Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация гражданской обороны объекта
Уроки ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других техногенных аварий заставляют думать о заблаговременной подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, т.е. к планированию мероприятий ГО на мирное время. В экстремальных условиях просчеты и упущения в планах значительно усложняют организацию сил ГО и управление ими. На устранение возникших неувязок тратится много времени, что порой приводит к неоправданным материальным потерям и даже к человеческим жертвам. Планирование мероприятий ГО на объектах - важнейшая часть подготовки к управлению действиями специальных формирований и населения в чрезвычайных ситуациях, в том числе в военное время, с целью выполнения комплекса мероприятий по защите населения, обеспечению его жизнедеятельности и устойчивости функционирования основных отраслей экономики. Оно заключается в разработке системы мероприятий и предусматривает последовательность, способы, сроки выполнения задач и необходимые для этого силы и средства. Планирование должно базироваться на научном прогнозе обстановки, которая может сложиться при чрезвычайных обстоятельствах, а также на всестороннем анализе и оценке материальных и людских ресурсов. Основными требованиями, предъявляемыми к планам ГО, являются: полнота и краткость изложения; строгий учет времени, необходимого для выполнения задач; экономическая целесообразность планируемых мероприятий; реальность и согласованность с планом территориального штаба ГО. Планирование мероприятий гражданской обороны строится на основе принципов. Основные из них: • целеустремленность - определение главных задач, для решения которых сосредоточиваются основные усилия, что позволит с наибольшей эффективностью осуществлять запланированные мероприятия и использовать силы и средства ГО; • конкретность - определение характера мероприятий и задач по цели, месту и времени; выбор способов их выполнения в соответствии с конкретными условиями и с учетом людских возможностей и материальных ресурсов; точность — исключение возможных просчетов при осуществлении мероприятий ГО; • гибкость — возможность вносить необходимые уточнения или изменения в ранее намеченные мероприятия без перестройки плана в целом, что позволяет быстро реагировать на изменения обстановки; • перспективность - предвидение изменений обстановки или получения новой задачи в ходе ведения ГО. Необходимо предусмотреть создание соответствующих резервов сил и средств для выполнения задач при резких изменениях обстановки и ограниченном времени для выполнения задач. • Основной документ при разработке плана - решение начальника ГО об организации и ведении гражданской обороны на объекте для заблаговременной подготовки личного состава формирований ГО и населения к действиям в различных чрезвычайных ситуациях. В своем решении начальник ГО указывает: задачи ГО объекта, порядок и сроки их выполнения, привлекаемые силы и средства, направления сосредоточения основных усилий; последовательность проведения намеченных мероприятий; задачи служб ГО; порядок взаимодействия формирований ГО объекта между собой, а также с силами других ведомств, с воинскими частями внутренних войск; способ организации всех видов обеспечения и управления. Решение оформляется в виде приказа. • Разработку плана ГО объекта целесообразно проводить в три этапа. Первый этап (организационно-подготовительный) - сбор, обобщение и оценка исходных данных. Такими данными являются сведения о характере предполагаемых действий (прогноз радиационной, химической и биологической обстановки, потенциальная опасность техногенного, экологического и природного характера для населения и экономики Республики Беларусь), о силах и средствах ГО объекта, населении, местности, гидрометеорологических условиях, криминогенной обстановке в районе. Их получают посредством прогнозирования обстановки, а также из информации, поступающей из вышестоящего штаба ГСЧС и ГО и эвакуационной комиссии, взаимодействующих служб и объектов. Начальник ГО объекта определяет перечень основных документов, порядок и сроки их подготовки, рассмотрения и утверждения, группу специалистов, привлекаемых к разработке плана, объем работы исполнителя. Второй этап - практическая разработка плана и оформление его документов. Рабочая группа оценивает собранный материал, а также предложения служб и подразделений, определяет содержание разделов плана. Главное внимание при этом уделяется согласованности намеченных мероприятий и решения их в комплексе, а также определению конкретных форм и методов их выполнения и оперативному использованию сил и средств. Планы ГО разрабатываются на мирное и военное время. Третьим этапом разработки плана является согласование его с соответствующим территориальным штабом ГО, доработка и утверждение. Планы ГО утверждаются соответствующими начальниками ГО. Они корректируются при получении специальных указаний после проведения учений, если были обнаружены недостатки, влекущие за собой необходимость внесения уточнений, но не реже одного раза в год. Содержание плана ГО объекта хозяйствования В плане ГО объекта хозяйствования определяются: порядок действия сил и использования средств; содержание и объем работ; сроки выполнения и исполнители; последовательность проведения мероприятий в случаях угрозы и внезапного нападения противника в военное время, по ликвидации последствий производственных аварий, стихийных бедствий. Он состоит из текстовой части и приложений к нему в виде таблиц, графиков, карт (схем). Степень детализации документов плана определяет начальник ГО объекта исходя из характера задач. Количество экземпляров плана должно соответствовать числу пунктов управления. Вначале в плане ГО дается краткая характеристика объекта: место расположения, категория по ГО, основная выпускаемая продукция, отношение технологического процесса производства к категории пожароопасности, площадь, занимаемая объектом, плотность застройки, связь с железнодорожной веткой, ее протяженность, плановая численность рабочих и служащих, обеспеченность защитными сооружениями, район сосредоточения рабочих и служащих, господствующие ветры, условия