Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Германия. Среди немецких исследователей долгое время доминировало предположение, будто PR — это чисто американское изобретение
Среди немецких исследователей долгое время доминировало предположение, будто PR — это чисто американское изобретение, которое после Второй мировой войны активно управляло идеологией Германии. Согласно теории одного из крупнейших теоретиков и практиков немецкого PR А. Экля паблик рилейшнз берет свое начало после основания Федеративной Республики Германии: связи с общественностью возникают на основе многих практических идей оккупационных властей, в частности американских, после Валютной реформы 1948 г.; с началом работы первого Бундестага и первого Федерального правительства 1949 г. Однако другие исследователи считают, что связи с общественностью немецких предпринимателей впервые возникали еще до Второй мировой войны. После Второй мировой войны шла имитация американских PR, и при этом упускалось из виду, что PR в Германии должен опираться на собственные национальные традиции. Между возникновением PR в Германии и в США есть существенные различия. Американские связи с общественностью в экономическом секторе возникли как отражение конкуренции. Политическая и экономическая коррупция, так же как и социальная неудовлетворенность, вызвала противодействие общества; PR возник как противоядие огромной американской индустрии в борьбе с общественным мнением. В немецкой экономике PR обрел, напротив активно- конструктивный характер. В государственном секторе Германии, как считают исследователи, история связей с общественностью начинается в то время, когда США даже еще не существовали. Отличительная черта немецких связей с общественностью — это прежде всего их традиционность: сказалось отсутствие персон, которые, как Э. Бернейз в Соединенных Штатах, заботились о том, чтобы связи с общественностью были организованы как совокупность профессий. Концепция связей с общественностью возникла в Германии еще в ХIХ в., но она не была использована как основа для дальнейшего развития отрасли. Рассмотрим протоформы паблик рилейшнз в Германии, в их эволюции по сферам. Протоформы PR в Германии до 1933 г. Государственный сектор. Корни государственного PR в истории Германии нужно искать в Пруссии. Уже со времен Фридриха Великого (1712 - 1788) значение общественного мнения для политики было крайне важным. Безусловно, цензура играла важную роль в управлении общественным мнением. Определяющими были прусские связи с общественностью в государственном секторе во время правления Карла Августа фон Харденберга (1750— 1822). С 1816 г. Существовало Литературное бюро, в обязанности которого входило создание обзора газетных статей с комментариями. Информация, исходившая не только из официальных источников, но и от свободных авторов (как из Пруссии, так и из других государств), должна была распространять прусскую точку зрения. Харденберг отличался пониманием «необходимости целенаправленного управления общественным мнением, благоразумной аргументированной убеждающей работой государственной реформы». Рижский меморандум, в котором Харденберг в 1807 г. осуществлял совместную деятельность с высшим финансовым советом Альтенштейна, — поворотный пункт в протоистории немецких связей с общественностью. Именно он заботился о важности представления имиджа страны за границей. Было необходимо добиться уважения к государству со стороны других стран. Среди приемов по поддержанию имиджа активно использовались заграничные поездки, это позволяло распространить политические идеи. «Главные деятели литературы» должны были жить интересами Пруссии, так как в то время писатели исполняли роль журналистов. Король Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) в 1841 г. заложил основу для государственных связей с общественностью в Пруссии. Он потребовал от журналистов, чтобы сообщения в прессе были согласованы с мнением государства и исправлены фактически ошибочные сообщения или суждения. В 1849 г. был создан Литературный кабинет (позже — Центральное учреждение журналистского дела, или Литературное бюро Королевского государственного министерства), наиболее известный его деятель — Теодор Фонтане, который с 1850 г., правда с перерывами, работал в центральных газетах. Пресс-бюро должно было осуществлять скрытое управление прессой. Прусское правительство, в частности Отто фон Бисмарк Немецкое государство с самого своего основания (18 января 1871 г. Вильгельм I в Версале был провозглашен немецким императором) имеет органы исследования и обработки внутренней и иностранной прессы — Пресс-отдел иностранных дел. Отдел был присоединен к политическому отделению, чье руководство опирается прямо на доклады государственного канцлера и государственного секретаря иностранных дел. Основателем и первым его руководителем был Людвиг Карл Аегиди (с 1877 г.). Несомненно, выдающимся пресс-спикером был Отто Хамманн, который с 1894 г. руководил пресс-отделом иностранных дел и занимал этот пост 22 года (во времена правления 4 депутатов). Система Хамманна базировалась на позитивных отношениях с журналистами, она была известна всем и при этом пользовалась дурной славой. Информацию получали только «достойные доверия» журналисты, представители же