Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реформы Ивана IV. Образование централизованного государства.
При ответе на этот вопрос необходимо сосредоточиться на первом периоде правления Ивана IV – 1547-1560 гг., а также на особенностях политического развития Московского государства в XVI веке. В начале XVI века перед Московским государством стояли грандиозные геополитические и религиозные задачи. Завоевание великой Новгородской республики было завершено, и Москва претендовала на то, чтобы стать главой не только наследников Киевской Руси, но и всех христианских держав. Однако государство оставалось довольно уязвимым и не могло стать великой азиатской или европейской державой, не обеспечив себе большей безопасности. В Балтийском регионе тевтонские рыцари представляли еще заметную силу, Дания и Швеция постепенно крепли, а Литва превратилась в серьезного соперника, обладавшего примерно такой же территорией, но с более плодородными землями. А ее претензии на наследие Киева были не менее убедительны, чем московские. Более того, Литву поддерживала католическая Польша, и вместе они формировали самое обширное государство в Европе. В какой-то степени еще большую опасность представляли наследники Золотой Орды: Крымское ханство, Ногайская Орда, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Их поддерживала Османская империя, самое могущественное государство на Среднем Востоке, находившееся в зените славы после подчинения Балкан и окончательного завоевания Византии. Защита открытых южных границ степи от набегов крымских татар постоянно требовала немалых усилий и вложений от Московского государства. Обстоятельства, при которых Иван IV вступил на трон, показывали, что Московии грозила не только внешняя опасность, но и разрывавшие ее внутренние проблемы. Формальное правление Ивана IV началось в 1533 г., когда он, будучи трехлетним ребенком, лишился отца, великого князя Василия III. В 1538 г, в восьмилетнем возрасте он остается круглым сиротой после смерти матери, Елены Глинской, которая правила его именем. Это был тяжелый для Ивана период боярского правления. Не заботясь об интересах государства и не стесняясь малолетнего государя, боярские кланы ожесточенно боролись за представительство в Боярской думе за престижные и доходные «кормления», разворовывали государственную казну, притесняли народ и рвались к вершине власти. Все это расшатывало государство, ослабляло его, подрывало внутреннюю стабильность. Пользуясь ослаблением России, участили свои набеги татары. Требовались реформы, направленные на укрепление государства, внутреннюю стабилизацию и улучшение международного положения России. В январе 1547 г. Иван IV предпринял важный шаг для укрепления авторитета верховной власти в России. В Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий осуществил обряд венчания его на царство. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию некогда присланные на Русь византийским императором Константином для венчания князя Владимира Мономаха. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укрепить «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. По завершении чина венчания великий князь стал «боговенчанным царем». Принятый Иваном IV титул царя уравнивал его статус со статусом европейских королей и казанским и астраханским ханами, наследниками Золотой Орды, возвышал его над остальным обществом и соответствовал той особой миссии, которую призвана была выполнять Москва – быть вечным христианским царством, Третьим Римом. В конце 1540-х гг. вокруг молодого князя сложился круг лиц, которых позднее Андрей Курбский назвал «Избранной радой», и это название перекочевало в сочинения историков. «Избранная рада» - группа ближайших советников Ивана IV, в которую входили митрополит Макарий, священник Сильвестр, окольничий А. Адашев, дьяк И. Висковатый, князь Андрей Курбский и др. «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Студенту необходимо иметь представление о понятиях «приказы», «кормления», «местничество», «земство», «Боярская дума». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий созвали т.н. Собор примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе. Фактически это был первый Земский собор. (Земский собор – собрание сословных представителей: бояр, столичного дворянства, духовенства. До конца XVI в. Земский собор созывали еще три раза: в 1566, 1584, 1598 гг.). Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних реформ. Царь и бояре каялись в своих прежних «преступках». Цель всех этих усилий царь сформулировал в таком словосочетании: «смирить всех в любовь». «Избранная рада» начала создание центральных органов государственного управления – приказов (до середины 1560-х гг. их называли «избами»). Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве.
