Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Утверждение абсолютизма в России во второй половине XVII – начале XVIII ВВ.
Ответ на этот вопрос следует начать с объяснения, что такое абсолютная монархия, а затем рассказать о предпосылках её утверждения в России. Необходимо проследить эволюцию становления абсолютизма в России с середины XVII в. до начала XVIII в. и отметить, что все изменения в системе управления государством были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата и укрепление единоличной царской власти. После окончания Смутного времени в России предстояло почти заново восстанавливать механизм управления государством. За годы Смуты авторитет царской власти из-за самозванцев и клятвопреступлений значительно пошатнулся. Главной задачей московского правительства в XVII в. была организация вооружённых сил страны, окружённой со всех сторон врагами. Это требовало сильной центральной власти. Её носителем являлся царь, в руках которого сосредотачивалась законодательная, исполнительная и судебная власть. Все правительственные действия органов власти совершались от имени царя и по царскому указу. Круг ближайших советников и сотрудников царя составляла Боярская дума. Но царь решал дела и издавал распоряжения законодательного плана и без Боярской думы. При первых Романовых по-прежнему созывались и Земские соборы, и в первое десятилетие правления новой династии они действовали почти непрерывно. Существует версия, что Михаил Фёдорович при вступлении на престол дал обязательство править только при помощи Земских соборов. Но потом наступил десятилетний перерыв в работе «советов всея земли» как их в то время называли. А с середины 1630-х гг. Земские соборы стали обсуждать, в основном, внешнеполитические вопросы. При царе Алексее Михайловиче деятельность Земских соборов как сословно-представительных органов прекратилась. Последний Земский собор заседал в 1653 г. В дальнейшем созывались лишь представители отдельных слоёв населения. Падение роли сословно-представительного органа объясняется тем, что с середины XVII в. политический строй России всё больше развивался в направлении абсолютизма. В странах Западной Европы абсолютная монархия возникала тогда, когда феодальные сословия приходили в упадок, а из горожан формировалась буржуазия. В России же абсолютизм формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Необходимость централизации власти здесь обусловливали как внешнеполитические задачи, так и периодическое обострение социальных противоречий, которое также способствовало сплочению всех слоёв феодального общества вокруг царя. В «Соборное уложение 1649 года» были включены главы, посвящённые соблюдению престижа царской власти. Имелась целая глава, посвящённая тому, «как его государьское здоровье оберегати». Даже во время не долгих отлучек царя из Кремля писался особый указ, кому на время отсутствия государя «государство ведати». Становление абсолютизма проявилось в ряде факторов. Вместо царского титула «государь всея Руси» появился титул «самодержец», усилилась роль дворян в Боярской думе, повысилось значение приказных дельцов, которые нередко были выходцами из непородных людей. В торжественных случаях царь надевал шапку Мономаха, бармы, брал в руки знаки своей власти – скипетр и державу. Каждое появление царя являлось событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. Это всё также было внешним проявлением формирования в стране абсолютизма. Свидетельством перехода к абсолютизму стало пресечение светской властью притязаний церкви править в стране на равных. Самым ярким событием в борьбе самодержавия за полноту власти стало дело патриарха Никона, отличавшегося огромным властолюбием. Ему принадлежала инициатива проведения церковной реформы, которая положила начало расколу в русской православной церкви. После реформы Патриарх всё больше стал посягать на светскую власть, показывая полную независимость от царя. Кроме того он присвоил себе титул «великого государя» и самостоятельно принимал решения по делам государства, открыто говорил о превосходстве духовной власти над светской. Алексей Михайлович созвал церковный собор, на котором Никон был лишён звания Патриарха и монахом отправлен в заточение. Таким образом, Алексей Михайлович преодолел серьёзное препятствие на пути к неограниченной власти. С этого времени начался процесс подчинения церкви государству, который завершился при Петре I. О противоречивости этого времени Ключевский писал так: «Царь… одной ногой ещё крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении». Студенту необходимо отметить, что конфликт Никона с Алексеем Михайловичем явился последним открытым конфликтом церкви с государственной властью, после которого речь шла только о степени подчинённости церкви светским властям. При царе Фёдоре Алексеевиче в 1682 г. было отменено местничество. К особе государя в XVII в. отношение стало почти религиозным. Царь подчёркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. ^ Студенту необходимо отметить, что именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации Петровской эпохи. Важнейшим направлением преобразований Петра I была административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютистского государства и фактическое уничтожение сословного представительства в государственном управлении. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов. В 1711 г. взамен Боярской Думы был учрежден Правительствующий Сенат – высшее правительственное учреждение с судебными, административными и законодательными функциями. В начале XVIII в. появилась необходимость заменить Боярскую Думу правительственным учреждением, уполномоченным руководить страной в отсутствии монарха В 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент». На его основе была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью образована Духовная коллегия или Святейший Синод во главе с президентом, назначаемым царём. В его ведении находились церковные дела: толкование церковных догм, борьба с ересями, смещение должностных лиц, цензура церковных книг и т.д. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначавшийся из светских лиц и фактически возглавлявший Синод. Это завершило церковную реформу и превратило Синод в составную часть государственного аппарата. Итогом административной реформы стало оформление в России абсолютной монархии. Петр I, принявший в 1721 г., после подписания Ништадтского мира, титул императора, получил возможность неограниченно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников.
Основные персоналии:
Михаил Фёдорович Романов Алексей Михайлович Фёдор Алексеевич Патриарх Никон Пётр I
Основные даты:
1649 г. – Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1653 г. – церковная реформа патриарха Никона 1682 г. – отмена системы местничества 1711 г. – ликвидация Боярской думы, учреждение Сената 1721 г. – ликвидация патриаршества
10)Петровские реформы
При рассмотрении данного вопроса необходимо вспомнить биографию Петра I, поскольку трагические события 1682 г. (мятеж стрельцов, дворцовый переворот) существенно повлияли на характер будущего реформатора, во многом определив его враждебное отношение к старине, жесткость принимаемых мер. Детское знакомство с проживавшими в Москве иностранцами и их образом жизни сформировали стремление к заимствованию технических новинок и культурных привычек (костюмы, времяпрепровождение). При анализе деятельности Петра Великого необходимо помнить об исходных условиях его деятельности – состоянии государства. Население Московского царства было немногочисленно в сравнении с огромной территорией. Неразвитость коммуникаций, ограниченность выхода к морям, отставание в развитии технологий заставляло правителей России форсировать темпы развития, прибегать к насильственным мерам.
^ Студент должен объяснить, почему торговля с Европой через Архангельск была менее выгодной, чем через Балтийское море, какие недостатки были в организации армии. Экономическая политика Петра I. Важным стимулом для активного государственного вмешательства в экономику стали поражения русских войск в начале Северной войны со Швецией. При непосредственном участии государства и на казенные деньги стали создаваться мануфактуры, прежде всего по производству военной продукции. Стремление Петра развивать внешнюю торговлю можно объяснить государственными нуждами. Стремясь найти средства на продолжение войны, государство вводило монополии на заготовку и сбыт ряда товаров (соли, табака, пеньки, смолы, икры, мачтового дерева, воска, железа). Также государство по своему усмотрению устанавливало цены на эти товары, казенные доходы выросли, однако такие меры разоряли многих купцов. Стремясь поскорее сделать Санкт-Петербург крупным торговым центром, правительство искусственно ограничивало торговлю в Архангельске, насильственно переселяло в новую столицу купцов. Для увеличения оборотов внешней торговли Петр поощрял создание купеческих компаний. В то же время, государство стремилось развивать промышленность. Правительственные указы представляли привилегии тем, кто занимался добычей полезных ископаемых, строил новые мануфактуры. К концу царствования Петра Великого в России существовало около 100 мануфактур. Одним из крупнейших заводчиков, действовавших на Урале, стал А. Демидов. Также учащийся должен помнить, что значительное влияние на экономическую политику Петра оказали взгляды меркантилистов. Отвечая на вопрос необходимо перечислить основные положения теории меркантилизма и ее отражение в российской действительности (поощрение внешней торговли, протекционистский таможенный тариф 1724 г., попытки строительства торгового флота). Необходимо указать сущность понятия протекционизм. Социальная политика. Активное вмешательство государства в сферу экономики влияло на социальные отношения. Основой государственного управления оставались дворяне. Государство стремилось максимально активно привлекать дворян к решению управленческих задач. С этой целью дворян стали отправлять на обучение за границу. Поскольку дворяне стремились уклониться от тяжелой государственной службы, в 1714 г. был издан указ о единонаследии. Согласно этому документу поместья и вотчины должны были передаваться одному наследнику. В чем был смысл такого распоряжения? Все остальные сыновья дворянина должны были идти на государственную службу. С другой стороны, указ о единонаследии должен был помешать раздроблению помещичьих земель. Важную роль в социальной политике сыграло введение в 1722 г. Табели о рангах. В этом документе четко описывалось прохождение службы. Все государственные чины были разделены на 14 рангов, которые надо было проходить один за другим. Введение Табели о рангах должно было способствовать привлечению к государственной службе талантливых выходцев из простонародья. Уже получение первого офицерского чина (прапорщика) давало таким людям дворянство. В условиях длительной войны и истощения людских ресурсов государство стало активно использовать труд крепостных крестьян. В 1721 г. Пётр подписал указ, разрешавший покупать к заводам крепостных для выполнения различных работ. Такие крестьяне стали называться посессионными (владельческими). В 1718—1724 гг. для повышения эффективности налогообложения была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора (где одновременно могло