газет, которые не располагали благосклонностью Хамманна, т. е. не близкие правительству, получали незначительный доступ к информации или ничего не значащую информацию. Государственный канцлер Бернард Фюст фон Бюлов (1900—1909) также строго отслеживал опубликованные мнения, вносил корректировку при отборе информации. Апогеем государственных PR Вильгельмской эры стал период при Альфреде фон Тирпитце (1849—1930). В это время все силы были направлены на проведение кампаний по построению национального флота. В служебных записях от 16 июня 1894 г. Тирпитц обозначил как наиболее важную задачу дальнейшего успешного развития флота. В июле 1897 г. Тирпитц, будучи государственным секретарем, взял на себя управление делами государственного военно-морского флота и осуществлял кампанию по популяризации военно-морского флота. Информационное бюро государственного ведомства военно-морского флота было создано 17 июля 1897 г. при нем был организован отдел информации и всеобщих парламентских вопросов, причем работа осуществлялась с определенными группами общественности. В результате программа флот-кампании были претворена в жизнь, военно-морское подразделение пополнилось молодыми кадрами. С 1898 г. при поддержке правительства Тирпитц проводил агитацию немецкого флот-общества на захватническую политику за океаном и заботился о популяризации немецких морских интересов. Флот-общество в процессе развития превратилось в настоящее народное движение. Во время Первой мировой войны Германией была выполнена профессиональная работа по связям с общественностью. В пределах страны шла кампания в поддержку продажи военной ссуды, в результате усилий, направленных на зарубежные страны, США обратили внимание на данную точку зрения Германии. Долгосрочные крупные немецкие PR-акции проводились, прежде всего, в Веймарской республике. Экономический сектор. Ведущую роль в развитии протоформ PR в сфере экономики сыграла фирма «Крупп» («Кгuрр»), которая с самого начала стремилась к построению позитивного имиджа и прочной длительной работе над ним. Данное направление деятельности фирмы и обеспечило ее благополучие. В 851 г. «Крупп» инсценировал событие, которое позволило фирме обрести международную известность: на международной выставке в Лондоне фирма выставила блок стали весом более 2 тонн, отлитый из целого куска. Благодаря этой сенсации фирма «Крупп» стала всемирно известной. В 1893 г. в ее структуре появился пресс – центр. Альфред Хугенберг (1865 — 1951) организовал крупнейшую PR-акцию — празднование 100-летия фирмы «Крупп» (1912 г.). На праздник приехали император, государственный канцлер, министр и высшее военное и внутреннее и внешнее политическое руководство страны. Основным толчком к систематической работе по связям с общественностью оказалась деятельность Союза Саксонской промышленности (VSI). С 1902 г. Союзом руководил Густав Стресеманн, который к этому времени владел синдикатом. К PR-инструментарию Стресеманна относится создание событий с нестандартным информационным поводом. В связи с запланированной реформой налога на промышленность в обществе последовала ответная реакция. В январе 1904 г. фирмы Саксонии подали петицию депутатам парламента земли и организовали демонстрации протеста в Дрездене, Баутце и Циттау. Пресса уделяла этому вопросу пристальное внимание. Стресеманн знал о значении масс для привлечения интереса к индустрии, в 1913 г. он писал: «...нам же говорят, что мы живем в век массового воздействия, поэтому и должны собирать массы представителей индустриальных фирм и численностью оказывать влияние на общественное мнение и на законодательство. И в результате полученных масштабов воздействовать на политические партии». Это послание восприняли как девиз, и предприниматели увидели результат обращения ко всем целевым группам. Приобретали вес требования по усилению флото-, военной и колониальной политики. Стресеманн предлагал газетам копии своих речей и правительственные статьи. Такая работа прессы обрела успех. Стресеманн осознавал значение специализированной прессы: «...50% влияния на общественное мнение принадлежит прессе, так что наиболее важным является создание качественной специализированной прессы в индустриальной отрасли». В начале XX в. складывается прочная фундаментальная основа для развития паблик рилейшнз. Если в государственном секторе PR находится в большей степени под влиянием политической идеологии, то предприниматели пытаются контролировать ситуацию на рынке, в частности, высказывая протесты и организуя забастовки. Часто в качестве их инструмента выступает периодическая печать. Выше уже было сказано, что во многих европейских странах первые признаки институционализации PR можно увидеть в период между двумя мировыми войнами. Однако для Германии начальным этапом институционализации паблик рилейшнз является послевоенный период. Развитие PR в Германии после 1945 г. Государственный сектор. Главная задача государственного PR в послевоенной Германии состояла прежде всего в выстраивании доверия общества к государству, что способствовало построению государственных институтов. В 1948 г. проводилась «антидемократическая кампания» по отношению к США: распространение новостей определенного характера, демонтаж немецкой индустриальной установки за счет