![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы работы с лицами пожилого возраста
встречи, беседы, «чаепития», посвященные воспоминаниям о молодости, значимых событиях в личной жизни и жизни семьи; торжественные мероприятия, посвященные ветеранам войны и труда; посещение людей пожилого и старческого возраста с целью оказания психологической и эмоциональной поддержки; социальная помощь; проведение консультаций по различным вопросам: социальным, юридическим, психологическим и др. по телефону. В основу технологий социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования: 1. Предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых, 2. предупреждение устранения их от активной жизни, 3. Соблюдение равенства и учет возможностей пожилых при получении социальных пособий и услуг, 4. выявление индивидуальных потребностей, адресность помощи, 5. Ориентации яна развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых. Социальная защита как система в Республике Беларусь имеет три относительно самостоятельные подсистемы: социальное страхование, общественное вспомоществование, социальное обслуживание. Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов. Действующая в Республике Беларусь пенсионная система создавалась и формировалась в иных по сравнению с нынешними социально-экономических и демографических условиях. Сегодня она, как и подобные ей пенсионные системы большинства государств постсоветского пространства, нуждается в адаптации к изменяющимся условиям функционирования. Переход на накопительные методы формирования пенсионных ресурсов требует тщательной разработки правовой базы, создания организационной структуры, обеспечивающей эффективное управление пенсионными активами. Общественное вспомоществование - финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Данная подсистема социальной защиты населения реализуется, прежде всего, посредством инновационной государственной адресной социальной помощи, а также предоставлением обновленных социальных льгот и обязательных социальных выплат. Социальное обслуживание - оказание людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведение мероприятий по социальной профилактике, социальной адаптации, социальной реабилитации и др. В РБ традиционно развивается обслуживание на дому – 83 тыс, в 52 ТЦСОН созданы отделения круглосуточного пребывания людей пожилого возраста. У нас ь действуют многочисленные республиканские, областные и районные общественные организации, которые оказывают помощь людям пожилого и старческого возраста. В их числе Белорусский Красный Крест, общественная организация «Белорусская ассоциация социальных работников», группы самопомощи, различные общественные организации ветеранов и пожилых людей.
30. Особенности решения миграционной проблемы в РБ. Технологии социальной работы с мигрантами и этническими общностями. Миграция — переселение людей на новое место жительства внутри страны или за ее границу. С одной стороны миграция необходимый и неизбежный процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, в их обучением и отдыхом. С другой – миграция носязая вынужденный характер приводит к росту социального напряжения, порождая различные проблемы. Миграция подразделяется на: безвозвратную (с окончательной сменой ПМЖ); временную (переселение на длительный, но ограниченный срок); сезонную (перемещения в определенные периоды года); маятниковую (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта). Различают внешнюю (перемещения за переделы страны) и внутреннюю (перемещения внутри страны) миграцию. По степени управляемости различают организованную миграцию, осуществляемую при участии государственных или общественных органов, и неорганизованную (стихийную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. По отношению к перемещению различают: добровольную, вынужденную и принудительную миграцию. Направления и технологии работы с мигрантами: 1.социальное (диагностика), 2.социально-информационное (выявление проблем и предоставление всей необходимой информации), 3.социально-психологическое (консультирование), 4.социально-педагогическое, 5.социально-правовое, 6.медико-социальное, 7.социально-экономическое (трудоустройство и переобучение), 8.финансово-материальное, 9.социально-трудовое (например открытие фирм и проч.) Приоритетными направлениями миграционной политики Республики Беларусь являются: — защита прав и интересов граждан РБ на ее территории и за ее пределами; — управление миграционными процессами Республики Беларусь, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков; — содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РБ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения. Органами государственного управления, обеспечивающими реализацию политики в отношении беженцев, являются: республиканский орган государственного управления по миграции, территориальные органы по миграции. Право на эмиграцию закреплено в международных правовых актах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и др.). В Республике Беларусь Конституцией декларировано право гражданина покидать страну и беспрепятственно возвращаться назад. Сам механизм эмиграции регулируется Законом «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
31. Методы и технологии социальной работы по профилактике девиантного и аддитивного поведения различных категорий населения. Под девиантным поведениемпонимается такой тип социально-ролевого поведения индивида или группы, который не соответствует принятым в социальной общности нормам. Технологии социальной работы с девиантами: 1. социальная диагностика – постановка социального диагноза 2.сСоциальная профилактика (превенция) - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение девиантного поведения. ВОЗ выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика – направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов (успешна при работе с подростками). Вторичная профилактика – направлена нараннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работой с группой «риска» (например, подростки со склонностью к формированию девиантного поведения, но не имеющего такового в данное время). Третичная профилактика – направлена на устранение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения, а также на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением. Формы профилактической социальной работы: информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий девиантного поведения. Этапы профилактики девиантного поведения: • выявление причин отклоняющегося поведения подростков; • диагностика структуры их личности; • разрешение проблемы их конфронтации с социумом; • дальнейшее наблюдение за подростками и коррекция их поведения 3. социальный контроль (надзор) 4.социальная реабилитация и адаптация 5. Социально-педагогическая и социально-психологическая работа · организационно-методическая работа; · индивидуальная работа с учащимися, родителями; · правовое, педагогическое просвещение родителей; · совместная деятельность: учитель — социальный педагог; · совместная деятельность: психолог — социальный педагог; ' · комплексная работа по внедрению здорового образа жизни и формированию нравственно-культурных норм поведения; · диагностическая работа; · взаимодействие с общественными организациями; · социально-педагогический мониторинг. Формы аддиктивного поведения: химическая, нехимическая (аддикция отношений, игровая, сексуальная, работоголизм, и т.п.) Признаки аддиктивного поведения: постоянная увлеченность, изменение круга интересов, потеря контроля, состояние психологического дискомфорта, периодически возникающие состояние напряжения, быстрое нарастание снижения способности сопротивляться аддикции Первичная профилактика зависимых форм поведения имеет цель: предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Главная цель вторичной профилактики— изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения. Третичная профилактика направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. 32. Социально-психологическое консультирование как основная форма работы с клиентом. Особенности консультативной работы соционома, её основные виды и этапы проведения. Социальное консультирование — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Этапы социального консультирования: выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией; анализ, оценка и диагностика проблемы; формулировка проблемы и определение целей консультации; установление стратегии и плана действий; осуществление соответствующих действий; оценка результатов консультации и выводы. Социально-психологическое консультирование представляет собой особую область практической социальной психологии, связанную с оказанием со стороны практикующего специалиста непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ней нуждаются. Социально-психологическое консультирование как понятие тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с понятиями психологической коррекции и психотерапии. Социально-психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, так как клиенты психолога-консультанта имеют межличностные проблемы. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основные принципы социально-психологического консультирования: гуманность – доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту ориентация на нормы и ценности клиента запрет давать советы клиенту; анонимность консультирования; включенность клиента в процесс консультирования; принятие клиентом ответственности за происходящее с ним; принятие клиентом ответственности за происходящее с ним Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, убеждение, информирование, аналогии, мини-тренинг, консультационный инструктаж. Виды социально-психологического консультирования: 1.по форме – групповое и индивидуальное, 2.по содержанию – конкретное, программное, 3.по способу взаимодействия - контактное («очное»), когда консультант встречается с клиентом; дистантное («заочное»), когда общение происходит по телефону или по переписке.
33. Посредническая деятельность в социальной работе, её специфика. Эффективность и достижение успеха при использовании технологий посредничества. Социальное посредничество — одна из важных функций социальной работы. Посредническая деятельность осуществляется только тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить Посреднические услуги – содействие установлению и расширению связей между гражданами, семьями и социальными институтами, активизации контактов между ними (ст.1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»). Посреднические услуги могут быть сгруппированы по направлениям: посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; посредничество между специалистами разной ведомственной подчиненности; посредничество между клиентами социальных групп и институтов; межличностное посредничество.
|