Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2: О порицании нововведения и людей, придерживающихся нововведений.
Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто выдумает в этом [в этой религии] то, чего нет, то это будет отвергнуто». Также передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто совершил поступок [на которого не было согласия или] приказа, то он будет отвергнут». (аль-Бухари, Муслим). И передается от Абдуллаха ибн Умара, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто стремиться искать другую Сунну, тот не относится к нам». Точно так же, как Аллах сказал в Коране: «Тот, кто стремиться искать другую религию, помимо Ислама, то это не будет принято от него» (3: 85). Передается, что аль-Арбаух ибн Сария, сподвижник Пророка, сказал: «Однажды Пророк проповедовал нам так, что сжались наши сердца и глаза увлажнились слезами. И тогда один человек вышел и сказал: «О, Посланник Аллаха! Такое ощущение, что эта проповедь последняя! Так что же ты завещаешь сделать нам». И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я завещаю вам бояться [Одного лишь] Аллаха; слушаться и повиноваться, даже если правитель над вами будет раб из Эфиопии. Тот, кто будет жив из вас после меня, увидит огромное количество разногласий, и [поэтому] вы должны придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, которые идут прямым путем. Держитесь за неё своими коренными зубами [то есть крепко]. И я предостерегаю вас от того, что будет введено [из нововведений], ибо, поистине, каждое новшество является заблуждением»». Сказал ат-Тирмизи: «Этот хадис хасан сахих (хороший и достоверный)». Передается от ибн Мас’уда, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я встречусь с вами у [своего водоема, который называется] Хауд. И со мной будут люди, которых отгонят от этого источника. И я скажу: «О, Господь! Это же мои асхабы?!» И мне будет отвечено: «Ты не знаешь о том, что они совершили после тебя»» (аль-Бухари, Муслим). Передается, что Абдуллах ибн Махриз сказал: «Эта религия будет уходить Сунна за Сунной, точно так же, как эта веревка разрывается по частям». Передается, что однажды к Тавусу ибн Кайсан пришел некий человек и стал ему говорить про му’тазилитов, [так как он был одним из них]. И тогда Тавус ибн Кайсан вставил свои пальцы в уши для того, чтобы не слушать его, и затем он обратился к своему сыну, сказав: «Сынок! Сделай то же самое, чтобы не слышать ничего из того, что он говорит, [потому что] это сердце очень слабо». И он (Тавус ибн Кайсан) это говорил до тех пор пока этот нововведенец [из числа му’тазилитов] не выдержал и не ушел от них. (Комментируя выражение - «Точно так же, как эта веревка разрывается по частям...» – Мы скажем: «Веревка состоит из многих волокон, и она рвется не целиком, а постепенно: сначала одна часть, потом другая, третья и т.д. И таким образом Сунна умирает постепенно одна за другой. И Пророк на вопрос о гураба (странные люди, которые получат награду в Раю) ответил: «Это те люди, которые будут воскрешать мою Сунну тогда, когда эта умма погрузится в «фасад» [разврат, бид’а, нечестие, заблуждение и прочие скверные вещи]»». А Аллах знает лучше!) [И далее в книге Тальбис Иблис передается], что к Ибрахиму ан-Нахии [учителю знаменитого факиха и основателя одного из распространенных мазхабов Абу Ханифы ан-Ну’мана ас-Сабита] пришел некий человек из числа ирджа’ [то есть из числа мурджи’итов], и ан-Нахии к нему обратился, [зная о том, что этот человек мурджи’ит]: «Когда закончится этот урок, встань и уйди отсюда и [сделай так, чтобы я тебя больше] не видел, [ибо ты – человек, который отвратился от Истины, от Сунны]». И также передается, что Суфьяну ибн ‘Уейна сообщили, что Ибрахим ибн Яхья стал говорить неправильные