американских налоговых плательщиков. Каждая оккупационная власть занималась самостоятельной политикой прессы. В федеральных землях для этого организовывались пресс-бюро или назначались официальные представители правительства. Работой прессы занималось прежде всего Франкфуртское управление экономикой, а также Парламентский совет в Бонне. Во внешней политике наблюдалось два основополагающих направления: ликвидация негативного имиджа Германии и сбор информации о зарубежье. Главным событием, после которого можно было с уверенностью сказать, что существует не только PR-деятельность, но и профессия PR-специалиста в Германии, явилось основание специализированной пресс-структуры. В 1949 г. Было основано Федеративное ведомство печати (Bundespresseamt, ВРА), которое возглавил К. Аденауэр. С возникновением Федеративной Республики, ввиду необъективности дипломатических каналов, Ведомство печати осуществляло, главным образом, сбор информации о зарубежных государствах. Первоначально ВРА занималось PR в правительственных структурах. Заметная фигура в немецкой журналистике Вернер Кругер вспоминает, как в феврале 1950 г. он получил от Аденауэра следующую инструкцию: «Позаботьтесь о быстром и, прежде всего, эффективном обучении журналистов и всегда обдумывайте все, что знаете; если сомневаетесь, то не говорите. Проанализируйте еще раз, может быть, Ведомство — это пропаганда для политики правительства». С 1950 г. в PR в политической сфере используются современные технологии управления общественным мнением, среди них — регулярные опросы населения о политической системе. В это время паблик рилейшнз в правительственном секторе осуществлялись не только посредством Федеративного ведомства печати, к ним также подключались многочисленные организации, которые функционировали как частные предприятия. Большую роль в развитии PR сыграл государственный секретарь Отто Ленц. Аденауэр и Ленц разработали следующую модель функционирования ВРА. Ведомство находилось в распоряжении так называемого департамента «Титул 300», который придерживался политики выдворения из страны поодиночке «неугодных» ему журналистов. «Титул 300» всегда вызывал ожесточенную критику со стороны оппозиции, так как из ведомственного фонда финансировалось Рабочее демократическое общество (Arbeitsgemeinschaft Demokratischer Kreise — ADK) и выплачивались субсидии газетам: «Wehrwi-ssenschaftliche Rundschau» («Научное обозрение») и «Deutsche Soldaten-Zeitung» («Немецкая солдатская газета»). Экономический сектор. Развитие паблик рилейшнз в бизнес-структурах ФРГ шло быстрыми темпами. Его тенденции можно увидеть на примере двух промышленных компаний-гигантов, которые намного активнее стали пользоваться технологиями PR, — «Krupp» и «AEG». «Krupp». После Второй мировой войны в компании «Krupp» был создан отдел по связям с общественностью. В 1961 г. «Krupp» организовал грандиозный праздник, посвященный 150-летию существования фирмы. На торжестве в качестве VIP-гостя присутствовал экс-президент Теодор Хойс, а действующий президент Генрих Любке прислал поздравительную телеграмму. Данное мероприятие с уверенностью можно назвать имиджевым — как для самой фирмы, так и для многих ведущих политиков Германии и других стран, которые присутствовали на «юбилее». После празднования были подготовлены и выпущены книги, автором которых выступила фирма «Krupp». «AEG». В 1950 г. в структуре компании появился пресс-центр, инициатором нововведения выступил Ф. Мёрдж. В 1996 г. PR-подразделение фирмы «AEG» предложило изменить направленность компании: вместо кухонной бытовой техники (до этого времени «AEG» занималась только этим направлением) заняться проблемами экологии. В 1993 г. председатель главного управления «AEG» Карлханнс Дамм был избран газетой «Капитал» и WWF лучшим экологическим менеджером года. «AEG» в рамках Экологической программы начинает сотрудничать с WWF. Интересен тот факт, что «AEG» как фирма уже не существует, но главное управление продолжает заботиться о своем имидже. Рынок PR. Сегодня в Германии имеется развитый рынок PR-услуг. Перечислим ведущие PR-агентства Германии (на период 1996-1997 гг.): К & К — Kohtes & Klewes, Kommunikations GmbH (GPRA), Duesseldorf, Bonn, Hamburg, Frankfurt/M., Dresden; Hunzinger Information AG, Frankfurt/M.; Sponsor Partners Agentur fuer Sponsoring, Public Relations und Veranstaltungen, Bonn; Leipziger & Partner Kommunikations GmbH (GPRA), Frankfurt/M., Miinchen, Berlin; EURO RSCG International Communikations GmbH / (GPRA), Duesseldorf, Frankfurt/M., Berlin. По сведениям Немецкой ассоциации PR-агентств, основные характеристики крупных немецких агентств заключаются в следующем: компании специализируются не на отраслях, а на определенного рода услугах, до 50% оборотов дает деятельность в сфере корпоративных коммуникаций, компании имеют не менее четырех филиалов в Германии, работают с крупными клиентами: менее 10% клиентов дают боле 30% общей суммы гонораров. Наблюдается рост крупных и мелких PR-агентств, которые заполняют «пустующие» ниши. Активно востребованы внутренние коммуникации, развиты такие инструменты внутреннего PR, как корпоративные издания, электронные доски, внутреннее телевидение. Перечень услуг PR-агентств и их расценки (на 2000 г.) представлены в табл. 2.
|