![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектика в древнегреческой философии
Диалектика - учение о развитии и взаимосвязи. Диалектика бывает двух видов: 1) Объективная – диалектика вещей (т.е. материального мира) 2) Субъективная – диалектика понятий Исторические формы диалектики: 1) стихийная (древнегреческая) 2) идеалистическая (Гегель и др.) 3) материалистическая (К.Маркс) Древнегреческая диалектика носила во многом стихийный характер: весь мир рассматривался непрерывно изменяющимся, переходящим из одной формы в другую. Диалектика Платона: - см. в его учении о двойственности мира (параграф №5); Диалектика Аристотеля: - см. в его учении о материи и форме мира (параграф №6). Гераклит (ок.544- ок.483), материалист, родоначальник объективной диалектики (т.е. диалектики вещей в природе). В основе всего огонь. Все возникает из огня и в него же превращается, в т.ч. не только обычные материальные тела, но и души людей (они тоже материальны - сухой огонь). Основные идеи Гераклита: изменчивость, развитие, противоречивость, релятивизм 1. Всеобщая изменчивост ь мира: “Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного”. 2. К ачественный характер изменений (развитие): “В одну и ту же реку нельзя войти дважды, т.к. на входящего текут все новые и новые воды”. 3. Противоречивость мира. “Жизнь природы есть непрерывный поток движения. Противоположности переходят одна в другую” (Теплое холоднеет, влажное усыхает и т.д.). Источник движения и развития - противоречия, борьба между противоположностями. Война это и борьба противоположностей и их единство. «Война всеобща, справедливость в распре, все рождается через распрю». 4. Сформулировал принцип релятивизма – всё существующее носит относительный (временный) характер (из-за всеобщей изменчивости мира). Поэтому все предметы и явления следует рассматривать друг относительно друга (во взаимосвязи). О тносительно все, включая и истину (то есть истина не абстрактна, а конкретна - для определенных явлений и времени). В отсутствие филос. терминологии, Гераклит выражал свои диал. идеи не в филос. понятиях, а в конкретных художественных образах. Примеры относительности Гераклита: 1) Что лучше золото или солома? - «Ослы золоту предпочли бы солому”. 2) Морская вода - чистая или грязная? - “Морская вода - чистейшая и грязная - соответственно для рыб и для людей”. 3) Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком”. Евбулид (4 век до н.э.), из Милета, ученик Гераклита Парадоксы: “Куча”; “Лысый” Указал на механизм развития: переход из одного качества в другое происходит путем накопления необходимых количественных изменений. Зенон Элейский (490-430) Прославился своими апориями (затруднения, неразрешимое противоречие): Ахиллес и черепаха, Дихотомия (деление пополам), Стрела, Стадион. В апории «Ахиллес и черепаха» Ахиллес в принципе не может догнать черепаху, т.к. нельзя за конечное время преодолеть бесконечное количество отрезков, на который делится расстояние между ними. Этим он доказывает невозможность мыслить движение без противоречия (конечная бесконечность). А то, что нельзя мыслить - не существует. Поэтому мир не такой, каким мы его воспринимаем. Его сущность не совпадает с нашим ощущением о нем. Показал диалектическое противоречие и разница между сущностью и явлением, между чувственным и рациональным познанием. Заслуги древнегреческих диалектиков: они сформулировали: 1. Принцип противоречивости всего существующего, перехода явлений в свою противоположность. 2. Диалектическую идею развития путем перехода количественных изменений в качественные. (Парадоксы Евбулида) 3. Принцип всеобщей взаимосвязи всех процессов и явления, а также соответствующих им понятиям (релятивизм)
|