![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развил учение о категориях
(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.). 5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель). 6. Обосновал принцип тождества бытия и мышления, т.е. единство законов внешнего мира и законов мышления. Заключение: Философия Гегеля - вершина европейской философии того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей философии, в т.ч. Марксизмом и русской идеалистической философией.
35. Философия истории Гегеля социальная теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории общества. 1. В бесконечном процессе истории господствует мысль. История есть в первую очередь процесс саморазвития разума (абсолютной идеи). 2. Цель всемирной истории – самопознание мировым разумом самого себя (это - идеализм). Носителем мирового разума в ту или иную эпоху является народ, находящийся в данный момент в расцвете сил (в 19 в. – Германия). 3. В то же время каждый народ мира вносит свой вклад в развитие мирового разума (китайцы – философию, якуты - сказания, папуасы, негры – медицину и т.д.). 4. Всемирная история есть прогресс общества в развитии свободы: Этапы развития свободы: 1) Восточный мир: свобода – только для деспота с его произволом и слепым повиновением народа; 2) Греческий, римский миры: свобода в ограниченных пределах, лишь для некоторых (свободных граждан). Есть рабство. 3) Германский мир – полная (?) свобода для всех (политическая и гражданская). В этом – идеализация прусского государства и явное противоречие с самой диалектикой Гегеля, так как полной, т.е. абсолютной свободы не может быть в принципе. В ином случае -развитие прекращается! 5. Прогресс общества Гегель связывал также с разумным государственным устройством. 6. Гегель рассматривает историю как единый неразрывный закономерный процесс развития общества. В нем каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, в то же время есть закономерная ступень в развитии человечества (человеческого духа). 7. Человеческое общество развивается путем сложения действий отдельных личностей, преследующих собственные интересы. В этом проявляется активность человеческой личности. Однако в результате пересечения интересов и воль отдельных людей возникают новые объективные обстоятельства, с которыми люди необходимо вынуждены считаться. Таким образом, случайность (воля отдельных лиц) превращается в необходимость (новую ситуацию). И т.д.
36.Фейербах Людвиг (1804-1872) непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму. А. Онтология Фейербаха: Критика религии В понимании природы - м атериалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма. Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы. Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”. Полностью (метафизически) отрицал всю философию Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка». Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского. Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха: Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции. Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие. Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки. Т.к. поту стороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посю сторонней) жизни. Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя. Выводы: У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был: - материалистом в понимании природы (материя – первична); - идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку). Положительные элементы философии Фейербаха: 1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму. 2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.
|