![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности современной западной философии
Сциентизм (лат. scientia – наука) – утверждение о том, что все имеющие смысл проблемы научно разрешимы. В том числе - проблемы жизни общества. При этом признаются достаточными естественно-научные методы познания и решения. Роль науки при этом явно переоценивается.
39.Иррационализм и «философия жизни» как направление в философии Иррационализм – философское течение, появившееся в 19 веке в противовес рационализму, пытавшему все объяснить на основе разума. Иррационализм (т.е. не разумный, находящийся за пределами разума) - учение, которое считает, что главными источниками познания мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувства, любовь. А разум лишь затем обрабатывает полученные в результате этого познания данные. «Философия жизни» - группа учений сформировавшаяся позднее на базе иррационализма. Среди ее видных представителей - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд, О.Шпенглер и др. Основы теорий «философии жизни»: Онтология: В основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – жизнь как творческая эволюция, поток, порыв, длительность, в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. Этот поток жизни необъясним в рамках рационализма и позитивизма. Жизнь это процесс, свободное, стихийное и интенсивное творчество, не поддающееся научному анализу. Гносеология: Главное в жизни не материя, а дух. Поэтому вместо логики и рационального познания следует опираться на интуицию, чувства, переживания. Артур Шопенгауэр (1788-1860)немецкий философ. Гл. работа «Мир как воля и представление» Главный принцип жизни и познания – воля, непознаваемая «вещь в себе», которая находится вне времени и пространства и не зависит от разума и от познания. Воля действует слепо, инстинктивно и не направляется сознанием (как птица, строящее гнездо, паук, плетущий сеть). Воля составляет сущность всякой вещи.Воля – явление мировое. Мировая воля лежит в основе всего существующего, в т.ч. и воли отдельного человека.Познание мира – непосредственное, на основе интуиции, т.к. воля бессознательна и слепа. Поэтому высший вид познания не наука, а искусство, как основанное на интуиции. Фридрих Ницше (1844-1900)немецкий философ Главная категория - «воля». Сущность жизни – воля к власти. Все что мешает укреплению воли к власти должно быть отброшено как вредное (старые истины, мораль, религия, отношение к женщинам, сострадание к неудачникам и слабым и т.п.). Интеллект и демократия гражданского общества приводят к равенству и к серости. Любовь к ближнему формирует мораль «рабов». Ее следует заменить моралью «господ», немногих, обладающих силой и презрением. Это грядущие сверхчеловеки («белокурые бестии»), они абсолютно свободны. Масса должна безропотно им подчиняться. Главным способом познания жизни является и скусство. Главная цель познания – приносить пользу людям. Анри Бергсон (1859-1941)французский философ Подлинная реальность – жизнь, которая характеризуется как «жизненный порыв». Это бесконечная творческая эволюция, становление и развитие. Жизнь непрерывна, длительна, целостна. Жизнь не познаваема с помощью науки и разума. Она постижима только интуицией. Зигмунд Фрейд (1856-1939) австрийский врач-психиатр Изучал проблемы поведения человека, культуры. Поведение человека Каждый индивид сам по себе, движущие силы его поведения – в его биологических инстинктах и потребностях. Определяющую роль в жизни человека играет не сознание, а бессознательное. При этом сексуальное влечение человека (либидо) является основой поведения человека, оказывает влияние на все виды деятельности людей. Наряду с половым инстинктом Фрейд выделяет также инстинкты: жизни и смерти, разрушения, агрессии. В конечном счете, борьба инстинктов жизни и смерти (Эроса и Танатоса) определяет ход развития человека, общества и культуры. Проблемы культуры Культура (классическое определение) – совокупность социальных свойств человека, их знания, умения, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д.В основе культуры – иррациональная, биологическая деятельность человека. Вся человеческая культура, по Фрейду, есть результат сублимации – переключения энергии либидо на процесс творчества и другие, более высокие виды деятельности (политика, общественная деятельность). Культура (особенно европейская) невротична в своей основе, т.к. у нее репрессивная функция по отношению к человеку. Существующие социальные нормы и ценности, установки культуры подавляют естественные инстинкты и влечения людей и тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья. Люди были счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации. 40.Экзистенциализм (философия существования) одно из основных философских социальных течений XX века. Основатель – Серен Кьеркегор (1813-1855) Дания. Рассматривал человека как «экзистенцию» (подлинное бытие). В основном разрабатывался учеными Германии, Франции, а также России (Бердяев, Шестов).
|