![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Брахманизм
– главное учение индийской философии. Основано на учении брахманов (жрецов), учивших по Ведам (собрание древних священных книг и гимнов в честь богов – подобие Библии). Философская часть Вед – Упанишады (сидеть рядом с учителем). Главное внимание в них к человеку, к его нравственному совершенствованию (например, вопросы «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?»). В мире - два духовных начала (Брахман и Атман): Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами; Атман – индивидуальная душа человека («Я»), субъективное духовное начало. Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны (слитны, едины) на высшем уровне развития субъективного «Я». В этом диалектическая взаимосвязь, единство (тождество) мира и отдельного человека («Я»). Сансар (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается и новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы (закон воздаяния за содеянное). Будущее человека (его новое состояние и сословие (варна) определяется его поступками в прошлых жизнях. При плохих поступках он не только переходит в более низшую касту, но его душа может переселиться даже в животного. То есть, судьба человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь – «путь отцов» (питръяна). В.Высоцкий: «Кто верит в Магомета…». Другой путь – истинный, это «путь Богов» (деваяна). Это достигается при помощи постоянного нравственного совершенствования, освобождения от страстей (мокша), аскетизма, осознании своего тождества с миром. При этом душа человека (Атман) освобождается от бесконечного перерождения (сансары), сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от влияния Кармы (воздаяния). Выводы: Жизнь человека есть бесконечная цепь перерождений, а истинная цель - выйти из этой цепи (покинуть сансару), т.е. избавиться от земной жизни. Поэтому человек должен быть нацелен на внутреннее самосовершенствование, а не на изменение внешних условиях – природы и общества. Поиск истины осуществляется не теоретическим познанием мира (эмпирическим или рациональным), как в европейской философии, а нравственным совершенствованием человека через аскетизм (воздержание, отказ от жизненных благ). 2. Джайнизм – 6 век до н.э. Основатель - Махавира Вардхамана (599-527 гг. до н. э.) Это учение о бытии личности. Личность дуалистична и состоит из 2 частей: души и тела, которые связаны между собою кармой (тонкой духовной материей, в отличие от кармы в брахманизме, понимаемой как закон воздаяния). Душа, связанная кармой, постоянно странствует и перерождается. Два уровня существования: А) Несовершенный: душа соединена с материей (телом) и страдает; Б) Совершенный: душа освобождается от кармы и тела и находится в состоянии нирваны блаженства. Нирвана достигается праведной жизнью человека – аскетизмом (отстранение от богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам). Лишь аскетизм освобождает душу и прекращает ее перерождения. Освобождение от кармы носит индивидуальный характер. 3. Индуизм Состоит из 6 систем (в т.ч. веданта, йога). Всех их объединяет поиск путей искупления и выхода из круговорота сансары (перерождения) и кармы. 1) Веданта – важнейшая система и философская основа индуизма. Выход из бесконечного круговорота сансары (перерождения души) возможен только путем познания истины о том, что подлинный, реальный мир – это абсолютный духовный мир (Брахман) с которым соединяется душа (Атман), а не окружающий нас материальный мир. Главный путь к достижению этого знания (истины) – соблюдение нравственных норм и медитация (интенсивное размышление над проблемами Вед). 2) Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание)– школа практического психологического обучения человека. Правила психической тренировки (включают последовательные ступени): - самонаблюдение - овладение дыханием при определенных позах тела - изоляция чувств от внешних воздействий - концентрация мысли - медитация - состояние отторжения души от дела. На последней ступени душа освобождается от тела, от перерождения (сансары) и кармы. Йога направлена на формирование высоконравственной личности.
|