Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики индекса маскулинизма






«Женская» культура «Мужская» культура
Мужчины не обязательно должны быть агрессивны, они также могут выполнять воспитательные функции Мужчины должны быть агрессивными, а женщины - выполнять функции воспитания
Половые роли в обществе более расплывчаты Половые роли в обществе четко расписаны
Предполагается равенство полов Мужчины доминируют в обществе
Важно качество жизни Качество выполнения работы - то, на что обращают внимание в первую очередь
Работать, чтобы жить Жить, чтобы работать
Важны люди и окружающая среда Важны деньги и материальные ценности
Идеалом является взаимозависимость Идеалом является независимость
Сервис обеспечивает мотивацию Амбиции обеспечивают продвижение
Неудачливые пользуются сочувствием Восхищаются человеком, добивающимся успеха
Маленькое и медленное красиво Большое и быстрое красиво
Идеалом является унисексуальность и человечность Ценится нарочитая мужественность («быть мачо»)

 

Такие показатели, как достижения и доходы, имеют положитель­ную корреляцию с «индексом маскулинизма», в то время как социальные и экономические показатели - отрицательную. Отсюда вытекает, что представления о хорошем рабочем месте и гуманном характере труда не совпадают у представи­телей разных культур. В «маскулинных» культурах преобразование характера труда должно учитывать стремление людей к признанию, достижениям, преодолению трудностей. «Женские» культуры требуют сосредоточения на создании хо­рошей рабочей атмосферы, групповой кооперации.

Наиболее «женственными» культурами являются Скандинавские страны, Дания и Голландия. Скандинавы отличаются высокой степенью индивидуализма, они держатся поближе к своим лидерам, их постоянно одолевает чувство неуверенности, им присуща ярко выраженная «женская» культура. В этом они совсем не похожи на немцев или американцев.

Американцы тоже индивидуалистичны, но они гораздо дальше от своих лидеров, им нужны жесткие структуры, они неохотно воспринимают неопределенность, и поэтому выступают как носители более «мужской» культуры. Вот почему шведская культура менеджмента оказывается несостоятельной в Соединенных Штатах Америки. Именно поэтому менеджмент в финском духе вызывает «головную боль» в Швеции.

Наиболее «мужественными» культурами являются США, Япония, Австрия, Швейцария, Англия, Ирландия, Германия и Италия. К «мужественным» культурам тяготеют Россия и страны СНГ.

В России существуют различия в особенностях культуры и по регионам страны. Исследования показали, что «шведская модель экономики» более приемлема для Северо-Западного региона России и, в первую очередь, для Санкт-Петербурга, Новгорода и Пскова, а также для отдельных регионов Западной Сибири. Приоритет в такой культуре отдается качеству жизни и заботе о слабом, что свидетельствует о «женском» ее начале. «Американская модель» свойственна экономико-организационной культуре таких регионов России, как Москва и Московская область, Центральный регион, Среднее Поволжье, Кавказ, центр Урала, Забайкалье. Следовательно, модель хозяйствования, приемлемая для Северо-Западного региона, может быть несостоятельной и недейственной в Центральном регионе или на Кавказе из-за различий в проявлении фактора культуры.

«Мужественность» доминирует в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. «Мужественность» не сопровождается юридическим неравенством полов. Скорее речь идет о стремлении женщин в «мужественных» деловых культурах усвоить многие стереотипы мужского поведения. В СССР это явно проявлялось в 30-е годы ХХ века, когда женщины соревновались с мужчинами в так называемых «мужских профессиях» (летчики, шахтеры, трактористы и т.п.). Именно с этой точки зрения США, Швейцария или Англия относятся к более «мужским» (или «мужественным») странам, чем Япония, хотя в Японии неравенство полов выражено намного ярче.

В системе ценностей таких деловых культур будут преобладать «мужские» материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать и т.п. Работа обычно считается важнее домашних функций. В руководителе обычно уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.

Напротив, в обществах, где преобладает «женственность», социальные роли мужчин и женщин в большинстве своем совпадают. А в системе ценностей доминируют качество жизни, поддержание хороших отношений с окружающими, моральные и этические аспекты и т.п. Ум и благородство ценятся выше силы и скорости. «Большому» предпочитают «уютное». Дом и семейные ценности считаются важнее успехов на работе. В руководителе уважают умение организовать бесконфликтную групповую работу, добиться консенсуса (согласия), разработать справедливую мотивацию и т.д.

Важно отметить, что параметры деловой культуры Гирта Хофстеда (как и параметры, выделенные другими исследователями) всегда относительны, а не абсолютны. В любой культуре будут, например, проявления как индивидуализма, так и коллективизма. Однако их соотношение будет различным (табл.16, табл.17).

Таблица 16

Таблица для 13 стран по 4 индексам Хофстеда

Страна Индивидуа лизм / Коллекти визм Дистанция власти Устранение неопределен ности Мужествен ность  
Россия и страны СНГ Коллекти визм   Большая Высокое Высокая
Австралия Индивидуа лизм Малая Среднее Высокая
Канада Индивидуа лизм Умеренная Низкое Умеренная
Англия Индивидуа лизм Малая Среднее Высокая
Франция Индивидуа лизм Большая Высокое Слабая
Греция Коллекти визм Большая Высокое Умеренная
Италия Индивидуа лизм Средняя Высокое Высокая
Япония Коллекти визм Средняя Высокое Высокая
Мексика Коллекти визм Большая Высокое Высокая
Сингапур Коллекти визм Большая Низкое Средняя
Швеция Индивидуа лизм Малая Низкое Слабая
США Индивидуа лизм Малая Низкое Высокая
Венесуэла Коллекти визм Большая Высокое Высокая

 

Таблица 17

Таблица для 16 стран по 4 индексам Хофстеда в баллах

Страна Дистанция власти Устранение неопределен ности Индивидуа лизм/ коллективизм Мужествен ность
Канада        
Китай        
Мексика        
Нидерланды        
Норвегия        
Португалия        
Сингапур        
США        
Тайвань        
Таиланд        
Турция        
Финляндия        
Франция        
Швеция        
Япония        
Россия (сред. оценка)        

5. Долгосрочность – краткосрочность ориентации

Пятый параметр измерения культуры Гирта Хофстеда появился в последних работах ученого. Индекс «Долгосрочная ориентация» характеризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. «Краткосрочная ориентация» характеризуется взглядом в прошлое и настоящее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств (табл.18, табл.19).

Таблица 18

Интерпретация индекса «долгосрочность – краткосрочность ориентации»

Краткосрочная ориентация Долгосрочная ориентация
Уважение к традициям Адаптация традиций к современному контексту
Уважение к социальным и статусным обязательствам, выполнение их любой ценой Ограниченное уважение к социальным и статусным обязательствам
Социальная конкуренция, ведущая к перерасходам Экономия, бережливость и запасливость в отношении ресурсов
Низкий уровень сбережений, малые инвестиции в развитие Высокий уровень сбережений, достаточные инвестиционные возможности
Ожидание быстрого результата Терпеливость в ожидании результата
Можно идти на все, лишь бы сохранить лицо Желание подчиняться со знанием дела
Интерес к поиску правды Заинтересованность в соблюдении требований добродетели

Таблица 19


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал