Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление и власть. Понятие и характеристика власти
Об эффективной деятельности менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них. В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Как утверждает Джон Коттер, руководителю необходима власть, во-первых, потому, что он «всегда зависит от некоторых людей, которые ему не подчинены, и, во-вторых, потому, что практически никто в организациях не будет полностью подчиняться приказам и распоряжениям человека только потому, что он начальник, не обладающий властью. Во всех организациях для достижения эффективного их функционирования необходимо надлежащее применение власти». В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, —поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность, ведомств и профсоюзов. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он не может выполнять свою собственную работу, что обязательно снизит эффективность не только его труда, но и деятельности всей организации. Потому власть и влияние являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет получить ресурсы, необходимые для достижения целей. Таким образом, власть есть необходимое условие успешной деятельности организации, она «стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка» (Роберт Бирстед). Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее: 1) власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, то есть она существует не только тогда, когда применяется; 2) между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость, то есть чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей; 3) тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности не обеспечивается самой должностью, а делегируется ее обладателю теми, кому он подчинен. Объем этой власти зависит от уровня доверия к руководителю со стороны вышестоящего руководства. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Поэтому следует признать, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально. Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она может быть отнята подчиненными у руководителя в случае его неправильных действий. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной и личной властью, но этого достичь очень трудно. При рассмотрении природы власти, для полной характеристики понятия власти выделяют, кроме перечисленных выше, такие ее составляющие, как основа власти и источники власти. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти - то, через что данная основа используется. О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют личностную и организационную (или должностную) основы власти. В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать. Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных через свою привлекательность, с наличием у него харизмы. Харизма - это власть, основанная на силе личных качеств и стиле руководителя. Формально руководители, занимающие одинаковые должности, имеют равные права. Но каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей. Исходя из этого, следует признать, что каждый руководитель обладает разным правом на власть. Власть информации основывается на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. Потребность во власти проявляется через желание иметь влияние на других. Этот источник власти осуществляется через дачу настойчивых советов и стремление оказать помощь, вызов эмоций у других, укрепление своей репутации. В группу, составляющую организационную основу власти, включаются следующие источники власти: принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей. Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Поэтому этот источник власти не связан только с тем, кто принимает окончательное решение, тем более что современная практика управления фактически исключает принятие решений одним человеком, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвует не один человек. Вознаграждение в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т.п. как источник власти используется руководителем в качестве поощрения работников, стимулирующего выполнение ими указаний или распоряжений. Власть вознаграждения - это один и 1 самых давних, широко используемых и наиболее эффективных источников власти в организации. Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненных посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. В основе восприятия данного источника власти подчиненными лежит боязнь быть наказанными. Любая организация для нормального функционирования использует различные ресурсы — сырье и материалы, рабочую силу, финансы, оборудованиеи инструменты и т.п. Важность получения требуемого количества этих ресурсов для организации и ее подразделений очевидна. В связи с этимрегулирование доступности к необходимым для деятельности организацииресурсам образует источник власти. В условиях объективной ограниченности ресурсов, что создает определенную напряженность с их обеспечением, этот источник власти приобретает значительную весомость. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим руководителям контролировать ограниченные ресурсы и тем самым ещебольше укреплять свое право на власть. Власть связей строится на способности человека воздействовать на других людей через воспринимаемую ими его связь с влиятельными людьми в организации, так и вне ее. При этом речь идет не о наличии реальных связей у этого человека, а о восприятии реальности их существования. Поэтому нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд и слухов.
|