Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руслан Шайхинуров
«Живая неудача лучше мертвого шедевра.» (Б. Шоу) - Для начала расскажи немного о себе – чем ты раньше занимался, и чем сейчас занимаешься? Твоя сфера деятельности до знакомства с Азимовым?
- Вообще, по профессии я филолог, у меня диплом учителя русского языка и литературы. Но по специальности я никогда не работал. Вся моя рабочая деятельность с самого начала была связана с бизнесом.
Я очень рано женился, у меня рано появились дети. Мы с женой и первой малышкой сначала жили в общаге университетской. Потом мы забеременели вторым, и как раз в это время, жена закончила учебу. Соответственно, мы уже формально не могли там жить, и оказались практически на улице.
А это был такой период… начало девяностых. Страшное время, на самом деле, – все по талонам, ничего не хватало, цены отпустили, в экономике бардак полный, старая система не работала, новая еще не отлажена. Достаточно смутное время.
И как раз первые кооперативы появились, какие-то бизнесы пошли. И вроде как дали волю людям – можете зарабатывать, никто вам не мешает. Вот, в такое время мне надо было по-взрослому решать жилищный вопрос, кормить семью. Все стало дорого, и надо было решать, как и чем зарабатывать.
А в то время по всей стране, начинался бум товарно-сырьевых бирж. Их у нас в Екатеринбурге было штук пять-шесть сразу. Я занял у товарища денег, отучился в школе брокера, и устроился в одну из брокерских контор. Так, собственно, меня в бизнес и завлекло.
Из конторы ушел, зарегистрировал свою брокерскую фирму. Это было не очень сложно. Но моя фирма достаточно быстро развалилась. Потому что, одно дело ходить руками махать на бирже, а другое дело построить фирму со всеми ее атрибутами.
Но зато, этот шаг помог мне уйти в вольное плавание, и я по полной программе окунулся в лихое предпринимательство 90-х годов. Как и все мои коллеги, я занимался всем, чем только можно. Чего только не перепродавал, какими только товарами не занимался. Это был, с одной стороны интересный, с другой стороны, страшный период, на котором одни очень сильно поднялись, другие обломались, третьи вообще были пристрелены.
Продолжалось это около пяти лет, после чего я определился со своей нишей. Создал нормальную контору, стал заниматься оптовой торговлей лакокрасочными материалами. Все по взрослому было – офис, люди, склады, клиенты, база. Эта контора с 98 года начала функционировать, и работает до сих пор. Я в этой фирме до сих пор являюсь соучредителем, а рулит там всеми делами сейчас мой партнер. - Как же ты в Питер уехал?
- Просто мне в определенный момент все надоело. Когда фирма уже устоялась, пошла текучка, мне стало ужасно скучно. Я стал задумываться над тем, для чего я родился. Неужели, для того чтобы быть директором лакокрасочной фирмы? Я начал читать всякие крамольные книги, типа Кийосаки. И в такую депрессию впал жесткую…
Приходил в свой кабинет, и часами смотрел в одну точку, делая вид, что работаю, хотя на самом деле… ну, апатия полная. Я стал об этом говорить с партнером, да он и сам уже все чувствовал – от меня толку не было в последнее время, все шло просто по накатанной.
На самом деле, бизнес с лакокраской сложился стихийно. В середине 90-х годов был период, когда получили распространение бартерные схемы. И одна из моих цепочек бартерных схем привела к тому, что у нас появились излишки лакокраски. И чтобы их продавать, я склад арендовал, потом людей взял, чтобы они отвечали на звонки, и продавали. Вот так, потихоньку меня и прибило к лакокраске. Ну, просто, так получилось.
И, кстати, очень много людей моего поколения пришли к своим бизнесам таким же образом. Уже потом стали смотреть по сторонам – а почему именно это? Я тоже стал над этим задумываться – какой бизнес реально мой, что мне нравится делать?
Вот, за ответом на этот вопрос я и поехал в Питер. Меня долго не отпускал мой партнер. Но для меня было очень важно вырваться, вздохнуть, осмотреться и найти что-то по душе.
Почему Санкт-Петербург? Во-первых, потому что этот город у меня любимый с детства. Потом, я очень часто там бывал по работе – у нас много поставщиков краски было именно из Петербурга. Еще, я очень люблю клубный Питер, потому что я музыкант. Когда я сюда приезжал, всегда с удовольствием ходил в клубы на рок-н-ролл. Больше того, сам играл в клубах на гастролях. А еще, брат у меня давно здесь. Поэтому, для меня было очевидно – если переезжать, то в Питер. - Как ты пришел именно к тренерскому бизнесу?
- Однажды мне позвонил брат. Вот, говорит – тут ребята рассказывают про какого-то тренера, который учит, как деньги зарабатывать без стартового капитала. Ну, он просто знал, что мне эта тема интересна. А я отмахнулся тогда – ну есть такой, и есть.
А потом, когда я только приехал в Питер, я стал достаточно активно заниматься сетевым бизнесом страховым. Ну, понятно, при сетевом бизнесе всегда в ходу вдохновляющая, мотивационная литература. И попала мне в руки книга Обердерфера и Кириллова. Эти молодые ребята написали книгу о том, как управлять своими доходами, как стать богатым. Смесь литературы по управлению личными финансами и мотивационной.
В этой книге ребята написали, как сходили на какого-то тренера, который их вдохновил на создание своего бизнеса. И я припоминаю – где-то я это уже слышал. Звоню братишке – ты можешь узнать у своих товарищей про тренера, который приезжал – как его фамилия? Брат созвонился с ребятами, уточнил, и говорит мне – Азимов.
Я сразу же искать начал. Ну и все, – попал на сайт Азимова. Мне очень понравилось все что у него там было написано. Его манера изложения, его подход – ну, он подкупил просто.
На сайте я нашел информацию, что Сергей проводит тренинг «Как зарабатывать деньги без стартового капитала» и мне захотелось на этот тренинг попасть. Увидел телефон организатора, Алексея Епатко, позвонил ему и предложил свою помощь. Мол, давай так – я тебе помогу, но за тренинг при этом платить не буду. Мы встретились, пообщались, договорились.
Я Алексею предложил – давай мы этот тренинг проведем, а потом ты мне вообще Азимова отдашь, и дальше я его буду в Питере продавать. Он согласился, потому что у него уже пошел свой бизнес, и Азимовым ему заниматься было некогда. Сергей тоже дал свое добро, и мы ударили по рукам. - А параллельно ты еще чем-то занимался?
- На самом деле, проводить тренинги Сергея, для меня не было бизнесом. Мне было важно получить информацию, и начать бизнес по технологии Азимова.
После тренинга я попробовал разные схемы и остановился на одной из них – я сделал памятки новобрачным. Суть в том, чтобы продавать рекламу в памятки, которые выдаются работниками ЗАГСа всем парам, приходящим регистрироваться. В этой памятке, новобрачным предоставляется важная информация о церемонии, чтобы все было правильно и красиво.
Там же мы размещали информацию обо всех услугах, которые могут понадобиться новобрачным. Это такая точечная реклама, ровно в нужное место, в нужный момент. Я это дело, достаточно быстро и успешно, поставил на ноги. Снял офис в центре Питера, нанял людей, стал этим нормально заниматься.
Были еще папки-памятки по недвижимости – мы тесно сотрудничали с несколькими крупными агентствами недвижимости. Потом был у меня проект – реклама в сети общественных туалетов. Там очень большая проходимость, и реклама эта нормальных денег стоила.
В общем, я создал фирму «Агентство креативных решений», в которой были такие вот рекламные проекты. А параллельно, в качестве хобби, я собирал народ на тренинги Азимова.
Со временем я обратил внимание, что этот вариант с тренингами – более простой по бизнес-процессам. Он мне больше по душе, и по деньгам более перспективный. Когда я это понял, то подумал – ну, зачем мне столько геморроя с рекламным бизнесом? И отдал свое «Агентство креативных решений», отошел от этого полностью и сосредоточился исключительно на Азимове. - Неужели на тот момент конкуренции не было? Насколько я знаю, в этом бизнесе довольно много фирм работает.
- Вот я считаю, что в моем бизнесе конкурентов нет. При всем обилии тренерских и образовательных услуг в Петербурге, в той нише, в которой работаю я, больше не работает никто. И я очень доволен, что в свое время заметил и занял эту нишу.
Во-первых, тренинги у меня открытые. Дело в том, что в тренинговом бизнесе очень много денег вертится в сегменте корпоративного обучения. Там очень крупные игроки, очень много денег и, на самом деле, это проще. Проще с точки зрения тех же бизнес-процессов, с точки зрения продаж. Конечно не слишком все просто, но чисто схематически, достаточно выйти на лицо принимающее решение, продать ему тренинг. И у тебя уже сидят гарантированных 15-20-30 человек, контора платит за всех деньги. Всего один клиент, и такой оборот сразу.
А фирмы, которые уже давно на рынке, имеют устоявшуюся базу, имеют рекомендации. И зачем им напрягаться? Ну, стоит, например, стандартный тренинг 150 000 рублей. Достаточно найти одного клиента, который заплатит эти деньги, вместо того чтобы искать 20 человек, каждый из которых заплатит, по 8-10 тысяч рублей.
Это огромный труд, на самом деле, - сделать открытый тренинг. Пропылесосить рынок, найти слушателей, собрать их в одном месте, чтобы получить от них те же самые 150 000 рублей. Поэтому открытыми тренингами мало кто занимался, особенно до кризиса. Деньги были, и их было много. Чего там напрягаться, открытый тренинг собирать, мелочиться, когда можно пилить огромные корпоративные бюджеты. Поэтому, когда я пришел на рынок, у меня конкурентов практически не было.
Опять же, нужно отличать открытые бизнес-тренинги и тренинги личностного роста. Тренинги личностного роста, это, как раз, распространенное явление. Они постоянно проходят. Но с ними несколько проще, потому что там популистский продукт.
Нормальный личностный тренинг, это какая-то близкая большинству людей тема, и стоит такой тренинг 2-3 тысячи рублей. Поэтому, людей туда достаточно просто собирать. А на бизнес-тематику, надо хорошо потрудиться, чтобы собрать полноценный тренинг.
Но, Азимовым я начал заниматься не потому, что прощупал рынок и увидел, что тут пустая ниша. Просто мне было по кайфу то, что он делает. Я в это верил, я этим горел. Только потом уже я понял, что у Азимова и конкурентов-то нет никаких. Например, в том же Екатеринбурге, Москве или Питере – сколько есть тренеров, к которым ты можешь прийти, просто заплатив деньги, чтобы научиться зарабатывать деньги без стартового капитала?
Конечно, можно покопаться. Может, даже еще 2-3 фамилии найдется. Но они, либо занимаются исключительно дистанционным обучением, либо не практикуют открытые тренинги.
Получается такая вещь: ощущение, что тренингов вокруг огромное количество, конкуренция бешеная. Все забодали уже своим спамом по этим тренингам… Везде, куда не ткнешься, одни тренинги. И это действительно так – предлагают много всего. Тренеры на тренерах сидят, и тренерами погоняют. А вот если у человека стоит реальная потребность научиться зарабатывать деньги без стартового капитала, он все равно придет ко мне.
Другой вопрос – как сделать, чтобы он вообще узнал, что есть такой тренинг, и есть такой тренер, Сергей Азимов. Вот этим я и занимался, в принципе. Я очень много работы проделал, много сил положил на то, чтобы в Питере об Азимове узнали определенные круги. Теперь мои усилия уже стали давать результат.
А потом, остальных тренеров я стал подбирать, по такому же принципу. Чтобы тренер был эксклюзивный. Чтобы у него был такой продукт, который фиг, где найдешь. Чтобы это был открытый тренинг. Чтобы я четко понимал, что ничего подобного люди просто не найдут.
Тот же Левитас, с «Партизанским маркетингом» - ну, нет аналогов! Попробуй, найди на всем Российском пространстве тренера, который учит привлекать клиентов, не используя традиционную рекламу – малобюджетными способами, или вовсе без затрат. И чтобы этот человек был известен. Я вот, например, других таких не знаю. Люди иногда говорят – ну-у-у, таких много… Я отвечаю: знаете, я буду вам очень благодарен, если вы мне подскажете тренера, который делает то же самое. Потому что мне это интересно – я этим профессионально занимаюсь. Пожалуйста, обязательно мне позвоните и сообщите. Чтобы я впредь не обманывал своих клиентов, говоря, что это эксклюзив. Никто еще мне не перезвонил и не сказал – я нашел. Вот и получается, что конкурентов у меня нет.
Какое у меня еще конкурентное преимущество – я ориентируюсь на бренд, на тренеров-звезд. На тех, у кого свои сайты, у кого книги изданы, кто более-менее раскручен. И в своей теме они, если не самые лучшие, то одни из лучших, безусловные авторитеты.
Я не знаю ни одной компании, которая позиционировала бы себя, как чисто провайдерская, которая только приглашает тренеров, а не свои тренинги проводит. Причем, приглашает только эксклюзивных, звездных тренеров. Да еще и организует только открытые тренинги. Я, по крайней мере, таких компаний не знаю. Опять же, если мне кто-то расскажет про такую контору, мне будет очень интересно узнать. - Допускал ли ты какие-то ошибки в своей деятельности?
- Разумеется, я ошибки допускал, и допускаю сейчас. Покажите мне такого предпринимателя, который делал свой бизнес, и ни разу не ошибался…Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
А предприниматели, это люди, которые всегда что-то делают. Они совершают много движений. Какие-то из них удачные, какие-то неудачные. Таким образом, они нарабатывают опыт. И те, кто чаще совершает удачные шаги – становятся успешными. А предприниматели, которые делают ошибок больше, чем удачных ходов, оказываются в соответственном месте. Но без ошибок не бывает – однозначно. - Как ты считаешь, чем отличаются предприниматели от большинства людей? Есть ли у них какой-то типовой набор качеств?
- Разумеется, они отличаются. Первое, что напрашивается – такая вещь, как интеллект. Но, на самом деле, интеллект далеко не самое главное. Есть масса людей со средним уровнем интеллекта, но достаточно успешных в предпринимательстве. И наоборот – есть очень умные люди, которые много знают. Они и образованы, и так далее, но, несмотря на это, в смысле предпринимательства и денег, часто бывают неуспешны.
То есть, в принципе, чтобы стать предпринимателем, особого ума не нужно. Но интеллект, на самом деле, важен, когда предпринимателю нужно расти, выводить бизнес на другие уровни.
К примеру, какая-нибудь пенсионерка - челночница, со временем может арендовать на рынке какой-нибудь павильончик, и вполне себе неплохо жить.
Интеллектом она может не отличаться, но быть при этом достаточно успешным предпринимателем, и жить намного лучше своих сверстниц. И есть такие люди. Они в 90-е годы договаривались с братвой, которая контролировала блошиные рынки, а сейчас у них современные павильоны. Но бизнес у них, тот же самый, он принципиально не развивается именно потому, что уровень интеллекта ограничивает его развитие.
Чем действительно отличаются предприниматели, так это энергией. Я не знаю, как это по-другому назвать, но они активны по жизни, энергичны. Это не значит, что человек, например, подпрыгивает все время. Это какая-то внутренняя энергетика – она у всех предпринимателей есть, и она необходима, чтобы стать предпринимателем. Но опять же, это не главное.
Еще, мне кажется, что предпринимателей от простых людей отличает отсутствие страхов, отсутствие стереотипов. Внутренняя уверенность – все, что ты делаешь, просто надо делать, и все получится. Это оптимизм, уверенность, и какая-то безбашенность…
Подавляющее большинство людей почему не идут в бизнес… Предпринимательство – это риск. Чувство страха, инстинкт самосохранения, это, на самом деле, нормальное чувство, и досталось нам еще от наших предков. Лучше сидеть и не высовываться, иначе может быть «бо-бо». Это передается из поколения в поколение, впитывается в нас с генами.
Отвечая на твой вопрос, я ни в коем случае не имею в виду, «псевдобизнесменов», которые успешны и богаты отнюдь не за счет своих предпринимательских качеств. То есть, всяких богатых сыночков, разного рода чиновников, или людей при чиновниках, которые за счет блата и тому подобных вещей, имеют гарантированные обороты. Их мы в расчет не берем, потому что люди там бывают всякие. Я говорю только про честное предпринимательство. Когда у человека не было ничего, он проявил инициативу, и все у него закрутилось-завертелось, стало приносить доход. - Тебе лично каких-то качеств не хватает? Хотелось бы в себе что-то развить, воспитать?
- Да, конечно. Я считаю, для человека предпринимательство хорошо тем, что он вынужден личностно расти. Если ты хочешь быть успешным в бизнесе, то ты не можешь не задумываться над многими вещами. Кто ты? Что ты можешь? Какой твой потенциал? К чему ты в этой жизни идешь? Кто люди в твоей команде? Как выстраивать с ними свои отношения? И так далее. Ты вынужден учиться многим вещам, без этого успешного предпринимательства быть не может.
Если говорить конкретно про меня, то у меня есть такая слабая сторона – мне очень тяжело вести рутинную работу: то есть все, что связано с отчетностью, с бухгалтерией. Монотонные вещи я долго делать не могу – это высасывает из меня много энергии, и я становлюсь неэффективным.
А еще, я не технарь. Очень плохо знаю программы, компьютеры, всякие штучки. Дайте мне навороченный телефон, в котором куча программ – я буду знать только, как нажать «позвонить». Я, даже, до сих пор не знаю, какую кнопку нажать, когда мне звонят, чтобы сказать: «подожди, у меня на другой линии человек», поговорить с одним и переключиться на другого. Я несколько раз пытался так делать, но у меня ничего не получается.
Я понимаю, что новые технологии в современном бизнесе – это важно. Одно время из-за этого сильно переживал, записывался на какие-то курсы, а потом плюнул – понял, что не дано мне это. Просто надо такие вещи делегировать. В итоге, я для себя сделал простой вывод: надо знать свои сильные стороны, и большую часть времени заниматься их развитием, делать то, что ты реально можешь. А если есть какие-то слабые стороны, то не нужно тратить кучу времени на борьбу с самим собой, чтобы принципиально поменяться. Можно построить работу так, чтобы делами, которые тебе даются с трудом, занимались твои партнеры или подчиненные. В команде это все выравнивается. - Какие у тебя планы на будущее? Что собираешься делать, куда развиваться?
- Тренинг центр запущен, бизнес-процессы ясны, сам бизнес понятен, ниша занята, технологии отработаны. Задача, решением которой я сейчас занимаюсь – создать команду менеджеров. Они будут вести каждого бизнес-тренера, как отдельный проект, отталкиваясь при этом от моих наработок. Тогда я, наконец, смогу вырваться из текучки, в которую, на сегодняшний день, сильно погружен.
В идеале, я хочу прийти к такой же форме бизнеса, которая у меня работает в Екатеринбурге с лакокраской. Там есть надежный человек, который занимается текущим управлением, а я получаю свою долю дохода, как акционер. И своему тренинг-центру я хочу придать тот же статус. Чтобы бизнес развивался, деньги шли, а я бы мог заниматься уже следующими проектами, денежно более емкими.
Тренинг-центр, это бизнес, который я выбрал осознанно – эта деятельность мне приятна, комфортна. Но тех денег, которые здесь крутятся, мне недостаточно. Сейчас я хочу найти такой бизнес, который будет мне интересен, и, в то же время, в котором будет достаточно денег. Что это будет, я пока не знаю. - А как ты считаешь, есть такие люди, которым тренинги Азимова посещать вообще бессмысленно? Кому это не поможет, не пригодится?
- Да, есть такие. Это люди, стиль жизни которых привел к тому, что какая-то предпринимательская часть их личности просто атрофировалась.
Не в обиду конкретным людям, просто как пример: я с очень большим подозрением отношусь к 45-летним женщинам, которые проработали 20 лет в школе, и теперь хотят стать предпринимателями. Вот каким надо быть, чтобы отработать в школе 20 лет, понимая совершенную неадекватность, того что ты делаешь и того, какие деньги ты за это получаешь… Ну, это определенный склад характера. Просто так, по 20 лет, люди в унизительной ситуации не находятся.
Даже если такому человеку в 40 лет вдруг вожжа под хвост попала, ему очень сложно будет изменить ситуацию, потому что он уже сформировавшийся взрослый человек. Это менталитет. Его не поменять, даже если человек будет совершенно искренне стараться.
Грубо говоря, к концу третьего дня тренинга, эти люди могут задавать вопросы, типа: «А куда я должна идти, и сколько стоит зарегистрировать фирму?». Совершенно идиотский, с моей точки зрения, вопрос, для человека, который прошел тренинг Азимова. Ну, не об этом шла речь! Вы еще спросите, где находится налоговая инспекция... А люди реально могут к концу третьего дня выдать такую фигню. Ну,.. это диагноз.
Бухгалтеры, например, тоже определенного рода люди. Как правило, если бухгалтер с огромным стажем, 15-20 лет, решил научиться бизнесу, мне это всегда подозрительно. Вряд ли получится.
Еще бывают люди глупые, бывают халявщики. Раз тренинг о том, как зарабатывать деньги без стартового капитала, значит, это такая волшебная палочка. Вот сейчас ему все разжуют, в рот положат, он проглотит, и буквально с завтрашнего дня станет миллионером. И с таким халявным отношением, с таким менталитетом, ничего не поделать. Не зря же, в конце концов, так устроено человечество, что по любой статистике 1-2% людей реально управляют миром, 3-7% - это их командиры, специалисты, топ-менеджеры, а 90% - стадо баранов, которые идут по жизни, куда им скажут. Кто-то понимает, что им рулят, но не может ничего с этим сделать. Кто-то даже не понимает, что за него решают, как он будет жить. Тем не менее, таких 90%.
И куда ни кинь – эта пропорция сохраняется. На тренингах у Азимова пропорции другие. Там большинство людей изначально уже находятся наверху, и что-то предпринимают, но и там есть какое-то количество людей, которые никогда не перепрыгнут законы природы. - Что ты можешь порекомендовать тем, кто приходит на тренинги, чтобы они использовали полученные знания максимально эффективно?
- Делать! Рекомендация очень простая. Вышел после тренинга – делай. Все. Я даже добавить ничего не могу. Потому что это самая главная проблема любых людей, которые читают книжки, куда-то ходят, годами посещают семинары. Все книжки и семинары - это просто ничто, по сравнению с первыми простыми, но конкретными и четкими шагами в деле. Так что – просто делать. - Ну, и последний вопрос. У себя на тренинге Сергей Азимов собирает со всех слушателей отзывы. На тот момент люди часто пишут под воздействием эмоций, и, не имея за плечами практики. Вот сейчас, по прошествии времени, какой был бы твой отзыв?
- Я примерно помню свой отзыв. И, вряд ли, в нем бы что-то сильно поменялось. Там у меня была мысль о том, что идей на тренинге огромная куча, и что для предпринимателей это золотая россыпь. И еще была мысль о том, что главное – начать делать. Быстрее делать, делать, делать. Вот это все я бы оставил.
Что я бы добавил… При всем том, что Сергей дает кучу вещей, на самом деле, возможностей заработка в бизнесе еще больше. На порядки больше, чем даже то огромное количество, которое дает Азимов. И не только возможностей. Уровень денег, которые можно зарабатывать, тоже намного больше, чем в тех схемах, которые дает Сергей.
Главная фишка тренинга Азимова не в том, чтобы сделать какую-то схему, и сразу сказочно разбогатеть. Дело в том, что если после тренинга человек сделает хотя бы что-то, хотя бы самую простую схему, пусть даже с небольшим доходом, то самое главное – он получит кайф, уверенность в том, что у него получается! Вот эту мысль я бы, пожалуй, добавил к старому отзыву.
|