вещи касательно предопределения (аль-кадра). На что Суфьян ответил: «Люди знают, кто он такой [так не надо повторять о нем снова и снова, зная, что он еретик]; лучше попросите прощения у Аллаха для меня [ведь я, как и вы, нуждаюсь в ваших мольбах-ду’а]». И передается, что к Мухаммаду ибн Сирину пришел один человек [из числа кадаритов] и стал разговаривать про кадр (предопределение) [секта кадаритов полностью отвергает предопределение Аллаха (а’уузу биЛлях)]. И тогда Ибн Сирин сказал: «Либо ты уйдешь от нас, либо мы уйдем от тебя». «Люди знают, кто он такой…» - «То есть люди и так знают кто он такой, чтобы разговаривать о нем огромное количество раз, и постоянно опровергать их и т.д. СубханаЛлах! Напротив, из лучшего примера ученых нашей уммы - это оставление тех нововведенцев, про которых не надо разговаривать, про которых не надо говорить о том, как нам нужно относиться к этим людям. И Аллах в Коране не упомянул про самую крупную смуту на земле во все времена [начиная от Адама и заканчивая Судным днем] – о Масихе Даджале [Антихристе, который явится в конце времен и который будет убит Исой ибн Марьям]. И это потому, что Аллах хочет унизить Антихриста [Даджаля], как об этом писал имам аль-Джаузи, Ибн Касир и многие другие толкователи Корана и Сунны» [Так давайте же и мы не будем лишний раз упоминать о различных еретиках и сектантах, которые сбились с Истины, дабы унизить их – они не достойны того, чтобы их постоянно вспоминать! ]. И передается что пришел к Аюбу ас-Сихтаяни один человек из ахлюль-бид’а (нововведенцев) и спросил: «О, шейх! Разреши мне сказать одно слово?» На что Аюб ответил: «Нет! Ты не скажешь и половины слова». Аюб ас-Сихтаяни сказал: «Каждый раз, когда приверженец нововведения делает итждихад [выносит богословско-правовое решение, а в его случае увеличивает число нововведений], Аллах прибавляет ему только отдаленность [от Истины]». И в комментарии к этому изречению приводится, что Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Тот, кого не защищает его намаз от грехов и нечисти, тот не получит от Аллаха ничего кроме отдаленности [от Аллаха, и Его Пророков, и Истины, и Ислама в целом]». Передается, что имам Суфьян ас-Саури сказал: «Иблис больше всего любит бид’а [когда человек совершает новшество], и для него предпочтительней новшество, чем тяжкий грех [ибо человек после тяжкого греха делает таубу (покаяние), а когда делает бид’а, не кается и умирает в этом скверном положении, кроме тех, кого Аллах помиловал и направил на Истину]». Сообщается, что однажды погиб [один из основоположников секты мурджи’итов] Абд аль-Азиз ибн Абу Дауд, и люди пришли на его похороны, и кладбище переполнилось людьми. [И в этот момент был еще жив Суфьян ас-Саури], и когда он пришел на кладбище, люди расступились перед ним, подумав, что он собирается прочитать по нему джаназа [заупокойную молитву]. Но он пришел на похороны специально, чтобы показать, что он не будет читать намаз по нему. Затем он развернулся и ушел. Суфьян ас-Саури сказал: «Тот, кто будет слушать приверженца нововведений, тому Аллах никогда не поможет, и не даст ему пользу в том, что он услышал. Тот же, кто пожал руку [нововведенцу], тот разрушил Ислам – часть за частью». Передается, что когда Сулейман ат-Таймий тяжело болел и находился при смерти, он зарыдал. И спросили его: «Что заставляет тебя плакать? Неужели ты боишься смерти?» Он ответил: «Нет! Но однажды я поприветствовал кадарита, и я боюсь за то, что теперь Господь меня спросит за это [за то, что я отнесся к нему с наилучшим пожеланием, с наилучшим отношением]». Фудейль ибн Ийяд сказал: «Тот, кто будет сидеть вместе с нововведенцем - остерегайтесь этого человека». Также Фудейль сказал: «Тот, кто полюбил нововведенца, Аллах уничтожит его поступки, и Аллах выведет свет Ислама из его сердца». Также он сказал: «Если ты увидишь нововведенца на своей дороге, то сверни на другую дорогу, потому что его награда не поднимается к Всемогущему Аллаху. А тот, кто помогает этому человеку, помогает разрушать Ислам». Передается, что ал-Ляйс ибн Са’д сказал: «Если бы я увидел нововведенца, который идет по воде(!), я бы [и тогда] не принял его». Имам аш-Шафи’и услышав эти слова произнес: «[Нет! ] Если бы я увидел нововведенца, который идет по воздуху(!!!), я бы не принял его». Ибн Харис сказал: «Однажды скончался аль-Мурайсий [один из предводителей кадаритов], и в это время я был на рынке, и если бы это место [т.е. рынок] располагалось бы для того, чтобы сделать саджда (земной поклон), я бы сделал его, благодаря и восхваляя Аллаха за то, что он умертвил этого человека». Также передается, что имам аль-Курбаний разговаривал о людях, придерживающихся нововведений. И когда к нему обратились люди: «Если бы ты рассказывал хадисы», он разгневался и после чего сказал: «Мои слова про нововведенцев [порицая их и предостерегая от них] более любимы мною, чем поклонение, в течение 60 лет». [И после того, как ибн аль-Джаузи привел хадисы от Пророка Мухаммада и его сподвижников и изречения праведных предшественников (саляфов), он продолжил в своей книге]: «Но как же мы можем определить, какой человек является нововведенцем, а какой из Ахлюс-Сунна? [Как мы это определим? Ибо каждый нововведенец утверждает, что он правдив и относится к Ахлюс-Сунна.]» Ответ: «Сунна в языковом значении этого слова означает дорога (тарик). И нет сомнения в том, что люди, которые передавали хадисы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) следовали за ним и его сподвижниками во всем, [и они находились на этом пути]». [Именно поэтому, когда мы говорим, что наша обязанность, как мусульман, следовать Корану и Сунне, мы добавляем: в понимании саляфов (праведных предшественников) нашей уммы! ] [И далее, продолжая ответ, ибн аль-Джаузи пишет]: «А новшества произошли после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников» [и новшество – это поступок, которого не было тогда]. Бид’а (новшество) – это дело, которого не было [во времена Пророка и сподвижников]. И большинство из них (нововведений) противоречит шари’ату: либо добавлением чего-то, либо сокращением чего-то. И даже если новшество не противоречит шариату, то большинство наших праведных предков ненавидело это новшество, и они убегали от каждого нововведенца. И когда к Зайду бин Сабиту пришли Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) с вопросом о сборке Корана, он вопросил: «Как вы можете делать то, чего не делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И также передается, что Са’д ибн Малик (Абу Ваккас) услышал человека, который обращался: «Я перед Тобой, о, Обладатель Ми’раджа (вознесения на небо)!», он (Са’д) сказал: «Мы не говорили этого во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». И также передается, что во времена Абу Мусы аль-Аш’ари возникла такая ситуация: люди после магриба собрались в мечети и стали говорить: «Делайте тасбих: столько-то раз «СубханаЛлах», столько то раз «Аль-ХамдулиЛлях» на камушках». И когда Абу Муса вышел из мечети, то встретил Абдуллаха ибн Мас’уда и рассказал, что произошло. Он отправился для того, чтобы поговорить с ними. И когда он увидел, как они совершают зикр [с помощью камушек] он сказал: «Клянусь Аллахом, кроме которого нет иного божества [достойного для поклонения], вы привели сюда бид’а (новшество)». И в другом риваяте передается так: «Давайте вы сделаете так: вы начинайте считать на этих своих камушках грехи, а я даю вам гарантию, что вы не потеряете ничего из своих хасанатов». Далее пишет Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи: «Мы объяснили вам, что эти люди (саляфы) опасались каждого новшества, даже если в этом не было ничего противоестественного, [ничего плохого]». Ибн аль-Джаузи упоминает ситуацию Умара ибн аль-Хаттаба. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал таравих, то первые дни он читал в мечети вместе с джама’атом, а затем он отдалился и читал дома. И когда его спросили: «Почему?» Он ответил: «Для того, чтобы Аллах не установил это обязанностью для вас». Но затем ибн Умар [сын Умара ибн аль-Хаттаба] [после смерти Пророка] призвал людей читать таравих в мечети. И сказал Умар ибн аль-Хаттаб: «Это хорошее бид’а (нововведение)». Но в основе это не было нововведением в шариатском смысле этого слова. У каждого слова в арабском языке есть языковое и шариатское определение. В шариатском значении данное действие не было бид’а, а в языковом – было [ибо это было то, что не делал Пророк, но шариатская основа была]. Поэтому Пророк сказал: «Придерживайтесь моей Сунны и Сунны праведных халифов, которые идут правильным путем». Если эта вещь имеет основу в шариате, тогда она не является проклинаемой и осуждаемой бид’а!!! Аль-Бухари и Муслим привели хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Будут люди из моей уммы, которые будут стоять открыто [на истине] до тех пор, пока к ним не придет приказ Аллаха, и они будут в этом же положении». Также от Саубана приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будет группа из моей уммы, которая будет твердо придерживаться истины; и им не навредит тот, кто будет унижать их, до тех пор, пока не придет приказ Аллаха, и они в этом же положении». На вопрос, кто эта группа, которая будет твердо придерживаться истины, Али ибн аль-Мадини сказал: «Это ‘асхаб аль-хадис’». [Асхаб аль-хадис – дословно переводится как «люди хадисов», то есть люди, которые следуют тому, что было передано в хадисах от Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)]. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по-разному описывал эту группу [асхаб аль-хадис]. Например Муслим приводит следующий хадис от Джабира, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из моей уммы будет группа, которая будет сражаться на истине. И им не навредит тот, кто будет их унижать, до тех пор, пока не придет приказ Аллаха, и они будут в этом же положении [то есть сражаться на истине]». И в своем шархе имам ан-Навави указывает: «Это группа и есть асхаб аль-хадис». Следует отметить, что ученые расходились по поводу этой группы, кто они. Ибн Хаджар [составитель знаменитого толкования хадисов из сборника аль-Бухари – Фатх аль-Бари] сказал: «Нельзя сказать, что эта группа находится в определенном месте или в определенное время; напротив, эта группа [которая будет сражаться на истине] будет всегда и везде». Скажу также, что достоинство этой группы очень велико! И также приводится в сборниках у ат-Тирмизи, Абу Дауда и прочих сборниках, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Они [группа, сражающаяся на истине] будут и в Шаме [территория Сирии, Иордании, Палестины], и они будут в Палестине, и они будут в магрибе [на территории гарба]». Ученые [мужи Ислама] сказали: «То, что Пророк упомянул, что эти группы будут в разных территориях, указывает на то, что их будет огромное количество, и они будут придерживаться этого [сражаться на истине, находясь в разных концах]». Имам ан-Науауи сказал про хадис, указывающий на местоположение этих групп: «И может быть, что эта группа разделена на огромное количество людей; и среди них [могут быть] предводители битв [муджахиды], и среди них ученые, и среди них хадисоведы, и среди них аскеты [которые в этой мирской жизни довольствуются малым], и среди них те, которые призывают к одобряемому и запрещают порицаемое». Ученые сказали, что воины территории гарба будут сильны (шидда) по отношению к врагам. [Далее автор книги, Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи спрашивает]: «Знаете ли вы какие будут те секты, [о которых сказано в хадисе]?» Мы ответим: Мы знаем разделение, которое произошло в нашей умме и знаем основы этого разделения; и каждая секта разделилась на добавочные секты. Даже если мы не знаем большинство имен этих групп и их убеждения, то мы знаем основных категорий нововведенцев. И это: 1) Хавариджы (хариджиты); 2) Кадариты; 3) Джахмиты; 4) Мурджи’иты; 5) Джабариты; 6) Рафидиты (ши’иты). Ибн аль-Джаузи пишет: «В основе умма разделилась на 6 этих сект, и каждая секта разделилась на 12 других сект. [В общей сложности получается 72 секты. И сразу же вспоминается хадис о 73 течениях, 72 из которых в Огне]». Кратко опишем эти 6 основных течений. Если на то будет воля Аллаха. 1. Аль-Харурийа (хавариджы). Они были прозваны Харуритами, потому что они жили в селении, которое так называлось, близ Куфы [город в Ираке]. От Абу Хурайры передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане на 72, а эта умма [мусульман] разделится на 73 группы» Сказал ат-Тирмизи [величайший хадисовед, автор сборника хадисов «аль-Джами’а ат-Тирмизи», в который вошли 4058 хадисов]: «Хадис достоверный». В еще одной версии, Пророк добавляет: «И все они в Огне, кроме одной; и это те, которые придерживаются того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники». В другой версии Пророк сказал: «И это аль-Джама’а». Они [хавариджы] нашли там прибежище после того, как враждовали с ‘Али ибн Абу Талибом, и после того как он разгромил их войска; [они обвинили ‘Али неверующим (кафиром)]. Также есть история, в которой рассказывается, что к ‘Аише бинт Абу Бакр [жене Пророка] (да будет доволен ею Аллах) пришла женщина и спросила: «Почему женщина, у которой были месячные восстанавливает пост, но не восстанавливает намаз?» [Женщина задала этот вопрос, проявив наглость и неуважение к жене Пророка]. И ‘Аиша ответила: «Ты [случайно не из числа] харуритов?». Также из числа их имен – аш-Шурат. Они прозваны так оттого, что они сказали: «Мы продали наши души ради Аллаха, [в результате чего пошло название «проданные» (шурат)]». И также из их названий – «аль-хукмиййа». Их стали так называть, потому что они стали отрицать то, что договор между ‘Али и Му’авией [ибн Абу Суфьяном] мог решать кто-то из людей. Они сказали: «Хукм принадлежит только Аллаху, [и в результате этого они вышли из войск обеих сторон, и тем самым еще и вышли из Ислама]». Они отрицали Абу Мусу аль-Аш’ари и Амра ибн ‘Аса, которые выступали судьями [со стороны ‘Али и Му’авии соответственно]. Также хавариджей называют «аль-марика» (отступники, вышедшие из Ислама). Ибн аль-Джаузи сказал: [Почему их называют ‘аль-марика’, то есть отступники? ] Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они выходят из религии точно также как стрела, выпущенная мимо цели». Конечно же сами хариджиты отрицают это положение и не называют себя таковым именем. 2. Кадариты. Группа [кадаритов] была названа так, потому что они отрицают предопределение Аллаха [т.е. кадр отсюда -& gt; кадариты] и [соответственно отрицают] Его Всезнание. Они сказали [следующее по этому поводу]: «Все поступки рабов сотворены, они сами творят их без участия Аллаха». [То есть, если человек совершил какой-то поступок, то он является сам творцом этого поступка, а не Аллах. Это было одно из крупнейших заблуждений]. [Затем они сказали]: «Аллах хочет чего-то от людей, но не добивается этого». (А’уузу биЛлях!). И первый, кто произнес этот куфр [слова, указывающие на неверие] был христианин из Басри. От него же взял это высказывание Ма’абад аль-Джухани. И это же высказывание потом [во времена правления халифа Умара ибн Абд аль-Азиза] распространил Гейлан ад-Димашки, [который стал известен как родоначальник секты кадаритов]. 