Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила, советы, рекомендации. 1. Каждый фильм, который вы делаете, должен представ­лять собой законченный рассказ.






1. Каждый фильм, который вы делаете, должен представ­лять собой законченный рассказ.

2. Помните обычный (стандартный) порядок чередова­ния планов при киносъемке сцен: общий план, средний план, крупный план. Промежуточные планы желательно применять в следующем порядке: дальний общий или общий план, средний дальний, средний, крупный по­ясной, крупный, деталь.

3. Нужно овладеть обычной техникой киносъемкиобщий план, средний план, крупный план, до того, как вы сможете позволить себе применить какой-либо эф­фектный прием.

4. Изменяйте (варьируйте) расстояния и углы при под­готовке к съемке; работайте особенно тщательно над крупным планом.

5. Постоянно помните, что каждая сцена и каждый эпи­зод должны быть логически связаны со следующим эпи­зодом, сценой. Каждый включенный в картину кусок должен или служить результатом предшествующих, или быть предпосылкой для последующих кусков.

6. Не доверяйте тому, что вы чувствуете, слышите или ощущаете во время съемки. Помните, что зрители на просмотре имеют только чувство зрения и могут уви­деть только то, что вы увидели через видоискатель.

7. Снимать надо монтажно, т. е. планируя последова­тельность снимаемых кадров.

Приемы киносъемки. В профессиональном кино широко используется ряд приемов киносъемки, многие из которых с успехом могут быть применены кинолюби­телями. Такие приемы, как затемнения, наплывы, вы­теснения и др., используются как монтажные переходы от одной сцены к другой, от одного эпизода к другому. Они просты в осуществлении, и поэтому овладение ими в значительной мере поможет кинолюбителю не только снимать монтажно, но и монтировать фильм.

Затемнение — один из наиболее часто применяе­мых приемов в тех случаях, когда подразумевается, что между концом одной и началом второй сцены «прошло много времени».

Затемнение осуществляется очень просто: при съемке постепенно уменьшается отверстие диафрагмы (на объек­тиве 8-мм киноаппарата). Сцена как бы исчезает в темно­ту. Обратный процесс называется съемкой из затемне­ния, — это когда при открывании диафрагмы до необ­ходимой величины (соответствующей нормальной экс­позиции) из темноты постепенно появля­ется отчетливое изо­бражение.

Съемки в затемне­ние и из затемнения позволяют удобно вмонтировать надпи­си и осуществить плавный переход от эпизода к надписям, и наоборот.

Наплывы — также простой, но требующий навыка прием, позволяющий получить незамет­ные, плавные переходы от одной сцены к другой.

Наплыв получается в результате съемки в затемнение, отматывания снятого куска пленки до начала затемнения в подающую кассету и вторичной съемки на этот же ку­сок, но уже из затемнения. На рис. 17 графически изобра­жена схема съемки наплыва. Обычно время, затрачивае­мое на наплыв, составляет 3 — 4 сек. Очень важно научить­ся равномерно замедленно и ускоренно вращать кольцо установки диафрагмы. Это необходимо, чтобы получить равномерное увеличение плотности на пленке (уменьше­ние экспозиции пропорционально квадрату входного зрачка объектива). Нужно очень точно отматывать кусок кинопленки. Делается это в темноте или на некоторых аппаратах с помощью специальной рукоятки.

Наплывы применяются в тех случаях, когда нужно за короткое время показать большие временные измене­ния. Например, показано начало стройки, а наплывом — уже завершенный строительством завод.

Вытеснения — прием монтажного перехода, ко­торый, подобно наплыву, выполняется в две экспозиции.

Рис. 17. Схема наплыва

Рис. 18. Примеры монтажных переходов: г — сцена вытесняется ш кадра темнотой; 2 — вторая сцена заменяет первую внахлест кадра; 3 — второе изображение постепенно заменяет первое; 4 — изображение постепенно вы­тесняется, следующий кадр постепенно появляется

При вытеснении кадра одна сцена постепенно сдвигается в сторону и заменяется другой. Заслонка, устанавливае­мая перед объективом, медленно (в течение 3 — 4 сек) закрывает объектив. Затем пленка отматывается на по­дающую кассету и производится съемка новой сцены, причем заслонка с той же скоростью отодвигается, открывая объектив. Заслонка может иметь форму клина или дуги и вытеснять кадр вверх или вниз, в стороны или в любом другом направлении.

Вытеснение может быть получено очень просто на готовом фильме, если в месте склейки двух разных сю­жетов тушью или черным лаком нанести косую полоску (рис. 18).

Такие приемы часто используются при монтаже спор­тивных хроникальных фильмов, последних известий, ки­ножурналов, когда отдельные эпизоды непосредственно не связаны между собой, объединены только одной те­мой, одним днем соревнований и т. п.

Прием «стоп» применяется, как прием трюковой съемки, когда нужно показать внезапное появление или исчезновение какого-либо предмета. Состоит он в том, что по ходу съемки камеру останавливают, вносят в кадр необходимые изменения и продолжают съемку. Камера и окружающие предметы должны оставаться неподвиж­ными.

Покадровая киносъемка — прием, ши­роко используемый при съемке мультипликаций, надпи­сей, научных и учебных фильмов. Покадровая съемка позволяет ускорить движение на экране.

Съемка надписей для фильма. Надписи (титры) необходимы как для немых, так и для звуковых фильмов. Надпись часто является необходимым автор­ским разъяснением, иногда заменяет речь, особенно в немом кино, а в звуковом сообщает название фильма, фамилии авторов и действующих лиц.

Надписи, заменяющие речь, должны быть лаконич­ными, состоящими из десяти-двенадцати слов.

Важно помнить, что надпись может служить монтаж­ным элементом — помогать монтажу: перебивать действие, усиливать его, разъяснять, связывать отдельные куски.

Для съемки надписей удобно использовать пластмас­совые буквы различных размеров и начертаний. Такие буквы приобретают в магазинах культтоваров или выре­зают из бумаги или картона. Делать это надо очень тща­тельно, иначе надпись будет иметь неряшливый вид. Буквы хорошо хранить в ящике с отделениями (кассе), что облегчит работу.

В качестве фона, на который по линейке накладывают­ся буквы, следует применять темную материю, так как в противном случае яркий свет от белого экрана слепит зрителей и буквы плохо видны.

Используя разные материалы, можно разнообразить фон надписей. Между материалом и буквами помещают стекло, что создает особый эффект. В качестве фона ис­пользуют и большие фотографии, отпечатанные на мато­вой бумаге. При съемке надписи необходимо хорошо и равномерно освещать, чтобы не было бликов от стекла или от гладкой поверхности бумаги.

 

Таблица 9.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал