Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная культура и ее характеристика






Основные составляющие организационной культуры можно разделить на базовый, промежуточный уровне и уровень надстройки. К базовому уровню относят общие ценности и принципы, философию предприятия, правила игры, групповые нормы, поведенческие стереотипы, к промежуточного уровня-склад мышления, ментальные модели и лингвистические парадигмы, а также мора-льно-психологический климат; до уровня надстройки - существующий практический опыт коллектива. Организационная культура отражает систему отношений сотрудников всего персонала предприятия между собой или между отдельными его группами на основе положений кодекса этики: задекларированных правил или принятых в устной форме.

Существует четыре основных типа оргжультуры: А - иерархическая культура В - культура конкуренции, С - культура клана; Б - культура творчества. Каждый тип организационной характеризуется определенными особенностями. Так, предприятие с иерархической культурой сосредоточено на внутренних проблемах, потребности в стабильности и управляемости (контроле ). Культура иерархии более формализованная и структурированная. Формальные правила и политика поддерживают целостность предприятия. Успех определяется надежностью поставок, отслеживанием экономических показателей и низкой себестоимостью.

В условиях культуры конкуренции предприятие сосредоточено на внешних факторах, потребности в стабильности и управляемости (контроле), ориентирован на результат. Целостность предприятия поддерживается за счет акцента на завоевание доли рынка. Важными параметрами являются лидерство на рынке и конкурентоспособное ценообразование. Стиль деятельности предприятия - жесткая конкурентная борьба.
Культура клана способствует сосредоточению предприятия на внутренних проблемах. ей свойственна гибкость, забота о людях и внимание к заказчикам. Культура клана характеризует дружески ориентированное место для работы, где работники оставляют значительную часть себя. Лидеры предприятия считаются наставниками. Придается значение развития человеческих ресурсов с целью их объединения. Поощряется командная работа и единство.
Если на предприятии ярко выраженная культура творчества, предприятие сосредоточено на внешних факторах с высоким уровнем гибкости и индивидуализма. Культура творчества характеризует динамические, творческие условия работы, стимулирующие упорство. Лидеры считаются новаторами. Предприятие делает ставку в долгосрочном плане на рост и освоение новых ресурсов. Успех означает обладание уникальными продуктами или услугами. Поощряется личная инициатива и свобода творчества.
Общие ценности и принципы является базовой величиной, которая характеризует организационную культуру с количественной стороны, то есть это численность работников, которые приняли принципы и ценности. Ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимой и этической, и помогают понять человеку, какого поведения она должна соблюдаться.
Философия предприятия характеризует основные правила бизнеса, ориентируют работников на достижение эффективности деятельности как за счет внутреннего взаимодействия, так и на основе создания благоприятных отношений с внешними контрагентами. Как кадровый документ философия предприятия зародилась на японских предприятиях. Впоследствии она распространилась на большинство развитых предприятий, документально оформили свой подход как к сотрудникам, так и к клиентам.
Также формально зафиксированным элементом организационной культуры являются «правила игры», определяющие заведенный порядок действий сотрудников между собой и сотрудниками и клиентами, например, в виде следующих документов: " Правила ведения телефонных разговоров на предприятии", " Правила поведения с клиентом", " Информационные связи персонала предприятия " и другие. Но в большинстве случаев правила игры зафиксированные документально и является принятым моделям поведения в рамках отдельного предприятия.
Групповые нормы разработаны коллективом и принятые предприятием. Например, такие присущие рабочим группам стандарты и ценности, как конкретная норма полноценной дневной производительности за полноценную заработную плату, возникшей в рабочих участках намотки катушек в Хоторнского эксперимента, или предоставление услуг или денежных компенсаций, которые предусмотрены в социальном пакете, принятые на определенном предприятии.
Поведенческие стереотипы при взаимодействии людей: язык, используемый ими, обычаи и традиции, которых они придерживаются, ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях, то есть это то, на основе чего ценностные ориентации передаются работникам предприятия. Обычаи характеризующие историю предприятия и отношение ее сотрудников к важнейшим событиям, например, уважение ветеранов, проведение совещаний в строго отведенное время и конкретном помещении и др..
Склад мышления, ментальные модели и лингвистические парадигмы - принятые когнитивные и лингвистические системы, определяющие восприятие, мышление и язык, используются членами коллектива и передаются новым членам на этапе их социализации. Также это " базовые метафоры" или интеграционные символы: идеи, образы и чувства, разработанные группой для самоопределения, не всегда оцениваются сознательно, но находят отражение в сооружениях, офисной структуре и других материальных аспектах существования группы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал