Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
М. Юровская. Психограмма рационализатора
Как же правильно распределить по профессиям миллионы людей в соответствии с их психофизиологическими потенциями? Коллектив психотехнической лаборатории КИНОТа во главе с доктором М. Юровской видел ответ на поставленный вопрос в решении трех тесно взаимосвязанных проблем: 1. Выяснение Требований, предъявляемых различными профессиям!, и их квалификация. 2. Разработка методики определения у человека тех или иных способностей. 3. Сопоставление найденных у испытуемых способностей с требованиями раз Требования, выдвигаемые различными видами труда (физического и умственного), профессиями и специальностями, должны, по мнению казанцев, выясняться путем опросов руководителей предприятий, инженеров, мастеров, опытных рабочих и вообще лиц, близко знакомых с данной специальностью. Целесообразно применять при этом анкетный метод (наряду с другими), а полученные данные разносить по специальным карточкам, что позволит после надлежащей статистической обработки сделать так называемые «психограммы», характеризующие те или иные профессии и специальности. Так, М. Юровская впервые в нашей стране подготовила чрезвычайно интересную психограмму рационализатора в области организации труда и управления производством65, о которой речь пойдет несколько ниже. Для решения второй проблемы необходимо было разрабатывать методы определения различных способностей людей, таких как память, воля, скорость движений, острота зрения, слуха. При этом обязательно следовало обращать внимание на то, может ли требуемое той или иной профессией качество быть развито путем упражнений или специального образования или нет, и если да, то в каких пределах. Особое внимание сотрудники КИНОТа уделяли выяснению способностей, необходимых для различных видов умственного труда. Они, разумеется, прекрасно понимали, что не бывает «чисто физического » труда, ибо во всякой работе, как писала М. Юровская, «нужно напрягать внимание, следить за результатами и прибегать к воле», а поэтому «всякая даже чисто физическая работа имеет и то же время элементы чисто духовные»66. Однако в своих трудах и сама М. Юров-ская, и ее коллеги исследовали не те профессии, где способность к мышлению не играет главной роли и заменяется «полуавтоматическими» привычными навыками, а прежде всего те, которые предполагают «известную степень умственной одаренности... и смысле приспособляемости ума, комбинационного дара, способности организовывать своп и чужие суждения»67. В зависимости от типа этой «организации», продолжала М. Юровская, «будет зависеть, годится ли человек больше к карьере ученого наблюдателя, научного мыслители или к практическому призванию учителя, лечащего врача и т. п.»68. Надо сказать, что М. Юровская разработала собственную, представляющую интерес и сегодня программу определения у человека предрасположений к умственной деятельности, охватывавшую наиболее существенные умственные способности и необходимые для них предпосылки (память, внимание, мышление, комбинаторная способность, воображение, наблюдательность), а также содержавшую пункты по выявлению наличного запаса знаний и представлений69. Программа вобрала в себя целый ряд остроумных тестов и методов, таких как метод Крепелина, метод ограниченных ассоциаций, метод Эббингауза, метод Кирпатрика, и, по нашему мнению, она нуждается в самостоятельном специальном исследовании и оценке. Наконец, третьим, завершающим этапом психотехнических работ являлось сопоставление найденных у испытуемых способностей с требованиями различных профессий и выработка на этой основе конкретных рекомендаций; 1) к чему пригоден тот или иной испытуемый более всего; 2) к чему пригоден условно; 3) к чему он непригоден совершенно. Для более полной и репрезентативной характеристики психотсхнической концепции сотрудников КИНОТа остановимся на одной из наиболее интересных разработок — на психограмме рационализатора в области менеджмента, созданной М. Юровской. Какими свойствами должен обладать рационализатор? И должен ли он обладать какими-то особыми характеристиками или вполне достаточно специальных знаний принципов и методов рациональной организации, а также некоторого объема технических знаний? Или иначе: может ли любой инженер быть квалифицированным рационализатором управления или для этого нужны особая предрасположенность, определенные особенности ума, характера, поведения? Решить этот вопрос, по мнению М. Юровской, мог помочь только тщательный анализ работы рационализатора под углом зрения ее психофизиологическихоснов. Проделанные ею исследования позволили сформулировать вывод, в соответствии с которым для успешного, эффективного ведения рационализаторской работы на уровне руководителя оргбюро нужен ряд свойств, одни из которых могут быть до известной степени накоплены упражнениями, а другие генетически предопределены (такие, как характерологические свойства, зависящие от прирожденных особенностей темперамента)70. При таком подходе становится очевидным, что не всякий, пусть даже хороший специалист в той или иной области может быть пригоден к организационно-рационализаторской работе. Итак, если говорить о наиболее общих свойствах рационализатора, то, по мнению М. Юровской, ими являлись: 1) высокий интеллектуальный уровень; 2) изобретательность (как проявление творческой комбинаторной способности); 3) темперамент, ближе всего стоящий к умеренно-холерическому; 4) высоко развитое чувство такта. Однако представленная схема слишком обща, равно как и слишком лаконична, ввиду чего, по признанию самого автора, она не давала возможности ориентироваться в ней самим работникам рационализации. Она (схема) должна быть дополнена детальной характеристикой работы рационализатора, перечнем свойственных ему психофизиологических особенностей, требуемых на различных стадиях его работы. Говоря о работе рационализатора, М. Юровская выделяла в ней 6 стадии: 1) предварительное ознакомление с фактическим положением пещей и рационализируемом предприятии; 2) составление детального плана основных обследований; 3) обследование отдельных моментов работы; 4) установление дефектов в работе предприятия; 5) составление проекта рационализации и плана его проведения; 6) реализация проекта71. С учетом выделенных этапов М. Юровская далее приводила гораздо более детальную характеристику нужных рационализатору специальных знаний, навыков и психофизиологических свойств. Что касается знаний и навыков, то требования в этой области, по М. Юровской, могли быть сформулированы следующим образом: 1) общее теоретическое и практическое знакомство с рационализируемой работой; 2) знакомство с новейшими теоретическими и практическими достижениями 3) умение делать расчеты; 4) знание и понимание общих целей рационализации данного производства и , 5) активный, глубокий интерес к делу рационализации. Эти знания и навыки необходимы рационализатору в равной мере на всех стадиях работы. Кроме перечисленного он должен уметь наблюдать, анализировать факты, диагностировать на основе анализа болезнь, находить способы и давать рецепты для лечения больных участков, планировать работу и следовать намеченному плану, уметь обучать приемам работы, учитывать психологическое своеобразие людей и особенности окружающей обстановки 72. Более подробно М. Юровская останавливалась на характеристике психофизиологических особенностей рационализатора с учетом выделенных ею стадий его работы.
|