Укрепление нового государства требовало решительной замены аппарата власти на местах. Выбранные в городах и волостях целовальники (целовали крест на верность царю) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных. В 1555-1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья были большими, то владелец должен был выводить с собой вооруженных холопов. Этот указ стал вехой в русском законодательстве, т.к. по нему вся земля считалась находившейся во власти царя, определявшего и условия службы. Ядром армии оставались «дети боярские» (служилые люди, а также младшие сыновья из боярских семей). Состоявших на военной службе у государя бояр и дворян именовали служилыми людьми «по отечеству». В результате боярство и дворянство значительно уравнивались по отношению к военной службе и стали основой вооруженных сил Московского государства. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Как и служилые дворяне, стрельцы получали источник доходов в виде мастерских и надельных земель. Таким образом, они могли прокормить себя, занимаясь торговлей и не забывая при этом о военной подготовке. К началу 1560-х гг. войско включало 7000 стрельцов для полевой армии, а еще 3000 охраняли загородную резиденцию царя в подмосковном селе Воробьеве. В отличие от служилых людей «по отечеству» стрельцы, а также пушкари и казаки назывались служилыми людьми «по прибору». В эти же годы была проведена т.н. земская реформа. Как уже отмечалось, власть на местах издавна принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной. Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям. Обязанности наместника (сбор налогов, свершение правосудия, местное управление) передавалось местным собраниям, известным как земства. В 1550 г. был принят новый Судебник русского государства. Сама структура этого важнейшего документа говорила о быстрых темпах развития государственной и правовой системы в XV-XVI вв. Статьи Судебника 1550 г. более четко отделены одна от другой, чем статьи Судебника 1497 г. К первым статьям предыдущего судебника добавлены правовые нормы, преследующие должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. Дела о разбойниках передавались в ведение губных старост. В Судебнике есть указания о деятельности приказов. Ряд статей Судебника относятся к социальной сфере. Здесь подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви, проведенная на Стоглавом соборе 1551 г., названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав. Собор унифицировал церковные обряды, принял ряд постановлений, ограничивавших произвол духовенства. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях. На Стоглавом соборе был утвержден перечень общерусских и местночтимых святых, единые культы и обряды, а также единые каноны церковной живописи. Тем самым был усилен национальный характер Русской православной церкви. Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 1540-1550-х гг., по своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», т.е. той или иной формой представительства, выражающей интересы служилой массы и верхов посада. В результате реформ в Московском государстве складывается система органов власти и управления, свойственная централизованному государству. Реформы «Избранной рады» привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам – присоединению Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, а также успешному началу Ливонской войны (1558-1583), целью которой было завоевание выхода к Балтике. Завершилась она поражением России, но начальный период ее был удачным. В результате ударов русских войск Ливонский орден к 1560 г. распался. 1560 год одновременно стал вехой, как в истории страны, так и в биографии Ивана Грозного, ознаменовавшей начало тяжелого, мрачного времени. После 1560 г. началась полоса военных неудач России. В 1560 г. скончалась жена Ивана IV Анастасия Романовна из рода Захарьиных-Юрьевых (будущих Романовых), с которой царь прожил в счастливом браке 13 лет и которая благотворно влияла на него. Тогда же произошел разрыв Ивана Грозного с «Избранной радой», члены которой подверглись репрессиям. Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра в сговоре с целью утвердить в государстве ограниченную монархию, где царь «почтен» лишь «председателем», обладает лишь номинальной властью, в то время как власть реальная находится в руках его советников. Правительство «Избранной рады» пало, началось время самодержавного царского правления. К этому времени у Ивана Грозного окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на византийскую традицию, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а, следовательно – неограниченные функции. Эта концепция нашла свое отражение в переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, бежавшим в Литву. В одном из посланий Иван Грозный изложил свое представление о самодержавной власти царя, не ограниченной ни законами, ни обычаями, ни даже здравым смыслом. Царь самим Богом поставлен управлять, и кроме него никто этого делать не должен: ни попы, ни рабы. Рабами же и холопами он считал всех своих подданных. Эту идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван IV воплотил в опричнине. В декабре 1564 г. Иван неожиданно перенес свой двор из Москвы в Александровскую слободу, небольшую княжескую резиденцию на северо-востоке, взяв с собой всю государственную казну и несколько почитаемых икон. Оттуда он отправил боярам и главам Церкви послание. В нем царь объявлял о своем намерении отлучиться от царствования, обвинял бояр в предательстве и массовом расточении государственного имущества, а также говорил о том, что предпринимаемые им попытки наказать виновных встречали постоянное противодействие со стороны Боярской думы и Церкви, стремившихся, по словам Ивана, мешать ему всеми силами. Если они не хотели его отлучения, то должны были дать ему право установить свое независимое государство – опричнину (так на Руси назывались земельные владения, которые предоставлялись вдовым княгиням). Бояре поспешили направить своих послов к Ивану, умоляя его принять обратно трон и делать то, что он считает нужным. Вернувшись в Москву, царь разделил свое государство на две части: опричнину, где он становился полновластным хозяином, и земщину, где правила Боярская дума. В опричнину Иван отобрал земли из разных регионов, всего – 20 городов с уездами. Была разделена на опричнину и земщину и Москва. Было создано также опричное войско для искоренения крамолы, насчитывавшее поначалу тысячу человек, а затем доведенное до 6 тыс. В первую очередь, опричнина являлась особой политикой Ивана Грозного, осуществляемой террористическими методами и направленной на усиление его самодержавной власти. Казни, пытки, насильственные пострижения в монахи, конфискация имущества стали повседневным явлением. Нередко государь лично участвовал в экзекуциях. Тогда же начались переселения – вотчины у бояр отбирались, их владельцев переселяли в другие регионы, а конфискованные земли передавали опричникам. Апогей опричного террора пришелся на 1567-1570 гг. Репрессиям подвергались не только отдельные лица и семейные кланы, но и целые регионы, в частности Новгород. Студент может проиллюстрировать ответ примерами опричного террора, а также остановиться на психологических особенностях личности Ивана Грозного. В 1572 г. опричнина была отменена. После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис – от опричного террора, от налогового пресса население спасалось бегством на окраины государства, в результате чего приходили в запустение многие территории. Необработанными оказались до 90% земли. Следствием этого были «заповедные лета», введенные с 1581 г. Ими устанавливались сроки, в течение которых крестьяне не могли покидать феодалов. Суть этой меры сводилась к временному запрету любых перемещений крестьян и горожан на период проведения переписей. В ситуации катастрофической нехватки рабочих рук помещики активно пользовались этим, чтобы задержать у себя крестьян, лишить их права перехода. Опричнина обернулась также и политическим кризисом. Она расколола высшие слои общества, породила борьбу между сторонниками и противниками опричной политики. Эта политическая нестабильность ослабляла государство и была чревата серьезными социальными катаклизмами. Опричнина подрывала нравственные устои общества. Предательство, доносительство, наушничество, бессудные казни, пытки, откровенный разбой, полнейший произвол опричников создавали атмосферу подозрительности, страха, ненависти. Споры о смысле и цели опричнины ведутся много лет. Историки XVIII-XIX вв., объясняя внутреннюю политику Ивана IV, часто выдвигали на первый план личные качества царя. Н.М.Карамзин писал о психическом расстройстве Ивана Грозного. Еще С.М.Соловьев понял, что опричнина не объясняется одной лишь царской жестокостью. В действиях Грозного он увидел утверждение новых государственных начал против старых родовых. С.Ф.Платонов полагал, что опричнина задумывалась целенаправленной государственной реформой, призванной сокрушить политическое и экономическое могущество бояр – вотчинников и потомков удельных князей. В 1930-1940-е гг. с подачи И.В.Сталина советская историография восхваляла чуть ли не каждое деяние Ивана IV. Этот царь провозглашался выдающимся государственным деятелем и борцом с сепаратизмом реакционных бояр, человеком с «сильной волей и характером». Историк А. А. Зимин считал, что опричный террор был направлен не только против удельной системы, но и против самостоятельности церкви и некогда независимого Новгорода, против остатков свобод крестьянского населения страны. Различные точки зрения на опричнину выдвигали В. Б. Кобрин, А. Л. Хорошкевич, А. Л. Юрганов и др. Наиболее взвешенным представляется мнение историка Р. Г. Скрынникова, который отстаивает мысль, что опричнина и ее террор не были подчинены единой цели, принципу или схеме. Начавшись борьбой с прежней сословно-административной элитой – княжатами, опричнина переросла в конфликт между государственной властью и господствующим сословием в целом. Посредством опричнины царь разделил дворянство надвое и натравил одну половину на другую. В результате Иван IV утвердил свою неограниченную личную власть, но стабильность монархии была утрачена. Опричнина привела не только к физическому уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим последствиям, катастрофе в развитии общественной мысли, деградации моральных характеристик общества. Опричнина стала периодом фактических контрреформ, которые свели на нет большую часть положительных результатов реформ. Царь Иван был не только жесток до садизма и болезненно подозрителен, но и вспыльчив. Во время одного из припадков гнева он избил до смерти собственного старшего сына и наследника царевича Ивана. Его смерть была для царя тяжелым ударом. Единственным наследником престола оставался слабоумный Федор, который не мог править и не оставил наследников. Это привело к прерыванию династии – династическому кризису и явилось одной из причин Смутного времени.
Основные персоналии:
Иван IV митрополит Макарий священник Сильвестр Адашев А. Курбский А. Висковатый И.
Основные даты:
1547-1584 гг. – правление Ивана Грозного 1549 г. – первый Земский собор 1550 г. – Судебник Ивана Грозного 1551 г. – Стоглавый собор 1552 г. – покорение Казани 1556 г. – покорение Астрахани 1560 г. – отставка Сильвестра и А. Адашева 1565-1572 гг. – опричнина 1570 г. – разгром Новгорода
|