Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О превращениях
Почти в каждой сказке кто-нибудь в кого-нибудь превращается. А не в сказке? Бывает ли так в жизни? Вот наша мама берет нас на руки, шепчет ласковые слова, играет с нами, дает что-нибудь вкусненькое, кладет в кроватку и уходит. И вдруг тут же буквально через несколько минут появляется страшное чудовище, которое нас ругает, шлепает, сердитым голосом выкрикивает грубые страшные слова. Ясно, что это не наша мама. Ясно, что в нее вселился какой-то злой волшебник. Интересно, что некоторые дети понимают это даже на сознательном уровне. Беттельгейм рассказывает о своей подопечной 5-летней девочке, у которой явные наклонности детектива. Заметив, что в образе мамы время от времени появляется злая волшебница, эта девочка решила устроить ей ловушку. Она стала задавать злой волшебнице такие вопросы, на которые никто, кроме мамы, не мог ответить, потому что эти вопросы касались очень интимных событий, связывающих девочку с ее мамой. Оказалось, однако, что злая волшебница умеет отвечать на эти вопросы. Для всякого взрослого человека это было бы разрушением гипотезы о злой волшебнице. Но не для маленькой девочки. Она еще больше убедила себя в том, что злая волшебница вселяется в ее мать: это такая могущественная волшебница, что может рассказать о том, что было без нее, когда девочка была наедине с мамой. Сказки очень хорошо используют это раздвоение личности. В душе ребенка борются два очень сильных чувства: чувство любви к маме и чувство жуткой злобы и ненависти к той же самой маме. Особенно в Спящей Красавице, когда в девочке пробуждается женщина, этот мотив соперничества между молодой-и красивой героиней и старой, но молодящейся мачехой показан необычайно ярко. Сказка дает возможность девочке разобраться в этих противоречивых чувствах. Девочка горячо любит свою маму, и в сказке эта мама умерла, что позволяет девочке испытывать к ней сильное, ничем не замутненное чувство любви. А мама, которую она ненавидит, против которой она борется за любовь прекрасного принца, — это мачеха. А испытывать такие чувства по отношению к мачехе вполне прилично. Хотя нет сказок про спящих красавцев, но похожий мотив соперничества разрабатывается в сказках про Кащея Бессмертного, драконов, Черноморов и т. д. Соперники наших героев — всегда люди более взрослые, а в сказках они намеренно сделаны старше, то есть именно такими, какими дети воспринимают взрослых. На самом деле борьба идет за маму, за мамину любовь между сыном и отцом. Но в сказке мама — некоторая абстрактная принцесса. Ребенок переполнен противоречиями, раздирающими его надвое чувствами. А с помощью сказки можно разделить эти чувства, построить в сказочном мире конфликтную ситуацию и разобраться в том, что творится в твоей душе. Отсюда эти многочисленные мачехи, кочующие из одной сказки в другую. Если бы мы подходили к сказкам как к историческим свидетельствам, можно было бы подумать, что большинство наших предков воспитывались мачехами. Царевна-лягушка: учимся любить Мы уже привыкли к тому, что все волшебные сказки кончаются благополучно. Это очень важно для ребенка — быть уверенным в том, что и у него все в жизни сложится хорошо. Один из самых мучительных вопросов для ребенка — сможет ли он когда-нибудь стать взрослым. Научится ли он делать все те замечательные волшебные вещи, которые умеют делать взрослые? Научится ли он любить? Этой теме посвящен цикл сказок о Царевне-лягушке. Эти сказки бывают для мальчиков и для девочек. Для начала я вам расскажу сказку из этого цикла, которая нравится мне одним замечательным жестом, идущим из самой глубины души. Эта сказка называется «Золотой шар». ...Молодая принцесса играет со своей любимой игрушкой — золотым шариком. И тут шарик закатывается в колодец. Молодая принцесса сидит на краю колодца и горько плачет. И вдруг из колодца появляется лягушонок. — Я тебе помогу, — говорит лягушонок, — но за это ты должна выполнить три моих условия: ты будешь есть со мной из одной тарелки, сидеть со мной на одном стуле и спать со мной в одной постели. Принцесса так горюет по своему шарику, что тут же соглашается на все условия, а там будь что будет. ' Лягушонок достает из колодца шарик, и счастливая • принцесса убегает во дворец. А там уже накрыт стол, за столом сидят король с королевой и поджидают принцессу. Начинается обед, но вдруг за дверями слышится какой-то шум, суета, перебранка слуг. И король посылает узнать, в чем дело. С этого момента очень интересно наблюдать за поведением короля-папочки. Оказывается, пришел лягушонок и требует, чтобы его впустили. Принцесса делает вид, что она ничего не знает, это ее не касается. Но в конце концов ей приходится во всем признаться. Как же, говорит папочка, обещала, надо