проживать несколько поколений) стала «душа мужского пола». Умершие числились в списках («сказках») вплоть до проведения очередной ревизии. Подушную подать должны были платить крепостные и казенные крестьяне, посадские люди. От уплаты освобождались дворяне и духовенство. Несмотря на успехи в развитии промышленности подушная подать на протяжении XVIII и XIX вв. оставалась одним из важнейших источников государственных доходов. В 1724 г. была учреждена паспортная система. Без паспорта крестьянам запрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст. Таким образом политика Петра привела к расширению и ужесточению крепостного права. Реформы армии. Центральным вопросом создания регулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. В то же время постепенно упразднялись устаревшие формирования – стрельцы, помещичья конница. Теперь основу армии составляли пехотные и кавалерийские полки, в которые набирали рекрут. Наиболее боеспособными частями армии были гвардейские полки – Преображенский и Семеновский. Они также использовались для подготовки командных кадров – после нескольких лет службы в гвардии дворянина переводили офицером в армию. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. Принципиально важным явлением стало создание военно-морского флота на Балтийском море. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей). Наиболее известным полководцем русской армии в петровскую эпоху был Б. П. Шереметев. Учащийся должен также назвать других известных соратников Петра, рассказать о тех делах, которыми они занимались. Административные реформы. Для повышения эффективности государственного управления Пётр Великий провел реформу как центрального так и местного управления. В 1708-1710 гг. в стране была проведена губернская реформа. Вся страна была разделена на 8 губерний, которые делились на провинции и уезды. В 1711 г. вместо Боярской Думы был создан Сенат. Это учреждение должно было наблюдать за деятельностью государственного аппарата. Помимо Боярской Думы были постепенно упразднены и приказы. Вместо них в 1717-1721 гг. были созданы 11 коллегий, ведавших различными отраслями управления. Почему новые учреждения были названы коллегиями? Дело в том, что решения в них должны были приниматься совместно – президентом и членами коллегии. Необходимо помнить, что основание Санкт-Петербурга также было связано с административными преобразованиями. Новая столица должна была стать центром нового административного аппарата. Важное значение имело создание особой коллегии для управления Русской Православной церкви – Синода. Членами коллегии были церковные иерархи. Эта мера была развитием идеи Петра о подчинении церкви государству. В 1700 г. после смерти последнего патриарха царь запретил выборы нового. Пётр также стремился передавать церковные земли под контроль государства. В проведении церковной реформы царю помогал Феофан Прокопович. Для надзора за всем государственным аппаратом в 1722 г. была создана прокуратура. Главой новой структуры (генерал-прокурором) был назначен П. И. Ягужинский. Преобразования в сфере культуры и быта. В связи с тем, что государство нуждалось в грамотных офицерах и чиновниках, в петровскую эпоху большое значение уделялось развитию образования. В стране открывались артиллерийские, морские, инженерные, медицинские школы. В 1725 г. в России создается Академия Наук. Поскольку для работы учебных заведений нужны были книги, в России начинают создаваться типографии, в которых печатались переводы иностранных книг. С конца 1702 г. стала издаваться первая газета – «Ведомости». Важные изменения происходят в быту. Пётр Великий всячески стремился прививать своим подданным европейские привычки – их насильно заставляли носить европейскую одежду, брить бороды, курить табак. Также студент должен рассказать о других мероприятиях в сфере культуры – создании первого музея (Кунсткамеры), появлении ассамблей, изменениях в календаре. Итоги реформ. В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. В то же время цена преобразований также оказалась очень высокой. В результате долгой войны значительная часть крестьянства и горожан была разорена, выросли собиравшиеся с населения налоги. Дальнейшее развитие получила система крепостного права. Поскольку европейское образование получали в первую очередь дети дворян и чиновников, а крестьяне жили в соответствии с русскими традициями, образовался разрыв между культурой верхов и низов общества.
Основные персоналии:
Пётр I Феофан Прокопович Шереметев Б. П. Ягужинский П. И.
Основные даты:
1682-1725 гг. – правление Петра I 1708-1710 гг. – губернская реформа 1711 г. – учреждение Сената 1717-1721 гг. – создание коллегий 1714 г. – указ о единонаследии 1718-1724 гг. – проведение переписи и введение подушной подати
|