3. Джахмиты. Это сторонники Джахма ибн Сафвана. Он был родом из города Термез. Они [джахмиты] сказали: «Люди вынуждены делать те или иные поступки, потому что Аллах предписал им это сделать; человек не может выбрать [между тем или иным поступком], потому что за него уже решено». И они сказали: «Рай и ад - не вечен [они будут уничтожены рано или поздно]». И они сказали: «Иман (вера) – это [лишь] знание об Аллахе [то есть Аллах существует, мы это знаем, нам этого достаточно и у нас есть иман]». Кстати, в этом убеждении они полностью схожи с мурджи’итами [о которых речь пойдет дальше (по воле Аллаха)]. 4. Мурджи’иты. Название течения берет свое начало от слова «аль-ирджа’ (дословно – оттягивание, отстранение)». Они были названы так, потому что отстраняли поступки от имана (веры). [То есть они говорят, что поступки и иман это не единое целое: они отстраняют поступки и оставляют только иман]. Они [также] сказали: «Иман – это то, что человек признает Аллаха, верит в Его Пророков и то, что пришло от Аллаха [Коран]». [Что касается поступков (деяний)], они сказали: «Это не относится к вере (иману) ни в чем». Мурджи’иты являются крайними в понимании ‘надежды на Аллаха’ (ар-Раджа). [Как мы знаем каждый обязан поклоняться Аллаху из трех качеств: из любви к Аллаху, из боязни Аллаха, надеясь на Аллаха. Но страх перед Аллахом должен преобладать над нами, пока мы живы]. Мурджи’иты отличаются тем, что они полностью отвергают угрозы Аллаха, которые пришли к нам из Корана и Сунны, о наказании неверующих. Они говорят, что Аллах не накажет верующих, и все уже [являются из обитателей] Рая. 5. Рафидиты (ши’иты). Название [рафидиты] происходит от слова ‘рафида’ («отрицающие»). Зайд ибн Али ибн Хусейн выступил против Ибн Абл аль-Малика [правителя]. И к Зайду [к его войскам] присоединились ши’иты. Когда они собрались выходить на битву, они (ши’иты) стали ругать и проклинать Абу Бакра. И Зайд, услышав эти [мерзкие и отвратительные] слова и запретил им так говорить. И они отвергли [этот приказ Зайда], покинув его лагерь. Передается, что вместе с Зайдом осталось только 200 человек. [Что касается основных вероубеждений шиитов], они верят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал халифат именно ‘Али ибн Абу Талибу. Они также считают, что большинство сподвижников впали в заблуждение и вышли из Ислама [потому что не поддержали ‘Али после смерти Пророка]. [Что касается имама], то он может быть только из [числа] потомков Хусейна ибн ‘Али ибн Абу Талиба. 6. Джабариты. Вероубеждение джабаритов похоже на «джахмийское», то есть раб Аллаха вынужден делать те или иные поступки без права выбора. Сказали джабариты: «У него [раба Аллаха] нет поступков. Все что он делает – это делает Аллах». И их смысл [в отрицании выбора у человека] состоит [например] в том, что если человек неверующий, то не надо призывать его к Исламу, ибо Господь не хочет этого. Передается, что однажды один человек плыл на корабле вместе с одним огнепоклонником. Он обратился к нему: «Прими Ислам!» Огнепоклонник спросил: «Зачем?» Тот ответил: «Потому что Аллах хочет этого от тебя». Огнепоклонник парировал: «Но ведь если Аллах хочет от мне принятия Ислама, почему же я не принял его» На что он ответил: «Потому что шайтан не хочет этого!» И огнепоклонник сказал: «Зачем я буду поклоняться Ему (Аллаху)? Я лучше буду покланяться тому, кто сильнее Его» (а’уузу биЛляхи мин-аш-шайтони-рраджим!). Продолжает шейх Абу аль-Фарадж в своей книги, разъясняя характерные черты этих сект, [раскрывая на какие добавочные секты распались]:
|