Таким образом, в 30-х гг. XII века происходит политический распад Киевской Руси. Эпоха политической раздробленности продолжалась до начала XVI в. В первый её период, охватывавший столетие, шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одновременно поиск ими путей развития, выбор цивилизационных ориентиров. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и политического развития. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. В Новгородской земле установился республиканский строй: вече и боярство здесь доминировали над князем. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. При определяющем значении государства в отечественной истории эти различия оказали существенное влияние на ход событий, поскольку оказались связанными с реальными возможностями власти определять исторические судьбы этих регионов.
Вместе с тем с наступлением феодальной раздробленности не было утрачено сознание единства Русской земли. Удельные княжества продолжали жить по законам Русской Правды, с единым митрополитом, в рамках своеобразной федерации, способной даже к совместной обороне границ. Феодальная раздробленность была естественным этапом в развитии феодализма. Она способствовала выделению и развитию новых центров, упрочению феодальных отношений. Но, как всякое историческое движение, оно имело и негативные стороны: с ослаблением, а затем крушением единства падала способность этноса эффективно противостоять внешней опасности.

Основные персоналии:

Владимир Мономах
Юрий Долгорукий
Андрей Боголюбский
Всеволод Большое Гнездо
Даниил Галицкий
Александр Невский

Основные даты:
1097 г. – съезд князей в Любече
1157-1174 гг. – княжение Андрея Боголюбского
1176-1212 гг. – княжение Всеволода Большое Гнездо
1185 г. – поход князя северского Игоря на половцев
1198 г. – соединение Галиции и Волыни при Романе Мстиславовиче
1221 г. – основание Нижнего Новгорода
1229-1264 гг. – годы жизни Даниила Романовича, князя Галицкого
1240 г. – победа Александра Невского над шведами на реке Неве
1242 г. – «Ледовое побоище»


4) Русь и Золотая Орда

При ответе на данный вопрос студенту необходимо сначала остановиться на истории монголов и причинах успеха их завоеваний в начале XIII века. Через «ворота народов», т.е. открытое пространство между южными отрогами Урала и Каспием, на Русь периодически накатывались волны нашествий степных кочевников. В середине XIII века у Руси появился новый враг, еще более опасный, чем все предыдущие. Это был народ Чингисхана, выдающегося основателя великой империи монголов.
Военным успехам монголов способствовало несколько факторов. Один из них – многочисленность монгольской армии. Монголы тщательно готовились к своим походам: собирали сведения о народе – будущей жертве, посылали специальных людей, сеявших распри во враждебном им государстве, применяли психологические факторы (нападали неожиданно и беспощадно). Их лошади были быстрыми и сильными, наездники опытными, кроме того, они великолепно стреляли из лука. В Китае монголы овладели техникой и стратегией ведения осадной войны, которую они использовали при взятии городов Руси.
В 1211-1215 гг. монголы захватили северную часть Китая, в 1219-1220 гг. двинулись на империю Хорезм-шахов, занимавшую территорию Центральной Азии и Персии. Затем они обогнули южный берег Каспия и вышли к Кавказу и Крыму. Оказавшись в причерноморских степях, они столкнулись с половцами (кипчаками). Те обратились за помощью к русским князьям со словами: «Сегодня они захватили наши земли, завтра захватят ваши!» В сложившейся ситуации для победы над врагом необходимо было сплотить все наличные силы. Однако создать альянс оказалось фактически невозможно: среди самих князей отсутствовало согласие, не говоря уже о половцах, традиционно воспринимавшихся как злейшие враги. Но вероятно, князья просто недооценили опасность, исходившую от новых захватчиков.
Русь оказалась расколотой. Часть князей присоединились к половцам и были повержены монголами в 1223 г. в битве на реке Калке, недалеко от Азовского моря. Такой «злой сечи» Русь еще не знала. Победители казнили всех пленных, причем князей с особой жестокостью: их связали, бросили на землю, а сверху положили настил из досок и на этом помосте устроили пир. Страшный урок не пошел на пользу Руси. Русские князья до конца 1230-х гг. продолжали вести ожесточённую борьбу за Киев. Силы их были подорваны, а сами они перессорились между собой.
В 1235 г. монголы решили возобновить кампанию против Волжской Булгарии и Руси. Западные земли, включая Русь, предполагалось сделать улусом (автономной территорией) Батыя, внука Чингисхана. Разгромив Волжскую Булгарию и захватив междуречье Волги и Дона, войско Батыя осенью 1237 г. подошло к границам Северо-Восточной Руси – рязанской земли. С Рязани монголы потребовали своеобразную дань: десятую часть всех мужчин и оружия. Рязанский князь Юрий Игоревич отказал им и позвал других князей на помощь. Однако помощи не последовало, и рязанские отряды оказались разгромлены, а их главный город опустошен. Около Коломны были повержены и дружины владимирского князя, запоздало отправленные на помощь.
Князья не сумели организовать совместную оборону Руси от нашествия. Каждый из них, бессильный против опытного и многочисленного врага, мужественно погибал в одиночку. После Коломны пала Москва, в феврале 1238 г. пал Владимир, причем семья князя Юрия и множество горожан были заживо сожжены в Успенском соборе. Потом подверглись разгрому почти все города Северо-Востока Руси: Суздаль, Ростов, Углич, Ярославль, Юрьев-Польский, Переславль, Тверь, Кашин. Дмитров и др. Некоторые города, такие, как Козельск и Смоленск, какое-то время сопротивлялись, но тоже были захвачены монголами. Однако армия Батыя никогда не пыталась взять Новгород – самый богатый город Руси. Не дойдя до города ста верст, монголы повернули на юг. Все расценили это как чудо, спасшее Новгород.
После перерыва весной 1239 г. Батый двинулся на Южную Русь и взял Киев в 1240 г. Затем настал черед Галицко-Волынского княжества. В 1241 г. Батый продолжил своё наступление на запад в Молдавию, Венгрию и Трансильванию. Ему удалось одержать ряд побед над поляками, богемцами и тевтонскими рыцарями в Лейгнице, возле Бреслау. Но, узнав о смерти хана, Батый решил вернуться в Каракорум, столицу Монголии. После этого Батый основал государство Золотая Орда (Улус Джучи).
Вспомните какие территории входили в состав Золотой Орды. Студенту необходимо иметь представление о последствиях татаро-монгольского нашествия, характере взаимоотношений Руси и Золотой Орды, а также эволюции этих отношений.
Каким был результат монгольского завоевания? Многие историки считают, что разрушительное воздействие нашествия было несколько меньшим, чем полагали летописцы. Монголы грабили далеко не все города Руси, а многие из разграбленных городов не были разрушены или быстро восстанавливались. Экономическая жизнь продолжалась, как и торговля с Западом, освободились некоторые восточные пути, т. к. Золотая Орда обеспечивала стабильность караванных маршрутов, идущих через Центральную Азию.
Политически Русь была унижена и подчинена верховной монгольской власти. Русские князья вынуждены были просить ярлык – право на княжение. Монголы провели перепись населения, жителей Руси обложили налогами и стали забирать на военную службу. Ханы свободно распоряжались ярлыком, могли в любой момент его отобрать у одного князя и передать другому или умышленно стравливали русских князей в борьбе за ярлык, стремясь не допустить излишнего усиления великого князя.
С другой стороны, монголы не оккупировали и не заселяли территорию Руси, как поступали с другими частями своей империи. Русскими землями они руководили на расстоянии, посылая своих людей для получения с Руси всего им необходимого. На территории Руси не действовали монгольские законы. Монголы, пребывавшие в XIII в. в язычестве, а затем принявшие ислам, не стали навязывать Руси свою религию. Православная церковь освобождалась от дани и других тяжких повинностей.
Новгород, удачно расположенный географически, находившийся в отдалении, окруженный густыми лесами, он сохранил определенную независимость от монголов, несмотря на то, что испытывал давление со стороны Запада: шведы и тевтонские рыцари пытались утвердиться на реке Неве и Ладожском озере. Князь Александр в своей политике исходил из того, что монголы – враги боле опасные и мощные, а потому старался использовать каждую возможность добиться их благожелательного нейтралитета для борьбы с западными недругами.
В начале 1260-х гг. монголы изменили свой способ правления, но по-прежнему требовали от русских князей преданности, уплаты дани и рекрутских наборов, а иногда насильственного людского труда для строительства дорог, мостов или почтовых пунктов. Их ямская (почтовая) система со станциями, расположенными примерно на расстоянии дня езды друг от друга, обеспечивала связь с помощью курьера между всеми частями империи и способствовала осуществлению постоянного контроля над ними. Местному населению предлагалось кормить курьерских лошадей и достойно принимать самих гонцов.
Русским князьям монгольская власть казалась тяжелой, но монголы положили конец их междоусобицам. Они поддерживали власть князей в случаях народных восстаний.
С середины XIV в. Золотая Орда разрешила русским князьям самим занимать должность баскака (сборщика дани) и время от времени приезжать в Сарай, чтобы выполнить символический акт подчинения. Это нововведение стало первым сигналом ослабления центральной власти монголов.
Православная церковь при монголах стала единственным привилегированным социальным институтом. Она получала тархан – грамоту, освобождавшую ее от уплаты дани. Священнослужители не подвергались регистрации и не были обязаны служить в армии и принудительно трудиться. Православие стало воплощением не только религиозного, но и национального и даже политического единства русского народа. Русский историк и филолог Н. Трубецкой говорил о том, что «татарское иго было для Руси, прежде всего религиозной эпохой. Обращение в монашество и создание новых монастырей стали массовым явлением». Необходимо привести примеры образования знаменитых русских монастырей и их роли в русской истории, а также рассказать о творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева.
Расширение владений Москвы и ее усиление совпало с периодом упадка Золотой Орды, стабильно правившей более века. Убийство хана Берди-бека в 1359 г. вызвало ряд государственных переворотов, в ходе которых ханы Сарая сменяли друг друга на троне. А Мамай, один из самых предприимчивых военачальников, собрал в степях к западу от Волги независимую орду, посчитав земли Руси частью своего улуса. Столкнувшись с требованиями признания и дани, исходившими одновременно от Золотой Орды и от орды Мамая, русские князья несколько растерялись.
В это время чуть монгольский полководец Тимур (Тамерлан) захватил контроль над улусом Чагатая и использовал эту территорию как базу для построения великой Aзиатской империи со столицей в Самарканде. Один из его подданных, Тохтамыш, собрал свою армию и отправился на запад, чтобы захватить власть в Сарае и воссоединить Золотую Орду.
Перед схваткой с Тохтамышем Мамай решил разобраться со своенравными русскими князьями, находившимися у него в тылу. В 1378 г. он послал к Москве свою армию, но московский князь Дмитрий разбил ее на реке Воже. После этого Мамай направил на северо-запад куда более мощное войско и потребовал подчинения Москвы, издавна избегавшей каких бы то ни было конфликтов с Золотой Ордой. Теперь же Дмитрий собрал войска из нескольких княжеств и получил благословление от Сергия Радонежского на военные действия против Мамая, являвшегося в глазах русских людей узурпатором. Студент может рассказать здесь о ходе и значении Куликовской битвы.
Однако Куликовская битва была далеко не решающей. Вскоре Тохтамыш, одержавший верх над Мамаем, решил восстановить сюзеренитет над Русью и организовал карательную экспедицию, в ходе которой в 1382 г. разграбил Москву. Русские князья вновь оказались вынуждены платить дань хану Золотой Орды. И все-таки битва на Куликовом поле стала символическим переломным моментом, т.к. она показала, что единство в действиях русских князей может привести к победе даже над татарскими войсками.
В 1395 г. сам Тимур отправился на запад, стремясь нанести поражение бывшему подданному, а теперь злейшему врагу Тохтамышу. Когда он приблизился к Москве, Василий I направил против него войско, а митрополит Киприан принес в город чудотворную икону Владимирской Богоматери. Неожиданно Тимур изменил курс и увел свои войска, что многие связывали с чудотворным действием иконы. Позже один из полководцев, Едигей, восстал против Тимура и, получив власть над степными землями к западу от Волги, правил ими примерно двадцать лет. В 1408 г. Едигей осадил Москву и разграбил несколько городов вокруг нее. Нижний Новгород и Владимир были разорены татарскими воинами.
В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства. В 1460-х гг. один из степных полководцев – хан Ахмат – собрал кланы с низовьев Волги и предпринял попытку обложить Москву данью. Хан собрал внушительное войско и в 1480 г. двинул его вверх по реке Угре, притоку Оки. После неудачной попытки пересечь реку татарское войско начало грабить близлежащие районы. В итоге хан увел свои войска обратно в степь, а Русь после этого перестала платить дань Орде.
Несмотря на то, что татары представляли собой серьезную опасность и еще в течение трех последующих веков осуществляли набеги, никогда более они не угрожали суверенитету Руси. Ни одно из монгольских государств – наследников Орды – не было достаточно сильным для требования дани.
В исторической литературе существуют различные точки зрения на характер и последствия взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Термин «монгольское иго» был введен Н. М. Карамзиным в начале XIX века и подразумевал период от создания Золотой Орды до стояния на реке Угре в 1480 г. Ряд дореволюционных историков (Н.М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Н. А. Полевой, К. Д. Кавелин) считали, что иго способствовало утверждению самодержавия и объединению распавшихся русских земель, другие (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков), напротив, отмечали, что монголо-татарское иго не оказало глубокого влияния на ход русской истории. Оно лишь ускорило одни и затормозило другие процессы, начавшиеся еще до прихода монголо-татар.
В советской историографии проблема татаро-монгольского нашествия рассматривалась скорее как негативное явление. Подчеркивая такие стороны нашествия, как разрушение городов, ремесел, сокращение населения, советские историки признавали особую роль татаро-монгольского фактора для формирования централизованного Русского государства в XIV – XV вв.
Представители евразийства (Г. В. Вернадский, Н. Трубецкой, Л. Н. Гумилев) отмечали сильный заряд своеобразия, внесенный Золотой Ордой в ход российской истории. Россия стала геополитической наследницей Золотой Орды, переняв от нее многие институты и обычаи. Л. Н. Гумилев утверждал, что между Золотой Ордой и Русью были установлены союзнические отношения в борьбе против более опасного для Руси врага – рыцарей-крестоносцев.
Либеральные историки (Р. Пайпс, И. Н. Ионов, Н. П. Соколов) обращали внимание на то, что в XIII в. на Руси возникла альтернатива исторического развития: в борьбе за выживание можно было опереться на католическую Европу в борьбе против татар или на татар в борьбе против «крестового похода Европы». Выбор был сделан (А. Невским) в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой, но эта помощь «дорого стоила Руси». Получая из рук хана ярлыки на княжение, русские князья приняли и постепенно утвердили на Руси эту модель властных отношений. Система подданства со временем привела к установлению «княжеского деспотизма в Московии».
Пережив в конце 1230-х – начале 1240-х гг. татарский погром, Русь на два с лишним столетия оказалась под властью Золотой Орды. Замедлилось социально-экономическое и культурное развитие страны, изменился менталитет общества, снизилась его демократичность. Русь оказалась в изоляции от внешнего мира. Но одновременно взаимодействие с Ордой оказало мощное воздействие на культуру русского народа, стимулировало языковое заимствование прочно укоренившегося языкового ряда, способствовало смешению части монголо-татарского и русского населения.

Основные персоналии:

Чингисхан
Батый
Александр Невский
Дмитрий Донской
Мамай
Тамерлан
Тохтамыш

Основные даты:

1206-1227 гг. – правление Чингисхана
1223 г. – битва на реке Калке
1237-1240 гг. – походы Батыя на Русь
1243 г. – образование Золотой Орды
1252-1263 гг. – княжение Александра Невского
1380 г. – Куликовская битва
1480 г. – окончательное свержение монголо-татарского ига

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал