![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественность и ее мнение
Понятие общественное мнение означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Оно состоит из двух компонентов – общественности и мнения. Мнение – является выражением установки человека относительно конкретного вопроса. Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они всплывают на поверхность в виде мнений. Общественное мнение обладает характерными признаками, в частности: направленностью, интенсивностью, стабильностью, информационной насыщенностью, социальной поддержкой. В основе каждой установки лежат индивидуальные ориентации – восприятие индивидом проблем или объектов в определенных обстоятельствах дополненное восприятием значения мнения других людей об этих же проблемах или объектах. Здесь же нам стоит упомянуть такие определения, касающиеся межличностного характера, как согласие и понимание. Согласие – это степень, с которой два или более лица разделяют одну и ту же оценку по общей проблеме. Понимание – степень совпадения определений, трактовок двух и более лиц. Индивидуальные ориентации, лежащие в основе установки, обусловливаются и формируются у каждого индивида, исходя из целого ряда признаков и обстоятельств его жизни: Личностные – физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус. Культурные – окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности. Образовательные – уровень и качество образования индивида. Семейные – происхождение людей. Дети воспринимают вкусы, предубеждения, политические предпочтения и многое другое от своих родителей. Религиозные – система верований в бога или сверхъестественные силы. Социально-классовые – положение в обществе. Вместе с изменением социального статуса людей меняются и их установки. Национальные, расовые – этническая или расовая принадлежность, происхождение человека все сильнее влияют на формирование его установок. Учет этих характерных признаков и обстоятельств помогает эффективнее влиять специалистам по PR на формирование установок. Влияние на установки. Установки можно разделить на три категории: положительные, отрицательные, нейтральные (отсутствие установки). Поступки, мысли, установки людей могут мотивироваться действием различных факторов, причем каждый человек по-разному реагирует на одни и те же обстоетельства. Американский психолог Абрахам Маслоу, обозначил пятиуровневую иерархию потребностей (расположены по возрастающей): 1. Физиологические потребности: пища, вода, дыхание, сон, физические движения, отдых и секс. 2. Экзистенциальные потребности: потребность в безопасности своего существования, в защите, комфорте, покое и стабильности условий жизнедеятельности. 3. Социальные потребности: привязанности, любовь и преданность, принадлежность к группе. 4. Потребности престижа: признание, доверие и лидерство, возможности, компетентность и влияние, разум и успех. 5. Потребности в самовыражении или, проще, потребность стать тем, кем способен стать. Она включает самореализацию и достижение целей благодаря творчеству. Эти пять уровней составляют основу мотивационных факторов любого человека или группы общественности. Используя эти данные и многолетний опыт работы, специалисты PR-деятельности вывели правила, которые необходимо использовать в работе по изменению мотивации установок людей: 1. Не использовать графические символы без уверенности в том, что они не спровоцируют непредсказуемые действия (например, символы смерти и разрушения, вызывающие обеспокоенность). 2. Не зазывать людей к себе, а самому идти к ним. 3. Не думать, что для изменения поведения необходимо менять установку. В действительности связь между установками и поведением зачастую очень слабая. 4. Использовать моральные доказательства как вспомогательное средство, а не как главный аргумент. 5. Использовать устоявшиеся стереотипы. Трудно достичь успеха, если кампанию окрестили «радикальной» или «чудаковатой». Намереваясь изменить установку, необходимо привлекать к этому как можно больше людей. 6. Не обижать людей, которых вы стремитесь переубедить. Признаки общественного мнения (ОМ) ОМ имеет нормативно-оценочный характер, в нем всегда выражено определенное отношение к какому-либо вопросу. Направленность мнения отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа (направленность мнения фиксируется) «положительно — отрицательно - безразлично», «за — против - не определился». ОМ характеризуется динамичностью: ОМ - это динамический процесс в ходе которого мнения выражаются, адаптируются и достигают взаимного компромисса на пути к коллективному определению общего направления действий. ОМ характеризуется гласностью (публичностью). ОМ формируется по актуальным и спорным вопросам, которые необходимо обсудить и решить, поэтому его внутренней спецификой является потребность в максимальной гласности и распространенности. Носитель соответствующего мнения стремится различными формами и средствами широко распространить свое мнение. ОМ отличается практической направленностью: ОМ формируется лишь тогда, когда требуется практически решить те или иные вопросы. Способ проявления и реализации этой практической направленности и действенности зависит от особенностей субъекта -носителя данного мнения - и от конкретных условий, в которых оно сформировалось. Поэтому ОМ «вообще» не существует, оно всегда конкретно, всегда выражает проблемы, которые затрагивают интересы людей. ОМ характеризуется интенсивностью: ОМ присуще определенное постоянство и настойчивость в оценке проблем. Формой измерения интенсивности «согласен - не согласен - мне все равно», является показателем того, насколько люди серьезно относятся к своему мнению. ОМ определяется информационной насыщенностью - объемом знаний членов группы об объекте мнения. ОМ практически никогда не бывает абсолютно истинным или абсолютно ложным, оно всегда является своеобразным смешением точных знаний и иллюзий, переплетением элементов истины и фантастики. ОМ характеризуется многозначностью (дискуссионностью): мнение многозначно по своему содержанию, поскольку допускается возможность различного толкования отраженных в нем явлений, это определяется спецификой процесса выражения мнений. ОМ, складывающееся на уровне обыденного сознания, содержание суждений в каждом конкретном случае относительно, т.е. ситуативно. Высказывание содержит определенное число эмоциональных и иррациональных элементов, благодаря чему ОМ способно трансформировать содержание мнения. Выяснение роли ОМ в обществе возможно через определение его основных функций. Существует несколько подходов к проблеме выделения функций ОМ. Отметим две основные функции ОМ. Во-первых, оно выступает инструментом в процессе принятия решений в условиях демократии. Во-вторых, ОМ выполняет функцию социального контроля, При этом первая функция - основная, явная, а вторая - ненамеренная, латентная. Явная функция ОМ выступает как видимая, а скрытая как раз и представляет собой реальную функцию ОМ. Другим словами, функция социального контроля, которую выполняет ОМ в обществе, является главной и доминирующей.
|