Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретических концепциях






В ряду базовых составляющих политического пове­дения и деятельности следует выделить протестные действия. Варианты последних могут быть различны­ми—от «мягких», таких, как подписание петиций и воззваний, до «жестких» (радикальных), зачастую предполагающих проявление насилия. В перечислен­ные формы политической активности обычно оказы­ваются включенными не столь значимые с точки зре­ния репрезентативности по отношению к общему числу населения группы людей. Вместе с тем эта ак­тивность оказывается неотъемлемым фактом совре­менной политической жизни страны.

Понятие «протест» — социальный или собственно политический — зачастую охватывает достаточно ши­рокий круг явлений. Исследователями отмечается, что к социальному протесту может быть отнесено и «оспаривание», «отрицание» всей социальной деятель­ности, самих принципов общественно-политической жизни, и возмущение существующими порядками и институтами власти в целом, и выступления лишь против определенных тенденций в их политике или способов ее осуществления. Часто общее понятие «со­циальный протест» относится к характеристике явле­ний, различных по своей массовой базе, по своему социально-классовому облику, и по своей силе, по своей интенсивности, и по специфике возбуждающих их факторов (см. подробнее: Вайнштейн Г. И. Массо­вое сознание и социальный протест в условиях со­временного капитализма. М., 1990. С. 25).

Рассматривая получившие значительное распро­странение подходы к дефиниции протеста, следует в первую очередь остановиться на тех, в основе кото­рых лежат соображения нормативного характера. Здесь протест определяется как форма «нетрадицион­ного» политического поведения. При этом критерием различения традиционной и нетрадиционной поли­тики в целом является наличие и соответственно от­сутствие правил и законов, способствующих регуляр­ному представлению интересов различных групп.

Традиционная политика предполагает существова­ние широкого круга нормативных документов, явля­ющихся неотъемлемым элементом функционирова­ния такого механизма регулярного выражения интересов, как, например, выборы. В случае нетради­ционных форм политического поведения отсутствуют какие-либо нормы, способствующие регулярному про­ведению митингов протеста, политических демонст­раций, бойкотов, забастовок, занятию административ­ных зданий и т. п. Хотя последнее отнюдь не означает отсутствия множества нормативных документов, ограничивающих или запрещающих проведение подоб­ных акций.

Значимость правового регулирования при различе­нии политики выборов и представительства и полити­ки протеста проявляется в связи с противопоставлени­ем «рутинной», обычной политики, с одной стороны, и политики, предполагающей неизбежность наруше­ния общественного порядка, с другой.

Иное основание для дефиниции протеста использу­ется авторами, разрабатывающими проблематику по­литического конфликта. По формам проявления кон­фликт разделяют на протест и восстание. При этом протест рассматривается как форма проявления поли­тического конфликта, предмет которого касается кон­кретных действий и политики властей. В большинстве случаев протестное поведение оказывается не столь продолжительным и включает такие формы, как де­монстрация, всеобщие забастовки, уличные столкно­вения и прочие действия, связанные с нарушением общественного порядка. По сравнению с протестом восстания касаются более фундаментальных вопросов типа «кто правит», «с помощью каких средств» и, как правило, предполагают проявление вооруженного на­силия между представителями политического режима и его оппонентами.

Какие факторы лежат в основе политического про­теста?

В современной социологической литературе (так же как и в политологической) среди причин протес­та, которые выделяются на уровне макроанализа, важ­ная роль отводится показателям социального самочувствия и динамике социальных ожиданий населе­ния.

В этой связи следует подробнее остановиться на феномене депривации, являющемся одним из цент­ральных элементов во многих объяснительных моде­лях конфликтов и сопряженных с ними протестных действий. Под депривацией понимается субъективное чувство недовольства, которое проявляется по отно­шению к своему настоящему. Впервые концепция деп­ривации, точнее, относительной депривации была введена в научный оборот Стауффером, а затем полу­чила развитие в работах Мертона и Руинсимана.

