![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия марксизма (диалектический материализм). Ее предмет
Под влиянием материалистической философии Л.Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от поддержки гегелевского идеализма к материализму. Теоретические источники философии марксизма: труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь – материализм Фейербаха и диалектика Гегеля. Однако при этом К.Маркс резко критиковал: 1) Материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития природы) и односторонность (нераспространение материализма на общество); 2) Диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие мира происходит за счет идеального, благодаря мировому разуму). Маркс и Энгельс путем органического соединения материализма с диалектикой создали свою, принципиально новую философию – диалектический материализм. Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности и решающей роли материальных факторов. Принципиальное отличие диалектического материализма Маркса от прежнего материализма: диалектический материализм признает развитие и качественное разнообразие мира, а прежний материализм был метафизическим (т.е. отрицавшим такое развитие). Основные положения диалектического материализма (марксистской философии): 1. Основой мира является вечная, никем несотворимая материя. Она первична. 2. В ходе своего бесконечного развития материя создает идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека), которые являясь производными от материального мира. Идеальные сущности развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, зависят от него и являются его отражением. 3. Диалектика понятий вторична и является отражением диалектики вещей. 4. Решающая роль – у практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания. 5. Материальный фактор играет решающую роль в развитии общества. 6. Развитие общества носит прогрессивный, ступенчатый характер (путем смены общественно-экономических формаций). Оно обусловлено заменой устаревших способов производства материальных благ, а также борьбой главных классов общества. 7. «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества». 8. Главная задача философии – не объяснять мир, как это делала прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения. К.Маркс: «Философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»)
|