![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила, советы, рекомендации. 1. Каждый фильм, который вы делаете, должен представлять собой законченный рассказ.
1. Каждый фильм, который вы делаете, должен представлять собой законченный рассказ. 2. Помните обычный (стандартный) порядок чередования планов при киносъемке сцен: общий план, средний план, крупный план. Промежуточные планы желательно применять в следующем порядке: дальний общий или общий план, средний дальний, средний, крупный поясной, крупный, деталь. 3. Нужно овладеть обычной техникой киносъемки — общий план, средний план, крупный план, до того, как вы сможете позволить себе применить какой-либо эффектный прием. 4. Изменяйте (варьируйте) расстояния и углы при подготовке к съемке; работайте особенно тщательно над крупным планом. 5. Постоянно помните, что каждая сцена и каждый эпизод должны быть логически связаны со следующим эпизодом, сценой. Каждый включенный в картину кусок должен или служить результатом предшествующих, или быть предпосылкой для последующих кусков. 6. Не доверяйте тому, что вы чувствуете, слышите или ощущаете во время съемки. Помните, что зрители на просмотре имеют только чувство зрения и могут увидеть только то, что вы увидели через видоискатель. 7. Снимать надо монтажно, т. е. планируя последовательность снимаемых кадров. Приемы киносъемки. В профессиональном кино широко используется ряд приемов киносъемки, многие из которых с успехом могут быть применены кинолюбителями. Такие приемы, как затемнения, наплывы, вытеснения и др., используются как монтажные переходы от одной сцены к другой, от одного эпизода к другому. Они просты в осуществлении, и поэтому овладение ими в значительной мере поможет кинолюбителю не только снимать монтажно, но и монтировать фильм. Затемнение — один из наиболее часто применяемых приемов в тех случаях, когда подразумевается, что между концом одной и началом второй сцены «прошло много времени». Затемнение осуществляется очень просто: при съемке постепенно уменьшается отверстие диафрагмы (на объективе 8-мм киноаппарата). Сцена как бы исчезает в темноту. Обратный процесс называется съемкой из затемнения, — это когда при открывании диафрагмы до необходимой величины (соответствующей нормальной экспозиции) из темноты постепенно появляется отчетливое изображение. Съемки в затемнение и из затемнения позволяют удобно вмонтировать надписи и осуществить плавный переход от эпизода к надписям, и наоборот. Наплывы — также простой, но требующий навыка прием, позволяющий получить незаметные, плавные переходы от одной сцены к другой. Наплыв получается в результате съемки в затемнение, отматывания снятого куска пленки до начала затемнения в подающую кассету и вторичной съемки на этот же кусок, но уже из затемнения. На рис. 17 графически изображена схема съемки наплыва. Обычно время, затрачиваемое на наплыв, составляет 3 — 4 сек. Очень важно научиться равномерно замедленно и ускоренно вращать кольцо установки диафрагмы. Это необходимо, чтобы получить равномерное увеличение плотности на пленке (уменьшение экспозиции пропорционально квадрату входного зрачка объектива). Нужно очень точно отматывать кусок кинопленки. Делается это в темноте или на некоторых аппаратах с помощью специальной рукоятки. Наплывы применяются в тех случаях, когда нужно за короткое время показать большие временные изменения. Например, показано начало стройки, а наплывом — уже завершенный строительством завод. Вытеснения — прием монтажного перехода, который, подобно наплыву, выполняется в две экспозиции. Рис. 17. Схема наплыва Рис. 18. Примеры монтажных переходов: г — сцена вытесняется ш кадра темнотой; 2 — вторая сцена заменяет первую внахлест кадра; 3 — второе изображение постепенно заменяет первое; 4 — изображение постепенно вытесняется, следующий кадр постепенно появляется При вытеснении кадра одна сцена постепенно сдвигается в сторону и заменяется другой. Заслонка, устанавливаемая перед объективом, медленно (в течение 3 — 4 сек) закрывает объектив. Затем пленка отматывается на подающую кассету и производится съемка новой сцены, причем заслонка с той же скоростью отодвигается, открывая объектив. Заслонка может иметь форму клина или дуги и вытеснять кадр вверх или вниз, в стороны или в любом другом направлении. Вытеснение может быть получено очень просто на готовом фильме, если в месте склейки двух разных сюжетов тушью или черным лаком нанести косую полоску (рис. 18). Такие приемы часто используются при монтаже спортивных хроникальных фильмов, последних известий, киножурналов, когда отдельные эпизоды непосредственно не связаны между собой, объединены только одной темой, одним днем соревнований и т. п. Прием «стоп» применяется, как прием трюковой съемки, когда нужно показать внезапное появление или исчезновение какого-либо предмета. Состоит он в том, что по ходу съемки камеру останавливают, вносят в кадр необходимые изменения и продолжают съемку. Камера и окружающие предметы должны оставаться неподвижными. Покадровая киносъемка — прием, широко используемый при съемке мультипликаций, надписей, научных и учебных фильмов. Покадровая съемка позволяет ускорить движение на экране. Съемка надписей для фильма. Надписи (титры) необходимы как для немых, так и для звуковых фильмов. Надпись часто является необходимым авторским разъяснением, иногда заменяет речь, особенно в немом кино, а в звуковом сообщает название фильма, фамилии авторов и действующих лиц. Надписи, заменяющие речь, должны быть лаконичными, состоящими из десяти-двенадцати слов. Важно помнить, что надпись может служить монтажным элементом — помогать монтажу: перебивать действие, усиливать его, разъяснять, связывать отдельные куски. Для съемки надписей удобно использовать пластмассовые буквы различных размеров и начертаний. Такие буквы приобретают в магазинах культтоваров или вырезают из бумаги или картона. Делать это надо очень тщательно, иначе надпись будет иметь неряшливый вид. Буквы хорошо хранить в ящике с отделениями (кассе), что облегчит работу. В качестве фона, на который по линейке накладываются буквы, следует применять темную материю, так как в противном случае яркий свет от белого экрана слепит зрителей и буквы плохо видны. Используя разные материалы, можно разнообразить фон надписей. Между материалом и буквами помещают стекло, что создает особый эффект. В качестве фона используют и большие фотографии, отпечатанные на матовой бумаге. При съемке надписи необходимо хорошо и равномерно освещать, чтобы не было бликов от стекла или от гладкой поверхности бумаги.
Таблица 9.
|