выполнять. Лягушонка приводят в трапезную, и он садится в тарелку к принцессе. Бедная принцесса! Представьте себе лягушку в вашей тарелке. Кончается обед, принцесса садится на диванчик, а лягушонок шлеп-шлеп — рядом с ней. Принцесса вне себя — лягушонок ей отвратителен. Но тут снова вступается папочка: «Свое слово надо держать. Обещала — теперь терпи». Наступает вечер. Принцессу укладывают спать на шелковые простыни. Лягушонок, конечно, прыгает к ней в постель. Но вот этого уже принцесса не может выдержать. Переполненная ужасом и отвращением, она хватает лягушонка и с размаху швыряет его в стенку. И тут происходит чудо: лягушонок превращается в прекрасного принца. Эта сказка не самая лучшая из цикла «Царевна-лягушка», поскольку обычно в сказках этот период превращения лягушонка в прекрасного принца длится значительно дольше, иногда даже сотни лет. И время это наполнено серьезными событиями в жизни возлюбленных. Героиня пройдет через многие испытания, пока наконец не полюбит лягушонка настолько, что он превратится на ее глазах в прекрасного принца. Но эту сказку я люблю вот за этот очень естественный, очень человеческий жест. Я говорил уже в начале, что сказка выбирает в качестве жениха или невесты какое-нибудь очень противное животное: это может быть лягушка, змея, свинья, крокодил, которое должно у данного народа означать что-то грязное, противное, вонючее. В одной сказке мне очень нравится свинья, которая, перед тем как являться ночью к своей возлюбленной, нарочно вываливалась в грязи. Этот свин очень хотел, чтобы его невеста полюбила его именно таким. И еще один интересный мотив, показывающий глубокое понимание сказкой человеческой психологии. Почему все эти свиньи, лягушки представляются такими днем, а ночью все они прекрасные принцы. Казалось бы, именно ночью принцессу должно страшить все то мужское, звериное, животное, что пробуждается в ее возлюбленном. Однако ночью и сама принцесса не вполне владеет своим рассудком и под покровом темноты может дать волю своим чувствам. Утром же, при холодном свете дня, все то, что происходило ночью, должно представляться ей грязным и отвратительным. Кстати, о темноте. Почти во всех сказках ночь возлюбленных окружена какой-нибудь тайной, и герою сказки или героине категорически запрещается открыть эту тайну. Сказка как бы говорит принцессе: «Не торопись! Не подгоняй события. Эта тайна откроется тебе сама, когда ты будешь к ней готова». Должно пройти много дней, а точнее, много ночей, прежде чем свин превратится в прекрасного принца. Наиболее частое запрещение такого рода — не зажигать свет, не пытаться увидеть лицо возлюбленного. Естественно, во всех сказках принцесса нарушает этот запрет. Дождавшись, когда принц засыпает, принцесса зажигает лампадку и подносит к лицу любимого. Капелька горячего масла падает на его лицо, он просыпается и... Теперь принцесса должна будет искать своего принца по всему свету, преодолевать многочисленные препятствия, иногда даже жертвовать своей жизнью, чтобы вернуть принца. В одной турецкой, по-моему, сказке принцесса отрезает себе мизинец, чтобы спасти любимого. После долгих скитаний она находит принца, заточенного в высоченную башню, и принимается вязать веревочную лестницу. По этой веревочной лестнице она забирается на башню, но в самый последний момент выясняется, что ей не хватает всего одного мизинчика, чтобы спасти принца. Тогда она отрезает себе мизинчик и с его помощью надставляет лестницу. Интересный мотив сказок этого цикла — роль взрослых, пожилых женщин. Обычно это они любят выспрашивать у принцессы подробности ее ночной жизни. Основная тема этих обсуждений — что-то вроде «все мужчины свиньи» или «все женщины — змеи». И это они очень любят давать молодым советы, как надо вести себя с возлюбленным. И всякий раз, когда молодая принцесса следует этим советам, прекрасный принц исчезает. Таким образом, сказка в конкретных образах и поступках помогает ребенку освоиться с этой новой для него задачей — научиться любить. То есть найти в страшном, незнакомом человеке возлюбленного. Но для этого и самому надо вырасти, подняться на следующую ступеньку, перешагнув через все испытания, которые сказка настойчиво подкладывает нам на пути. Только с высоты этой новой ступеньки мы сможем понять, что в человеке чудесно уживаются и низменные, животные, глубинные инстинкты, и прекрасные, возвышенные порывы. И полюбить — это полюбить человека целиком. Не надо думать, что свинья или крокодил — обязательные атрибуты только мужчины. Для юноши не менее страшными и пугающими могут представляться свинские и крокодильские инстинкты молодой девушки. Эти страхи, связанные с подготовкой к вступлению в брак, одинаковы для обоих полов. Поэтому мы встречаем и царевен-лягушек, и королей-лягушек.
|