![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материализм в русской философии XIX-XX веков
Материалисты XIX века (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев) были в первую очередь идеологами русской революционной демократии. 1. Выступали за создание справедливо устроенной земной жизни. 2. Высказали ряд диалектических положений о развитии природы и общества (Герцен), через противоречия нового со старым (Герцен, Чернышевский). 3. Но системные и обоснованные ответы на поставленные вопросы не дали. Герцен Александр Иванович (1812-1870)Мыслитель, писатель, публицист. Основоположник теории русского социализма - Отвергал идеализм Гегеля, материалистически осмыслив диалектику. - Материя находится в вечном движении, венец ее развития – человек. Сознание вторично, есть продукт природы. - Основа познания – опыт (эмпиризм). Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) писатель, мыслитель - Человек есть высшее создание природы. - Способность к познанию – врожденное качество человека. - Природа объективна, наши ощущения лишь отражают ее. Источники знания – опыт, ощущения. - Все философские истины должны проверяться естествознанием. Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)Материалист, диалектик, теоретик и популяризатор марксизма. Основные идеи: - Отрицал значение субъективного фактора в истории общества. Личность не в состоянии коренным образом изменить мир, но придает общественному развитию своеобразие (особую физиономию событиям). - Раскрыл происхождение искусства как особой формы отражения общественной жизни; - Развил материалистическое понимание истории (К. Маркса), показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания, роль общественной психологии; Выступал за постепенное развитие общественных преобразований в России, был против насильственных действий (революции). «Россия еще не смолола муки для будущего пирога социализма». Ленин Владимир Ильич (1870-1924)Материалист, диалектик. Убежденный и непримиримый противник религиозной и идеалистической философии. Главный последователь идей марксизма в Европе в XX веке и их реализатор на практике. Построил социализм в России революционным (насильственным) путем. Основные философские идеи В.И. Ленина: - Вклад в учение о материи. Дал ее классическое, философское определение (Это есть «объективная реальность, данная нам в ощущениях»); Развитие учения об абсолютной и относительной истине; - Развитие учения о теории отражения как основы познания; - Введение принципа партийности в философии: или материализм (правильное учение) или идеализм (ложное, враждебное науке, обществу и пролетариату). 45. Русское почвенничество течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX века Апполон Григорьев Николай Страхов Николай Данилевский (1822-1864) (1828-1896) (1822-1885) Михаил Мих. Достоевский Федор Мих. Достоевский (1820-1864) (1821-1881) В русском обществе необходимо формирование «органического» мировоззрения: 1. В познании явлений жизни главное - художественное творчество, науки – не главное. 2. Идея «национальной почвы» как основы социального и культурного развития России. Существует разрыв образованной части русского общества с народной почвой. Его необходимо преодолеть на основе духовногоединения сословий как единственного способа сохранения самобытности страны и особого пути развития России. 3. Мысль об особой миссии русского народа, призванного спасти человечество. 4. Критическое отношение к революционным демократам, западникам а также – к славянофилам (!) за их стремление создать жизнь по искусственной схеме (теории). «Не учить жизнь жить по-нашему, а учиться у жизни на ее органических явлениях» (А. Григорьев). 5. Восток и Запад – две чуждые цивилизации (развитые на противоположных принципах) среди различных, т.н. культурно-исторические типов цивилизаций в истории человечества. 6. Признание существования самобытного «славянского типа» цивилизации (Н. Данилевский).
46. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского - одна из теорий локальных цивилизаций. Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), философ, культуролог. Книга «Россия и Европа» (1871) Единой всемирной цивилизации не существует. Есть лишь индивидуальные, локальные цивилизации (т.н. культурно-исторические типы). Они включают в себя, как правило, близкие по крови народы. Каждая из цивилизаций (типов) принципиально отличается от другой, благодаря 4-м основам (критериям): - религиозная; - культурная (искусство, нравственность, наука); - политическая; - социально-экономическая. Ядро каждого культурно-исторического типа составляют т.н. «исторические нации» (имеющие собственную национальную идею и задачу). К ним примыкают народы-неудачники. Они служат для исторических наций этнографическим материалом (поглощаются им, ассимилируются). Например: для России – карелы, мордва, черемисы. Всего выделял в истории человечества 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, римский, греческий, европейский (романо-германский). Славянский тип – зарождающийся, противостоящий европейскому. Задача России – объединить славян..
|