![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г. Метод индукции
- универсальный метод познания, когда на основе анализа единичныхфактов (предметов) делается обобщающий вывод о свойствах всего класса данных предметов. То есть происходит рассуждение от единичного к общему. Виды индукции: - полная, когда исследуются все предметы данного класса; - неполная (исследуется только часть предметов одного класса). Для избежания ошибок в дедуктивных выводах необходимо изучить достаточное количество предметов и в первую очередь анализировать факты, противоречащие обобщению (белая ворона). Примеры индуктивного вывода: - Все кошки мяукают (если каждая из изученных мяукает); - Телевизоры «Сони», как правило, хорошего качества (доказано на практике); - Коммунистические режимы экономически неэффективны (опыт истории); - Наличие первоначального капитала есть важное условие успешного начала предпринимательства (анализ реального опыта). Джон Локк (1632-1704) английский философ, эмпирик, сенсуалист, политический мыслитель Гносеология Локка: Источник всех знаний – ощущения и опыт. Душа человека как чистая доска, на которой при рождении человека еще ничего не написано («tabula rasa»). «Нет ничего в душе, чего бы раньше не было в ощущениях». Поэтому критиковал теорию о наличии у человека «врождённых идей» и знаний. Процесс познания: 1 этап: Воздействие материальных предметов на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и др.) вызывает у человека ощущения (это - сенсуализм). Ощущения - начало познания. На их основе, а также на основе опыта рождаются простые идеи. 2 этап: Затем приобретенные идеи анализируются с помощью ума (рефлексия). В результате рефлексии формируются сложные идеи. 28. Представители рационализма: Рене Декарт (Картезий, Картезианец) (1596-1650)французский философ, рационалист, дуалист. Онтология Декарта: Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души. Метафизический материалист, т.к.отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины». Механистический материалист во взглядах на природу. Материя состоит из мельчайших частиц, бесконечна. Есть только одна форма движения материи – механистическая – путем перемещения тел их столкновения. Гносеология Декарта: Рационалист. 1. Учение о «врожденных идеях»: В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает. Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный метод). 2. Дедукция – универсальный метод познания, когда на основе знания об общих свойствах класса предметов делаются выводы о свойствах единичного предмета данного класса. Таким образом, рассуждение идет от общего к единичному! П римеры дедуктивного рассуждения: 1. Исходное знание: любая монополия ведет к застою. Дедуктивный вывод: в экономике - не следует монополизировать производство какой-либо группы товаров, в политике - вводить однопартийную систему. Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677)голландский философ, пантеист, рационалист. Онтология Спинозы: Природа есть единственная первичная субстанция, она сама является причиной своего возникновения. Бог растворен в природе (пантеизм). Гносеология Спинозы: А. Учение о 3-х ступенях знания: Выделил: 1. Эмпирическое (на основе опыта, чувственного восприятия) – часто недостоверно, случайно, недостаточно; 2. Рациональное (на основе разума) – истина достигается посредством доказательств. Оно достоверно, но неполно; 3. Интуиция – есть непосредственное созерцание истины умом. Это главный вид знания, позволяющий познать сущность предметов мира. Противопоставлял чувства разуму, принижая роль чувств и опыта в познании. Не видел в практике критерия истины, в том, что именно опыт дает информацию для интуитивных выводов. Б. Учение Спинозы о свободе «Свобода есть познанная необходимость». Где необходимость – это объективные законы мира. Лишь понимая, признавая и учитывая существование необходимости (законов), человек обретает свободу. Следовательно, степень свободы человека зависит от уровня познания им объективных законов мира и действий в соответствии с ними. Вывод: чем больше знаешь, тем более свободен. Например: - успех в бизнесе - от уровня знания законодательства и использования его на практике (предприниматель, бухгалтер); - разные возможности выбора института и места работы от уровня знаний (отличник, хорошист, троешник). Сторонник абсолютного детерминизма (причинности). Отрицал случайность. Это привело Спинозу к фатализму. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716), немецкий философ, рационалист и математик (открыл дифференциальное и интегральное исчисление) Онтология Лейбница: Мир - система разнокачественных объектов. В основании каждой вещи лежит своя собственная субстанция – монада - простая и неделимая частица. В отличие от атомов монады обладают не материальной, а духовной основой. Их множество в мире. Гносеология Лейбница: Пытался сочетать рационализм и эмпиризм, при ведущей роли рационализма. Признавал наличие у человека врождённых идей, склонностей, предрасположений. Указал на невозможность объяснить приобретение всех знаний только из внутреннегоопыта. Подчёркивал активность сознания уже при получении элементарных ощущений, а не только при образовании сложных идей, как утверждал Локк. Выделил два вида (рода) истин: истины факта и истины разума. 1. Истины факта. Постигаются случайным, эмпирическим путем (например, законы природы). 2. Истины разума. Происходят от врожденных идей. Однако в отличие от Декарта полагал, что они не даются сразу ясно и отчетливо, а находятся в зародыше и постепенно развиваются до полного осознания.
|