![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русский консерватизм (К. Леонтьев. К. Победоносцев)
Консерватизм (лат. Conservare – охранять, сохранять) – сохранение и поддержание традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ. Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями». Противоположные консерватизму направления – экстремизм, радикализм, анархизм, нигилизм и т.п. В русской философии идеи консерватизма были особенно развиты в XIX веке, сначала - во взглядах славянофилов, хотя в чистом виде встречались редко (Леонтьев, Победоносцев, Погодин). Судьба консерватизма в России (как и либерализма) трагична. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя крайними формами экстремизма (левым и правым), между которыми шарахалось общественное мнение. Консерватизм не был популярен в русском обществе, его исповедовали единицы. Опыт консерваторов отвергался как нечто совершенно ненужное или замалчивался. Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891)Философ, публицист, дипломат. Род в сельце Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии. Под конец жизни постригся в монахи. Сформулировал закон «триединого процесса развития»: Общество – живой организм, развивается по органическим законам, проходит три стадии развития: 1 стадия. «Первичная простота»: Национальные образования неразличимы, т.к. власть, религия, искусство, разделения на сословия существуют лишь в зачаточном состоянии. 2 стадия. «Цветущая сложность»: Власть сильной монархии и церкви, дифференцированность сословий, складывание традиций и преданий, появление науки и искусств. Стадия – государственной стабильности и культурной производительности. Это - вершина и цель исторического бытия. 3 стадия. «Вторичное смесительное упрощение»: Процесс разложения общества в результате смешения и равенства сословий, сходства воспитания, замены монархии конституционно-демократическими порядками, падение влияния религии и т.п. Пример этому – нынешняя Европа, которая безнадежно устарела и разлагается. Ее ждет упадок во всех сферах общественной жизни, общественная неустроенность, жалкие индивидуальные мещанские блага и добродетели безликого и безбожного буржуа. Отсюда – резкое отрицание К. Леонтьевым западноевропейских идей всеобщего прогресса, который, в конечном счете, ведет к потере индивидуальности и деградации общества и человека. Россия как государственная целостность сложилась значительно позже Европы. Ее расцвет – при Екатерине II (когда укрепился абсолютизм, укрепление сословия дворянства и расцвет искусств). России нужно оставаться самобытным государством. Для этого необходимо: - изолироваться от Европы; - сохранить традиционные социально-политические институты и общины; - поддерживать религиозно-мистическое настроение граждан. К. Леонтьев: «Россия подгнила, ее нужно подморозить!». Победоносцев Константин Петрович (1827-1907)Консерватор, профессор права, обер-прокурор Священного Синода, воспитатель 3-х цесаревичей. Основные идеи: 1. Критика идеи народовластия, которого реально никогда не будет, т.к. всегда будет править некая политическая элита. 2. Парламентаризм – великая ложь нашего времени. Выбирают не представителей народа, а самых нахальных и эгоистичных, которые рвутся во власть. 3. Выступал за низкий уровень образования (4 класса) для простого народа. Просвещение народа ни к чему хорошему не приведет. 4. Противник реформ общества, которые погубят Россию. 50.Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900)Выдающийся религиозный философ, идеалист, мистик, альтуист. Сын знаменитого историка С.М. Соловьева. Преподавал в Московском, в СПБ университетах. Противник смертной казни. Центральное место в философии Соловьева – идея всеединства (объединения). Гносеология Соловьева: «Теория всеединства» в познании: Есть три источника познания: - эмпиризм (опыт); - рационализм (разум); - религиозная мистика (интуиция). Она – главная! Каждый из них исследует разные стороны бытия. Однако целостное познание сущности мира возможно лишь путем всеединства, т.е. объединения (синтеза) всех трех способов познания: науки (опыта), философии (разума) и религии (интуиции, мистики). 8Социальная философия Соловьева: Теория «вселенской теократии»: В мире господствуют враждебные отношения между людьми и культурами. Для исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви: православие, католицизм, протестантство. - Восточная (православная) церковь – обладает богатством мистического созерцания. - Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную власть, независимую от государства (Папа Римский). Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней. В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви). Роль России в создании государства «Вселенской теократии»: Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов. Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур. Кроме того, русский народ обладает терпимостью и способностью к самоотречению, столь необходимому для вселенской церкви.
49.Бердяев Николай Александрович (1874-1948) Выдающийся философ, религиозный идеалист, экзистенциалист. Сначала - легальным марксист, затем - религиозный мыслитель, активный критик марксизма. В 1922 году выслан из России за границу: Берлин, Франция (с 1924). В философии - последователь В.С. Соловьева. Бердяев - философ свободы. Свобода и творчество (отличие философии от науки) Философия не является наукой, т.к. она есть свободное творчество, а не приспособление. В то время как наука есть процесс познания действительности и, следовательно, неизбежного приспособления к ней. Учение о свободе – главное в его творчестве. Отрицал понятие свободы как познанной необходимости (данное Спинозой), т.к. она оказывается подчиненной необходимости. Свобода – есть свобода духа, творчество, внутренняя глубинная энергия человека. Свобода иррациональна, т.е. непостижима рассудком. Она коренится и возникает в том Ничто, из которого Бог сотворил мир.
|