Исходной здесь является посылка, что личностные стремления, надежды, требования определяются сис­темой соотнесения — совокупностью идей и наблюде­ний, на основе которых индивид выносит свои сужде­ния о конкретной ситуации. Так, субъект А будет нахо­диться в состоянии относительной депривации по отношению к объекту X (чаще всего понимаемому как определенный уровень социального благополучия, благосостояния) в случае, если:

1) субъект не обладает X;

2) субъект хочет обладать X;

3) субъект сравнивает свое положение с некоторы­ми другими субъектами, обладающими X;

4) субъект рассматривает как реальное и осуще­ствимое свое обладание X.

К основным элементам модели относительной деп­ривации относятся: субъект депривации; система со­отнесения или социальных сравнений; внешние воз­действия, нарушающие прежнюю систему социальных сравнений; частота и уровень депривации.

Рассматривая в качестве субъекта некоторую со­циальную группу, схематично функционирование ме­ханизма депривации можно описать следующим об­разом. Под влиянием внешних воздействий происхо­дит нарушение сложившейся системы оценок, зачастую сопровождающееся расширением возмож­ностей социальных сравнений и их выражения. Результаты социальных сравнений усиливают чувства неравенства и неудовлетворенности. Важно при этом, что зачастую реальный уровень благосостояния груп­пы остается в течение всего периода сравнений стабильным. Вместе с тем в результате сравнений он оказывается ниже некоторого идеального уровня. По­следний оценивается в группе как вполне достижимый при условии некоторой институциональной пере­стройки и перераспределения средств и благ внутри общества.

Итак, растущие расхождения между ожиданиями, детерминированные социальными сравнениями, и ре­альностью приводят к усилению неудовлетворен­ности. При этом отмечается, что ожидания имеют тенденцию к линейному росту. Однако зависимость, описывающая степень удовлетворения ожиданий, имеет нелинейный характер. Причем нелинейность эта связана с отставанием реальных возможностей по удовлетворению ожиданий от роста последних. На определенном этапе абсолютная величина расхожде­ний становится настолько значительной, что приво­дит к явлениям фрустрационного порядка. В свою очередь это способствует возникновению мотиваций по включению субъекта депривации в ту или иную форму участия в протестных действиях. На уровне субъекта цель этих действий состоит в снятии препят­ствий для реализации первоначальных ожиданий.

Описанная модель депривации является некоторой идеальной конструкцией. Применительно к конкрет­ному социуму линейная зависимость «депривация — протест» оказывается не столь однозначной. Причем ее определяющие параметры связаны со степенью ста­бильности и благосостояния общества в целом.

Например, результаты исследований английского общества 70-х годов показали, что относительная деп­ривация была распространена здесь не столь широко и наблюдалась в первую очередь среди представите­лей рабочего класса, не достигших пенсионного воз­раста. При этом исследователями была зафиксирована статистическая связь, хотя и не слишком высокая, между неудовлетворенностью своим материальным положением и политическим протестом. Вместе с тем протестный потенциал оказался свойствен группам со средним уровнем удовлетворенности своим положе­нием; очевидной также была тенденция к протесту среди представителей молодых возрастных групп.

Был сделан вывод, что в стабильных социально-эко­номических системах мотивация к протесту имеет многофакторный характер и не является жестко дете­рминированной уровнем относительной депривации (рассматриваемой прежде всего в терминах мате­риального благосостояния). В качестве центрального фактора, определяющего различные формы полити­ческого участия, в том числе протестного поведения, был определен уровень образования. Существенно бо­лее высокие показатели депривации наблюдаются в условиях, когда политическая и социально-экономи­ческая ситуация характеризуется высокой степенью нестабильности.

Выражение намерения участвовать в тех или иных формах протеста имеет как политические, социально-экономические, так и культурные основания. Поэтому важной стороной анализа протеста должно быть изучение особенностей политической культуры. Исследо­ватели отмечают, что политическая культура выступа­ет одним из существенных факторов, определяющих политическое поведение населения. Отношение к правительству и политикам, особенности участия в выбо­рах, протестное поведение в значительной степени могут быть объяснены в связи с анализом господ­ствующих в обществе политических идей, традициями отношения к сфере политики в целом. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что различия в националь­ных политических культурах зачастую проявляются независимо от типа господствующего политического режима.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал