Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию. Россия по форме государственного устройства является федеративным государством (ст.1 ч.1 Конституции России)
Россия по форме государственного устройства является федеративным государством (ст.1 ч.1 Конституции России). Федерация в России имеет несколько особенностей: – самое большое число субъектов (88 на момент написания указаний; число субъектов будет сокращаться). Перечень всех субъектов федерации приведен в ст. 65 Конституции России; – 6 видов субъектов федерации (республика, край, область, автономная область, автономный округ, город федерального значения). На момент подготовки издания в России -21 республика, 46 областей, 9 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная республика и 4 автономных округов; – федерация в России образована по смешанному (национально-территориальному принципу): 3 вида субъектов образованы по национальному принципу(республики, автономная область и автономные округа) и 3 -по территориальному принципу(города федерального значения, края, области); – федерация имеет конституционную, а не договорную природу (возникла на основе Конституции); – в России есть т. н. «сложносоставные» субъекты (в состав некоторых краев и областей входят автономные округа). Тенденцией развития федеративных отношений является сокращение числа подобных субъектов за счет слияния, объединения субъектов федерации. Первый пример -Пермский край, возникший в результате слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; – определенная «ассиметричность» федерации. Конституция провозглашает равноправие субъектов федерации(ст.5 ч.1, 4). Однако, Конституция закрепила некоторые отличия в статусе республик и иных субъектов федерации (республика именуется «государством» (ст.5 ч.2 Конституции России); акт высшей юридической силы в системе законодательства субъекта федерации в республике называется Конституция, в остальных субъектах федерации – Устав (ст. 5 ч. 2 Конституции), при этом Устав субъекта может быть принят только законодательным органом государственной власти субъекта федерации (ст. 66 Конституции России), а Конституция республики – может приниматься и на референдуме субъекта федерации (Конституция России не регулирует порядок принятия Конституции субъекта федерации); республики, в отличие от других субъектов федерации, могут устанавливать свой государственный язык, употребляемый наряду с русским языком (ст. 68 Конституции России); – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий(ст.11 ч.3 Конституции). Принципы федеративного устройства России: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации (ст. 5 ч. 3 Конституции России). Условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации определяет федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. Следует помнить, что новый субъект федерации в России может появиться только в результате присоединения к России иностранного государства или его части, а также в результате объединения уже существующих субъектов федерации, граничащих между собой. В первом случае должен быть заключен международный договор с иностранным государством, входящим в состав России, во втором- должны быть проведены референдумы в каждом из объединяющихся субъектов федерации. Принятие в состав России и образование нового субъекта оформляется федеральным конституционным законом. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации производится в Конституции России в ст. 71, 72, 73. Выделяется три сферы предметов ведения: предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71), предметы совместного ведения федерации и субъектов федерации (ст. 72) и предметы ведения самого субъекта федерации (ст.73). Предметы ведения субъектов федерации определяются по т. н. «принципу остаточной компетенции»: те вопросы, что не вошли в перечни, приведенные в ст.71 и 72 Конституции России, следует считать относящимися к ведению субъектов федерации. Если нормативно-правовой акт субъекта федерации принят по вопросам ведения Российской Федерации или вопросам совместного ведения, он не может противоречить федеральным законам(ст. 76 ч. 5 Конституции России). Если нормативный акт субъекта принят по вопросам ведения самого субъекта, то он имеет приоритет по отношению к актам федеральных органов государственной власти(ст. 76 ч.6 Конституции России). Государственную власть в субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции России). Согласно ст. 77 Конституции России, система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. При этом, следует помнить, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 ч.2 Конституции России). Принципы построения системы органов государственной власти субъектов федерации, основные положения, касающиеся деятельности указанных органов, закреплены в федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации(ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). В частности, к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.).
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов? 2. Как будет приниматься в состав России новый субъект федерации? 3. Каково соотношение по юридической силе федерального закона и договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации? 4. Почему субъект федерации нельзя считать полноценным государством? 5. В каких случаях допускается досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации? 6. Перечислите принципы федеративного устройства России. 7. Что такое «национально-культурная автономия»? 8. Назовите полномочия законодательного органа субъекта федерации. 9. Опишите процедуру наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта федерации. 10. Как вносятся изменения в ст. 65 Конституции?
Тестовые задания: 1. Органы государственной власти субъектов федерации могут устанавливать международные связи с а) административно-территориальными единицами унитарных государств; б) административно-территориальными единицами унитарных государств и субъектами федеративных государств в) органами государственной власти иностранных государств.
2............................- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
3. Максимальный срок полномочий законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов федерации а) 4 года; б) 5 лет; в) 6 лет; г) законом не определяется.
4. Высшим должностным лицом субъекта федерации может стать гражданин России, достигший а) 35 лет; б) 21 года; в) 30 лет; г) 18 лет.
5. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство относится к а) исключительному ведению Российской Федерации; б) ведению субъектов Российской Федерации; в) совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
6.............................- имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
7. Российская Федерация состоит из республик,..............., областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
8. Конституционный (уставный) суд субъекта федерации а) должен быть образован в каждом субъекте федерации; б) может создаваться по усмотрению субъекта федерации; в) не создается в субъектах федерации.
IV. Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// Российская газета, 1993, 25 декабря. 2. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г.//Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52 ч.1., ст.4916. 3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005 (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004г.) 4. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 2, ст. 231. 5. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2965. 6. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2208. 7. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г.// Российская газета, 2001, 12 мая. 8. Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5718. 9. Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от14 июля 1992 г.// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст. 1915; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5503. 10. Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993г.// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 19, ст. 6839 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004г.). Акты судебных органов: 1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1997 года по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3581. 2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №3, ст. 429. 3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции республики Алтай и федерального закона " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №25, ст. 2728. 4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания, и Республики Татарстан// Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 29, ст. 3117.
Основная литература: 1. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В.. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. 2. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. - Ростов-н/Д: Изд-во РИО Ростовского филиала РТА, 2007.
Дополнительная литература: 1. Варламова Н.В. Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика.- М., 2001. 2. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства.- М., 2001. 3. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма.- М., 2000. 4. Чертков А.Н. Возможности совершенствования субъектного состава Российской Федерации: правовые аспекты//Журнал российского права.-2005.-№11.
|