Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественная мысль и общественное движение в России во II половине XIX в. Народничество. Распространение марксизма в России
В первые годы царствования Александра II происходит значительное оживление общественной мысли. Вступая на престол, император объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг. С другой стороны была значительно ослаблена цензура, что позволило обсуждать многие общественные проблемы в печати. Разрешение выезжать за границу, восстановленное Александром II, привело к тому, что в страну стало ввозиться большое количество произведений европейской литературы. Питательной средой для формирования различных направлений общественной мысли стала формировавшаяся в России в 1860-е гг. интеллигенция. Большую роль в революционной борьбе играло студенчество. Одним из важнейших импульсов для развития общественных движений стала отмена крепостного права. Сам манифест 19 февраля 1861 г. был восторженно встречен в обществе. Даже А. И. Герцен приветствовал этот шаг, назвав императора Освободителем. Однако после того как выяснилось, что реформа носит компромиссный характер, действия правительства стали активно критиковаться. С другой стороны общество стало требовать проведения новых социальных и даже политических реформ. Для ответа на вопрос о развитии общественного движения учащийся должен знать основные положения отмены крепостного права, понимать, чем были недовольны крестьяне. При этом необходимо отметить, что в начале 1860-х гг. в России активно развивались как революционно-демократическое, так и либеральное направление общественной мысли. В 1862 г. 112 дворян Тверской губернии подали царю петицию, в которой они предлагали немедленно перейти к выкупу крестьянских наделов при содействии государства, отменить сословные привилегии дворянства, создать независимую судебную систему. Инициаторы этой акции были арестованы и провели несколько месяцев в Петропавловской крепости. В рамках революционно-демократического направления заметным явлением стало появление в 1861-1863 гг. большого количества листовок, адресованных в первую очередь крестьянам. Летом 1861 г. в руки полиции попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Её автор объяснял крестьянам грабительский характер реформы и призывал к организованному восстанию против правительства. В составлении листовки был обвинен Н. Г. Чернышевский, который был отправлен на каторжные работы в Сибирь. Значительным влиянием в России в 1860-е гг. пользовались идеи нигилизма. Нигилисты критически воспринимали общепринятые ценности и представления. Так они считали заблуждением представление о том, что у человека душа, отрицали существование Бога. Большую роль нигилисты придавали развитию естественных наук, которые помогали уничтожать заблуждения. Наиболее известным представителем нигилизма в России был литературный критик Д. И. Писарев. Нигилизм оказал большое влияние на формирование взглядов народников. Большое значение для развития общественного движения в России имело польское восстание 1863-1864 гг. Участники восстания – ремесленники, представители мелкого дворянства (шляхты), студенты требовали предоставления Польше независимости. В то время как А. И. Герцен активно поддержал восстание, значительная часть либералов признала действия правительства правильными. Выступление поляков вызвало в России усиление патриотических и антипольских настроений, в результате А. И. Герцен утратил былое влияние. Часть представителей либерального направления перешла на консервативные позиции. В качестве примера можно привести известного журналиста М. Н. Каткова, который с 1863 г. занимал консервативные позиции и оказывал большое влияние на правительственные круги в период царствования Александра III. На рубеже 1860-х-1870-х гг. в России складывается оригинальное направление общественной мысли – народничество. Оно получило свое название, поскольку общим для всех участников было стремление узнать и облегчить жизнь простого народа. Для всех народников было характерным стремление добиваться проведения политических и социальных реформ, в том числе с использованием насильственных методов. В народничестве принято выделять три основных направления. Лидером первого (анархистского) был М. А. Бакунин. По его мнению, любая, даже демократическая, власть приводит к эксплуатации человека. Поэтому вместо государства Бакунин ратовал за создание федерации самоуправляющихся сельских общин. По мнению Бакунина крестьяне были уже готовы к выступлению, поэтому революционеры должны были просто подтолкнуть массы к восстанию Лидером второго направления был П. Л. Лавров Он считал, что ни крестьянство, ни интеллигенция еще не готовы к борьбе. Следовательно, интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, а затем начать пропагандистскую работу среди простого народа. П. Н. Ткачёв считается основателем третьего, «заговорщицкого» направления. Он скептически оценивал перспективы крестьянской революции, поскольку, крестьяне были слишком невежественными. В то же время, по мнению Ткачёва, правительство не имело прочной опоры в обществе и могло быть свергнуто в результате заговора небольшой хорошо подготовленной группы революционеров. Идеи П. Н. Ткачёва нашли свое воплощение в тактике «Народной воли». Изначально народничество включало в себя целый ряд отдельных групп и кружков. Первой серьезной акцией народников стало организованное ими в 1874 г. «хождение в народ». Народники вели в деревнях агитацию против властей, но потерпели полное поражение, поскольку крестьяне не доверяли чужакам и выдавали их полиции. В результате в 1877 г. состоялся судебный процесс, из 193 обвиняемых 99 были признаны виновными. Поражение заставило народников изменить тактику. Участники движения решили, что для более успешной агитации необходимо оставаться в деревне на длительный срок. Народники стали селиться в деревнях, открывать лавки, работать фельдшерами. С другой стороны неудача первого «хождения в народ» подтолкнула народников к созданию единой централизованной организации. Она была создана в конце 1876 г. и получила название «Земля и воля». Была разработана и единая программа, которая включала требования передачи всей земли крестьянским общинам, введение свободы слова и печати. В условиях полицейских репрессий и консервативной политики, которую проводили Александр II и его министры с конца 1860-х гг. в организации выделяется группа, выступавшая за использование террора. В 1879 г. единая организация «Земля и воля» раскололась на две части. Сторонники традиционных, пропагандистских методов борьбы создали организацию «Черный передел». Её руководителями стали Г. В. Плеханов и П. Б. Аксельрод. Сторонники террористической борьбы назвали свою организацию «Народная воля». Ее лидерами стали А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, В. Н. Фигнер, С.Л. Перовская. Народовольцы своей основной задачей считали убийство царя, это должно было привести к дезорганизации власти и восстанию. Участники организации устроили настоящую охоту на императора, одно из покушений – 1 марта 1881 г. закончилось гибелью Александра II. Вопреки ожиданиям народников, гибель царя не привела к восстанию. Правительству в 1881-1882 гг. удалось уничтожить как «Народную волю» так и «Черный передел», хотя отдельные группы некоторое время продолжали действовать. После разгрома, так называемого активного народничества, значительное распространение получило либеральное (легальное) направление народничества. Его представители, в частности Н. К. Михайловский, разработали теорию «малых дел» – т.е. кропотливых каждодневных усилий по улучшению положения народа. Часть интеллигенции и студенчества разочаровалась в самой идеологии народничества. Этим можно объяснить распространение в России в 1880-е гг. идей марксизма. Марксисты доказывали, что ведущую роль в революционной борьбе будут играть не крестьяне, а рабочие. В 1883 г. бывший руководитель «Черного передела» Г. В. Плеханов создал в эмиграции группу «Освобождение труда». Это была одна из первых организаций, пропагандировавших в России идеи марксизма, переводивших на русский язык сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Основные персоналии:
Александр II
Данная страница нарушает авторские права?
|