![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Положение кинокамер и объектов съемки
Рис. 16. Кадры, снятые крупным планом и стоящие в фильме рядом При съемке сцен различными планами часто изменяется и точка зрения (угол зрения), но она не должна нарушать гармонического изложения киноповествования, его логики. На практике не имеет смысла относительно небольшое изменение угла зрения (рис. 15). Такой переход ничем не оправдан. Лучше значительно изменить угол зрения, тогда второй кадр будет повторять первый, но с другой точки зрения. Все это следует учитывать уже при съемке. Вместе с тем изменять точку зрения надо очень осторожно, так как при этом может возникнуть опасность, что кинолюбитель изменит и направление движения в кадре. А когда на экране показывается направленное действие (герой бежит в какую-то сторону, двое людей разговаривают между собой), очень важно обеспечить ясное представление о направлении движения или взаимном расположении героев. На рис. 16 показан пример съемки крупных планов, стоящих в фильме рядом, в которых действующие лица смотрят в противоположные стороны. Кадр 2 устанавливает, что действующие лица находятся лицом друг к другу. В том случае, если хотят получить два крупных плана, в которых каждое действующее лицо снято через плечо другого, возникает вопрос о том, где должна быть установлена съемочная камера. При установке камеры в точке 1 актер А будет все еще показан смотрящим слева направо, как было в среднем плане. Монтажный переход, следовательно, не вызывает никаких возражений. Если камера устанавливается в точке 5, актер А на крупном плане будет смотреть справа налево. Такой план не даст возможности для четкого перехода, потому что направление взгляда актера становится прямо противоположным. То же самое относится и к крупному плану актера Б. Этот крупный план должен быть снят из точки 1, как и показано на схеме. Здесь и в крупных и в среднем планах взгляд каждого актера обращен в одном направлении. Необходимость сохранения у зрителя отчетливого ощущения направления не ограничивается одним лишь выбором для камеры точки съемки. Та же последовательность в направлении их движения должна быть соблюдена и в том случае, если актеры входят в кадр и выходят из него. Так, если актер выходит из кадра вправо, то совершенно неприемлемо появление его в следующем кадре слева. Такой монтажный переход от одного кадра к друтому является необоснованным, потому что при таком переходе предполагается мгновенная и ничем не оправданная необходимость для актера сделать поворот на 180°. Если по ходу развития сюжета желательно, чтобы актер, двигаясь, повернулся, необходимо показать тот момент, когда он поворачивается. Это подготовит зрителей к тому, чтобы увидеть его двигающимся в следующем кадре во встречном направлении. Если поворота не показать, то зритель будет введен в заблуждение, потому что появление актера справа и переход его справа налево явится полной неожиданностью.
|