хранения сильнодействующих ядовитых веществ, взрывчатых и пожароопасных материалов; характеризуются возможные крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия (зоны возможных разрушений, радиоактивного, химического и биологического заражения, пожаров и катастрофического затопления); дается оценка обстановки, которая может сложиться на радиационных, химических, пожаро- и взрывоопасных объектах народного хозяйства и прилегающей к ним местности (в зоне АЭС - до 30 км) в результате производственных аварий, катастроф и наиболее часто повторяющихся стихийных бедствий, делаются выводы из этой оценки; формулируются задачи ГО объекта, установленные директивами министерства и решением начальника ГО района. Первый раздел плана «Действия в случае внезапного нападения противника» включает следующие мероприятия: подачу сигнала «Воздушная тревога»; отключение инженерных сетей; привлечение формирований общего назначения и формирований служб других объектов, находящихся в загородной зоне, по решению начальника ГО района для ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; организацию материально-технического и других видов обеспечения; укрытие рабочих и служащих работающей смены согласно схеме размещения защитных сооружений объекта, маршрутов движения к ним и расчету укрытия. Раздел второй - «Организация и ведение гражданской обороны при угрозе нападения противника». В первой части излагаются мероприятия по защите рабочих, служащих и их семей: - - приведение в готовность убежищ и укрытий, оборудование подвальных помещений под противорадиационные укрытия; рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и членов их семей в загородную зону; - развертывание сборных эвакуационных пунктов (СЭП) для сбора, регистрации и отправки личного состава в загородную зону (указывается место, количество всех приписанных рабочих, служащих и членов их семей, начальник, время готовности СЭП после получения распоряжения на эвакуацию); - перевозка детей, престарелых и больных людей с пункта высадки и пункта промежуточной эвакуации до места расквартирования выделенным местным штабом ГО транспортом; - строительство и дооборудование противорадиационных укрытий в загородной зоне; - размещение рабочих, служащих и членов их семей в загородной зоне согласно схеме; - организация подвоза рабочих смен на объект и в загородную зону по скользящему графику; - обеспечение рабочих, служащих и членов их семей Для повышения устойчивости работы объекта во второй части раздела предусматриваются мероприятия по последовательному переводу его на двухсменную работу и на упрощенную технологию производства, по подготовке взрывоопасных коммуникаций (газопровода, теплосети высокого давления) к безаварийному отключению по сигналу «Воздушная тревога», коммуникаций котельной и компрессоров - к работе в режиме сниженного давления; по дооборудованию цехов защитными укрытиями для хранения уникального оборудования. Определяются места хранения материалов, комплектующих изделий, сырья и готовой продукции в защитных сооружениях. Перевод объекта на особый режим работы производится в соответствии с планом, в котором излагаются задачи такого перевода и мероприятия общеобъектовые, цеховые, на складах, в отделах, которые проводятся при угрозе нападения противника по сигналу «Воздушная тревога» после проведения мероприятий ГО. К этому плану прилагается перечень документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении предусмотренных мероприятий. В третьем разделе «Организация и ведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР)» указывается, какие группы необходимо создать для ведения СНАВР в очаге поражения, их численность по сменам и цехам, численность территориального сводного отряда и время его готовности; определяются маршруты выдвижения сил ГО к очагу поражения, сигналы для выдвижения, время прибытия первой смены в очаг поражения, места сосредоточения основных усилий при проведении СНАВР, порядок выдвижения техники на объект. Раздел четвертый - «Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий». В этом разделе определяется порядок вызова и прибытия сводной команды повышенной готовности на объект, вывода рабочих, служащих и членов их семей из районов стихийных бедствий и производственных аварий, вывоза уникального оборудования; ставятся задачи командирам групп охраны общественного порядка, разведывательной, начальникам медицинской и противопожарной служб. Также предусматривается: - разведка и наблюдение за объектами внешней среды; - дозиметрический и химический контроль; - приведение в готовность сил и средств ГО объекта, предназначенных для охраны общественного порядка при ведении спасательных и других неотложных работ и при проведении эвакомероприятий; - выдача рабочим и служащим объекта средств индивидуальной защиты; - взаимодействие с местными территориальными штабами и формированиями ГО, воинскими частями; - связь с подчиненными предприятиями (организациями, учреждениями), вышестоящими и взаимодействующими организациями ГО; - организация вспомогательного пункта управления, определение его состава, задач, сроков готовности к работе; - доставка информации в вышестоящие территориальные и отраслевые органы управления ГО. В пятом разделе «Обеспечение мероприятий гражданской обороны» формулируются основные задачи инженерного, противорадиационного, противохимического, медицинского, противопожарного, материально-технического обеспечения, а также обеспечения общественного порядка. В шестом разделе «Организация управления, связи и оповещения» определяются главная задача управления, срок готовности городского и загородного командных пунктов после получения распоряжения, порядок организации 2вязи и оповещения рабочих и служащих, руководящего состава, сроки оповещения и сбора. Штаб ГСЧС и ГО и начальники служб при проведении всех намеченных в плане мероприятий ГО руководствуются сроками и последовательностью, указанными в плане основных мероприятий ГО объекта, проводимых при внезапном нападении противника, угрозе нападения, крупных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, угрозе их возникновения, объявлении эвакуации, нанесении противником ядерного удара.
|