![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропоцентризм (учение о личности)
Бердяев - сторонник экзистенциализма (в центре его внимания – духовное «Я» человека). Тема свободы личности, творчества, духовности – одна из центральных у Бердяева. Личность есть центр бытия, высшая духовная ценность. Она – первичнее бытия. Личность есть свободное, активное, творческое начало. Она должна противостоять окружающему бытию как воплощению необходимости, причинности, пассивности. Между личностью и обществом (окружающим миром) всегда конфликт. Общество хочет поглотить, поработить личность. Выход – первенство (примат) личности над безличностным (коллективом, родом, классом, обществом). Поэтому Бердяев категорически отвергал марксизм, поставивший на первое место класс и заслонивший им личность. В марксизме не может идти речи об активности и свободе личности. 51. «Русская идея» (В. Соловьев, Н. Бердяев) Совокупность разнородных концепций русских мыслителей: В. Соловьев, Е. Трубецкой, Вяч. Иванов, С. Франк, Г. Федотов, И. Ильин, Н. Бердяев и др. Термин введен В.Соловьевым (1888). Однозначного, «научного» определения теории «Русской идеи» не существует. Данное понятие используется для: - понимания русского самосознания, культуры; - национальной и мировой судьбы России, ее наследия и будущности; - путей соединения народов и преобразования человечества. «Русская идея» В.С. Соловьева (1853-1900) Эволюция взглядов: 1. Первоначально - надежды на русский народ как носителя будущего религиозно-общественного возрождения (идея близкая к славянофильству). 2. Затем - учение о вселенской теократии (с 1883). 3. В 1888 – доклад «Русская идея» в Париже – о смысле существования России во всемирной истории. Сущность теории «Русской идеи» (по В. Соловьеву): - органическое е динство государства, церкви и общества. В результате – христианское преображение жизни, ее построение на началах истины, добра и красоты; - отрицание односторонней этнической, прорусской ориентации (в отличие от панславизма славянофилов). Призыв к восточно-западному единству народов при ведущей роли России в рамках учения о вселенской теократии.
Россия должна подчинить власть государства авторитету «вселенской церкви», отведя подобающее место «общественной свободе». «Русская идея» Н. А. Бердяева (1874-1948) Работа «Русская идея» (1946) Завершение теории «Русской идеи». Не согласен с трактовкой «Русской идеи» В.Соловьевым. «Русская идея» (по Н. Бердяеву): - У России собственные национальные и духовные интересы. Специфика русского пути цивилизации; - Западная культура завершила гуманистическую стадию своего развития. Россия не может перенять западный гуманизм с его серединностью (постепенностью), т.к. русские – радикалисты по своей природе. Отсюда - и победа большевизма в 1917; - Большевизм (в свою очередь) можно победить не материально, а только духовно, медленным процессом религиозного покаяния и возрождения. Для этого необходимо – движение к новой общественности; - Русская интеллектуальная история есть целостное явление (Петр I, декабристы, Ленин, Федоров). Выводы: Теория «Русской идеи» сыграла важную роль в развитии русской философии, самосознания, послужила обоснованием культурного подъема в России начала XX века.
|