Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как субъект политики






С развитием демократических тенденций в обще­стве на первый план в политике выходит проблема личности. Человек становится субъектом политики в процессе освоения социально-политических функ­ций и развития самосознания, т. е. осознания своей сущности и уникальности в качестве субъекта деятель­ности и индивидуальности, но не иначе как члена общества.

Если речь идет о политической активности кол­лективного, совокупного субъекта политики, то мно­гие наблюдатели отмечают, что в современных усло­виях достаточно широкие слои народа не восприни­мают себя в качестве субъектов политической жизни, смотрят на политику глазами не участников, а зри­телей.

Отвечая на вопрос, при каких условиях личность и народ могут быть действительным субъектом поли­тики, нельзя не затронуть проблему политической ак­тивности населения, его политическую культуру и сознание, что необходимо для правильного понимания и оценки политической ситуации и критического вос­приятия попыток манипулирования их сознанием со стороны различных субъектов политики. Другим фак­тором приобщения широких масс народа к политике являются условия, в которые поставлены люди. Усло­вия могут стимулировать политическую деятельность, могут подавлять ее и могут придавать ей определен­ную направленность. Часто это связано с развитостью демократических институтов. Система выборов в ор­ганы политической власти может быть организована по-разному, но именно через выборы избиратели вли­яют на власть. То же можно сказать и о системе непосредственной демократии — референдумах или об опросах, в ходе которых изучается общественное мне­ние по тем или иным политическим вопросам. Наряду с этими двумя группами условий есть и другие. К ним нельзя не отнести, например, менталитет народа, его традиционное отношение к власти и людям, власть осуществляющим.

Одним из важнейших условий политической субъ­ективности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в ка­честве субъекта политических отношений, если он действует в одиночку, исключая, конечно, террористи­ческую деятельность или другие подобные акты. Чело­век, не обладающий властными правами и функциями, сам по себе субъектом быть не может, хотя определен­ные политические действия с его стороны возможны, но они малоэффективны. Поэтому люди, стремящиеся к политическому участию, объединяются в группы, партии, союзы, организуют совместные акции и осу­ществляют другие политические действия совместно с другими людьми.

В роли совокупных коллективных субъектов поли­тики могут выступать социальные группы, обладаю­щие способностью к политическому целеполаганию. Основными субъектами политики выступают большие социальные общности — классы и слои, народы, на­ции; средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образова­тельному, производственному, профессиональному и корпоративному признаку.

К последним со всей очевидностью следует отнести политические элиты и бюрократию, а также предста­вителей теневой экономики и групп социального рис­ка. Любая общность становится совокупным субъек­том политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в проти­востоянии или же в позитивном взаимодействии с другими социальными группами, но и вступает в конфликт либо сотрудничество с существующей по­литической властью.

К категории совокупных субъектов политики от­носятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядочен­ие удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведе­ние индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Социальные инсти­туты представляют прежде всего системы учреждений, в которых определенные лица, назначенные или из­бранные членами социальных групп, получают полно­мочия для выполнения общих и безличных управлен­ческих функций с целью удовлетворения обществен­ных и индивидуальных потребностей, а также регулирования поведения других членов групп.

Политические институты — это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживаю­щих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами по­литической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения. К наиболее общим функци­ям политических институтов относятся:

— консолидация общества, социальных групп в це­лях реализации их коренных интересов посредством политической власти;

— выработка политических программ, выражаю­щих устремления этих социальных общностей, и ор­ганизация их осуществления;

— упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими програм­мами;

— интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих ин­тересы и соответствующие устремления общности, со­здавшей институт;

— защита и развитие системы общественных от­ношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;

— обеспечение оптимального развития и направ­ленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих со­циальных сил.

Политические институты обычно возникают на ба­зе тех или иных неинституционализированных об­щностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления. Этому аппарату свойственны раз­деление функций, служебная иерархия, а также опре­деленный нормативно фиксированный статус.

Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, руководителей различных уровней и рядо­вых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения конкретных и вместе с тем по­стоянно меняющихся с течением времени индивидуаль­ных и групповых социально-политических интересов.

Совокупные субъекты играют определяющую роль в политическом процессе, тем не менее первичным субъектом политики, ее «атомом», несомненно, явля­ется индивид, личность. В нашей политической прак­тике личность не всегда признавалась самостоятель­ным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов прежде всего выступали народные массы, политические общности, объединения. Личность, как правило, могла участвовать в полити­ческой жизни в качестве члена официальных структур с определенной регламентацией политических функций. Однако на самом деле именно потребности каж­дого конкретного человека, его ценностные ориента­ции и цели выступают «мерой политики», движущим началом социально-политической активности народ­ных масс, наций, этнических групп и других общностей, а также организаций и институтов, выражающих их интересы.

Статус субъекта политики не имманентен, он не существует как изначально присущий какому-либо ин­дивиду или социальной общности.

Политические качества не даны человеку изначаль­но. Всякий индивид является потенциальным субъек­том политики, но не каждый становится таковым ре­ально. Чтобы стать политическим субъектом, человек должен обрести в политике свою сущность и сущест­вование. Иными словами, он должен практически освоить политический опыт, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить свое отношение к миру политики, степень участия в ней.

Реализация человеком своей политической сущ­ности тесно связана с его индивидуальными особен­ностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выде­лены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.

Аналогичным образом происходит становление и социальной общности как совокупного субъекта по­литики, цели и действия которого отражают коллек­тивное сознание индивидов, объединенных в данной группе или организации на основе исторически сло­жившихся устойчивых общественных связей. Деятель­ность совокупного субъекта есть интегративный ре­зультат взаимодействия составляющих его индивиду­альных субъектов и в соответствии с известным законом системности отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми новыми коопе­ративными параметрами. При этом коллективное со­знание совокупного субъекта, отражаясь в определен­ных идеях, концепциях, программах политической деятельности, может в известной степени противосто­ять личностному сознанию индивидов, представлен­ных в социальной группе или организации и вы­нужденных считаться с совместно выработанными требованиями, принципами и ограничениями. Рас­смотрение политического процесса как результата взаимодействия различных организованных групп людей, предпринятое в 20-е годы XX в. американским исследователем Артуром Ф. Бентли («Процесс управ­ления», 1908), положило начало новому направлению социологии. Оно исходило из групповой природы по­литики и поставило в центр внимания группы (организации, ассоциации) различного рода, создавае­мые для защиты интересов и оказания давления на общественную власть с целью добиться от нее приня­тия решений, соответствующих интересам так называ­емых «групп давления», «групп интересов».

Определяя различия между политическими пар­тиями и группами давления, обычно указывают на то, что первые преследуют цель осуществления власти, вторые ограничиваются оказанием влияния на власть, оставаясь при этом вне ее. В своей деятельности груп­пы давления различаются по признаку: цели — группы, отстаивающие материальные интересы (protective groups), и группы, поддерживающие прежде всего идеологические, моральные принципы (promotional groups); рода — частные группы, общественные груп­пы; структуры — массовые (типа профсоюзов) и кад­ровые (с ограниченным числом членов) группы, главным образом с закрытой структурой. Определение феномена групп давления включает в себя необходи­мость сочетания трех элементов: существования организованной группы, защиты интересов и осуще­ствления давления. В соответствии со степенью спе­циализации и организованности групп Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют четыре типа групп интересов: спонтанные — стихийные, эфемерные и часто ориен­тированные на насилие (например, манифестации, бунты); неассоциативные — неформальные, непо­стоянные и ненасильственные группировки, форми­рующиеся на основании родственных связей, вероис­поведания и пр. и характеризующиеся отсутствием непрерывности существования, четкой организацион­ной структуры; институциональные — формальные организации — партии, собрания, администрация, ар­мия, церковь, наделенные и другими кроме выражения интересов функциями, но обладающие способностью жить этими интересами (например, сплоченная груп­па офицеров, руководящий орган партии и т. п.); ассо­циативные — добровольные, специализирующиеся на выражении интересов организации, — профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации граждан, группы борцов за гражданские права. Эти группы об­ладают степенью организованности и специализации, характерной для эффективных групп давления.

Различия в общественных сферах деятельности по­зволяют выделить среди них пять типов групп:

1) организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предприниматель­ские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

2) организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благо­творительные союзы);

3) организованные группы в сфере досуга и от­дыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т. д.);

4) организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, со­юзы художников, писателей, артистов и т. д.);

5) организованные группы в политической сфере (экономические движения, движения за мир, за права женщин, национальные меньшинства и т. д.).

В функции группы давления входят артикуляция (выражение) интереса, формулирование требований, предъявляемых политикам; передача информации о настроениях и требованиях масс властям; влияние на законодательные процессы; способствование в хо­де контактов с властями выработке эффективных законов.

Следующей функцией групп интересов является аг­регация интересов, т. е. согласование посредством дискуссий множества частных требований и установ­ление между ними определенной иерархии. Данную функцию группы интересов выполняют наряду с по­литическими партиями. Для групп интересов это озна­чает необходимость выбирать лишь те функции, кото­рые имеют особое значение для достижения постав­ленных группой коллективных целей и обладают наилучшими шансами для выполнения.

Значима и такая функция групп давления, как интеграция, заключающаяся в приближении интере­сов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Руководство группы объясняет смысл предпринимаемых действий рядовым участникам и призывает их действовать в соответствии с достигнутыми соглашениями. Тем самым укрепляется консенсус в обществе.

Группы давления могут также служить функцио­нальной заменой партий, если последние оказываются неспособными осуществлять агрегирующую функцию в обществе. Влияя на власть, эти группы своей деятель­ностью воздействуют и на партии, поддерживающие или контролирующие ее. В качестве издержек воздей­ствия групп интересов исследователи называют обще­ственный протекционизм как результат требований групп сохранить достигнутые позиции и права; управ­ленческий застой как следствие блокирования, органи­зованными группами инициатив правительства; отри­цание коллективной дисциплины; нарушение равновесия между различными интересами. Различаются открытая и скрытая деятельность групп давления. Если речь идет о давлении, оказываемом на власть, то от­крытая деятельность выражается в информировании, консультировании или носит характер угроз. Скрытая же (латентная) — в шантаже, использовании финансо­выми группами кредитов и денег для подкупа, корруп­ции. Опасность закрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки прису­щих им функций, связанных с передачей требований и воздействием на власть, и начать осуществлять соб­ственно властные полномочия под прикрытием офи­циальных государственных институтов.

Воздействуя на общественное мнение, группы дав­ления используют методы как принуждения (забастов­ки, создание помех для общественного порядка), так и убеждения (пропаганда и информирование). Реше­ние этой проблемы — реализация принципа открыто­сти, гласности в деятельности государственных орга­нов. Этот принцип включает в себя право граждан на получение информации и право средств массовой ин­формации на свободу слова. Открытость деятельности государственных органов становится условием эф­фективности и качества их работы.

Эффективность деятельности групп интересов за­висит от ресурсов, которыми они обладают. Наиболее важные ресурсы — количественный состав и организация. Хотя масштаб организации и имеет значение, но он может быть компенсирован другими факторами или ресурсами, например организованной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутст­вует элемент формальной организации и сплочен­ности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту.

Другой важный ресурс, особенно характерный для влиятельных экономических групп в промышленно развитых странах, — это владение собственностью или экономическая власть. Группы интересов, представляющие бизнес, например, оказывают влияние благода­ря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы влияют посредством ор­ганизации забастовок.

Важная роль принадлежит и таким ресурсам, как информация, квалификация, опыт. Группы интересов, имея нужные знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда полити­ческий вопрос предполагает решение сложных техни­ческих проблем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал