![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления в философии. Материализм и идеализм.
Монизм (греч. монос – один) – утверждение, что мир имеет только одно начало (субстанцию): или материальное или идеальное. Например: первична материальная причина (материя); первична идеальная причина (Бог). Дуализм (лат. дуа – два)– признание наличия двухравноправных начал (причин чего либо). Примеры дуализма: - в онтологии: причинами возникновения и развития мира являются два равноправных начала: и материальное и идеальное (материя и сознание); - в гносеологии: признание двух разных методов познания действительности (например, эмпиризм и рационализм). Плюрализм (плюраль – множественность) – признание множественности начал (причин) в мире. Примеры плюрализма: - в онтологии: в основе мира лежит несколько равноправных, самостоятельных начал (причин) – вода, воздух, огонь, идеи, Бог; - в гносеологии (в познании) – признание множественности методов познания (эмпиризм, рационализм, индукция и др.). Материализм и идеализм: Два основных направления (течения) в философии (в монизме). Соответственно, их сторонников называют материалистами и идеалистами. Материализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что мир возник и развивается благодаря материальным причинам (началам). Например: материя, атом, земля, воздух, и т.п. А все идеальное - вторично и возникло благодаря материальному (в том числе, сознание человека). Поэтом, например, в возникновении и развитии общества материалисты главными движущими силами развития соответственно считают материальную основу общества (экономику), которая определяет все остальное, в том числе идеальные (духовные) сферы – культуру, образование, науку и т.п. Исторические формы материализма: Материализм в истории существовал в нескольких формах. 1. Древний материализм (материализм древних греков) - стихийный и наивный. Природа состоит из материальных частиц и существует независимо от сознания. (VI век до н.э – VI в. н.э. Фалес, Демокрит, Гераклит). 2. Метафизический (механистический) материализм: упрощенное понимание первичности материального на основе лишь количественного, механического перемещения тел (Новое время в Европе. 16-17 века. Декарт, Гоббс). 3. Диалектический материализм: мир в своей основе материален и постоянно, качественно развивается. (19-й век. Маркс, Энгельс).
Материализм может быть: - Последовательный материализм: принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм). - Непоследовательный материализм – признание материализма в природе и отрицание его в обществе и в истории (Фейербах). - Вульгарный материализм – все существующее в мире сводится к материальному, в т.ч. сознание человека (Бюхнер, Фогт, Моллешот). Идеализм и его разновидности: Идеализм – направление в философии (в онтологии), полагающее, что основой мира и причиной его возникновения является идеальное (духовное) начало. Например: - в природе – Бог, абсолютный разум, понятия и т.п. - в обществе – идеи, культура, образование, наука. Две разновидности идеализма: объективный и субъективный 1. Объективный идеализм – утверждение, что основа мира (его причиной) есть объективное идеальное начало, т.е. не зависящее от человеческого сознания. Например, Бог (в религии), абсолютная идея (у Гегеля), идеи (у Платона), числа (у Пифагора) и т.п. 2. Субъективный идеализм – утверждение, что основа мира – сознание человека. Мир зависит от человеческого сознания, создается им. Фактически «мир есть комплекс ощущений человека» и не существует вне человеческого сознания (англ. философ Дж.Беркли, 1685-1753). Например: вишня. Следовательно, мир всецело зависит от человеческого восприятия, от человеческих ощущений. Он субъективен, так как восприятие мира каждым человеком субъективно. Действительность есть результат духовного творчества субъекта. Отсюда – ведущая роль человека (субъекта) в преобразовании мира и общества (т.н. субъективный метод в социологии).
|